МКОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа»
Драматический кружок
« Чародеи»
Инновационный образовательный проект
Исполнитель:
Главатских Анна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Красноярская СОШ»
Кемерово 2010
Содержание
Паспорт проекта ……………………………………………………. 3
Актуальность проекта ……………………………………….. 5
Новизна материала …………………………………………... 8
Цели и задачи проекта ………………………………………. 10
Краткое описание проекта по этапам ………………………. 11
Ожидаемые результаты …………………………………… .. 11
Промежуточные результаты ………………………………… 12
Целевые группы проекта ……………………………………. 13
Объем и содержание работы ………………………………... 14
Формы представления результатов ………………………… 16
Список литературы………………………………………………… 21
Приложение………………………………………………………… 22
Паспорт проекта или краткое резюме
Наименование проекта | | Кружок «Чародеи» |
Основные разработчики проекта | | Педагоги, обучающиеся, родители, общественность |
Цель и задачи проекта | | Цель: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, их самовыражения и самоопределения. Задачи: 1.Подготовить и развить творческую деятельность ученика. 2.Повышать уровень общей культуры. 3.Активизировать мышление и познавательный интерес. 4.Пробудить фантазию и воображение, 5.Научить сочувствию и сопереживанию. 6.Стимулировать потребность в постоянном поиске. 7.Приобщить к непрерывному общекультурному совершенствованию (на уровне знаний, умений, ценностных установок). |
Сроки и этапы реализации проекта | | 1 этап - информационно-аналитический ( определение темы проекта, уточнение целей); 2 этап – планирование (обсуждение информации, постановка задач, планирование коллективно- творческих дел; 3 этап – выполнение проектов; 4 этап – оценка результатов ( анализ выполнения проекта, достигнутых результатов: успехов и неудач). |
Перечень основных мероприятий | | - разработка плана коллективно-творческих дел; - выбор сценария; -занятия по технике речи, ритмопластике; -детальный анализ отдельных эпизодов; -распределение ролей; - изготовление костюмов и декораций; - создание творческой атмосферы для поддержки обучающихся; -анализ и обсуждение вариантов презентации полученного материала. |
Исполнители проекта | | Педагоги, обучающиеся, родители |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | | - повышение мотивации обучающихся к изучению литературы; - расширение лексического запаса, совершенствование механической памяти; - развитие воображения, инициативы, самостоятельности, трудолюбия и умения работать в коллективе; - понимание важности изучения литературы; - выбор профессионального направления; - пополнение достижений портфолио обучающихся. |
Целевые группы проекта | | Педагоги, обучающиеся. родители |
Актуальность проекта и анализ исходного материала
Средний человек озабочен тем, как бы ему
убить время; человек же талантливый
стремиться его использовать»
А.Шопенгауэр
Понятие «культура» многогранно и содержательно, каждая грань ее к тому же определенна и функциональна. Чтобы разобраться в сути, лучше вернуться к этимологии, к его истокам.
От латинского происхождения слово «культура» донесло до нас несколько первостепенных значений, если следовать педагогическим и культурологическим словарям: возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
Культуру часто называют духовным опытом народа. И действительно, это «многовековой опыт жизни и творческих созиданий народа». Без этого опыта невозможно понять отечественную историю, характер народа, его культуру.
Стержнем культуры считается творческая деятельность человека. Однако образ жизни народа, его традиции не исчерпываются трудом. Всякий труд предполагает отдых ( по словарю В.И.Даля – «покой, упоение от трудов»).
А.Шопенгауэр писал «Досуг является венцом человеческого существования, так как только он делает его полным обладателем своего «Я». Особенно досуг значим для интеллектуального человека, ибо рождает у него потребность учиться, видеть, образовываться, размышлять».
Но ребенка формирует не только школа, но и среда, в которую в массовом потоке проникают низкопробные фильмы, телепередачи, наносящие вред детской нравственности и психике, Интернет с его специфическими страницами. Такой досуг не стоит путать с организованной, культурно-досуговой деятельностью.
