СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Драматический образ баллады «Лесной царь» В.А. Жуковского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Вызвать эмоциональный отклик на музыку Франца Шуберт, подвести к осознанию темы
  2. Познакомить с вокальным жанром балладой.
  3. Прочитать по ролям балладу «Лесной царь»
  4. Сделать анализ баллады «Лесной царь»
  5. Совершить «прогулку» по картинной галерее. Сравнить живописные полотна разных художников с образом «Лесного царя»Провести проверку полученных образовательных результатов через активные виды творчества.
  6. Провести рефлексию ,подвести итог урока.

Просмотр содержимого документа
«Драматический образ баллады «Лесной царь» В.А. Жуковского»

Тема урока: Драматический образ баллады «Лесной царь» В.А. Жуковского

Тема 2Система образно-выразительных средств в балладе В.А. Жуковского «Лесной царь».



Цель урока: Научатся наблюдать за развитием музыкального образа в разных видах искусства.



ЗАДАЧИ:

  1. Вызвать эмоциональный отклик на музыку Франца Шуберт, подвести к осознанию темы

  2. Познакомить с вокальным жанром балладой.

  3. Прочитать по ролям балладу «Лесной царь»

  4. Сделать анализ баллады «Лесной царь»

  5. Совершить «прогулку» по картинной галерее. Сравнить живописные полотна разных художников с образом «Лесного царя»Провести проверку полученных образовательных результатов через активные виды творчества.

  6. Провести рефлексию ,подвести итог урока.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знания понятия «музыкальный образ» Определение выразительных средств в произведениях искусств.

Получат опыт продуктивного сотрудничества со сверстниками при решении творческих задач в результате анализа ,синтеза, сравнения, обобщения .Умеют структурировать знания, заполняя таблицы.

Приобретут целостный ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии культур разных художников. Получат осознанное значение выразительных средств в создании драматического образа. Сформированность собственной точки зрения к изучаемым произведениям искусства.

Формирование певческих умений



Ноутбук ,мультимедийный проектор

Использование системы мультивидео, иллюстрации картин

Методическое назначение средств ИКТ

Использование презентации как наглядности.

Образовательные интернет- ресурсы

Metod – Kopilka; Uchportal; Zavuch.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 этап

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Создание проблемной ситуации

Здравствуйте, ребята!

-Знакомы ли вам образы, которые вы видите на портретах?

-Да, это австрийский композитор ФРАНЦ ШУБЕРТ и поэт-переводчик В.А.Жуковский

Мы уже знакомились с творчеством Шуберта, а сегодня мы хотим, чтобы ваши знания стали более углубленными вы также как и мы полюбили музыку композитора и нашли общее в словах поэта - переводчика.

Как вы уже поняли из нашего предисловия, мы наш урок посвятим творчеству этого гениального композитора и познакомимся с одним из лучших произведений в литературе балладой «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» В.А.Жуковского

-Любимым инструментом Шуберта был - Давайте угадаем:

Играть умеет он и «форте», и «пиано»,

За это назвали его…………….(Фортепиано)

Учитель музыки:

-Ф. Шуберт прожил очень короткую жизнь. Как яркая комета пронёсся он на романтическом небосклоне. Оставив после себя огромное количество произведений: только песен им было написано более 600. В 37 толстых папок поместились его симфонии, вокальные циклы, фортепианные пьесы.

Это был один из первых композиторов-романтиков.

Давайте вспомним самое известное и любимое его произведение «АВЕ МАРИЯ».

А сейчас давайте ответим на вопрос: каким человеком был Ф.Шуберт, если он смог создать такие прекрасные лирические произведения?

- Ответить на этот вопрос вы сможете после самостоятельного ознакомления с биографией композитора, я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.

-Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии.

- слайд3

Вопросы для проверки выполнения работы.

1.кто такой Ф.Шуберт?

2.когда и где родился Шуберт?

3. Кем были родители Шуберта?

4.Где Шуберт получил образование?

5.Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?

6.Во сколько лет Шуберт начал сочинять?

7.Какие произведения получили наибольшую известность

8.сколько песен написал Шуберт?

9.Какую роль в пенях Шуберта играет фортепианное сопровождение?

10.Какой певец начал пропагандировать творчество при жизни Шуберта?

11.КАКИМ человеком был Шуберт?

12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?

13.Кокого композитора боготворил Шуберт?

14.Представителем какого направления был Шуберт?

15.Когда к Шуберту пришёл настоящий успех?

16.Сколько лет прожил Шуберт?

Учитель называет порядковый номер и задаёт вопросы.

Каждый ученик по порядку отвечают на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.

Длительность этапа

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата.

Познавательные УУД: анализирование, обобщение, высказывание точки зрения. Коммуникативные

Тестирование..

Форма организации деятельности учащихся.

Средства ИКТ.

Фронтальная. Групповая. Индивидуальная.

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе.

Смыслообразующий диалог. Создание проблемной ситуации.

Методы обучения, приёмы, техники.

Метод активизации.

Метод наглядный.

Метод взаимоконтроля.

