МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Реутова
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
143965, Московская обл., г. Реутов, Юбилейный пр-т, д. 15А т/ф: 791-49-67 school_6_reutov@mail.ru
« Согласовано» « Утверждаю»
Председатель ШМО Директор МБОУ «СОШ№6»
_________/ А.В.Новикова / __________ / А.Д. Матвейчук/
Протокол № 1 от «28 »августа 2015 г. « 1» сентября 2015 г.
Дошкольная подготовка
Рабочая программа
по «Математические ступеньки»
на 2015/ 2016 учебный год
учитель: Глазунова В.П.
Количество часов
в неделю: 2 ч.
в год: 59ч.
Составлена на основе программы, утвержденной Министерством образования РФ в 2012 году
Учебно- методический комплект «Преемственность» под редакцией
Н.А. Федосой .
Авторы составители С.И. Волкова
Учебный комплекс для учащихся С.И. Волкова « Математические ступеньки», Москва « Просвещение» 2012г.
г. Реутов
Пояснительная записка
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
ПРОГРАММА
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Планируемые результаты:
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Календарное планирование
| Содержание занятий | Дата проведения | Коррекция |
1 | Знакомство с детьми. Ознакомление детей с пособием. Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между , слева, справа и пр.) Игра «Теремок».(стр.3) | 14.09 | |
2 | Признаки предметов. Сравнение и упорядочивание предметов по размеру: большой - маленький, больше -меньше. Игра «Закати мяч в свою лунку». (стр.4-5) | 16.09 | |
3 | Сравнение предметов по размеру : высокий – низкий, выше– ниже. Игра «Отгадай этаж». (стр.6-7) | 21.09 | |
4 | Ориентация на плоскости: слева, справа. Графический диктант «Цветок». (стр.8) | 23.09 | |
5 | Длина. Понятия: длиннее – короче. Игры с верёвками и лентами. (стр.9) | 28.09 | |
6 | Сравнение групп предметов по количеству : больше, меньше, столько же. Игра на сравнение количества предметов «Заполни корзины». (стр.10-11) | 30.09 | |
7 | Закрепление пройденного материала. Игра «Найди лишнее». (стр.12) | 5.10 | |
8 | Знакомство с геометрическими фигурами. Круг. Многоугольники: треугольники, четырехугольник.Игра «Конструируем грузовик».(стр.13) | 7.10 | |
9 | Прямоугольник. Квадрат. Игра «Положи в свободную клетку нужную фигуру». (стр.14-15) | 12.10 | |
10 | Закрепление пройденного материала. Игра «Собери пазлы». (стр.16-17) | 14.10 | |
11 | Закрепление пройденного материала. Игра «Продолжи ряд».(стр.18) | 19.10 | |
12 | Развитие временных представлений : раньше, позже, сначала, потом. (стр.19) | 21.10 | |
13 | Сравнение объектов по массе: легкий-тяжелый, легче –тяжелее. Игра «Найди и охарактеризуй предмет».(стр.20-21) | 26.10 | |
14 | Закрепление пройденного материала. Определение закономерностей в рисунках. Игра « Продолжи ряд». (стр.22-23) | 28.10 | |
15 | Число и цифра 1. Понятия «один - много». Игры со счетными палочками. Конструируем цифру 1. (стр.24-26) | 2.11 | |
16 | Число и цифра 2. Образование числа 2. Понятие «пара». (стр.27-28) | 3.11 | |
17 | Числа 1 и 2. Состав числа 2. Игра « Продолжи ряд». (стр.29) | 9.11 | |
18 | Число и цифра 3. Образование числа 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Числовой луч. (стр.30) | 11.11 | |
19 | Число и цифра 3. Число 3 в играх и сказках. (стр.31-32) | 23.11 | |
20 | Состав числа 3. Конструирование цифр из счетных палочек и квадратов. (стр.33) | 25.11 | |
21 | Закрепление временных понятий «сначала», «потом», «позже», «еще позднее». (стр.34) | 30.11 | |
22 | Закрепление пройденного материала. Составление заданного рисунка из геометрических фигур. Игры со счетными палочками. (стр.35) | 2.12 | |
23 | Число и цифра 4. Состав числа 4. Игра «Разложи фрукты в вазы». (стр.36-37) | 7.12 | |
24 | Число и цифра 4. Конструирование цифры 4 из квадрата. Соотнесение числа предметов с цифрой. (стр.38-39) | 9.12 | |
