Урок литературного чтения во 2 «Д» классе
УМК «Школа России»
Тема урока: В. Драгунский «Что любит Мишка».
Подготовила и провела учитель начальных классов
Медведева Наталья Владимировна
Цель: создать условия для формирования умения кратко пересказывать отдельные части произведения «Мышонок Пик», развития навыки беглого, выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, инсценировать произведение, пересказывать от лица главного героя, находить ответы на поставленные вопросы, умения анализировать текст.
Планируемые результаты
Предметные:
Продолжат знакомиться с произведением В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; научатся сжатому пересказу (раскрывать тему в главных чертах), научатся творческому пересказу (строить пересказ от имени главного героя), научатся инсценировать произведение (по составленному самостоятельно сценарию), научатся составлять синквейн данного произведения(в группах), модель данного произведения, научатся работать по картинному плану(в группах),
научатся читать данное произведение бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли
Метапредметные:
познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения,
мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента
Личностные:
самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2011г; портрет В. Бианки; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений.
Тема урока: В. Драгунский «Что любит Мишка».
Цели:
1) формирование умения определять тему, идею, жанр произведения;
2) найти способ обучения детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
3) создавать условия для ученического сотрудничества, воспитывать интерес к предмету;
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап «Мотивация к учебной деятельности».(самоопределение учебной деятельности) Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне (надо, могу, хочу). Формируемые УУД: Личностные: самоопределение. |
1. Начинаем урок с пожелания хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. - Чем мы занимаемся на уроках чтения? 2. Предлагаю вспомнить правила работы в парах. Речевая разминка (над скороговоркой). Я люблю булку, батон и буханку, Которые пекарь испёк спозаранку. После выполнения работы заполните листы самооценки. Консультантов прошу доложить о работе в парах. | С помощью листов самооценки сделаю вывод, что с заданием справились все ребята. Лист самооценки показал, что ребята быстро вспомнили скороговорки. Каждый оценил себя. Все ребята выполнили задание. С помощью самооценки выяснили, что все справилась с заданием. Было интересно. |
II этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии». Цель: готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий. Регулятивные: умение сохранять поставленную задачу. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью. |
Определите тему скороговорки: Голод Гостеприимство Любовь Трудолюбие Обжорство Подберите ассоциации к слову «любовь» Молодцы, у вас получилось своё определение. На протяжении урока мы еще не раз будем дополнять ассоциациями это понятие. Давайте узнаем, какое толкование даётся в словаре Ожегова. Я попросила выполнить это задание Илью. Ребята, а почему урок мы начинаем с разговора о любви? | Тема скороговорки -любовь К животным К природе К людям К учёбе Ученик объясняет толкование слова «любовь» из Толкового словаря Ожегова. |
III этап «Выявление места и причины затруднения».(определение границ знания и незнания. Подготовка к восприятию произведения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. |
Посмотрите на газету,которую нарисовала мама Мамаевой Мадины. Скажите, вам знакомы эти произведения? Произведения какого автора мы проходили на прошлом уроке? Ребята, возле доски находится выставка книг этого писателя. Какие произведения вы читали? Георгию было дано домашнее задание рассказать о жизни и творчестве В. Драгунского. Для того. Чтобы продолжить знакомство с произведениями В. Драгунского, предлагаю открыть детские книги писателя. К какому жанру относятся произведения В. Драгунского? Почему? Прежде чем приступить к изучению нового материала, проверим, как вы справились с домашним заданием. Задания были даны по уровню сложности. Кто выбрал задания из жёлтого конверта? Объясните задание. Кто выбрал задание из зелёного конверта? Объясните задание. Ваши товарищи должны угадать показанный вами рассказ. Кто выбрал задание из красного конверта? Объясните задание. Помогите мне определить тему урока. Как вы считаете, сможем ли мы сейчас определить тему и идею рассказа? | Произведения В. Драгунского. Презентация о жизни и творчестве В. Драгунского. Жужжащее чтение-5 минут Рассказы Небольшой объём, небольшое количество героев, один эпизод Нужно было составить модель к рассказу «Что я люблю» С помощью мимики, жестов показать эпизод одного из прочитанного рассказа. Нарисовать рисунок к прочитанному рассказу. Определить тему, идею, жанр произведения. |
