СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Драма как род литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Род литературы, отличительные особенности, жанры. История развития рода в русской литературе.

Просмотр содержимого документа
«Драма как род литературы»

Драма живет только на сцене,  без нее она как душа без тела.  Н.В.Гоголь

Драма живет только на сцене, без нее она как душа без тела. Н.В.Гоголь

Род литературы – устойчивый (типологический)    принцип оформления образного   мира литературного произведения,   определяющий характер его восприятия . Роды литературы Эпос Драма Лирика

Род литературы – устойчивый (типологический) принцип оформления образного мира литературного произведения, определяющий характер его восприятия .

Роды литературы

Эпос

Драма

Лирика

Драма – одни из основных родов литературы, возникший для постановки его произведений в театре. Отличительные особенности драмы: Авторская речь играет здесь в основном вспомогательную роль: А) заглавие пьесы;

Драма – одни из основных родов литературы, возникший для постановки его произведений в театре.

Отличительные особенности драмы:

  • Авторская речь играет здесь в основном вспомогательную роль:

А) заглавие пьесы;

Отличительные особенности драмы:

Б) так называемая «афиша» - список действующих лиц, иногда с кратчайшими характеристиками и обозначением каких-то отношений для введения зрителя в курс дела;

Островский-ГРОЗА

ЛИЦА

Савел Прокофьевич Дикoй, купец,

значительное лицо в городе.

Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно

образованный.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха),

богатая купчиха, вдова .

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.

Катерина, жена его .

Варвара, сестра Тихона.

Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка,

отыскивающий перпетуум-мобиле .

Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикова.

Шапкин, мещанин .

Феклуша, странница.

Глаша, девка в доме Кабановой .

Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет,

полусумасшедшая.

Городские жители обоего пола.

Фонвизин - НЕДОРОСЛЬ

КОМЕДИЯ В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ

Действующие лица

Простаков.

Г-жа Простакова, жена его.

Митрофан, сын их, недоросль.

Еремеевна, мама Митрофанова.

Правдин.

Стародум.

Софья, племянница Стародума .

Милон.

Скотинин, брат г-жи Простаковой .

Кутейкин, семинарист. Цыфиркин, отставной сержант .

Вральман, учитель.

Тришка, портной .

Слуга Простакова.

Камердинер Стародума

Отличительные особенности драмы: В) ремарки, указывающие на место, реже время действия и в общей форме сообщающие о поступках персонажей. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ  Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов. ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ  Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку, Кудряш и Шапкин прогуливаются.  [ Островский А. Н.: Гроза , С. 2 и далее.ЭБ, том 1: Хрестоматия по русской литературе, С. 13087 (ср. Островский: Избранные сочинения т.1, С. 276 Словарь)] Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву. Занавес [ Чехов А. П.: Вишневый сад , С. 96 и далее.ЭБ, том 1: Хрестоматия по русской литературе, С. 23555 (ср. Чехов: Собрание сочинений т.10, С. 357 Словарь)]

Отличительные особенности драмы:

В) ремарки, указывающие на место, реже время действия и в общей форме сообщающие о поступках персонажей.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку, Кудряш и Шапкин прогуливаются.

[ Островский А. Н.: Гроза , С. 2 и далее.ЭБ, том 1: Хрестоматия по русской литературе, С. 13087 (ср. Островский: Избранные сочинения т.1, С. 276 Словарь)]

Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.

Занавес

[ Чехов А. П.: Вишневый сад , С. 96 и далее.ЭБ, том 1: Хрестоматия по русской литературе, С. 23555 (ср. Чехов: Собрание сочинений т.10, С. 357 Словарь)]

Отличительные особенности драмы: 1. Сюжетное действие драмы ограничено временем спектакля. 2. Художественное пространство ограничено «кулисами» - рамками сцены. 3. Сцена ограничивает и количество персонажей: для них в буквальном смысле мало места – они должны не затеряться в толпе, успеть обратить на себя внимание.

Отличительные особенности драмы:

1. Сюжетное действие драмы ограничено временем спектакля.

2. Художественное пространство ограничено «кулисами» - рамками сцены.

3. Сцена ограничивает и количество персонажей: для них в буквальном смысле мало места – они должны не затеряться в толпе, успеть обратить на себя внимание.