Исполнительский метод.

Проблемно-поисковый.

Метод словесный.

Метод тестирования.

Приёмы:

-Обьяснение.

Практические задания

Проблемные ситуации.

Анализ и синтез.

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Система вопросов для актуализации знаний ребят. Осмысление учебной задачи.

-Главное место в творчестве занимал жанр песни, который он поднял на высокий уровень. Песня Шуберта-это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

Учитель Литературы:

-Ф. Шуберта зачаровала поэзия Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.

Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было 18 лет.

Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта:

Ученик:

Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «ЛЕСНОГО ЦАРЯ». Он прошёлся с книжкой взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

Учитель литературы:

- Чем взволновала Шуберта поэзия ГЁТЕ?

-Что увидел и услышал композитор в балладе «Лесной царь?» Что почувствовал?

-Читаем по ролям стихи в переводе В.А. Жуковского.

(Четверо учащихся читают выразительно)

-Композитор Шуберт увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.

Учитель музыки:

Если бы вы были композиторами, какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады? Мелодия какого героя будет самой красивой? Почему?

Давайте послушаем балладу «Лесной царь» и сравним «ВАШУ МУЗЫКУ» с созданием КОМПОЗИТОРА.

Учитель литературы:

Охарактеризуйте темы. Интонации героев.

У кого они меняются, а у кого остаются неизменными? (рассказчик-взволнованный; отец-встревоженный; сын- безумно испуганный, задыхающийся.Лесной царь-сладостно-завлекательный.

Какое развитие в этом произведении? Усиливается ли напряжение?

Развитие динамическое. Напряжение усиливается к концу произведения;

Учитель музыки:

Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?

-Музыка выразительная или изобразительная? (И выразительная и изобразительная).

--Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

Учитель литературы:

Как композитору удалось создать единый драматически взволнованный образ, фантастическую картину?

Включает фрагмент баллады.

-А что обозначает слово баллада? (проверка домашнего задания)

ЗАПОЛНЯЕМ ТАБЛИЦУ.

Я ЗНАЮ, что баллада ЭТО-

Я УЗНАЛ(А), что баллада это-

Работаем в парах. После составления таблицы ребята меняются работами, проверяют их и самостоятельно ставят оценки друг другу.

-подводим итог проделанной работе.

Учитель литературы:

-Баллада-это один из жанров народного творчества.

Баллада-это повествование, но в нём обязательно должны присутствовать элементы фантастики.

Учитель музыки:

А в музыке вокальная баллада-это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро динамичный, в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

Что сближает великую поэзию И.Гёте с музыкой Ф Шуберта?

-Ребята находят правильные ответы.

-Сближает драматический образ.

-как видите, определение музыкального жанра и образы мало чем отличается от определения литературного.

Длительность этапа

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата.

Сопоставление выразительных средств.

Форма организации деятельности учащихся. Средства ИКТ.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе.

Организует разные виды деятельности: обсуждение.

Составление таблицы.

Методы обучения, приёмы, техники.

МЕТОДЫ:

-словесный;

-Пробремно - поисковый

-устного контроля;

Взаимоконтроля;

Работы с учебником;

-наглядный

-метод создания художественного контекста;

Репродуктивный;

Моделирование музыки.

ПРИЁМЫ обучения:

-практические задания;

-анализ и синтез;

Сравнение и сопоставление.

Рефлексия.

ЭТАП 3. Практикум

Длительность этапа

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата.

Практический.

Форма организации деятельности учащихся. Средства ИКТ.

Фронтальная;

Индивидуальная.

Компьютер.

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе.

Активизирует и направляет деятельность учащихся.

Методы обучения, приёмы, техники.

Метод погружения;

Метод размышления;

Метод активизации;

Опрос;

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов.

КОРРЕКЦИЯ.

Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов.

Регулятивные -оценка осознания того ,что усвоено. Осознание качества и уровня знаний.

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности.

Музыкальный центр, видео, компьютер.

Учебник;

Дидактический материал;

MP-3 -запись;

Презентация урока.

Методы контроля

Инсерт- что нового узнали?

Сравнительная таблица;

Анализирование.

Способы коррекции

Индивидуальный опрос.

Форма организации деятельности учащихся

Парно-групповые;

Индивидуальные;

Коллективные.

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе.

Учитель использует метод, побуждающий самостоятельно рассуждать;

Метод погружения;

Самостоятельной работы;

Наглядный; практический.

Цель: формировать у обучающихся эмоциональное осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады "Лесной царь" Ф.Шуберта.

Дополнительный материал:

Презентация - Шуберт. "Лесной царь".

Музыкальный материал:

  • "Аве Мария" Ф.Шуберта

  • "Неоконченная симфония" Ф.Шуберта

  • "Лесной царь" Ф.Шуберта на русском языке

  • "Лесной царь" Ф.Шуберта на немецком языке

Все указанные файлы запускаются автоматически по ходу Презентации.

Вступительное слово

Слайд 1

"Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!", - говорил герой сегодняшней истории...

