«Досуговая деятельность как средство успешного социально-личностного развития дошкольников»
Подготовил: Климакин Анатолий Вячеславович,
педагог-организатор МБУ ДО ЦДТ
г. Верхняя Салда 2018г.
Цель : определить эффективные формы и методы организации досуга в МБУ ДО «Центр детского творчества», обеспечивающие успешное социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.
Объект : процесс социально-личностного развития детей в МБУ ДО «Центр детского творчества».
Предмет : досуговая деятельность как средство успешного социально-личностного развития дошкольников.
Гипотеза : специально организованная досуговая деятельность положительно влияет на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, при условии, что:
- в МБУ ДО «Центр детского творчества», будет разработано и реализовано содержание досуговой деятельности социальной направленности
- отобраны и использованы формы и методы, обеспечивающие активное усвоение детьми дошкольного возраста представлений о социальной действительности, ценностных установок, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента.
Задачи:
- Рассмотреть понятие «Социально-личностное развитие детей на этапе дошкольного детства»
- Рассмотреть понятие детский досуг как социальный феномен.
- Выявить особенности организации детского досуга детей дошкольного возраста.
- Дать характеристику педагогическим условиям, обеспечивающих эффективную деятельность МБУ ДО «Центр детского творчества», в организации досуга детей.
- Разработать систему мероприятий досуговой деятельности, направленную на успешное социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.
- Выявить эффективность разработанных форм и методов организации досуга в МБУ ДО «Центр детского творчества», для успешного социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Теория
Исследованием проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста занимались выдающиеся отечественные ученые Л.С. Выготский, М.И. Богомолова, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Захарова, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Л.В. Коломийченко, В.Т. Кудрявцев и др.
Показатели, влияющих на успешность социально-личностного развития детей дошкольного возраста:
- Освоение детьми представлений о социальной действительности и взаимоотношениях окружающих;
- овладение дошкольниками способами взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками;
- проявление дошкольниками ценностных личностных качеств.
В дошкольной педагогике изучением досуговой деятельности занимались Л.В. Ворошина, Л.П. Бочкарева, О.В. Дыбина, Т. и Ю. Караманенко, Т.С. Комарова, Л.С. Фурмина и др.
Досуг рассматривается как важное средство реализации интересов личности, связанных с саморазвитием, общением, оздоровлением характеризуется свободным, развлекательным и ненавязчивым характером. Содержательность и разнообразие досуга отражает культурный и интеллектуальный уровень развития личности, степень развития интересов, способностей и наклонностей человека.
Исследование уровня социально-личностного развития детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе.
В работе применялись следующие методики:
- - для определения общения детей дошкольного возраста в процессе досуговой деятельности применялась методика Т.И. Бабаевой;
- -для изучения особенности представлений дошкольников о своей семье, характер отношения к близким провели беседу на тему “Моя семья”;
- - для выявления взаимоотношений со сверстниками, предпочтений в игровой деятельности проводилась беседа «Наше творческое объединение»;
- - для выявления у детей знаний форм приветствия провели игровое занимательное упражнение "Какое приветствие сегодня у тебя».
Результаты диагностики индивидуально-личностных и поведенческих качеств дошкольников в ТО МБУ ДО ЦДТ
Педагогическая работа по созданию досуговой деятельности как условия успешного социально-личностного развития дошкольников
- Нами было использовано примерное тематическое планирование досуговой деятельности, направленной на социально-личностное развитие дошкольников возраста. Предлагаю использовать методическое пособие «Войди в мир развлечений и забав» под ред. Н.Ю. Майданкиной. А также в своей работе мы использовали картотеку пальчиковых игр.
Выводы:
Учитывая данные оценки достоверности обнаруженных отличий, по итогам проведения исследования влияния досуговой деятельности на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, можно сделать выводы о том, что применение специально отобранных досуговых мероприятий влияет на социально-личностное развитие ребенка следующим образом:
- - повышаются показатели представления дошкольников о своей семье и характер отношения к близким;
- - проявляется больше активности в общении, в позитивном отношении к окружающим и умении контролировать свое поведение;
- - улучшаются взаимоотношения со сверстниками;
- - повышается показатель социально-нравственного развития.
Таким образом, позитивные изменения, обнаруженные на контрольном этапе исследования – по завершении систем занятий, направленной на развитие социально-коммуникативных знаний, умений и навыков, свидетельствуют о положительном влиянии досуговой деятельности на социально-личностное развитие дошкольников.