Отличительные особенности драмы: 4. Драма изображает прошлое как настоящее: события разворачиваются «в первый раз», «на глазах у зрителя», в настоящем времени, общем для героев и зрителей. 5. Жизнь в драме говорит от собственного лица: зритель (читатель) знакомится не с сообщением о факте, а с самим фактом. 6. Между миром драматургического произведения и зрителем (читателем) нет посредников: действие передается действием, жест – жестом, мимика – мимикой, речь – прямой речью, диалогами и монологами, а не авторским изложением слов или мыслей персонажа. 7. В драме резче, чем в эпосе, противопоставлены положительные и отрицательные герои, те и другие нередко сразу дают понять, что они собой представляют. 8. «Театральность», эффектность поведения в жизни – источник соответствующего поведения в драме: персонажи должны находиться в таком эмоциональном состоянии, чтобы говорить много и громко, от этого зависит успех спектакля.

Отличительные особенности драмы:

4. Драма изображает прошлое как настоящее: события разворачиваются «в первый раз», «на глазах у зрителя», в настоящем времени, общем для героев и зрителей.

5. Жизнь в драме говорит от собственного лица: зритель (читатель) знакомится не с сообщением о факте, а с самим фактом.

6. Между миром драматургического произведения и зрителем (читателем) нет посредников: действие передается действием, жест – жестом, мимика – мимикой, речь – прямой речью, диалогами и монологами, а не авторским изложением слов или мыслей персонажа.

7. В драме резче, чем в эпосе, противопоставлены положительные и отрицательные герои, те и другие нередко сразу дают понять, что они собой представляют.

8. «Театральность», эффектность поведения в жизни – источник соответствующего поведения в драме: персонажи должны находиться в таком эмоциональном состоянии, чтобы говорить много и громко, от этого зависит успех спектакля.

Жанры драмы Много веков драматургия знала только два полярных жанра: Жанры драмы Трагедия Комедия

Жанры драмы

Много веков драматургия знала только два полярных жанра:

Жанры драмы

Трагедия

Комедия

Жанры драмы В трагедии изъяснялись стихами «высокие»герои, кончалось все очень страшно и печально. В комедии «низкие» персонажи говорили часто прозой и больше, чем в трагедии, действовали. Комедия была смешной и кончалась благополучно.

Жанры драмы

В трагедии изъяснялись стихами «высокие»герои, кончалось все очень страшно и печально.

В комедии «низкие» персонажи говорили часто прозой и больше, чем в трагедии, действовали. Комедия была смешной и кончалась благополучно.

Трагедия – драматургический жанр, сюжетная коллизия в котором основывается на непримиримых, неразрешимых противоречиях и завершается чаще всего гибелью героя. Трагедия как жанр возникает в Древней Греции. Поединок человека и рока, столкновение свободной воли человека с властностью судьбы показаны в трагедиях: «Прометей прикованный» Эсхила – «отца трагедии» «Антигона» и «Царь Эдип» Софокла «Ифигения в Авлиаде» Еврипида Чаша с изображением фрагмента «Ифигении в Авлиаде» Еврипида

Трагедия драматургический жанр, сюжетная коллизия в котором основывается на непримиримых, неразрешимых противоречиях и завершается чаще всего гибелью героя.

  • Трагедия как жанр возникает в Древней Греции. Поединок человека и рока, столкновение свободной воли человека с властностью судьбы показаны в трагедиях:
  • «Прометей прикованный» Эсхила – «отца трагедии»
  • «Антигона» и «Царь Эдип» Софокла
  • «Ифигения в Авлиаде» Еврипида

Чаша с изображением фрагмента

«Ифигении в Авлиаде» Еврипида

 2. Глубокая кризисность мира, торжество дисгармонии, распад «связи времен» - традиционный спектр тем трагедий: В. Шекспир «Гамлет» П. Кальдерон П. Корнель Ж. Расин И. Шиллер Сцены из спектакля «Гамлет»

2. Глубокая кризисность мира, торжество дисгармонии, распад «связи времен» - традиционный спектр тем трагедий:

В. Шекспир «Гамлет»

П. Кальдерон

П. Корнель

Ж. Расин

И. Шиллер

Сцены из спектакля «Гамлет»