Вечно юный; романтик номер один; его песни являются эталоном перевода человеческой речи в музыкальные звуки; ни одно католическое Рождество не обходится без его Аве Марии (фоном звучит Аве Мария), -  это Франц Петер Шуберт (портрет).

Слайд 2

Запись в тетради:

Франц Петер Шуберт 
797-1828
Великий австрийский композитор

(После 1 куплета "Аве Марии" звук микшируется).

Франц Шуберт родился 215 лет назад 31 января 1797 года в австрийском городе Лихтентале (ныне Альзергрунд) в семье школьного учителя. С шести лет он учился в приходской школе. Дома вечерами в семье Шуберта часто музицировали, Франц играл на скрипке и фортепиано, прекрасно пел. В 11 лет Франц поступил в Конвикт (придворную капеллу), заведение с жесткой дисциплиной, почти как суворовское училище, где Шуберт был певчим в хоре, а также играл в симфоническом оркестре на альте.

Все учителя музыки отказывались обучать юного Франца, оправдываясь словами: "Его Бог научил, мне с ним делать нечего".

Когда голос Шуберта стал ломаться, он оставил Конвикт, и устроился учителем в школу. Но преподавательская работа тяготила его, к тому же она отвлекала от творчества.

А сочинял Шуберт много, легко переключаясь с одного произведения на другое. После его смерти друзья обнаружили огромное количество исписанных нотными знаками листов, - это были начатые и не законченные произведения Шуберта. Биографами подсчитано - если бы все начатые рукописи Шуберта кто-нибудь закончил, то список его произведений вырос бы раза в три.

Еще один пример (фоном звучит симфония № 8). Через тридцать лет после кончины композитора, один из друзей Шуберта нашел на чердаке портфель с рукописью неоконченной симфонии си минор. Так весь мир узнал эту удивительную, пусть даже не законченную симфонию Франца Шуберта, которой при издании был присвоен номер восемь. Считается, что "Неоконченная" симфония - вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. Так, например, позднее у композиторов-романтиков произведения подобного рода стали обычным явлением.

Помимо симфонической музыки, Шуберт написал огромное количество вокальных произведений. Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь". Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; его аккомпанемент приобрел большее значение, художественный смысл.

Замечателен также сборник "Лебединая песня", из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, "Серенада").

Однако при жизни композитора его произведения почти не исполнялись и не издавались.

Исключение - Баллада "Лесной царь", написанная в 1816 году, которая принесла композитору славу.

Слайд 3

Запись в тетради:

Баллада— (от народно-латинского «ballare» — «плясать») лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Особенности жанра В основе сюжета история, полная тайны и загадки. Экзотические места действия. Особая композиция: пейзажный зачин, сцена – диалог, финал. Диалогичность повествования. Неожиданные повороты событий и поступки героя. Главное в балладе – поведение человека в сложном запутанном мире, где рок играет значительную роль Трагический финал.

Слайд 4

Прослушивание баллады

Предлагаю вам прослушать эту балладу

. И сейчас перед вами ставится задача не просто прослушать, но услышать все интонации и речевые обороты, которые так тонко передает в музыкальном измерении Франц Шуберт. (звучит "Лесной царь" на русском языке).


Слайд 5 (с учителем литературы)

Итак, в балладе мы слышим несколько героев: обучающиеся перечисляют: рассказчик, отец, сын, лесной царь.

Что можно сказать о музыкальной характеристике героев? (учащиеся должны указать на взволнованность рассказчика, встревоженность отца, испуг и напряжение сына, сладость и привлекательность интонаций лесного царя).


Итог урока

Слайд 6

Обсуждение с обучающимися языка баллады. (Учащиеся отвечают на вопросы учителя литературы, дают собственную характеристику).

Какими средствами выразительности языка пользуется автор, чтобы изобразить чувства, мысли или речь каждого героя?

Прослушав произведение от начала до конца можно ли сказать, что все сцены и образы сливаются в единый драматический образ?

Аккомпанемент играет главную изобразительную роль?

Далее проводится рефлексия содержания учебного материала:

А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране:

  • сегодня я узнал...

  • было интересно...

  • было трудно...

  • я приобрел...

  • меня удивило...

  • урок дал мне для жизни...

  • мне захотелось...

Эпилог

Слайд 7

После смерти Ф.Шуберта на одном из концертов балладу "Лесной царь" исполняла певица Вильгельмина Шредер-Девриент. На этом концерте присутствовал Иоганн Гёте, который был потрясен мастерством исполнения певицы; вспомнил, что когда-то он слушал "Лесного царя", но он не произвел на него впечатления. Сейчас же, по выражению Гёте, вся композиция приняла "явственный образ".

Ведь Шуберт рассказал нам о своих переживаниях и муках. Рассказал искренне, не написав при этом ни одной фальшивой ноты.

Я предлагаю вам дома соприкоснуться с поэзией В.А. Жуковского - потренироваться в чтении баллады "Лесной царь", а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения наизусть передать своё понимание и собственные чувства, возникшие во время знакомства с этой удивительной балладой.

Желаем успеха! Всего вам доброго!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!