СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнее Двуречье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Древнее Двучречье" построен в соответствии с ФГОС. К учебнику Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 3-е изд. - М.: 2016 - 303с.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Древнее Двуречье»

Древнее Двуречье

Тема урока: Древнее Двуречье

Тип урока: Изучение Нового материала. Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие

Дата урока:30.11.16.

Образовательные ресурсы:

1.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего Мира.5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений

2.Презентации и мультивидео.

3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009

4.Рабочая тетрадь № 1.

5. Учебные картины: «Храмы в Древнем Двуречье», «Школа в Древнем Двуречье». Карта «Древнее Двуречье»

Цели урока:

  1. Способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, особенностями их хозяйственного использования, процессом появления и развития письменности; ознакомления с религией Древнего Двуречья;

  2. Создать условия для развития умения осуществлять сравнение природных условий Египта и Древнего Двуречья;

  3. Содействовать раскрытию мысли о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Двуречья.

  4. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты.

  5. В конце урока учащиеся должны иметь общие представления о цивилизации Древнего Двуречья

Задачи:

- обучающие: получить знания о древнеегипетской культуре;

-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой.

-воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно – иллюстративный, «Развитие критического мышления через чтение и письмо»., кластеры

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Основные термины и понятия: Мессопотамия, зиккурат, Междуречье, Иштар, Шамаш, Сина, Эа, канал, ирригация, дамба, шумеры, государство, царь, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру показывать на карте местоположение Двуречья. Умение изучать и ситематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную и познавательную ценность.

Личностные: Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные: Пользоваться приемами критического мышления: кластер, концептуальная таблица. Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной, монологической контекстной речью.

Основное содержание темы: Природные условия Древнего Двуречья, его пригодность для хозяйственного освоения. Возникновение государства (более 5 тыс. Лет назад). Царь Гильгамеш. Боги Двуречья. Канал, ирригация, дамба, шумеры, государство, царь, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы»

Организационная структура урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент


Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.



Прогнозирование темы урока.





Целеполагание.









































Вопрос: Историю какого государства Вы завершили изучать?



Работа с текстом задачи: Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы.

Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»?

Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата?



Вспомните куда в Азии совершал походы египетский фараон Тутмос III и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства, организация работы в парах с атласами, один показывает у доски, на настенной карте.

Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию.

1.4. Демонстрируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье»

Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

Значит, что будет темой изучения нашего урока?

Диалог, беседа с учащимися.

Работа с настенной картой






Индивидуальная работа









Диалог с учащимися






Работа с картой















Работа с картой









Фронтальная








Фронтальная









фронтально






индивидуально















индивидуально












РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу


КУД: Диалог учителя и ученика


ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной информацией


ЛУД: Рассуждение учеников





РУД: демонстрация знаний по пройденному материалу







ПУД: демонстрация знаний






ПУД: демонстрация знаний


















Изучение нового материала

(Демонстрация слайда «ДВУРЕЧЬЕ»)

Организует учащихся на мозговую атаку (работа в парах), предлагая предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства.

Организует обсуждение,

Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей (с учетом дальнейшего расширения)

Демонстрация слайда «ПАМЯТКА КЛАСТЕР»

Контрольно – оценочная деятельность.

- Кто согласен с выполненной работой?

- С чем согласны?

- Кто не согласен и с чем именно?

- Оцените работу.

- У кого возникли трудности? В чём?

П о с л е обсуждения:

Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока


Работа учащихся в парах, обсуждение, выделение основных характеристик

Один ученик выполняет работу на доске

















Рефлексия

Индивидуально



Фронтально

РУД: Формулируют вывод;

Обобщают и формулирую понятия


КУД: совместная деятельность





ЛУД: Рассуждение учеников



Минутки отдыха


8.Физкульт минутка.


Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу ГЕБУ наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори АМОНА  путь

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Бог мудрости ТОТ.




  1. Осмысление


Задает вопрос: почему государство названо Двуречье?

Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье

Основным источником для 2-х групп станет текст параграфа. П.13.(С.66-67)

Организует работу в парах - «Мозговая атака»

Цель: выяснить линии для сравнения

Организует работу в группах, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице, макет, которой по мере предложений возникает на доске

1 группа - черты сходства

2 группа - черты различия

3 группа - текст с историческим документом

Организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод.

Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере?

/на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/













Активизирует детей на дальнейшую работу.

Вопрос, как называли жителей Двуречья?



Чем еще могли заниматься шумеры, благодаря географическому положению страны. СЛАЙД КАРТА ДВУРЕЧЬЯ

Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере?

/на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/

Предлагает решить задачу СЛАЙД «Реши задачу»

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение.

Демонстрация слайда «РЕЛИГИЯ ШУМЕРОВ»

Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой

/на доске -изменения в КЛАСТЕР/

Демонстрация слайда «НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ»

Цель: подвести учащихся к пониманию, что в Двуречье были города-государства



ВОПРОС: Что можно сказать о городах Двуречья по археологическим раскопкам?

Признаками, какого понятия являются все эти элементы?



Предлагает сделать вывод



Демонстрация слайдов, отображающих письменность Двуречья.

Задание: Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем



/на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/



Просит вернуться к кластеру на доске и назвать, что еще не выяснили по истории Двуречья?

Демонстрация слайдов по КУЛЬТУРЕ ДВУРЕЧЬЯ

Цель: организация учащихся на самостоятельное определение, что было характерно для культуры Двуречья

Результат должен быть озвучен при помощи слайда ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДВУРЕЧЬЯ

/на доске -изменения в КЛАСТЕР/











Рефлексия

ЕГИПЕТ

ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ

ДВУРЕЧЬЕ

теплый климат

климат

теплый климат разливы рек сильнее

плодородная

почва

плодородная


растительность


земледелие, ремесло, строительство каналов.

занятия

земледелие, ремесло, строительство каналов, дома из глины

Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов.

Черты различия: разливы рек очень бурные - в Двуречье, строили дома там из глины.








Отвечают: шумеры



предполагают: торговлей, т.к. реки и страна на пересечении торговых путей









Примерные ответы учеников:

- жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т. к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых





Предлагают различные варианты, обсуждают, приходят к совместному решению, что религия в Двуречье была языческой



Рассматривают слайды, предполагают, что города имели своего правителя и чиновников, имелась казна, города имели свои законы, армию.





Отвечают, что государства

Делают вывод: т.о. в Двуречье города были городами - государствами



Рассматривают слайды

Предполагают, что писали на глиняных табличках, используя специальные палочки, письменность была - клинопись



Называют - КУЛЬТУРА









Примерный ответ: Для культуры Двуречья было характерно, что там были развиты - наука, литература, архитектура, скульптура, живопись







Работа в парах



























































фронтально

РУД: Формулируют вывод;

Обобщают и формулирую понятия


КУД: совместная деятельность


ПУД: Работают с текстом учебника

Узнают интересные факты о том как Древний человек

Обмениваются полученной информацией

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации)



ЛУД: Рассуждение учеников




























ЛУД: Рассуждение учеников


РУД: Выявление причинно-следственных связей;

Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Рефлексия

На стадии рефлексии происходит возвращение учащихся к первоначальным записям на доске (кластеру)и в тетрадях.

?Задание:используя созданный в коллективной работе Кластер, ответить на вопросы слайда «Закончи предложения»


Ответ предполагает:

1. Двуречье расположено между реками … (Тигр и Евфрат)

2. Климат Двуречья был (жарким, засушливым)

3. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….( Персидский залив)

4. Основные занятия древних шумеров: …(скотоводство, земледелие, ремесло)

5. Религия шумеров была … ( языческой)

Оценка полезности урока и своего участия:(если позволит время)

Что наиболее важным было на уроке?

Какая информация представляется ценной для вас?

Как это может помочь в учебе?

Что было интересным?

Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.


фронтально

ЛУД: Оценивают работу на уроке всего класса

КУД - совместные действия

Итог урока

Домашнее задание: параграф 13, рабочая тетрадь - с.13-14.

Описать рисунки нашего времени с. 68 «Школа в Двуречье», используя ключевые слова:

Ученики, учитель, работник, разминающий глину.

Выставляются оценки за урок.










Просмотр содержимого документа
«Приложение к уроку Древнее Двуречье»

Задача: Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы.



Задача: Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы.







Задача: Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы.





Задача: Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы.





Задача: Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы.





Задача: Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы.





Задача: Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы.



