Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Макушинская средняя общеобразовательная школа №1»
Утверждаю
Директор школы_______С.А.Курий
Приказ №____ от_______________
Дорожная карта по повышению значений показателей доступности
для детей -инвалидов и других маломобильных групп
Пояснительная записка
1. Общие положения
Дорожная карта является документом планирования взаимоувязанных по срокам реализации и исполнителям мероприятий, проводимых в целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, установленных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Целью разработки «Дорожной карты» является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации).
Дорожная карта по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в МБОУ «Макушинская СОШ № 1» на 2015-2019 годы (далее - «дорожная карта») разработана во исполнение:
- Конвенции о правах инвалидов;
- Конституции Российской Федерации; Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Дорожная карта направлена на обеспечение условий доступности для инвалидов образовательных ресурсов в МБОУ «Макушинская СОШ № 1» в соответствии с установленными полномочиями, а также оказание инвалидам при этом необходимой помощи.
2. Характеристика проблемы
В Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией, доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.
План разработан на основании Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и в целях исполнения подпункта 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Основной проблемой в обеспечении доступности социокультурных услуг для инвалидов и маломобильных групп населения является неприспособленность ОО для посещения её данными категориями граждан. Создание системного подхода, последовательность и преемственность в проведении социальной реабилитации инвалидов с использованием современных реабилитационных технологий, необходимость эффективного межведомственного взаимодействия и координации работ участников формирования доступной среды жизнедеятельности, а также привлечение нескольких источников финансирования, возможно при решении проблемы формирования доступной среды жизнедеятельности с использованием программно-целевого метода.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
1) ухудшение социально-экономической ситуации;
2) недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
3) несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;
4) неэффективное взаимодействие соисполнителей.
Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов, а также снижению их трудовой и социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости и экономической самостоятельности, что в свою очередь увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности инвалидов путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки. Привлечение средств федерального и регионального бюджетов позволит не только снизить расходную часть местного бюджета, но и путем задействования ресурсной базы федерального и регионального уровня проводить целостную политику по обеспечению доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, скоординировать задачи, решаемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, по повышению уровня социальной защищенности, соблюдению прав и социальных гарантий инвалидов.
В целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, определенных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", иными федеральными законами, в дорожную карту включаются мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов образовательных ресурсов, предусматривающий сроки их реализации и ответственных исполнителей.
Показатели доступности для инвалидов образовательных ресурсов, ожидаемые результаты повышения их значений, перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, сроки их реализации определяются исходя:
1) из разделов свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
2) из анализа текущего состояния доступности для инвалидов образовательных ресурсов в соответствующих сферах деятельности;
3) из муниципальных программ в соответствующих сферах деятельности;
4) из бюджетных ассигнований местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, предусмотренных в целях повышения значений показателей доступности для инвалидов образовательных ресурсов. Текущее состояние и проблемы, сложившиеся в сфере обеспечения доступности образовательных ресурсов для инвалидов.
Численность детей- инвалидов в школе по состоянию на 01.09.2016 - 8 чел., что составляет 1,3 % от общей численности обучающихся, в том числе по проблемам здоровья:
-инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, - 2 чел.;
-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, за исключением инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, - 0
- инвалиды по слуху-1чел.
-инвалиды по здоровью-1чел.,
-инвалиды 8вид -4 чел.
3.Ожидаемые результаты реализации «дорожной карты»
Ожидаемыми результатами реализации «дорожной карты» являются:
1.Обеспечение инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условий для беспрепятственного доступа образовательных ресурсов;
условий индивидуальной мобильности инвалидов и возможности самостоятельного передвижения по территории;
сопровождения инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказания им помощи на объектах социальной инфраструктуры;
надлежащего размещения оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуска сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
допуска на объекты собаки-проводника при наличии у инвалида документа, подтверждающего ее специальное обучение;
оказания сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами.
2. Осуществление инструктирования или обучения специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов образовательных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с методикой формирования и обновления карт доступности образовательных ресурсов, отображающих сравниваемую информацию о доступности образовательных ресурсов для инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 № 626, работы по обеспечению доступности объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности должны проводиться с учетом состояния доступности следующих шести основных структурно-функциональных зон и элементов, которые определяются для каждой категории инвалидов с учетом имеющихся нарушений функций организма, а также условий доступности путей движения к объекту:
территория, прилегающая к зданию (участок), - вход (выходы) на территорию, путь (пути) движения на территории, лестница (наружная), пандус (наружный);
вход (выходы) в здание - лестница (наружная), пандус (наружный), входная площадка (перед дверью), дверь (входная), тамбур;
путь (пути) движения внутри здания (в том числе пути эвакуации) - коридор (вестибюль, зона ожидания, галерея, балкон), лестница (внутри здания), пандус (внутри здания), лифт пассажирский (или подъемник), дверь, пути эвакуации (в том числе зоны безопасности);
зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта); санитарно-гигиенические помещения - туалетная комната, бытовая комната (гардеробная);
система информации и связи (на всех зонах) - визуальные средства, акустические средства, тактильные средства.