IV этап «Построение проекта выхода из затруднения». Прогнозирование содержания текста по названию, иллюстрации, ключевым словам. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи вместе с учителем. Выполнение учебных действий в громкоречевой форме Познавательные УУД: логические- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.(многозначное слово) |
Какая перед нами цель? Будет ли полезное новое знание? При каких условиях научимся определять тему и идею рассказа? | Внимательно слушать учителя Слушать и слышать товарища. Помогать друг другу |
V этап «Реализация построенного проекта». Цель: построение и фиксация нового знания. |
Сделайте свои предположения: о ком или о чём рассказ? 1 ряд в парах – по названию рассказа; 2 ряд в парах – по иллюстрации; 3 ряд в парах – по ключевым словам. | Словарная работа |
VI этап «Первичное закрепление с проговариванием».Работа с текстом во время чтения. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,. Личностные: нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. |
А сейчас прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения. После чтения определите, как бы вы назвали этот рассказ. Какие слова были непонятны? Как бы вы озаглавили текст? Какие непонятные слова Вам встретились? Где можно найти значение слов? ( демонстрирую « Толковый словарь») Подтвердились ли ваши предположения по жанру произведения? По главным героям? Куда зашли ребята? Кого они встретили? Что любил учитель пения? Предлагаю вам послушать фрагмент произведения Фредерика Шопена и сказать:» Почему учитель любит именно музыку Шопена?» Кто что услышал при прослушивании музыки? Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит о музыке. Что мы узнали о Борисе Сергеевиче? Как автор относится к учителю? | Ответы детей. В « Толковом словаре» |
VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону».Регулятивные УУД: свободно ориентируются в содержании и заданиях учебника.Познавательные УУД: осуществление поиска и выделения необходимой информации. Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. |
- А сейчас, ребята, вы будете работать в группах, чтобы нам легче было проанализировать поступки Дениски и Мишки, сформулировать тему и идею произведения. 1 группа «Наблюдатели»: мы будем составлять коллективный портрет мальчиков. Охарактеризуем Дениску и Мишку. 2 группа «Корреспонденты»: используя текст и картинки, выбрать, что любит Дениска и что любит Мишка. 3 группа «Исследователи»:выбрать пословицы к рассказу. 4 группа «Мыслители»: используя текст, сравните, что любят мальчики. Посчитайте, сколько слов нужно Дениске, чтобы показать свою любовь. Сколько слов употребил Мишка. 5 группа «Составители»: с помощью текста проследить, как менялись эмоции и чувства Бориса Сергеевича. Показать это с помощью графических моделей. | Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Вывод ответственных в группах. |
VIII этап «Включение в систему знаний и повторение». Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Познавательные УУД: поэтапное формирование понятия «рифма». |
Как вы понимаете выражение «Как два воробья на веточке?» Как вы понимаете выражение «Целый мир?» Почему же мальчики-друзья, а интересы у них разные? Почему Мишка вмешался в разговор? Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. Покажите, как это «надулся?» Для чего автор поставил !!! Подберите синонимы к слову «надулся». Почему Мишка так тщательно всё перечислял? В какой момент изменилось настроение Мишки? Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя? Может ли Мишка измениться? Какой совет вы бы дали Мишке? О чём мы должны задуматься, читая этот рассказ? Домашнее задание- в конвертах(дифференцированное) | |
IX этап «Рефлексия учебной деятельности на уроке». Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. Регулятивные: самооценка. |
Давайте вспомним тему урока. Какие трудности возникли у нас в начале урока? Какую цель мы ставили на урок? Как вы думаете, достигли мы этой цели? Прошу оценить себя: -
Научился определять тему, идею, жанр произведения, доволен собой - линия вверху -
Было сложно определять тему, идею, жанр произведения - линия посередине -
Не смог определять тему, идею, жанр произведения, не доволен собой - линия внизу. | |