«Дорожка здоровья» - это самый простой, но при этом невероятно полезный массажер для ступней, так как нервные окончания, расположенные на ступнях, связаны с внутренними органами и системами человека. Известно, что на стопе находится огромное количество активных точек, связанных с различными органами человека. При ходьбе босиком по «дорожке здоровья» мы производим своеобразный массаж стопы и тем самым стимулируем работу всего организма.
«Дорожка здоровья» может состоять из:
ящичков, которые имеют разное покрытие (поверхность с еловыми шишками, галькой, керамзитом, каштанами, желудями);
полотна с пришитыми к нему пуговицами, карандашами, пробками и др.;
«удава» с пуговицами;
массажных ковриков;
керамических шашечек;
«диска здоровья»;
деревянных палочек;
деревянных пенечков;
спортивного оборудования (бревно, скамейка, ребристая доска, наклонная доска, обруч, канат) и др.
Занятия с использованием «дорожки здоровья» способствуют развитию и укреплению мышц плечевого пояса, спины, рук и ног, улучшению осанки детей, укреплению мышц свода стопы, увеличению гибкости и подвижности позвоночника и суставов.
На «дорожке здоровья» дети могут выполнять следующие упражнения:
Упражнения без предметов: ходьба, перекаты с пятки на носок, ходьба на внутреннем своде стопы.
Упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, ребристой поверхности, "следам", канату, узкой скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове; ходьба с мешочком на голове; ходьба и бег по гальке, шишкам, керамзиту, желудям, каштанам; ходьба по керамическим шашечкам; круговые вращения туловища на «диске здоровья»; ходьба с препятствиями (бревно, скамейка, обруч, канат); лазание под гимнастическую скамью; захват предметов стопами ног.
Подвижные игры: «Маленькие ножки ходят по дорожке», «Пройди – не задень ворота», «Донеси скорее мяч», «Переправа», «По следам», «Передай мяч над головой», «Попади в кольцо», «Кто больше», «Равновесие» и др.
«Маленькие ножки ходят по дорожке»: учитель предлагает детям всем показать свои ножки. Учитель говорит, что ножки у них маленькие, но бегают по дорожке быстро и приговаривают несколько раз: «Маленькие ножки бежали по дорожке». Затем учитель говорит, что у медведя ноги большие, а идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге». Создав образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения, учитель предлагает поиграть. Несколько раз повторяется шуточная припевка. Дети в соответствии со словами припевки то быстро, то медленно ходят по дорожке. Эти движения выполняются детьми как игровые действия и радуют их.
«Пройди – не задень ворота»: скамейки, канат или другие предметы расставляют на расстоянии 50 см друг от друга (ворота). Задача заключается в том, чтобы дети прошли по канату и не сбили ворота. Вначале дети проходят с открытыми глазами, а затем с закрытыми глазами. Выигрывает тот, кто не сбил ворота. При этом губы спокойно сомкнуты, дыхание носовое.
«Донеси скорее мяч»: все дети выстраиваются колонной в начале дорожки, учитель стоит в конце дорожки. Задача заключается в том, чтобы первый игрок в строю (водящий) быстро прошел по «дорожке здоровья», держа мяч на голове, передал мяч учителю, при этом нужно стараться не уронить мяч. Кто уронил мяч, тот проиграл. Участник, который прошел по дорожке, становится в конец колонны. Затем учитель передает мяч следующему игроку, и так дети проходят с мячом по дорожке колонной друг за другом. Можно вместо мяча использовать мешочек с песком.
«Переправа»: учитель говорит детям: «Мы идем в трудный поход, разделившись на два отряда. В лесу встретится ручей. Первый отряд перейдет его по узенькому мостику (по скамейке), затем ему придется перелезть через изгородь (через скамейку). Второй отряд должен перейти через ручей осторожно по камешкам (по гальке), потом пробраться под низкими колючими кустиками (подлезть под скамейку). Оба отряда должны пройти по «следам» зверей, встретившихся в лесу (должны не пропустить ни одного следа)». После этого отряды меняются маршрутами, и игра повторяется. Учитель отмечает, какой отряд успешнее преодолел встретившиеся на пути препятствия.
«По следам»: дети выстраиваются в колонну друг за другом. Каждый участник должен быстро пройти по следам, не пропустив ни один след и не выходя за его контур. Выиграет тот игрок, который не сделает ни одного нарушения.
«Передай мяч над головой»: все дети выстраиваются колонной в начале дорожки. Задача игры заключается в том, чтобы последний игрок в строю передал мяч над головой впереди стоящему участнику. Нужно пройти по «дорожке здоровья», передавая мяч над головой, при этом, стараясь не уронить мяч. Кто уронил мяч, тот проиграл. Так дети проходят с мячом по дорожке колонной друг за другом.
«Попади в кольцо»: учитель раскладывает на полу обручи один за другим. Дети делятся на две команды. Игроки выстраиваются в ряд друг за другом и по очереди прыгают из одного кольца в другое. Затем обручи ставят ребром друг от друга на расстоянии одного метра. Одни участники игры держат обручи, другие проходят внутри, не касаясь обруча. Задача игры заключается в том, чтобы выполнить задание, не касаясь обруча при прохождении.
«Кто больше»: учитель раскладывает на полу деревянные палочки, дети босиком должны несколько раз по ним пройти. Затем, сидя на скамейке, игроки должны захватить пальцами ног несколько деревянных палочек. Кто больше захватит, то и выиграл. Кто старается помочь себе руками, тот выходит из игры.
«Равновесие»: участники игры идут по керамическим шашечкам друг за другом, держа при этом на голове мешочки с песком. Цель игры: пройти по заданному маршруту, не уронив мешочки. Кто уронит, тот и проиграет. В этой игре необходимо соблюдать равновесие.
Занятия детей на «дорожке здоровья» позволяют добиться следующих результатов:
снижения кратности заболеваний;
положительной динамики росто-весовых показателей;
формирования правильной осанки;
желания детей заниматься физической культурой;
улучшения эмоционального и психического состояния.