Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.
Автор: Трапезников Ю.Б.,
преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «СОШ» № 25 города Северодвинска
Ежедневно каждый человек участвует в дорожном движении в качестве пешехода, пассажира или водителя. Значит он является участник дорожного движения. Транспортные средства перевозят людей, различные грузы. Автомобили являются самым распространённым видом транспорта. Количество автомобилей с каждым годом увеличивается, что неизменно сказывается на безопасности дорожного движения.
В 2012 году в России произошло 200 тыс. дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), погибло около 28 тыс.человек и получило ранения 260 тыс. человек.
За девять месяцев 2013 года в Северодвинске произошло 157 ДТП, погибло 7 человек, ранено 190 человек, в том числе 27 детей.
Для того , чтобы дорожное движение было безопасным, всем участникам дорожного движения требуется соблюдать определенные правила.
Это Правила дорожного движения.
Первые Правила дорожного движения появились в России при Петре I в 1683 году, когда основным средством передвижения по дорогам были конные упряжки. Был издан указ, в котором запрещалось управление лошадьми при помощи вожжей, кучер должен был управлять лошадьми, сидя на ней верхом, чтобы лучше видеть дорогу.
Указ в 1730 году Императрицы Анны Иоанновны гласит: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными , со всяким опасением и осторожностью, смирно».
Указ в 1742 году Императрицы Елизаветы Петровны «Ежели и впредь будут так ездить и кнутами лошадей побивать, и лошадьми давить, и каретами калечить, так ловить и, по состоянию вины оных нещадно плетьми пороть или отправлять на смертную казнь».
Правила дорожного движения РФ обязаны знать и соблюдать водители , пешеходы и пассажиры.
В соответствии с Правилами в нашей стране принято правостороннее движение , то есть транспорт придерживается правой стороны проезжей части дороги.
Дорога - это обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста). Дорога включает в себя:
- одну или несколько проезжих частей
- трамвайные пути
- тротуары
- обочины
- разделительные полосы
Проезжая часть дороги - предназначена для движения безрельсовых транспортных средств.
Трамвайные пути – для движения трамваев.
Тротуары – для движения пешеходов.
Обочина – для движения пешеходов и для остановки автомобилей.
Разделительная полоса – разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса ( как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.
1 - Проезжая часть
3
2 - Трамвайные пути
5
1
3 - Тротуар
4 - Обочина
5 – Разделительная полоса
2
4
Для обеспечения безопасности на дорогах осуществляется Регулирование дорожного движения – это управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют:
- дорожная разметка
- дорожные знаки
- светофоры
- регулировщики
Дорожная разметка - представляет собой линии, стрелы, надписи и другие обозначения, которые наносятся на различные элементы дороги. Большинство линий дорожной разметки имеют белый цвет.
С помощью дорожной разметки на проезжей части обозначают пешеходный переход. Пешеходные переходы могут обозначаться сплошными линиями вдоль проезжей части по всей длине перехода . Эти линии обозначают нерегулируемый светофорами пешеходный переход.
Пешеходный переход регулируемый светофором обозначается пунктирными белыми линиями, нанесенными поперек проезжей части дороги.
Дорожные знаки так же как и разметка служат для регулирования дорожного движения, для передачи его участникам необходимой информации о различных дорожных ситуациях. Насчитывается более 200 знаков. Чтобы облегчить их распознавания они разделены на восемь групп.
История дорожных знаков Еще в древнем Риме во времена императора Августа, появились знаки, которые либо требовали « уступи дорогу», либо предупреждали « это опасное место».Кроме того, римляне стали ставить вдоль самых важных дорог каменные столбы. На них высекали расстояние от данного столба до главной площади в Риме – Римского Форума. Это и были первые дорожные знаки.
Знаменитая картина В.М.Васнецова « Витязь на распутье» на камне высечена надпись .Так что этот камень можно считать дорожным знаком.