Но умение распоряжаться свободным временем само к ребенку не придет никогда. Его надо этому научить, привить вкус к интересному заполнению своего свободного времени. Самый оптимальный вариант для решения этой задачи – это создание школы полного дня, т.к. единым процессом обучения сформировать и взрастить гармонически развитую личность невозможно. (Приложение № 1 Образовательная концепция школы)
В период реорганизаций, когда были закрыты кружки, секции и клубы,
выросло целое поколение «перестроечных» школьников, многие из которых вынуждены были пойти во дворы, в ничегонеделание и в сомнительные компании.
С каждым годом проблема организации свободного времени детей становится все острее. Сегодня неорганизованный или непрофессионально организованный досуг, который не вызывает у ребят интерес, не способен противостоять проблеме роста детской наркомании, преступности, духовному вырождении. Решение этих проблем из педагогических давно уже переросло в общенародные, государственные задачи.
Основная задача: научить ребенка дорожить свободным временем и использовать его для расширения кругозора и развития своих способностей.
А.С.Макаренко утверждал, что человек не может жить, если у него впереди нет ничего радостного, и истинным стимулом человеческой жизни, по его мнению, является завтрашняя радость.
Завтрашнюю радость ребенок видит в предстоящем участии в творческих делах, в предощущении своего успеха, в осознании своей нужности.
И эта атмосфера радостного ожидания и творческой активности сплачивает ребят и способствует развитию у них самых лучших личностных качеств.
Культурно – досуговая деятельность по своим методам, формам и видам гораздо разнообразнее учебного процесса, и у ребят есть возможность выбора. В педагогике стало аксиомой, что одним из основных методов в
работе с детьми стала игра. Отметим две ее ипостаси: как средство обучения и воспитания и как генетическую и функциональную основу искусства. Со времен античности театр представляет собой универсальную образовательную модель, имеющую такие специфические черты, которых нет в других видах искусства и творческой деятельности, где есть дети. Еще Платон этимологически сближал эти два слова: «воспитание» и «игра». А сегодня роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой личности: умственной, физической, нравственной, эстетической.
Но участие в драматическом кружке -это не только досуг, но и колоссальный труд. Мы обращаемся к инновационным технологиям в своей работе. Бесспорно, что проектная работа является одной из актуальных технологий, позволяющим учащимся применить знания по литературе, изобразительному искусству, технологии, музыке.
SWOT – анализ использования метода проектов
Сильные стороны | Слабые стороны |
-развитие самостоятельности, индивидуальности учащихся, - развитие творческих способностей с опорой на знания, -расширение знаний по предмету, использование современных компьютерных технологий, - приобретение коммуникативных и проектировочных способностей, -умение работать в коллективе на общий результат, -воспитание целеустремленности, настойчивости, любознательности, - воспитание толерантности. | - отрицательное восприятие работы над проектами, -не всегда можно обеспечить активность каждого ученика в проектные действия, - требование дополнительного изучения материалов, - нежелание играть второстепенные роли, - отсутствие наблюдательности, творческого воображения; -необходимость четкого планирования своей деятельности и коррекции по ходу реализации. |
Возможности | Риски |
-желание педагогов работать, используя инновационные технологии, - доступность информации для реализации проекта, -возможность использования классно-урочной системы для реализации проекта, - дополнительное привлечение специалистов, информационных и материально-технических ресурсов. | -формальное использование инновационных технологий; -стремление планировать работу под имеющийся ресурс; -«синдром психического выгорания» педагогов и обучающихся; -разочарование результатами проекта. |
Новизна материала
К инновационным образовательным технологиям, в которых новаторство направлено на развитие творческой деятельности учащихся и создаются психологические условия для мотивации обучающихся к творческой деятельности, относится проектный метод обучения.
Представляемый нами инновационный образовательный проект драматический кружок « Чародеи » выполняет следующие функции:
- образовательная функция позволит учащимся с помощью проектной деятельности развивать коммуникативные возможности, овладеть новыми знаниями по предмету;
- развивающая функция использования проектного метода состоит в развитии творческого потенциала учащихся и эстетического вкуса, мышления и наблюдательности;
- воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств: толерантность, духовность, самореализации, самовыражения и умения работать в коллективе.
Данный проект « Чародеи » реализуется в МКОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа».
