СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дорожное движение, безопасность дорожного движения.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок по дорожному движению.

Просмотр содержимого документа
«Дорожное движение, безопасность дорожного движения.»

Тема: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения»

Цель:  формирование навыка грамотного и безопасного поведения на дороге через изучение элементов дороги, сигналов светофора.

Задачи:

1.Образовательные:

закрепление знаний по правилам безопасного поведения на улицах и тротуарах;

формирование знаний о составных частях дороги, о самом понятии «дорога»;

овладение умениями предвидеть и избегать опасности на дороге;

продолжение формирования общих учебных умений и навыков: работать с текстом, анализировать.

2. Развивающие:

развитие качеств личности, таких как наблюдательность, сообразительность, внимание, уравновешенность, необходимых для обеспечения безопасного поведения на улицах и дорогах.

3. Воспитательные:

воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих;

 

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организационный момент

Ежедневно по улицам городов и населенных пунктов передвигаются тысячи людей, которые спешат на работу, в школу, во многие другие места или возвращаются домой. Все они являются участниками дорожного движения. Каждый человек выступает в роли пешехода, водителя, или пассажира. Для передвижения используют общественный или личный транспорт.

Участник дорожного движения — это лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Для того чтобы это движение было для всех безопасным и комфортным, надо соблюдать определенные правила, которые регулируют движение на улицах и дорогах. Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения»- строгий. Он не прощает, если пешеход или водитель, не соблюдает правила. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь. Поэтому, только отличное знание правил позволяет нам уверенно уверено вести себя на дороге.

Актуализация знаний

1По дороге мчится, гудит.
В оба глаза зорко глядит,
Только красный свет настанет —
Он в момент на месте встанет.( Автомобиль.)

2 Я тяжёлый, я большой,
Знаешь, мощный я какой!
Грузы я возить привык.
Кто, скажи, я?….( Грузовик)

3. Вот подъехал очень ловко

Мой троллейбус к … (Остановке)

4 Крыльев нет,

Но эта птица

Полетит – и прилунится. ( Ракета)

5. Этот свет – предупрежденье:

Жди сигнала для движенья (Оранжевый / желтый) 

6. Раньше счёта и письма, 
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку ...(Движенья.)

Всем она давно знакома –
Ждет послушно возле дома,
Только выйдешь из ворот –
Куда хочешь поведет.( Дорога)

Ключевое слово «Дорога»

Мозговой штурм – ученики высказывают свои предположения и вместе с учителем формулируют тему урока.


«Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения»


Изучение нового материала

Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы. Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути — для трамваев, тротуары — для пешеходов, обочина — для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.

В соответствии с Правилами Дорожного Движения в нашей стране принято правостороннее движение. Весь транспорт при движении придерживается правой стороны проезжей части дороги.

Но задача нашего урока не только познакомиться с элементами дороги, но и узнать, какие опасные ситуации возникают на дорогах и улицах в связи с использованием транспорта и как избежать этих ситуаций.

Подсчитано, что больше всего гибнет людей в автомобильных катастрофах. 34 тысячи человек погибает ежегодно, 200 тысяч получает телесные повреждения, из них 10-15% умирает.

По каким же причинам происходят несчастные случаи?

(Примерные ответы детей: переход перед близко движущимся транспортом, невнимательность на дороге, невыполнение ПДД водителем и пешеходом, переход улицы в неположенном месте).

Совершенно верно. Но давайте посмотрим, какие еще могут быть причины ДТП?

Чтение записи на слайде:

         переход улицы перед близко движущимся транспортным и средствами – 27%;

         переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть – 27%;

         невнимательность при переходе улиц – 17%;

         нетрезвое состояние пешехода – 14%;

         неожиданный выход из-за транспортных средств – 9%;

         прочие причины – 6%.

Ребята, а как же избежать опасных ситуаций?

(На дороге надо быть особенно внимательным и осторожным,соблюдать правила дорожного движения, не пренебрегать знаниями по безопасности на дороге и быть бдительными).

Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения — управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики.

Общие правила поведения участников дорожного движения

1.Участники дорожного движения (водитель,  пешеход  и пассажир) обязаны:

—знать и соблюдать относящиеся к ним требования пра­вил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;

—помнить, что в нашей стране установлено правосторон­нее движение транспортных средств.

2.Участникам дорожного движения запрещается:

—повреждать или загрязнять покрытие дорог;

—снимать,  загораживать,  повреждать,  самовольно уста­навливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;

—оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

Безопасность пешехода на дороге

1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеход­ным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велоси­педной дорожке или в один ряд по краю проезжей части до­роги.

2. Вне населенных пунктов при движении по краю проез­жей части дороги пешеходы должны идти навстречу транс­портным средствам.

3. В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.

4. При следовании по улице пешеход должен стараться об­ходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.

5. Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля


Переход проезжей части дороги

1.Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеход­ным переходам. Самый безопасный переход — подземный или надземный.  При  их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

2.В местах, где движение регулируется, для перехода про­езжей части необходимо руководствоваться сигналами регули­ровщика либо пешеходного светофора или транспортного све­тофора.

3.При отсутствии в зоне видимости перехода или пере­крестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

4.На нерегулируемых пешеходных переходах можно выхо­дить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход бу­дет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что побли­зости нет машин.

5.Нельзя выбегать на дорогу.

6.Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал све­тофора необходимо осмотреться.

7.Не следует переходить проезжую часть дороги перед мед­ленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.

8.Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транс­портного средства или другого препятствия, ограничивающе­го видимость проезжей части дороги, не убедившись   в отсут­ствии приближающихся транспортных средств.

9.Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны ос­тановиться на линии, разделяющей транспортные потоки про­тивоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.

10.При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздер­жаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.


Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда

Велосипед и мопед относятся к транспортным средствам. Управлять велосипедом при движении по дорогам раз­решается лицам не моложе    14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.

1.Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней  правой  проезжей части дороги  в один  ряд  как можно правее.

2.Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

3.Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

-ездить не держась за руль;

-перевозить   пассажиров,   кроме  ребенка  в   возрасте  до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;

-перевозить груз, который выступает более чем на 0,5м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению;

-двигаться по проезжей части дороги при наличии ря­дом велосипедной дорожки.

4.Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выпол­нять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имею­щих трамвайного движения.


Учитель: А теперь немного отдохнём и попробуем отгадать загадки, которые я вам приготовила.

Загадки:

1.    Здесь не катится автобус,

Здесь трамваи не пройдут,

Здесь спокойно пешеходы

Вдоль по улице идут.

Для машин и для трамвая

Путь-дорога есть другая.

Дети хором отвечают ТРОТУАР 

2. Тихо ехать нас обяжет

Поворот вблизи покажет

И напомнит, что и как

Вам в пути ……….ДОРОЖНЫЙ ЗНАК 

3.    Начало – нота,

Потом – оленя украшенье,

А вместе – место

Оживленного движенья.

Дети хором отвечают ДОРОГА 

3.    Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горит и день, и ночь –

Зелёный, жёлтый, красный. СВЕТОФОР

Учитель: Предлагаю разобрать вопрос о том, как на наших улицах обеспечивается безопасность дорожного движения.

Для этого вы разобьетесь на группы, каждая группа получит задание, после этого вы поработаете группой, выполните своё задание и представите свой отчет всему классу.

(смена деятельности)

РАБОТА В ГРУППАХ.

Задание для 1 группы (безопасность на дороге)

1.    Изучить материал на странице 30,31.

2.    Составить рассказ, как обеспечивается безопасность на улицах и дорогах.

Задание для 2 группы (светофор, сигналы светофора)

1.    Прочитать материал учебника на странице 32, 33.

2.    Изучить виды светофоров, их сигналы и обозначение.

3.    Рассказать классу о сигналах светофора.


После работы учащихся в группах, предоставляется время на их выступление.

ПОГОВОРКИ О ПДД.

         Едешь быстро, едешь медленно – всё равно все шансы уровняет светофор.

         Жизнь хороша, когда едешь не спеша.

         Сто дорог – сто трудностей.

         Тише едешь – дольше будешь.

Пословицы и поговорки про ПДД очень интересны, т.к. отражают одну из частей нашей жизни, в которой мы оказываемся каждый день.

   Закрепление изученного материала.

В завершении урока провожу небольшую викторину для всего класса, которая подводит итог уроку.

Учитель: Дорогие ребята, урок подходит к концу вы прекрасно сегодня поработали, узнали новое о безопасности на дорогах, познакомились с работой регулировщика, систематизировали знания о сигналах светофора, а в заключении предлагаю ответить на короткие вопросики.

ВОПРОСЫ

1.    По тротуару ходят или ездят? (ходят)

2.    Какие устройства в каждом городе позволяют круглосуточно наблюдать работу красных и зеленых человечков? (светофоры)

3.    Что делает красный человечек светофора: стоит или идет? (стоит)

4.    Постовой вместо светофора – это кто? (регулировщик)

5.    Какая сказочная героиня преклонных лет сказала о себе так: «и всегда перехожу улицу в неположенном месте»? (старуха Шапокляк)

Дорогие ребята! С помощью рефлексивного экрана подведем итог нашего занятия.

Рефлексивный экран 

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

         сегодня я узнал…

         было интересно…

         было трудно…

         я выполнял задания…

         я понял, что…

         теперь я могу…

         я почувствовал, что…

         я приобрел…

         я научился…

         у меня получилось …

         я смог…

         я попробую…

         меня удивило…

         урок дал мне для жизни…

         мне захотелось…


Домашнее задание: Составить кроссворд «Правила дорожного движения»

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!