СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дождевые черви" Опыты "Как дождевые черви создают плодородную землю"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с особенностями строения и поведения подземных обитателей. Доть понять  о пользе червей, что они помогают растениям и тем приносят пользу..

Просмотр содержимого документа
«"Дождевые черви" Опыты "Как дождевые черви создают плодородную землю"»

МБ ДОУ «Детский сад №5»







конспект ООД

по познавательному и экспериментированию

«Дождевые черви»

Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю»





Воспитатель:

Осипенко Р.И.



г. Алейск

2018

Цель: Продолжать знакомство с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособляемость (на примере дождевых червей) к почвенной среде.

I Опыт : Выяснить причину выхода червей на поверхность земли.

Задача: Установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.



II Опыт: Как дождевые черви создают почву?

Задача: Установить чем питаются черви.

Развивающая среда: Выставка книг, рисунки с изображением дождевого червя, живые черви находящиеся во влажной земле, трехлитровая банка, огородная земля, речной песок, сухие потемневшие (прошлогодние) листья, стенд на нем изображения ( птица грая, лиса, лягушка. ящерица, крот, машина и т.д.) .

Предварительная работа: Наблюдение на прогулки после дождя за дождевыми червями.

Оборудование: Книги, картинки с дождевыми червями, банка с почвой, лейка, во влажной земле живые дождевые черви, лупа, трех литровая банка с землей сверху песок и листья.

ход занятия

Ребята посмотрите, какая интересная у нас выставка книг.

- Как вы думаете, зачем нужны книги?

- Из книг мы узнали что-то новенькое. Вот интересная книжка – это сказка Н. Павловой «Большое чудо». Сейчас я почитаю отрывок: «Дождевой червяк родился на земле, под гнилушкой, и целый год прожил в темноте, прокапывая норки. На волю, он выглядывал только в сумерки, чтобы забирать и утаскивать под землю опавшие листья. Это была его любимая еда».

Воспитатель показывает картинку, где нарисован червей.

- Это дождевые , или их еще называют, земляные черви. После дождя, когда в почве много воды, червям становиться душно, и они выползают на поверхность. За это их называют еще и «выползками».

Опыт. Вот банка с почвой, мы уже знаем, что в почве есть что?

– Правильно воздух.

- Вот и представите, что там живет червяк. Но пошел дождь (дети поливают почву из лейки водой). И что стало с почвой? С воздухом?

Вывод: червяку нечем дышать и он выходит на поверхность.

Вот у меня во влажной земле есть черви, давайте их рассмот внимательно, за ними наблюдать очень интересно( воспитатель раздает детям лупы). Положите червей на газету и рассмотрите.

Дети рассказывают что увидели:

- Его дело состоит из колец;

- Красноватое тельце с двух сторон одинаково заострено;

- На одном конце есть утоление;

- Вот медленно вытягивается вперед головной конец;

- К нему подтягивается середина. А задний конец пока неподвижен, но затем и он продвигается.

Воспитатель задает вопросы:

- Хорошо ли видит червяк? ( под землей нет света, зрение ему ни к чему).

- Можно ли червяк жить без земли? (он погибнет, высохнет без влаги).

Воспитатель предлагает положить червяка на мокрое стекло. Бедняга беспомощно барахтается. извивается, скользит, но с места сдвинуться не может. В чем дело?

Дети дают сваи предположения.

Воспитатель предлагает переложить червя на бумагу. Если осторожно, одним пальцем провести по нему сначала от головного конца к заднему, а потом в обратном направлении, то его тело сначала покажется гладком и скользким, а потом – шероховатым.

На самом деле по телу проходят четыре ряда двойных щетинок, направленных назад.

Вывод.

Значить, первый раз мы гладили червя «по шерстки» , а во второй – «против». И обнаружили замечательное приспособление, благодаря которому дождевые черви передвигаются. Это же щетинки помогают им проникать, в глубь земли. И твердую почву пропускать через себя.

Когда по утрам на дорожках появляются маленькие катышки. Это работают ночные труженики, черви.

Катышки потом смешиваются с почвой и обогащают ее перегноем.

Давайте наших червей возвратим в их подземное царство.(червей помещают в банку с влажной землей).

Физкультминутка

Приплыли тучи дождевые;

- Лей, дождик, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

- Пей земля, пей!

И из земли червячки выползли.

И стали ползать;

А теплый дождик неугомонный,

Льет, льет, льет.



Можно попытаться увидит собственными глазами, как дождевые черви создают почву, плодородную землю – условие нормального развития большинства растений.

Для этого опыта надо запостись терпением.

Опыт. На дно трехлитровой банки насыпаем огородной почвы, сверху – слой чистого речного песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3-5 дождевых червей. Слегка польем содержимое банки водой из лейки и поставим банку в темное прохладное место.

Через два- три дня рассмотрим, что произошло в банке.

А теперь поговорим намного о пользе червей.

- Чем питаются черви? (питаются они остатками гниющих листьев, растениями, заглатывают комочки земли).

- На какой земле лучше растут травы и деревья ( там где работают черви, они превращают ненужные остатки, отходы в очень нужную для всех почву, роют ходы, рыхлят землю, по этим ходам к корням, растений, легко проходят вода и воздух).

- Как часто мы встречаем дождевых червей? (видится с ними редко, и лишь во время дождя, когда норки наполняются водой и нечем дышать, и они вынуждены выползать на поверхность.)

- Радуются ли люди возможности увидеть червей? (нельзя презирать живые существа только за то, что они не похоже на нас).

Как вы думаете червей можно назвать нашими помощниками?

Вывод.

Можно сказать, что дождевые черви наши помощники.



Подойдите к стенду и найдите врагов наших помощников. И расскажите почему они мешают им жить (дети рассказывают0

Как вы теперь относитесь, к поземным жителям