Работа с историческим документом.

Геродот. История

193... .Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана канала­ми. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, пло­довые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, В (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя дости­гают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (маслич­ное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 58.

Вопросы к документу:

  • Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Земля очень плодородная)

  • Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам, финиковые пальмы.)

  • Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строи­ли каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб.)

Памятка по работе в группе

  1. Обсудите прочитанное;

  2. Договоритесь о том, что именно будете объяснять, как отвечать на возможные вопросы.

  3. Договоритесь о том, каким способом будете излагать материал (словами, таблицей, схемой и т.п.).



  1. Памятка «Кластер»

1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.

2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.

3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.

4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.



  1. Памятка по работе с картой

1. Покажи на карте необходимую территорию и опиши ее словами.

2. Воспользуйся легендой карты (то есть условными обозначениями и расскажи, о чем «говорит» карта.

3. Продемонстрируй на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника.



Описание используемых на уроке приемов ТРКМ

Мозговая атака

Во время занятия учитель излагает проблему и просит каждого члена группы высказать свои соображения по поводу ее решения, не смущаясь при этом выдвижением самых невероятных предположений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Этот прием, в частности, работал на данном уроке для определения ключевых понятий при составлении кластера и концептуальной таблицы.

Кластер

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

На данном уроке прием работал на выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание на стадии Вызова и контроль знаний при Рефлексии

Концептуальная таблица

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Этот прием был использован для сравнения двух государств: Древнего Египта и Двуречья.

Линии сравнения предложены самими учениками, которые, опираясь на знания, полученные при изучении Древнего Египта, выделили в результате обсуждения в парах.

Результатом стала сравнительная характеристика двух государств.

Линии сравнения

Египет

Двуречье ( Месопотамия)




























Линии сравнения

Египет

Двуречье ( Месопотамия)





















Просмотр содержимого презентации
«Древнее Двуречье»

Египет При Тутмосе III граница Египта отодвинулась до реки Ефрат

Египет

При Тутмосе III граница Египта отодвинулась до реки Ефрат

Египет Междуречье

Египет

Междуречье

  • Как можно было египтянам добраться до реки Ефрат?
  • Как называлось государство, расположенное между реками Тигр и Ефрат?
  • Какие современные государства расположены на этой территории?
  • Куда впадают эти реки?
  • Какая местность по берегам Тигр и Ефрат?
«ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ»

«ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ»

Междуречье Мессопотамия (в переводе с греческого – Междуречье) Двуречье государство, возникшее в Передней Азии  между рек Тигр и Евфрат

Междуречье

Мессопотамия (в переводе с греческого – Междуречье)

Двуречье

  • государство, возникшее в Передней Азии

между рек Тигр и Евфрат

Памятка  «Кластер»

Памятка «Кластер»

  • Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
  • Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
  • По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
  • Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.
Двуречье 3000 лет до н.э.

Двуречье 3000 лет до н.э.

Рощи финиковых пальм

Рощи финиковых пальм

Поселок Шумеров

Поселок Шумеров

Линии сравнения Египет Двуречье ( Месопотамия)

Линии сравнения

Египет

Двуречье

( Месопотамия)

Линии сравнения Египет Климат Двуречье Реки ( Месопотамия) Почва с/х культуры Полезные ископаемые Занятия населения

Линии сравнения

Египет

Климат

Двуречье

Реки

( Месопотамия)

Почва

с/х культуры

Полезные ископаемые

Занятия населения

РЕШИ ЗАДАЧУ

РЕШИ ЗАДАЧУ

  • В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение.
Шамаш- Син- Бог солнца бог Луны Эа- бог воды Иштар- Богиня плодородия КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ, ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО?

Шамаш-

Син-

Бог солнца

бог Луны

Эа- бог воды

Иштар-

Богиня

плодородия

КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ,

ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО?

НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ Сбор налогов Воины Правитель города

НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ

Сбор налогов

Воины

Правитель города

Клинопись - письмена на глиняных табличках в форме клинообразных значков

Клинопись - письмена на глиняных табличках в форме клинообразных значков

Клинопись - письмо Двуречья Глиняная табличка Стелла Хаммурапи

Клинопись - письмо Двуречья

Глиняная табличка

Стелла Хаммурапи

Ворота Иштар. Реконструкция. Рельефные изразцы с цветной  глазурью. Около 580г. до н.э.

