СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Достижение метапредметных результатов через учебно- исследовательскую деятельность на уроках биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для достижения метапредметных результатов необходимо формировать универсальные учебные действия у школьников. УУД являются основным объектом оценки метапредметных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Достижение метапредметных результатов через учебно- исследовательскую деятельность на уроках биологии.»

Достижение метапредметных результатов через учебно- исследовательскую деятельность на уроках биологии.

Молчанова Алла Леонидовна

МОУ Анненская СОШ

Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные направления развития образования. Одно из них –метапредметный подход, как средство достижения метапредметного результата. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

Для достижения метапредметных результатов необходимо формировать универсальные учебные действия у школьников. УУД являются основным объектом оценки метапредметных результатов.

Биология это та учебная дисциплина, которая является одной из ведущих в естественнонаучном направлении. Биология тесно взаимосвязана с химией (химические реакции клетки), физикой (давление в теле), географией (расы и районы распространения) и т.д.

Использование в биологии знаний и умений наук естественнонаучного цикла создают условия для развития предметных, а главное метепредметных связей, результаты освоения которых, является основным фундаментом новых Федеральных образовательных стандартов обучения школьников.

Согласно ФГОС метапредметные результаты должны иметь системный характер и состоять из следующих составляющих:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  2.  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  3. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  4. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  5. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации и др.



В основной образовательной программе основного общего образования говорится, что обучающиеся должны уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.  Слово «Модели» и натолкнуло меня на мысль об использование метода моделирования на уроках биологии как средства достижения метапредметных результатов.

При изучении темы «Строение клетки» в курсе Природоведения 5 кл., Ботаники 6 кл.  предлагается проводить занятия по моделированию растительной клетки с использованием пластилина. Этот прием, возможно, использовать, как в ходе проведения урока, так и в качестве творческого домашнего задания. Важным свойством модели в данном случае является наличие в ней творческой фантазии.

Подобные задания возможно применять и на других уроках («Строение веществ», «Вещества простые и сложные», «Многообразие одноклеточных организмов», 5 кл.; «Типы соцветий», «Строение цветка», «Классификация покрытосеменных» 6 кл. и т.д.), преимущественно в 5 и 6 классах, что объясняется  психолого-физиологическими особенностями учащихся этого возраста.

При изучении темы «Строение цветка»,  6 класс, учащимся предлагается создать модель  цветка опыляемого насекомыми. Для выполнения работы учащимся необходимы различные знания из области морфологии цветка. В ходе моделирования они проходят несколько этапов деятельности.

В построении модели используем не только пластилин, но и другие подручные материалы, например цветную бумагу, ватные палочки и диски, пластиковые бутылки и др. Модели часто делаем разборные, поэтому их удобно использовать при отработки различных умений, например, модели цветков можно использовать на этапе обучения и контроля умений составлять формулу и диаграмму цветка.

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образная модель - это модель в мысленной или разговорной форме. Знаковая модель - это модель, выраженная средствами формального языка (графики, таблицы, тексты и т.д.). Образные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в голове человека, может быть облечен в знаковую форму. Я использую информационные модели как опору для изложения соответствующего учебного материала  в виде граф-логических по следующему плану:

  • На листке пишем «ключевое слово» («сердце» текста)

  • Вокруг «накидываем» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы («спутники»)

  • Эти слова соедините линиями с «сердцем» текста. 

  • У каждого «спутника» могут появиться еще слова «спутники»

  • Выявляем смысловые связи между объектами знаний («спутниками»)

  • В итоге получится структура, которая графически отображает размышления

Метопредметный подход я, как учитель пытаюсь использовать на уроках и в частности при проведении лабораторных и практических работ. В результате лабораторных работ происходит овладение целой системой базовых знаний, навыками лабораторной работы, формирование понятийного аппарата.

В выполнение лабораторных работ по биологии можно и нужно использовать традиционные подходы вобравшие в себя лучшие дидактические традиции, так и метапредметный подход , открывающий новые перспективы развития.

Достигать метапредметных результатов обучающихся при изуче­нии биологии можно различными методами, однако наиболее перспективным видится проектная деятельность.

Основ­ная цель проектного обучения — создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся, при этом происходит формирование следующих ключевых компетенций:

  • Ценностно-смысловых;

  • Общекультурных;

  • Учебно-познавательных;

  • Информационных;

  • Коммуникативных;

  • Социально-трудовых;

  • Компетенций личностного самосовершенствования.

Информационные проекты — нацелены на сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Конечным результатом такого проекта может стать доклад, реферат, сообщение. Причем информацию ученики могут получать не только из книг, но и при работе с лабораторным оборудованием, проводя наблюдения за живыми объектами (проект «Приспособленность организмов и ее относительность»), работу с видео- и фотоматериалами (проект «Происхождение человека»), с картами города и области (проект «Охраняемые природные территории»).

Исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы. Предполагают наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обозначение задач исследования, выдвижение гипотез, формирование выводов. Темами таких проектов могут быть: «Влияние газированных напитков на качество зубной эмали», «Исследование качества воздуха на пришкольной территории», «Исследование загрязнения окружающей среды методом биоиндикации Продуктивные проекты — дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления. Предполагают создание газет, видеофильмов, плакатов, рисунков, кроссвордов. Эти проекты особенно актуальны в среднем звене, так как для детей этого возраста ярко выражена потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Ролевые проекты - помогают участникам взять на себя роли литературных или исторических персонажей. Это могут быть театральные представления «Суд над сигаретой», «Жизнь и смерть клетки обыкновенной» и другие.

Практико-ориентированные - направляют действия учащихся на решение реальных проблем (например: разработать памятку по предупреждению искривления позвоночника, выпустить листовки на тему «Берегите лес!», транспаранты по защите природы, руководство для начинающих грибников).

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследования и творчества.

одной из основных задач современного учителя является работа по формированию метапредметных результатов с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.



  1. http://standart.edu.ru/

  2. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г.

  3. http://krylowaew.ucoz.ru/publ/metapredmetnyj_podkhod_chto_ehto_takoe_perekhodim_ot_teorii_k_praktike/1-1-0-7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!