4. Сроки и этапы реализации «дорожной карты»
Реализация мероприятий «дорожной карты» рассчитана на 5 лет с 2015 по 2019 годы и включает три этапа:
первый этап - 2015 год;
второй этап - 2016-2018 годы;
третий этап - 2019 год.
Первый этап - анализ состояния доступности образовательных ресурсов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, обеспечение работ по актуализации паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры для формирования актуальной карты доступности школы.
Второй этап - осуществление мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством.
Третий этап - анализ результатов формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп образовательных ресурсов с учетом проведенных мероприятий в рамках реализации государственных программ и достижения показателей доступности для инвалидов образовательных ресурсов.
Показатели доступности для инвалидов образовательных ресурсов («дорожная карта»)
№ п/п | Наименование показателей доступности для инвалидов образовательных услуг | Ожидаемые результаты повышения значений показателей доступности | Должностное лицо организации, ответственное за мониторинг и достижение запланированных значений показателей доступности организации |
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
1. | Удельный вес инвалидов, обучающихся совместно с другими обучающимися (в инклюзивных условиях) от общего числа детей-инвалидов в ОО | 0 | 63% | 38% | 40% | 40% | Заместитель директора по УВР |
2 | Доля инвалидов, обучающихся на дому, в том числе дистанционно, от общего числа этой категории детей | 66% | 50% | 63% | 60% | 60% | Заместитель директора по НМР |
3 | Доля педагогических работников ОО, прошедших специальную подготовку для работы с инвалидами и детьми с ОВЗ, от общего числа педагогических работников | 0 | 6% | 23% | 62% | 100% | Заместитель директора по НМР |
4 | Удельный вес приспособленных для обучения инвалидов и детей с ОВЗ школьных аудиторий от общего числа аудиторий | 0 | 5,9% | 12% | 18% | 24% | Заместитель директора по УВР |
5 | Доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой в ОО от общего числа таких детей | 0 | 63% | 38% | 40% | 40% | Заместитель директора по УВР |
Перечень мероприятий (дорожная карта), реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности образовательных ресурсов для детей-инвалидов и маломобильных групп населения на период 2015 – 2019 гг.
№ п/п | Наименование мероприятия | Нормативно правовой акт (программа), иной документ, которым предусмотрено проведение мероприятий | Ответственные исполнители, соисполнители | Срок реализации | Ожидаемый результат |
Раздел I. Совершенствование нормативной правовой базы |
1. | Анализ нормативных правовых документов ОО | Подготовка и внесение изменений в локальные правовые документы | Администрация | 2015г | Аудит актуального состояния нормативных документов |
2. | Подготовка и внесение изменений в локальные правовые документы | Локальные нормативные документы, регламентирующие деятельность школы | Администрация | 2015- 2016г | Приведение локальных правовых документов школы в соответствие с требованиями законодательства в области образования, в том числе в части обеспечения состояния доступности образовательных ресурсов для инвалидов и других МГН |
3. | Разработка паспортов доступности для детей-инвалидов и маломобильных групп населения (далее-МГН) | | Администрация | Май-июнь, 2016г | Наличие оперативной и объективной информации о состоянии доступности образовательных учреждений для инвалидов и других МГН |
4 | Разработка программы адаптации и обеспечения доступности образовательных ресурсов | Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» | Администрация Рабочая группа | 2015-2016г | Обеспечение состояния доступности образовательных учреждений для инвалидов и других МГ |
5 | Создание условий для реализации инклюзивного образования и обеспечения равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. | Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» | Администрация | 2015-2016г | Обеспечение состояния доступности образовательных учреждений для инвалидов и других МГН |
Раздел II. Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности предоставляемых инвалидам образовательных услуг с учетом имеющихся у них нарушений функций организма, а так же по оказанию им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию образовательных услуг |
1 | Реконструкция входной лестницы | | Заместитель директора по АХЧ | 2015 | Обеспечение доступной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию инвалидов с обществом |
2 | Установка и поручнями с двух сторон | | Заместитель директора по АХЧ | 2015 | Обеспечение доступной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию инвалидов с обществом |
3 | Установка на входной двери доводчика с автоматической задержкой открывания двери (регулировка установленного доводчика) | | Заместитель директора по АХЧ | 2015 | Обеспечение доступной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию инвалидов с обществом |
4 | Установка кнопки вызова на входе в здание | | Заместитель директора по АХЧ | В рамках текущего финансирования | Обеспечение доступной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию инвалидов с обществом |
5 | Нанесение тактильных предупреждающих указателей перед дверными проемами и входах на лестницу | | Заместитель директора по АХЧ | В рамках текущего финансирования | Обеспечение доступной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию инвалидов с обществом |