В Росси в XVI веке, при царе Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.) , на дороге, которая вела из Москвы в царское имение Коломенское, поставили верстовые столбы высотой в 4 метра. Отсюда и пошло выражение «верста коломенская»
При Петре I система верстовых столбов появилась на всех дорогах Российской империи. Столбы стали раскрашивать в черные и белые полосы. Так их было лучше видно в любое время суток. На них указывали расстояние от одного поселения до другого и название местности.
В 1900 году во Франции на конгрессе лиги союза туризма было принято решение, что на всех дорожных знаках должны быть не надписи, а символы – понятные и иностранным туристам и неграмотным людям. В 1903 году на улицах Парижа появились первые дорожные знаки. В 1909 году в Париже на международной конвенции были приняты 4 дорожных знака. Первые дорожные знаки в России появились в 1911 году.
Различают следующие группы дорожных знаков: Предупреждающие Эти знаки предупреждают водителей о том, что они приближаются к опасным местам на дороге. Знаки имеют треугольную форму, белый фон и красную окантовку. Эти знаки заранее информируют водителя о характере опасности и потому устанавливаются в городах за 50— 100 м, вне городов — за 150—300 м до опасного участка.
Приоритета Эти знаки устанавливают очерёдность проезда перекрестков или узких участков дороги, указывают на то, что некоторые водители имеют приоритет во время движения. В переводе с немецкого означает «преимущество». Имеют разную форму и разный цвет.
Запрещающие Эти знаки вводят запреты и ограничения. Имеют круглую форму и красную окантовку.
Предписывающие Эти знаки предписывают водителям и пешеходам, как должно осуществляться движение по дорогам. Имеют круглую форму и синий фон.
Особых предписаний Эта группа знаков вводит или отменяет определённые режимы движения.
Информационные Эти знаки информируют людей о расположении населённых пунктов и других объектов и установленных и рекомендуемых режимах движения.
Знаки Сервиса Эти знаки указывают на пункты где водителям и пешеходам окажут определенные услуги. Имеют прямоугольную форму, синий цвет и черные изображения на белом фоне.
Знаки дополнительной информации Эти знаки используются только вместе с другими дорожными знаками. Имеют прямоугольную форму и, как правило, чёрные надписи и изображения на белом фоне.
Для регулирования очередности пропуска участников дорожного движения через определенный участок дороги применяются СВЕТОФОРЫ, которые имеют сигналы зелёного, жёлтого и красного цвета.
История светофора
Регулирование движения с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой
6 метров и управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора.
Первый электрический светофор появился в США в 1914 году. Он имел лишь два сигнала - красный и зеленый и управлялся вручную. Желтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью – Йорке появился трехцветный электрические светофоры с автоматическим управлением.
В России первый светофор появился в Москве в 1929 г. Он был похож на круглые часы с тремя секторами- красным, жёлтым и зелёным. Регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный сектор.
Первый светофор в Лондоне 1868 году на площади у здания английского парламента.
Первый светофор в России
Светофор в Кливленде США
Для регулирования дорожного движения применяются две группы светофоров: Транспортные и Пешеходные
В некоторых случаях движение на дорогах может регулировать Регулировщик. Он может подавать сигналы руками, положением корпуса, при помощи жезла или флажков. Регулировщик находиться в центре перекрестка, на линии, разделяющей встречные потоки транспорта, или на краю проезжей части. Он может подавать три вида сигнала.
У регулировщика руки вытянуты в стороны или опущены – пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны правого и левого бока регулировщика.
Правая рука регулировщика вытянута вперед –пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
Рука регулировщика поднята вверх – движение запрещено.
Для того чтобы чувствовать себя уверенно на улицах и дорогах, необходимо хорошо знать Правила дорожного движения, а значит, понимать, что обозначают дорожные знаки, элементы дорожной разметки, сигналы светофора и регулировщика.
Вопросы
1.Что такое дорога?
2.Для чего нужна дорожная разметка?
3.Как обозначается пешеходный переход?
4.Какие существуют группы дорожных знаков?
Задания
1.Занесите в дневник безопасности дорожные знаки, которые регулируют движение пешеходов на дороге.