25 | Число и цифра 0. Игра «Найди отличия». Составление рисунка из геометрических фигур. (стр.40-41) | 14.12 | |
26 | Число и цифра 5. Математический знак сложения «+». (стр.42) | 16.12 | |
27 | Число и цифра 5. Состав числа 5. Составление задач по картинке. (стр.43-44) | 21.12 | |
28 | Понятие «равенство». Знак «=». Игра «Продолжи путь по заданному правилу». (стр.45-46) | 23.12 | |
29 | Действие сложение. Конкретный смысл действия сложения. Знак действия сложения «+». Игра «Найди пять животных». (стр.47-48) | 28.12 | |
30 | Действие вычитание. Конкретный смысл действия вычитания. Знак действия вычитания «- ». (стр.49) | 30.12 | |
31 | Действие вычитание. Составление и решение задач по картинкам. (стр.50) | 11.01 | |
32 | Закрепление пройденного материала. Состав чисел от 2 до 5.Решение простых задач по картинкам. Игра «Дорисуй недостающие предметы». (стр.51-52) | 13.01 | |
33 | Закрепление пройденного материала. Составление равенств по картинкам. Состав чисел от 2 до 5. (стр.53-54) | 18.01 | |
34 | Закрепление пройденного материала. Игра «Разложи яблоки на тарелки». (стр.55) | 20.01 | |
35 | Составление верных равенств по заданным схемам. Игра «Найди пять отличий». (стр.56) | 25.01 | |
36 | Нахождение закономерности и выполнение рисунков к приведенным равенствам по образцу. Игра «Продолжи путь по заданному правилу». (стр.57) | 27.01 | |
37 | Закрепление пройденного материала. Работа с числовым лучом. Игра «Назови соседей числа». (стр.58) | 1.02 | |
38 | Закрепление пройденного материала. Состав чисел от 2 до 5. Игра «Реши пример и закрась рисунок». (стр.59-60) | 3.02 | |
39 | Число и цифра 6. Состав числа 6. Игра «Засели домик». (стр.61-62) | 8.02 | |
40 | Число и цифра 7. Состав числа 7. Конструирование цифры 7 из квадрата. (стр.63-64) | 10.02 | |
41 | Состав числа 7. Решение простых задач. Игра « Каждому гномику – по домику». (стр.65) | 15.02 | |
42 | Число и цифра 8. Состав числа 8. Работа с числовым лучом. Игра «Назови соседей числа». (стр.66-67) | 17.02 | |
43 | Число и цифра 9. Состав числа 9. Решение простых задач по картинкам. (стр.68-69) | 29.02 | |
44 | Закрепление состава числа 9. Прямой и обратный счет предметов. (стр.70-71) | 2.03 | |
45 | Состав числа 9. Игра «Реши пример и закрась картинку». (стр.72-73) | 9.03 | |
46 | Число 10. Состав числа 10. Игры со счетными палочками. (стр.74-75) | 14.03 | |
47 | Состав числа 10. Составление верных равенств по картинкам. Решение простых задач. (стр.76-77) | 16.03 | |
48 | Состав чисел от 2 до 10. Игра «Заполни окошки». (стр.78) | 21.03 | |
49 | Счет до 10 в прямом и обратном порядке. Игра «Реши пример и раскрась картинку». (стр.79-80) | 23.03 | |
50 | Знакомство с понятиями «масса», «тяжелее», «легче». Игра «Уравновесь шарики».(стр.81-82) | 28.03 | |
51 | Состав чисел от 2 до 10. Игра «Дорисуй недостающие элементы». (стр.83-84) | 30.03 | |
52 | Состав чисел первого десятка. Решение логических задач. (стр.85) | 4.04 | |
53 | Закрепление знаний о геометрических фигурах. Конструирование заданного рисунка из геометрических фигур. Игра «Зачеркни лишнее». (стр.86-87) | 6.04 | |
54 | Сложение и вычитание с использованием числового луча. Игра « Продолжи путь по заданному правилу». (стр.88-89) | 11.04 | |
55 | Состав чисел первого десятка. Игра «Засели домик». Решение логических задач. (стр.90-91) | 13.04 | |
56 | Конструирование геометрических фигур из счетных палочек. Игра «Раскрась фигуры по образцу». (стр.92-93) | 18.04 | |
57 | Состав чисел первого десятка. Решение простых задач. Игра «Заполни окошки нужными карточками». (стр.94) | 20.04 | |
58 | Состав чисел первого десятка. Составление и решение задач на тему «В магазине». | 25.04 | |
59 | Обобщающее занятие. | 27.04 | |
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей начальных классов
от 28 августа 2015 г. № 1
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
____________________А.В.Новикова
28 августа 2015г.