СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Драматические образы в музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каковы важнейшие особенности музыкального драматического произведения?

Просмотр содержимого документа
«Драматические образы в музыке»

Драматические образы в музыке

Драматические образы в музыке

 Драматические образы - остродраматические, выражающие столкновения, противоречия, конфликты.

Драматические образы - остродраматические, выражающие столкновения, противоречия, конфликты.

 Часто они связаны с жанрами, которые основаны на драматических литературных произведениях. Таковы опера, балет и другие сценические жанры.

Часто они связаны с жанрами, которые основаны на драматических литературных произведениях. Таковы опера, балет и другие сценические жанры.

 Образец драматического произведения — вокальная баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» ,  написанная на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гёте.

Образец драматического произведения — вокальная баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» , написанная на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гёте.

Лесной царь Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?  Ездок запоздалый, с ним сын молодой.  К отцу, весь издрогнув, малютка приник;  Обняв, его держит и греет старик. «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»  «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:  Он в тёмной короне, с густой бородой».  «О нет, то белеет туман над водой».

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в тёмной короне, с густой бородой». «О нет, то белеет туман над водой».

 «Родимый, лесной царь со мной говорит: «Дитя, оглянися, младенец, ко мне;  Весёлого много в моей стороне:  Цветы бирюзовы, жемчужны струи;  Из золота слиты чертоги мои». Он золото, перлы и радость сулит».  «О нет, мой младенец, ослышался ты:  То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:

«Дитя, оглянися, младенец, ко мне; Весёлого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».

Он золото, перлы и радость сулит». «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец! В дуброве моей  Узнаешь прекрасных моих дочерей;  При месяце будут играть и летать,  Играя, летая, тебя усыплять». «Родимый, лесной царь созвал дочерей:  Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей».  «О нет, всё спокойно в ночной глубине:  То вётлы седые стоят в стороне».

«Ко мне, мой младенец! В дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей; При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей». «О нет, всё спокойно в ночной глубине: То вётлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:  Неволей иль волей, а будешь ты мой».  «Родимый, лесной царь нас хочет догнать;  Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать». Ездок оробелый не скачет, летит;  Младенец тоскует, младенец кричит;  Ездок погоняет, ездок доскакал...  В руках его мёртвый младенец лежал.

«Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал... В руках его мёртвый младенец лежал.

 Главное различие между немецкой и русской версиями:  у Жуковского Лесной царь привиделся мальчику, у Гёте — явился на самом деле. Поэтому баллада Гёте реальнее, страшнее, достовернее. У него ребёнок погибает не от страха (как у Жуковского), а от подлинного Лесного царя, представшего перед мальчиком во всей силе своего могущества

Главное различие между немецкой и русской версиями:

у Жуковского Лесной царь привиделся мальчику, у Гёте — явился на самом деле. Поэтому баллада Гёте реальнее, страшнее, достовернее. У него ребёнок погибает не от страха (как у Жуковского), а от подлинного Лесного царя, представшего перед мальчиком во всей силе своего могущества

 У Шуберта, австрийского композитора, читавшего балладу по-немецки, передана вся страшная реальность истории про Лесного царя. В его песне это такой же достоверный персонаж, как мальчик и его отец.

У Шуберта, австрийского композитора, читавшего балладу по-немецки, передана вся страшная реальность истории про Лесного царя. В его песне это такой же достоверный персонаж, как мальчик и его отец.

Ф. Шуберт.  «Лесной царь». Фрагмент

Ф. Шуберт.  «Лесной царь». Фрагмент

 Воплощение драматических образов требует от композитора максимальной концентрации выразительных средств, что приводит к созданию внутренне динамичного произведения (или его фрагмента), основанного на развитии драматического характера. Поэтому драматические образы так часто воплощаются в формах вокальной музыки, в инструментальных жанрах, а также в отдельных фрагментах циклических произведений — сонат, концертов, симфоний.

Воплощение драматических образов требует от композитора максимальной концентрации выразительных средств, что приводит к созданию внутренне динамичного произведения (или его фрагмента), основанного на развитии драматического характера. Поэтому драматические образы так часто воплощаются в формах вокальной музыки, в инструментальных жанрах, а также в отдельных фрагментах циклических произведений — сонат, концертов, симфоний.

Работа в тетради   Каковы важнейшие характерные особенности музыкального драматического произведения? Расскажи на примере вокальной баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».

Работа в тетради

Каковы важнейшие характерные особенности музыкального драматического произведения? Расскажи на примере вокальной баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!