Проект направлен на создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
Неоспорима роль искусства в воспитании детей. Человечество вот уже много веков самозабвенно играет в эту волшебную игру – театр. Не случайно А.С.Пушкина восклицал: «Театр – это волшебный край!». И впрямь, есть нечто магическое в том, что происходит на сцене. Это явственно ощущается, когда находишься в зрительном зале, Но, пожалуй, еще более удивительные перемены наступают, когда оказываешься на сцене! Ребенок буквально преображается – и внешне и внутренне. Перевоплощаясь, он не только надевает на себя чужой наряд, но и «примеряет» мысли и чувства другого человека. Начинает понимать его настолько, что может думать и действовать от его имени. А значит, учится властвовать над своими мыслями, чувствами и поступками.
Новизна проекта состоит в создании условий для развития творческих способностей школьников, выработке художественно-эстетического вкуса. Особенно это важно в условиях сельской местности, где школа является единственным очагом культуры.
Создание спектаклей не является критерием оценки творческой работы кружка.
На занятиях театральным творчеством происходит следующее:
-без принуждения ребята погружаются в мир музыки, слова, литературы,
живописи, хореографии, поскольку театр – синтетический вид искусства;
-рождается сотворчество детей и взрослых, потому что театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы;
- от каждого ребенка востребуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых до поры до времени не подозревают ни он, ни его родители или учителя: театральное творчество многогранно и требует многого от участника; ( Приложение № 2)
-дети учатся действием отображать словесные образы – это требует сцена.
Словом идет тонкая отделка человеческих качеств и умений.
Но есть проблемы особого рода, которые не решить упорством. Речь идет о подборе репертуара. Нужно максимально вовлекать юных артистов во все проблемы: подбор репертуара, внесение изменений в текст, написание сценариев. ( Приложение № 3)
Словом, спектакль – это коллективный проект, потому что в команде нет лидеров, все члены команды получают удовольствие от общения друг с другом и от того, что вместе выполняют проектное задание; каждый вносит посильный вклад в общее дело; ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Реализуемый проект – внутришкольный, межпредметный, долгосрочный, в нем принимают участие учителя технологии, музыки, изобразительного искусства.
Цели и задачи проекта
Цель: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, их самовыражения и самоопределения.
Задачи:
1.Раскрыть творческий потенциал ученика.
2.Повышать уровень общей культуры.
3.Активизировать мышление и познавательный интерес.
4.Пробудить фантазию и воображение
5.Формировать личность способную к самореализации и самоопределению.
6.Стимулировать потребность в постоянном поиске.
7.Приобщить к непрерывному общекультурному совершенствованию (на уровне знаний, умений, ценностных установок).
Краткое описание проекта по этапам
1 этап - информационно-аналитический ( определение темы проекта, уточнение целей, отбор учащихся);
2 этап - планирование (постановка задач, выбор критериев оценки творческих работ);
3 этап - выполнение проекта;
4 этап - оценка результатов (анализ выполнения проекта, достигнутых успехов и неудач) и определение задач для новых проектов.
(Приложение № 4)
Ожидаемые результаты
Мониторинг реализации образовательного проекта будет осуществляться с помощью анкетного опроса и наблюдением за учащимися в ходе проектной деятельности. Посещаемость занятий кружка, отзывы родителей обучающихся и классных руководителей также будут учитываться. Оценка результативности образовательного проекта будет производиться по следующим критериям:
-повышение мотивации ученика к изучению литературы;
-расширение лексического запаса;
-развитие воображения, инициативы, самостоятельности, трудолюбия и умения работать в коллективе;
-пополнение достижений портфолио обучающихся.
Промежуточные результаты
В связи с тем, что проект долгосрочный необходимо проводить отслеживание минипроектов, консультации по оформлению с учителями изобразительного искусства, музыки, технологии.
Целевые группы проекта (или аудитория проекта)
Проект ориентирован на учащихся 5-11 классов. Такая организация работы является средством мотивации к самосовершенствованию. Ребятам подросткового возраста хочется добиться признания у своего окружения, показать, на что они способны, испытать успех.
