«Дорожная карта»
реализации Целевой модели наставничества
в муниципальном общеобразовательном учреждении
на учебный год
Автор : Степанова Галина Павловна,
учитель начальных классов
МОУ – ГИМНАЗИЯ им.В.И.Танеева
г. Клин Московской области
Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении.
Это древнейшая форма обучения старшими младших прикладным знаниям, необходимому поведению, инструментальным навыкам, формирования у них жизненных ценностей и позитивных установок.
Федеральный проект
«Современная школа»
• Целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.
Система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов, одним из катализаторов для «технологического рывка» российской экономики.
Наставничество является неотъемлемым элементом кадровой политики в учреждении, важным средством обучения и становления молодых специалистов.
Главная цель - создание условий для внедрения и развития системы наставничества
Целью внедрения целевой модели наставничества является:
- максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности.
- создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся гимназии в возрасте от 12 до 17 лет;
- оказание поддержки и практической помощи работникам, принятыми в учреждение или переведёнными на другую должность, в приобретении ими необходимых профессиональных навыков и опыта работы, профессиональном становлении, успешной и быстрой адаптации к условиям и требованиям учреждения.
«Дорожная карта» - это план мероприятий внедрения целевой модели наставничества разработана для реализации в муниципальном общеобразовательном учреждении на учебный год.
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Система сопровождения
( «дорожная карта») включает в себя:
- составление индивидуального плана работы с молодым педагогом или обучающимся;
- методическое сопровождение деятельности молодого педагога или обучающегося.
7 ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
1 этап - подготовка условий для запуска программы наставничества (май)
2 этап - формирование базы наставляемых
(сентябрь)
3 этап - формирование базы наставников
(сентябрь – октябрь )
4 этап – отбор и обучение наставников
(сентябрь – октябрь)
5 этап – формирование пар / групп (октябрь - ноябрь)
6 этап – организация работы пар /групп
( ноябрь – май)
Декабрь - май 2023г. (
7 этап – завершение наставничества (май – июнь)
1 этап «дорожной карты» программы наставничества :
1) Изучение нормативной базы и тематических методических материалов;
2)Информирование педагогического коллектива, родительского сообщества, сообщества ОУ о Целевой модели наставничества; поиск потенциальных наставников;
3)Подготовка нормативной базы реализации целевой модели наставничества в ОУ
Результаты:
1.Издан приказ «Внедрение целевой модели наставничества в МОУ-ГИМНАЗИИ
им.В.И. ТАНЕЕВА
2.Разработано и утверждено Положение о наставничестве в МОУ-ГИМНАЗИИ
им.В.И. ТАНЕЕВА
3.Разработана и утверждена программа Целевой модели наставничества в МОУ-
ГИМНАЗИИ им.В.И. ТАНЕЕВА
4.Разработана и утверждена «дорожная карта» внедрения системы наставничества в
в МОУ-ГИМНАЗИИ им.В.И. ТАНЕЕВА
- Издание приказа об утверждении Плана реализации Целевой
модели.
6.Куратором внедрения Целевой модели наставничества
в МОУ-ГИМНАЗИИ им.В.И. ТАНЕЕВА приказом назначена
заместитель директора по УВР.
7. Информирование на сайте в МОУ-ГИМНАЗИИ
им.В.И. ТАНЕЕВА внешней и внутренней среды.
2 этап «дорожной карты» программы наставничества
1.Анкетирование обучающихся/педагогов, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы. Информирование родителей несовершеннолетних наставляемых о программе, сбор согласий.
2. Сбор дополнительной информации о запросах, наставляемых (обучающиеся/педагоги) от третьих лиц. Анализ данных.
Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от законных представителей несовершеннолетних участников.
3. Формирование базы данных наставляемых из числа педагогов.
4. Формирование базы данных наставляемых из числа обучающихся.
5. Выбор форм наставничества на основании анализа результатов образовательного процесса и контингента
Результаты:
1. Анкетирование выявило среди обучающихся или педагогов желающих принять участие в программе наставничества
2. Формирование базы данных наставляемых из числа молодых специалистов.
3. Формирование базы данных наставляемых из числа обучающихся.
3 этап «дорожной карты» программы наставничества
1. Оценка участников-наставляемых по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников.
2. Анкетирование среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных.
3.Анализ анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых.
Результаты:
1.Проведено анкетирование среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества.
2.Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных.
3.Проведены мероприятия для информирования и вовлечения потенциальных наставников.
4. Формирование базы данных наставников из числа педагогов.
5.Формирование базы данных наставников из числа обучающихся основного и старшего звена.
программы наставничества
1. Оценка выявленных наставников по заданным параметрам.
2. Собеседования с наставниками.
3. Приказ о назначении наставников.
4. Обучение наставников (подготовка методических материалов для наставников, работа «Школы наставников»)
Результаты:
1. Проведен анализ базы наставников и выбраны кандидатуры, подходящие для выбранных форм наставничества.
2.Приказ об организации и начале обучения «Школы наставников» с утверждением программ и графиков обучения наставников.
5 этап «дорожной карты» программы наставничества
1. Круглый стол участников программы с представлением наставников «Наставничество в школе: признаки и причины».
2.Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника /наставляемого после завершения круглого стола.
3. Формирование пар/групп.
4. Информирование участников о сложившихся парах /группах.
5. Составление планов индивидуального развития наставляемых.
6. Организация психологического сопровождения наставляемого, не сформировавшего пapy (при необходимости), продолжить поиск наставника
Результаты:
1. Проанализированы и сопоставлены анкеты наставников с данными наставляемых.
2. Организация групповой встречи наставников и наставляемых.
3. Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары/группы.
4.Закрепление пар/групп приказом руководителя в МОУ-ГИМНАЗИИ им.В.И. ТАНЕЕВА
5. Согласованы с куратором планы индивидуального развития.
6 этап «дорожной карты» программы наставничества
1.Проведение первой встречи - знакомства наставника и наставляемого.
2.Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
3.Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.
4.Регулярные встречи наставника и наставляемого по плану.
5.Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
6. Регулярная обратная связь от участников программы
7. Проведение групповой заключительной встречи всех пар / групп наставников и наставляемых.
8. Анкетирование участников. Мониторинг личной удовлетворенности участием в программе.
Результаты:
В результате организации комплекса последовательных встреч наставников и наставляемых, регулярных встреч с наставляемыми по разработанному наставниками индивидуальным планам, проведения текущего и итогового контроля продвижения результатов по работе в программе сделан анализ личной удовлетворенности участников данной программы наставничества.
7 этап «дорожной карты» программы наставничества
1)Подведение итогов работы каждой пары / группы и программы в целом в формате личной и групповой рефлексии.
2)Проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества.
3) Награждение лучших наставников
Результаты :
1 . Проведен мониторинг личной удовлетворенности участием в программе наставничества, мониторинга качества реализации программы наставничества.
2. Оценка влияния программ на всех участников.
3. Приказ о поощрении участников наставнической деятельности. Благодарственные письма партнерам.
4. Мотивация наставников.
5. Приказ о проведении итогового мероприятия - семинара наставнических практик.
6. Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, кейсов на сайтах образовательной организации и организаций-партнеров.
7. Формирование долгосрочной базы наставников.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!