 3. В русской литературе жанр трагедии представлен в творчестве: А. Сумарокова, М. Хераскова, Я. Княжина, А. Пушкина О.Ефремов в роли Ивана Грозного, «Борис Годунов», А.Пушкин

3. В русской литературе жанр трагедии представлен в творчестве:

А. Сумарокова,

М. Хераскова,

Я. Княжина,

А. Пушкина

О.Ефремов в роли Ивана Грозного, «Борис Годунов», А.Пушкин

 4. Трагедия почти не встречается в чистом виде в драматургии двух столетий. В Х I Х веке ее отчасти сменили исторические трагедии, драмы и хроники в стихах: Л. А. Мейя А.К.Толстого А.Н.Островского

4. Трагедия почти не встречается в чистом виде в драматургии двух столетий. В Х I Х веке ее отчасти сменили исторические трагедии, драмы и хроники в стихах:

Л. А. Мейя

А.К.Толстого

А.Н.Островского

Комедия – жанр драмы, в котором характеры и действие представлены в смешных формах, рассчитаны на создание комического эффекта. 1. Комедия, как и трагедия, получила литературное оформление в Афинах, где на праздниках Диониса (бога плодородия) издавна звучали песни веселых процессий (комос). История сохранила до наших дней три имени великих комедийных поэтов.  Первого из них, Кратина, называли Эсхилом . Второй, Евполид , погиб на войне. От комедий Кратина и Евполида дошли лишь фрагменты.  Единственный известный нам автор древней комедии – Аристофан , из 44 произведений которого сохранились 11. Аристофан

Комедия – жанр драмы, в котором характеры и действие представлены в смешных формах, рассчитаны на создание комического эффекта.

1. Комедия, как и трагедия, получила литературное оформление в Афинах, где на праздниках Диониса (бога плодородия) издавна звучали песни веселых процессий (комос). История сохранила до наших дней три имени великих комедийных поэтов.

Первого из них, Кратина, называли Эсхилом . Второй, Евполид , погиб на войне. От комедий Кратина и Евполида дошли лишь фрагменты.

Единственный известный нам автор древней комедии – Аристофан , из 44 произведений которого сохранились 11.

Аристофан

 2. Расцвет комедии как жанра происходит в литературе классицизма, например Ж. – Б. Мольер «Мещанин во дворянстве», «Тартюф» Сцена из спектакля «Мещанин во дворянстве», С.Любшин, А.Вертинская

2. Расцвет комедии как жанра происходит в литературе классицизма, например

Ж. – Б. Мольер «Мещанин во дворянстве», «Тартюф»

Сцена из спектакля «Мещанин во дворянстве», С.Любшин, А.Вертинская

 3. В русской литературе жанр комедии представлен в творчестве: Д.И.Фонвизина «Недоросль» А.С. Грибоедова «Горе от ума» Н.В. Гоголя «Ревизор» А.П.Чехова «Вишневый сад» Сцена из спектакля «Недоросль»

3. В русской литературе жанр комедии представлен в творчестве:

Д.И.Фонвизина «Недоросль»

А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Н.В. Гоголя «Ревизор»

А.П.Чехова «Вишневый сад»

Сцена из спектакля «Недоросль»

Драма –пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, в большей мере обращен к сфере частной жизни человека. 1. В русской литературе жанр драмы представлен в творчестве М.Ю. Лермонтова «Маскарад» А.Н.Островского «Гроза» А.П.Чехова «Три сестры» М.Горький «На дне» Катерина, «Гроза» Арбенин, «Маскарад» Наташа, «На дне»

Драма –пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, в большей мере обращен к сфере частной жизни человека.

1. В русской литературе жанр драмы представлен в творчестве

М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

А.Н.Островского «Гроза»

А.П.Чехова «Три сестры»

М.Горький «На дне»

Катерина, «Гроза»

Арбенин, «Маскарад»

Наташа, «На дне»

2. Как самостоятельный жанр драма сложилась в Х VIII веке у просветителей (мещанская драма во Франции и Германии). Жанры драмы Трагедия Комедия Драма

2. Как самостоятельный жанр драма сложилась в Х VIII веке у просветителей (мещанская драма во Франции и Германии).

Жанры драмы

Трагедия

Комедия

Драма