Метод проектов:
- позволяет оптимизировать познавательную деятельность обучающихся, поддерживая необходимый уровень мотивации;
-в полной мере реализует принципы личностно-ориентированного обучения, позволяющие наиболее полно раскрывать способности и интересы обучающихся, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать находить решение проблемы, излагать свою мысль, вести дискуссию;
-позволяет обучающимся осваивать алгоритм проектно-исследовательской деятельности, самостоятельно искать, анализировать информацию, интегрировать и применять полученные решения.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Объем и содержание работ
Направления деятельности | Содержание деятельности | Ресурсы | Исполнители и соисполнители | Сроки реализации |
Диагностико -прогностический | Выбор темы проекта, планирование проектной деятельности по этапам | Информа- ционные, мотива- ционные | Главатских А.М., обучающиеся | сентябрь |
Организа-ционный | Создание творческого коллектива, подбор драматурги-ческого материала, разбор пьесы, распределение ролей, придумывание оформления, костюмов. | Организа-ционные, мотива- ционные | Главатских А.М., обучающиеся | октябрь |
Практический | Создание условий для проявления и развития творческих способностей обучающихся | Органи- зационные, мотива- циооные | Главатских А.М., обучающиеся | Октябрь- апрель |
Рефлексивно-оценочный | Представление проекта, коллективное обсуждение, оценка результатов и процесса работы. | Психолого- педагоги- ческие, информа- ционные, мотива- ционные | Главатских А.М., обучающиеся | Май |
Формы представления результатов
Планируемые информационно-образовательные продукты по окончанию проекта:
- сборник иллюстраций к русским народным сказкам;
- сценарий
- слайд-шоу «Театр одного актера» (по басням А.И.Крылова) ;
-методические рекомендации по подбору драматургического материала, технике речи, сценическому мастерству.
Являясь личностно-ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения, самоутверждения ребят, поскольку это обучение ориентировано на личностные характеристики; помогает реализовать принцип сотрудничества детей и взрослых; сочетает коллективное и индивидуальное. Они проявляют инициативу, учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов.




Список литературы
1.Пентин, А.Ю. Учебные исследования и проекты: сходства и различия [Текст] / А.Ю.Пентин // Национальный проект.-2007.-№1.- С.44-48.
2.Чернова, О.В.Организация исследовательской проектной деятельности учащихся [Текст] /О.В.Чернова О.В. // Национальный проект.-2007.-№1.- С.48-52.
3.Овсейник, О.Н.Система проектной деятельности учащихся и педагогов [Текст] / О.Н.Овсейник // Национальный проект.-2007.-№ 3.-С.64-65.
4.Беригодская, Н.Р.Литературное творчество учащихся в школе: книга для учителя. Из опыта работы [Текст] /Хамемова В.З.//.- М.: Просвещение, 1986 – 174с.
5.Рожкович, Я.А. Внеклассная и внешкольная работа по литературе [Текст] /Я.А.Рожкович//-М.: Просвещение,1970 -224 с.
6.Селиванова, Е.Д.Театрально-литературные композиции в школе. Из опыта работы [Текст] / Е.Д.Селиванова//.- М.: Просвещение,1982 –72 7.Опарина Н.А.Педагогическое руководство культурно - досуговой деятельности школьников [Текст] .-М.: Сентябрь, 2007 – 192 с.
8.Классный руководитель [Текст].- Москва, 2002 г.
9.Разанова Е.Г. Праздники в школе [Текст] .- Изд-во «Росмэн», 1999г.
10. Рубина, Ю.И., Завадская, Т.Ф.,Шмелев Н.Н. Театральная самодеятельность [Текст]. -М.: Просвещение. 1993 - 141с.
Приложение №1
Программа воспитательной работы МОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа»
Тема:
«Прогнозирование развития школьного детского коллектива и определение стратегии учебно-воспитательного процесса и воспитательной работы»
Цель:
- создание культурной среды развития личности ребенка и оказание ему помощи в выборе ценностей, среды жизнедеятельности и способов самореализации в культуре.
Задачи:
- определить особенности развития во времени воспитательного процессе в школе в целом;
- установить зависимость между внутренними и внешними условиями воспитательного процесса, определить наиболее эффективные педагогические средства, формы и способы организации воспитательного процесса;
- прогнозировать возможные пути развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний воспитательного процесса и его результатов ( тенденций воспитанности детей, динамика развития коллектива).
