Тема: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения»
Цель: формирование навыка грамотного и безопасного поведения на дороге через изучение элементов дороги, сигналов светофора.
Задачи:
1.Образовательные:
закрепление знаний по правилам безопасного поведения на улицах и тротуарах;
формирование знаний о составных частях дороги, о самом понятии «дорога»;
овладение умениями предвидеть и избегать опасности на дороге;
продолжение формирования общих учебных умений и навыков: работать с текстом, анализировать.
2. Развивающие:
развитие качеств личности, таких как наблюдательность, сообразительность, внимание, уравновешенность, необходимых для обеспечения безопасного поведения на улицах и дорогах.
3. Воспитательные:
воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих;
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1.Организационный момент
Ежедневно по улицам городов и населенных пунктов передвигаются тысячи людей, которые спешат на работу, в школу, во многие другие места или возвращаются домой. Все они являются участниками дорожного движения. Каждый человек выступает в роли пешехода, водителя, или пассажира. Для передвижения используют общественный или личный транспорт.
Участник дорожного движения — это лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Для того чтобы это движение было для всех безопасным и комфортным, надо соблюдать определенные правила, которые регулируют движение на улицах и дорогах. Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения»- строгий. Он не прощает, если пешеход или водитель, не соблюдает правила. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь. Поэтому, только отличное знание правил позволяет нам уверенно уверено вести себя на дороге.
Актуализация знаний
1По дороге мчится, гудит.
В оба глаза зорко глядит,
Только красный свет настанет —
Он в момент на месте встанет.( Автомобиль.)
2 Я тяжёлый, я большой,
Знаешь, мощный я какой!
Грузы я возить привык.
Кто, скажи, я?….( Грузовик)
3. Вот подъехал очень ловко
Мой троллейбус к … (Остановке)
4 Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит – и прилунится. ( Ракета)
5. Этот свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья (Оранжевый / желтый)
6. Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку ...(Движенья.)
Всем она давно знакома –
Ждет послушно возле дома,
Только выйдешь из ворот –
Куда хочешь поведет.( Дорога)
Ключевое слово «Дорога»
Мозговой штурм – ученики высказывают свои предположения и вместе с учителем формулируют тему урока.
«Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения»
Изучение нового материала
Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы. Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути — для трамваев, тротуары — для пешеходов, обочина — для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.
В соответствии с Правилами Дорожного Движения в нашей стране принято правостороннее движение. Весь транспорт при движении придерживается правой стороны проезжей части дороги.
Но задача нашего урока не только познакомиться с элементами дороги, но и узнать, какие опасные ситуации возникают на дорогах и улицах в связи с использованием транспорта и как избежать этих ситуаций.
Подсчитано, что больше всего гибнет людей в автомобильных катастрофах. 34 тысячи человек погибает ежегодно, 200 тысяч получает телесные повреждения, из них 10-15% умирает.
По каким же причинам происходят несчастные случаи?
(Примерные ответы детей: переход перед близко движущимся транспортом, невнимательность на дороге, невыполнение ПДД водителем и пешеходом, переход улицы в неположенном месте).
Совершенно верно. Но давайте посмотрим, какие еще могут быть причины ДТП?
Чтение записи на слайде:
переход улицы перед близко движущимся транспортным и средствами – 27%;
переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть – 27%;
невнимательность при переходе улиц – 17%;
нетрезвое состояние пешехода – 14%;
неожиданный выход из-за транспортных средств – 9%;
прочие причины – 6%.
Ребята, а как же избежать опасных ситуаций?
(На дороге надо быть особенно внимательным и осторожным,соблюдать правила дорожного движения, не пренебрегать знаниями по безопасности на дороге и быть бдительными).
Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения — управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики.
Общие правила поведения участников дорожного движения
1.Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:
—знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;
—помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.
2.Участникам дорожного движения запрещается:
—повреждать или загрязнять покрытие дорог;
—снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;
—оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.
Безопасность пешехода на дороге
1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части дороги.
2. Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам.
3. В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.
4. При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.
5. Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля
Переход проезжей части дороги
1.Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным переходам. Самый безопасный переход — подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
2.В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора.
3.При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
4.На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.
5.Нельзя выбегать на дорогу.
6.Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал светофора необходимо осмотреться.
7.Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.
8.Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
9.Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.
10.При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.
Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда
Велосипед и мопед относятся к транспортным средствам. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.
1.Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно правее.
2.Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
3.Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
-ездить не держась за руль;
-перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;
-перевозить груз, который выступает более чем на 0,5м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению;
-двигаться по проезжей части дороги при наличии рядом велосипедной дорожки.
4.Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выполнять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения.
Учитель: А теперь немного отдохнём и попробуем отгадать загадки, которые я вам приготовила.
Загадки:
1. Здесь не катится автобус,
Здесь трамваи не пройдут,
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая.
Дети хором отвечают ТРОТУАР
2. Тихо ехать нас обяжет
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как
Вам в пути ……….ДОРОЖНЫЙ ЗНАК
3. Начало – нота,
Потом – оленя украшенье,
А вместе – место
Оживленного движенья.
Дети хором отвечают ДОРОГА
3. Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горит и день, и ночь –
Зелёный, жёлтый, красный. СВЕТОФОР
Учитель: Предлагаю разобрать вопрос о том, как на наших улицах обеспечивается безопасность дорожного движения.
Для этого вы разобьетесь на группы, каждая группа получит задание, после этого вы поработаете группой, выполните своё задание и представите свой отчет всему классу.
(смена деятельности)
РАБОТА В ГРУППАХ.
Задание для 1 группы (безопасность на дороге)
1. Изучить материал на странице 30,31.
2. Составить рассказ, как обеспечивается безопасность на улицах и дорогах.
Задание для 2 группы (светофор, сигналы светофора)
1. Прочитать материал учебника на странице 32, 33.
2. Изучить виды светофоров, их сигналы и обозначение.
3. Рассказать классу о сигналах светофора.
После работы учащихся в группах, предоставляется время на их выступление.
ПОГОВОРКИ О ПДД.
Едешь быстро, едешь медленно – всё равно все шансы уровняет светофор.
Жизнь хороша, когда едешь не спеша.
Сто дорог – сто трудностей.
Тише едешь – дольше будешь.
Пословицы и поговорки про ПДД очень интересны, т.к. отражают одну из частей нашей жизни, в которой мы оказываемся каждый день.
Закрепление изученного материала.
В завершении урока провожу небольшую викторину для всего класса, которая подводит итог уроку.
Учитель: Дорогие ребята, урок подходит к концу вы прекрасно сегодня поработали, узнали новое о безопасности на дорогах, познакомились с работой регулировщика, систематизировали знания о сигналах светофора, а в заключении предлагаю ответить на короткие вопросики.
ВОПРОСЫ
1. По тротуару ходят или ездят? (ходят)
2. Какие устройства в каждом городе позволяют круглосуточно наблюдать работу красных и зеленых человечков? (светофоры)
3. Что делает красный человечек светофора: стоит или идет? (стоит)
4. Постовой вместо светофора – это кто? (регулировщик)
5. Какая сказочная героиня преклонных лет сказала о себе так: «и всегда перехожу улицу в неположенном месте»? (старуха Шапокляк)
Дорогие ребята! С помощью рефлексивного экрана подведем итог нашего занятия.
Рефлексивный экран
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание: Составить кроссворд «Правила дорожного движения»