СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Достижение целевых ориентиров музыкального воспитания детей в доу средствами предметно-развивающей среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается влияние предметно-развивающей среды ДОУ на музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Просмотр содержимого документа
«Достижение целевых ориентиров музыкального воспитания детей в доу средствами предметно-развивающей среды»

УДК 376 : 372.878


ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ



Брехова П. Ю.,

Курский государственный университет,

Детский сад комбинированного вида № 96

г. Курск, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация. В данной статье рассматривается влияние предметно-развивающей среды ДОУ на музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, предметно-развивающая среда, музыкальное воспитание детей.

Abstract. This article examines the influence of the subject-developing environment on the musical education DOE of preschool children in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for Preschool.

Key words: preschool educational institution, subject-developing environment, musical education of children.



Достижение целевых ориентиров музыкального воспитания дошкольников во-многом обусловлено наличием оптимальной предметно-развивающей среды в ДОУ. Музыкальная предметно-развивающая среда создается в дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО в целях реализации максимальных возможностей и ресурсов для наиболее эффективного развития музыкальных задатков, способностей и индивидуальности каждого ребёнка с учётом его интересов и уровня активности.

Основным местом проведения музыкальных занятий и различных мероприятий с дошкольниками является музыкальный зал, разделенный на спокойную и активную зоны. В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 96», где автор осуществляет свою профессиональную деятельность в должности музыкального руководителя, большее пространство занимает активная зона. Здесь организуется активная музыкальная деятельность детей: музыкально-ритмические движения, хороводы, пляски, игры, музыкально-двигательное творчество и т. д. В активной зоне нет и не должно быть громоздкой мебели и декораций, на полу размещен ковер, на котором с детьми проводятся отдельные виды музыкальной деятельности сидя и лежа. Например, при прослушивании колыбельной в младших группах, детям можно предложить немного отдохнуть на ковре под спокойную музыку.



Несмотря на то, что активная зона занимает большую площадь, спокойная зона по праву считается важной и значимой для осуществления процесса музыкального воспитания. В спокойной зоне дети осваивают такие виды музыкальной деятельности, как: восприятие музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах.



Оборудование данной зоны включает в себя основной музыкальный инструмент (фортепиано), пространство для размещения детей на стульях, столик для того, чтобы показывать детям наглядный материал или поставить на него игрушку, используемую в игровой ситуации. Также же в оборудование спокойной зоны входят стеллажи с расположенными на них, детскими музыкальными инструментами.

Отдельное внимание уделяется оформлению зала в соответствии с сезоном (осень, зима, весна, лето), также музыкальный зал украшают для проведения различных мероприятий, развлечений и утренников.



Среда музыкального зала должна быть эстетически привлекательной, его атмосфера вызывает у детей положительные эмоции, удивляет их, воспитывает художественный вкус, как в процессе музыкальных занятий, так и во время проведения торжественных мероприятий.

Нормой музыкальной жизни в детском саду в настоящее время становится активное использование ИКТ во время непосредственной музыкально-образовательной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Выполнение музыкально-ритмических движений, слушание произведений, исполнение песен, инструментальное музицирование, драматизацию музыки и игровую деятельность можно сопровождать подходящими по характеру изображениями и видео на экране.

Благодаря ИКТ дошкольники имеют возможность виртуально оказаться в концертном зале филармонии, на Красной площади в Москве, отправиться в путешествие на родину композитора. С помощью ИКТ у детей активизируется процесс эмоционально-образного познания, возникает желание несколько раз прослушать музыкальное произведение, также они способствуют более длительному запоминанию музыкальных произведений. Во время просмотра видеоматериалов дети лучше воспринимают усваиваемый материал, усиливаются и становятся более разнообразными впечатления от музыкального произведения. ИКТ является надежным средством для повышения эффективности музыкального воспитания, а также служит для укрепления мотивации ребенка.



Использование в процессе музыкального воспитания дошкольников различных наглядных пособий и звуковых средств повышают качество изучаемого материала, помогают дошкольникам лучше понять содержание и средства музыкальной выразительности, а также способствуют формированию заинтересованности музыкой у детей и развивают музыкальные способности дошкольников.



Для того чтобы слушание музыки было интересным и увлекательным для детей также используется наглядный дидактический материал: карточки, дидактические игры, репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты композиторов.



Сам педагог также является неким наглядным пособием – он может при пении быть дирижёром, управлять, включаясь в деятельность, движением хоровода в пространстве зала, отмечать какими-либо акцентами в аккомпанементе или кивком головы начало и окончание фраз, когда дети играют на музыкальных инструментах. Для улучшения качества коллективного взаимодействия, синхронности, способности начинать и заканчивать ритмические движения педагогом, как сигнал для детей, может быть использован бубен или другой ударный инструмент.



Для танцевального творчества и игр на музыкальных занятиях используются различные атрибутами – султанчики, цветы, сердечки, листики, различные модули и спортивный инвентарь.



Большое влияние на музыкальное воспитание дошкольников оказывает игра на детских музыкальных инструментах. Это ударные (бубен, ложки, барабан, ксилофон), духовые (дудочки), шумовые (погремушки, маракасы) и др. инструменты.

Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую моторику, способствует развитию тембрового, регистрового, гармонического слуха, развивает чувство ритма, фантазию и творческое воображение, умение импровизировать. Играя в оркестре, дети учатся слушать друг друга, вступать и заканчивать игру по показу музыкального руководителя или ребенка, выступающего в качестве дирижера.



В младшем возрасте при ознакомлении детей с шумовыми инструментами используются различные «Сказки-шумелки», в которых роль музыкального инструмента может сыграть, например, полиэтиленовый пакет, банка с крупой или звон хрустального блюдца, так называемый «Кухонный оркестр».

Также активное влияние на музыкальное воспитание дошкольников оказывает театрализованная деятельность [Кончиц]. Благодаря ей, у детей пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма.



В ясельных и младших группах большинство занятий проходит с игрушкой. Дети в этом возрасте всё ещё одушевляют предметы – они с ними разговаривают, танцуют, разучивают песенки и потешки. Детям интересно играть с куклой, которая «пришла» к ним в гости, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку.



В старшем возрасте дошкольники уже сами становятся полноценными участниками театра. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.



Элементы театрализованной деятельности включают в себя различные виды театра (кукольный, настольный), сценические костюмы, атрибуты к постановкам, маски-шапочки, ширмы. Дети с удовольствием используют материал при осуществлении театрализованной деятельности, драматизаций и сюжетно-ролевых игр на музыкальных занятиях.

В целом музыкальная предметно-развивающая среда – это целостное явление, включающее оформление помещений, инструментарий, наглядность, ТСО, атрибутику, непосредственную со-творческую деятельность взрослых и детей. Благодаря своей наглядности, своему прикладному характеру использования, т. е. относясь к инструментарию, музыкальная предметно-развивающая среда способствует полноценному музыкальному развитию детей дошкольного возраста.

Обобщая выше сказанное, следует напомнить, что для достижения целевых ориентиров музыкального воспитания дошкольников необходимо изготовление, пополнение и использование пособий, материалов предметной развивающей среды, а также включенность в процесс воспитания самого педагога.


Литература:

  1. Кончиц Н. Б. Музыкально-театрализованная деятельность на занятиях музыки в детском саду. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2019/10/30/muzykalno-teatralizovannaya-deyatelnost-na (дата обращения: 20.12.2022).