6 | Установка металлических поручней вдоль стен внутри здания | | Заместитель директора по АХЧ | В рамках текущего финансирования | Обеспечение доступной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию инвалидов с обществом |
7 | Установка знаков доступности помещений (визуальных информаторов) | | Заместитель директора по АХЧ | В рамках текущего финансирования | Обеспечение доступной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию инвалидов с обществом |
8 | Расширение дверных проемов (в соответствии с нормативными требованиями) | | Заместитель директора по АХЧ | 2015 | Обеспечение доступной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию инвалидов с обществом |
9 | Реконструкция порогов и перепадов высот в дверном проеме или приобретение перекатных алюминиевых пандусов | | Заместитель директора по АХЧ | 2015 | Обеспечение доступной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию инвалидов с обществом |
10 | Доведение освещенности помещений доступных МГН | | Заместитель директора по АХЧ | В рамках текущего финансирования | Обеспечение доступной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию инвалидов с обществом |
11 | Реконструкция туалетной комнаты | | Заместитель директора по АХЧ | 2015 | Обеспечение доступной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию инвалидов с обществом |
12 | Установка знаков доступности (визуальные информаторы, тактильные) | | Заместитель директора по АХЧ | 2015-визуальные Тактильные-в рамках текущего финансирования | Обеспечение доступной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию инвалидов с обществом |
13 | Мониторинг целевых показателей, анализ по оценке результатов «дорожной карты» | Ежемесячные, ежеквартальные и годовые статистические отчеты, анализы | Руководитель ОО | В рамках текущего финансирован ия | Повышение доступности посещения инвалидами и другими маломобильными группами населения ОО |
14 | Совершенствование организационно- экономических механизмов обеспечения доступности образовательных услуг участникам образовательных отношений Проведение инвентаризации материально-технической и учебной базы образовательных организаций; - Приведение условий реализации образовательных услуг в соответствие с обновленными документами, регулирующими требования санитарных, строительных норм, пожарной безопасности и других (по мере принятия нормативных актов) | | Администрация | 2016-2019гг | Приведение условий предоставления услуг в соответствие с требованиями |
15 | Информационное сопровождение "дорожной карты" – организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, размещение информации в сети Интернет, проведение семинаров и других мероприятий | | Администрация | 2016-2019гг | Повышение доступности посещения инвалидами и другими маломобильными группами населения ОО |
16 | Оборудование автостоянки для инвалидов и других маломобильных групп населения | | Заместитель директора по АХЧ | В рамках текущего финансирования | Повышение доступности посещения инвалидами и другими маломобильными группами населения ОО |
Раздел III. Мероприятия по инструктированию или обучению специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов образования и оказания помощи в их использовании или получении |
1 | Обеспечение прохождения курсовой подготовки и повышения квалификации педагогов и специалистов, работающих и сопровождающих детей-инвалидов | | Администрация | ежегодно | Обеспечение эффективной работы с детьми – инвалидам |
2 | Введение в штатное расписание должности тьютера для детей – инвалидов, дефектолога(при необходимости) | | Администрация | ежегодно | Обеспечение эффективной работы с детьми – инвалидам |
Описание ожидаемых результатов реализации дорожной карты по повышению значений показателей доступности образовательных организаций и услуг в сфере образования для детей-инвалидов и маломобильных групп населения на период 2015 – 2019 гг.
Выполнение мероприятий по поэтапному повышению значений показателей доступности предоставляемых инвалидам образовательных ресурсов, при условии своевременного и полного финансирования заявленных мероприятий, прогнозируется повышение качества жизни инвалидов и других категорий маломобильных групп населения, что обеспечит их равноправное место в общественной жизни.
Реализация мероприятий Дорожной карты должна обеспечить:
- увеличение доли детей - инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности объектов и услуг в сфере образования, в общей численности детей – инвалидов, обучающихся в общеобразовательной организации;
- создания безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития,
- 100% охват детей – инвалидов, обучающихся в общеобразовательной организации (не имеющих медицинских противопоказаний) дистанционным образованием, включая техническое обеспечение оказания образовательных услуг.
Осуществление запланированных мероприятий позволит также активизировать участие детей - инвалидов и детей с ОВЗ в социальной, культурной жизни общества, повысить внимание общественности, детского сообщества к проблемам детей с ограниченными возможностями и формировать толерантное отношение общества к инвалидам.
Работа в рамках реализации дорожной карты способствует распространению в обществе представления о независимости инвалидов, осознанию самими детьми с ограниченными возможностями здоровья свое социальной значимости, развитию их потенциальных способностей.