Приложение № 2
Чтобы успешно выполнить серьезные творческие и художественные задачи, кружковцам нужно овладеть определенными умениями и навыками по технике речи: правильным дыханием, хорошей дикцией, звучным голосом.
Эта работа обычно начинается с выяснения ошибок в произнесении текста, которые встречались у исполнителей. Сразу же объясняем их, говорим об орфоэпии, об основных орфоэпических нормах и правилах, о культуре речи.
Подростки часто делают неправильные ударения в словах, допускают типичные орфоэпические ошибки. К примеру, некоторые ученики перед буквами Е,Е,И,Ю,Я,Ь неправильно произносят звуки Ж,Ш,Ц ( произносят мягко, а надо твердо). Обратив внимание ребят на неправильное произнесение звуков, мы говорим о соответствующем правиле, по которому звуки Ж,Ш,Ц всегда произносятся твердо, в том числе и перед буквами Е,Е,Ю,И,Я,Ь. Исключение составляют случаи сдвоенного Ж и Ц в словах жюри, цвет и производных от последнего. Например, слова зажженный, дрожжи, позже, жюри, разноцветный, отцвел произносятся: [заж’ж’онный], [дрож’ж’и], [пож’ж’ь], [ж’ур’и],[ръзнац’в’этный], [ац’ц’в’ол].
В отдельных словах вместо сочетания звуков ШН некоторые произносят ,как пишут ЧН ( конечно, скучно, пустячный, перечница). Исправляем, повторяем правило. Чтобы изжить эти недостатки произношения, предлагаю им упражнения на соответствующие орфоэпические правила:
а) объяснить случаи твердого и мягкого произношения согласных в таких, например, словах:
бубенчик игрище плечи
дверь женщина умник
банщик изделие ремесленник
б) объяснить произношение сочетаний ЧТ и ЧН в словах:
ничто конечно конечный
нечто нарочно сердечный
что-нибудь скучно вечно
ни за что булочная обычно
чтобы яичница заочно
кое-кто пустячный точно
в) учитывая характер рифмы в стихах, установить, где следует произносить ЧН, а где ШН:
« Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне».
- Что, Таня, что с тобой? - «Мне скучно…»
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Одновременно с работой над правильностью произношения мы занимаемся дыханием и постановкой голоса. Вначале провожу беседу о значении дыхания для речи и о том, как правильно дышать. Например, нельзя «дышать ключицами» (это вредно для здоровья и внешне выглядит некрасиво). Нельзя захватывать как можно больше воздуха при вдохе, как и утрировать вдох. Важно научить ребят рационально использовать естественный, непроизвольный вдох, регулируемый выдохом. Чтобы приучить учеников к глубокому дыханию, им показывается, как надо дышать с помощью диафрагмы («дышать животом»).
Для тренировки дыхания можно использовать такие упражнения: а) сделайте активный, плотный выдох на П-Ф-Ф-Ф. Процедить при этом воздух через активные, упругие губы. Не выдувать воздух через силу. Когда для выдувания потребуется дополнительное усилие, прекратить выдох и как бы замереть в таком положении на несколько секунд ( про себя надо успеть просчитать: раз, два, три) и после этого выдохнуть; б) после освоения механизма дыхания полезно перейти к упражнениям на связь дыхания и звучания голоса. Для этого при выдохе надо считать вслух: один, два, три и т.д. Но слова счета надо произносить громко, не спеша, не делая между ними ни вдоха, ни выдоха.
Вместо счета это упражнение можно делать на слогах ( для исправления дефектов звучания голоса): МИ-МЕ-МА-МО-МУ или НИ-НЕ-НА-НО-НУ.
Очень полезны такие упражнения: чтение пословиц и поговорок сначала с расчленением их на две части, затем на одном вдохе, а потом – чтение на одном выдохе предложения или стихотворной строки. Например, а) чтение по частям: «Кончил дело – гуляй смело»; «Маленькое дело - -лучше большого безделья»; б) чтение целиком:» Нет друга - -ищи, а нашел – береги»; «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь»; « Чины людьми даются, а люди могут обмануться» и т.д.
