СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доводящие карточки

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доводящая карточка "Разложение многочлена на множители способом группировки". Можно использовать как для самостоятельного изучения темы, так и для закрепления материала.

Просмотр содержимого документа
«Доводящие карточки»

Доводящая карточка

Разложение многочлена на множители 

Цель:

  • способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки на основании применения переместительного и сочетательного законов сложения и распределительного закона умножения;


  1. Вынесение за скобки общего множителя.

Для вынесения общего множителя из скобки используется распределительное свойство умножения: (a+b)·c=ac+bc. Запишем данное выражение в обратном порядке, получим: ac+bc=(a+b)·c. Величина с называется общим множителем.


Пример: 1) 2а + 2b = 2(a + b)


2) 6m+9n = 3· 2m+3·3n = 3· (2m+3n)


Для вынесения за скобки отрицательного общего множителя используется правило знаков: если выражение заключено в скобки, перед которым стоит знак « ˗ » , то при раскрытии скобок знаки слагаемых заменяются на противоположный.


Пример: ax +ay = –a (х – у)


Задание 1: Вынесите общий множитель:

1) a2 –a b

2) 8m2n – 4mn3

3) (a +b) –x (a +b)

.

  1. Способ группировки.

Рассмотрим многочлен 5x +5y +m x +my. Для разложения многочлена на множители ответьте на вопросы:

- Есть ли общий множитель у всех слагаемых? Что вы увидели?

- Есть ли общий множитель, если рассматривать выражение по 2 слагаемых?

Ответив на вопросы, сделаем выводы:


5x +5y +m x +my = ( 5x +5y ) +(m x +my) = 5 (x +y) + m (x +y)


В новом выражении видим, из 4 слагаемых получили два слагаемых, которые снова имеют один общий множитель (х+у). Вынесем его за скобки.


5 (x +y) + m (x +y) = (x +y) (5 +m)

Получили произведение. Значит, объединяя слагаемые в группы, многочлен представили в виде произведения.

Объединив решения выражения, получим запись:

5x +5y +m x +my = ( 5x +5y ) +(m x +my) = 5 (x +y) + m (x +y) = (x +y) (5 +m)

Рассматривая этот же пример можно воспользоваться способом группировки, сгруппировав другие слагаемые:


5x +5y +m x +my = 5x+m x+5y+my = x(5 +m) + y (5 +m) =(x +y) (5 +m)


Результат получится такой же, как и в первом случае.

Из вышесказанного выведем алгоритм разложения на множители методом группировки:

а) выполнить группировку слагаемых, имеющих общий множитель;

в) отдельно в каждой группе найти общий множитель и вынести его за скобки;

с) в получившемся выражении найти общий множитель и вынести его за скобки.

Используя вышеуказанные примеры и метод разложения на множители, разложите на множители следующие выражения:

Задание 2: Разложите на множители:

    1. ах+ ау- х – у 7) x y+ 2y-2x-4

    2. ав-8а-вх+8х 8) 2сх – су – 6х + 3у

3) x 2 m- x2n + y2 m- y2n 9) х+x y+ xy2+y3

4) 7а-7в+ аn – b n 10) x+x3y- xy3-y4

5) x y+ 2y+2x+4 11) ху2 – ву2 – ах + ав + у2 - а

6) y2a-y2b+xa- x2b 12) х2 – 5х + 6


  1. Решение уравнений с применением способа группировки.

Пример:

x2+3x+6+2x=0

x(x+3) +2(3+x) =0

(x+3) (x+2) =0

Получили выражение, в котором два множителя. Если произведение равно нулю, то хотя бы один из множителей должен быть равен нулю. А значит:

или x+3= 0; или x+2= 0

х = - 3 или х = - 2

Ответ: х=-3 х=-2.


Задание 3: Решите уравнения:

1) у– 2у2 + у – 2 =0

2) х2 + х= х3 + х4,

3) х3 – 8х2 + 3х – 24 = 0,

4) у2 – 2у = 3у – 6

5) х– 15х + 56 = 0

Задание 4: Вычислите 2,7·6,2 – 9,3·1,2 + 6,2·9,3 – 1,2·2,7


Проверь себя:

Задание 1:

1) a2 –a b = a(a – b)

2) 8m2n – 4mn3 = 4mn (2m – n2)

3) (a +b) –x (a +b) = 1(a +b) – x (a +b) = (a +b)(1– x)

Задание 2:

    1. ах+ ау- х – у = (а-1)(х-у) 7) x y+ 2y-2x-4 = (х+2)(у-2)

    2. ав-8а-бх+8х = (в-8)(а-х) 8) 2сх – су – 6х + 3у = (2х-у)(с-3)

3) x 2 m- x2n + y2 m- y2n = (х-у)(х+у)(m-n) 9) х+x y+ xy2+y3 = (х+ y2)(х+у)

4) 7а-7b + аn – bn = (а – b)(7+n) 10) x+x3y- xy3-y4 = (х+у)(x3-y3)=(х+у)(х-у)(x2-ху+y2)

5) x y+ 2y+2x+4 = (х+2)(у+2) 11) ху2–ву2–ах+ав+у2-а = (у2–а)(х-в+1)

6) y2a-y2b+x2 a- x2b = (а-b)(y2+x2) 12) х2 – 5х + 6 = х2 – 2х – 3х + 6 = (х–2)(х–3)

Задание 3: Решить уравнения:

  1. у– 2у2 + у – 2 =0

2 +1)(у – 2) = 0

у2 +1=0 у – 2=0

нет реш. у = 2. Ответ у=2

  1. х2 + х= х3 + х4,

х2 + х– (х3 + х4) = 0

2 - х3)(1+х) = 0

х2(1- х) (1+х) = 0

х = 0 1- х = 0 1+х = 0

х = 1 х = -1. Ответ: х = 0, х = 1, х = -1

  1. х3 – 8х2 + 3х – 24 = 0,

х2 =-3 х=8

Ответ: х=8

  1. у2 – 2у = 3у – 6

Ответ: у=3 у=2

  1. х– 15х + 56 = 0

Ответ: х=7 х=8

Задание 4: Вычислить 2,7·6,2 – 9,3·1,2 + 6,2·9,3 – 1,2·2,7 = 2,7(6,2 – 1,2)+9,3(-1,2+6,2) = (6,2 – 1,2)(2,7+9,3) = = 5*12 = 60



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!