Упражнения по развитию голоса – это, прежде всего развитие его силы и диапазона. Можно использовать такие упражнения, как: а) читать шепотом медленно и отчетливо какой-нибудь текст, добиваясь при этом очень четкой артикуляции; б) прочитать стихотворение сначала шепотом, а потом вслух, руководствуясь, расположенными справа от текста указаниями:
Горные вершины - очень тихо
Спят во тьме ночной; - тихо
Тихие долины - чуть громче
Полны свежей мглой; - вполголоса
Не пылит дорога, - обычным голосом (но негромко)
Не дрожат листы… - вполголоса
Подожди немного, - чуть тише
Отдохнешь и ты. – тихо
в) прочитать текст про себя, а затем вслух, выполняя содержащиеся в нем советы и добиваясь полноценного звучания голоса. Менять от строки к строке силу и высоту голоса, темп речи, читать на одном выдохе одну, две или три строки:
Твердо запомни, что прежде, чем слов начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, неподвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.
И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при вдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье закончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем,
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи,
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтобы голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком-
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не кончался ;
Выдох вести экономно – с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность-
Вот что внимательно слухом ищи в упражненьи.
Привить навыки четкого произнесения звука помогают скороговорки:
У осы не усы, не усища, а усики; Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок. Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все - в сугроб.
Исполнители должны уметь действовать словом, эмоционально передавать свое отношение к содержанию текста. Эти навыки и умения можно развивать с помощью, например, таких упражнений: различные фразы, взятые произвольно или из литературных произведений, ученики должны произносить по-разному, показывая на одном и том же примере всю возможную гамму отношений к содержанию текста. Задание: фразой «Она забыла о своем любимом брате» сначала осудить, затем удивить, спросить, возмутиться и т.д.
Приложение № 3
Подбор драматургического материала. Пьеса должна устраивать всех и нравиться ребятам, но и быть содержательной, педагогически направленной, художественно безупречной.
В совместном творческом процессе формируется вкус маленьких исполнителей, понимание содержания. А главное – дети учатся работать вместе, доверять друг другу, уважать чужое мнение и отстаивать свое, а это не так уж и мало для растущего человека.
Разбор пьесы вместе с ребятами с целью осознания каждым участником ее идейно-тематического замысла, сверхзадачи автора.
Выработка режиссерского отношения к идее и ко всему замыслу пьесы и предложений по корректировке замысла, если это необходимо. Важно включить в эти корректирующие соображения все предложения детей и максимально сохранить их в дальнейшей работе над пьесой.
Распределение материала по ролям с учетом пожеланий детей.
Дети не обладают умением видеть себя со стороны и чаще принимают желаемое за действительное. Главные роли все равно невозможно дать всем. И тут важно, чтобы каждому найти дело по способностям, никого не обидеть, максимально поощрить и заинтересовать каждого.
Совместная работа над придумыванием оформления, звуковых и световых эффектов, костюмов, декораций не должна решаться формально - это тоже творческий и увлекательный процесс.
Приложение № 4
Анкета для учащихся
1.Принимали ли вы участие в разработке проекта?
- Да.
- Нет.
- Почему?
2.Согласны ли вы с темами, предлагаемыми вам учителем для разработки проекта?
- Да.
- Нет.
- Почему?
3.Бывали ли случаи, когда вы сами предлагали темы проекта?
- Да.
- Нет.
- Почему?
4.Испытываете ли вы трудности при распределении времени во время работы проекта?
- Да.
- Нет.
- Почему?
5.Чему вас научила работа над проектом?
- работе с текстом;
- участию в обсуждении хода работы, ее результатов;
- умению представлять результаты коллективного и собственного труда.
6.Что доставило наибольшее удовольствие?
- выбор материала;
- оформление;
- презентация работы.
7.Как вы оцениваете свое участие в разработке проекта?
- Активное.
- Недостаточно активное.
- Пассивное.
8.Формированию каких личностных качеств способствует работа над проектом в особой степени:
- любознательность;
- трудолюбие;
- общительность;
- развитие творчества;
-ответственность;
- терпимость;
- целеустремленность.
9. Хотите ли вы еще участвовать в разработке и работе проекта?
- Да.
- Нет.
- Почему?