Ворота Иштар. Реконструкция.

Рельефные изразцы с цветной

глазурью. Около 580г. до н.э.

Строительство

Строительство

Строительство   Руины Белого храма в г. Уруке. Около 3200-3000 гг. до н.э. Глиняные кирпичи – основа строительства Улица древнего г.Вавилона

Строительство

Руины Белого храма в г. Уруке.

Около 3200-3000 гг. до н.э.

Глиняные кирпичи – основа строительства

Улица древнего г.Вавилона

Архитектура

Архитектура

Храмы Богов Зиккурат – ступенчатый храм.

Храмы Богов

Зиккурат – ступенчатый храм.

Миф о Гильгамеше

Миф о Гильгамеше

Миф о ПОТОПЕ

Миф о ПОТОПЕ

Особенности развития культуры Для культуры Двуречья было характерно, что там были развиты  _______________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________

Особенности развития культуры

  • Для культуры Двуречья было характерно, что там были развиты
  • _______________________________
  • ________________________________
  • ________________________________
  • ________________________________

Закончи предложения:

Закончи предложения:

  • 1 . Двуречье расположено между реками …
  • 2. Климат Двуречья был …
  • 3. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….
  • 4. Основные занятия древних шумеров: …
  • 5. Религия шумеров была …
Проверим свои знания 1.Междуречие иначе называется Двуречье. 2.Двери у бедняков были деревянные. 3.Ур и Урук это название рек. 4.Бога солнца звали Шамаш. 5.К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. 6.Религия жителей Двуречья - языческая 7.Клинопись- это узоры на посуде. 8.В природно - климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. 9.Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего.

Проверим свои знания

1.Междуречие иначе называется Двуречье.

2.Двери у бедняков были деревянные.

3.Ур и Урук это название рек.

4.Бога солнца звали Шамаш.

5.К богине Иштар ходили за урожаем и детьми.

6.Религия жителей Двуречья - языческая

7.Клинопись- это узоры на посуде.

8.В природно - климатических условиях Египта и Двуречья много сходства.

9.Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего.

Используемая литература

Используемая литература

  • Арсланова О.В., Соловьев К.А. универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира:5 класс. - М.: ВАКО. 2011
  • Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений : Просвещение, 2011
  • Источниковедение истории Древнего Востока. Москва 1984 г.
  • Энциклопедия “Цивилизации Древнего Востока” Литвина, Зинченко, Любимов и др. Москва 2005 г.
Источники изображений

Источники изображений

  • Слайд 2 Карта Передняя Азия http://www.carta.ru/i/maps/dr-vos-2.jpg
  • Слайд 4 Карта Междуречье до 6 в до н.э. карта http://www.domlin.ru/gallery/karta_mehzdurechiya.jpg
  • Слайд 5 Занятия шумеров http://arhilat.build2.ru/uploads/0010/10/04/1197-1.jpg
  • 7 слайд Религия шумеров Бог Шамаш http://img.narodna.pravda.com.ua/images/doc/b/a/ba074-f015813266.jpg
  • Богиня Иштар http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=96410410-34-72&n=21
  • Бог Син http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=642525340-00-72&n=21
  • Слайд 8 находки археологов Сбор налогов http://www.evreimir.com/wp-content/uploads/2012/02/Хорошо-ли-это-для-евреев-.jpg
  • Правитель города http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=72128555-22-72&n=21
Источники изображений

Источники изображений

  • Слайд 8 Воины http://i53.tinypic.com/2qdmzqe.jpg
  • Слайд 9 Клинопись http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=115369510-20-72&n=21
  • http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=138581548-49-72&n=21
  • Слайд 10 Стела Хаммурапи http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=204332998-18-72&n=21
  • Слайд 11 культура Ворота Иштар http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=166743190-36-72&n=21
  • Изразцы http://st.free-lance.ru/users/mishsun/upload/f_4ecb6c77a2e4f.jpg
  • http://damanostradam.taba.ru/fid/cnRlaW1hZ2VfdGh1bWI6YWFjN2RiZmE0ZjYyZDE4YWY2MzExZDYxZWQ4NDMyMzkvLw/img.jpg
  • Слайд 12 Строительство Ворота Белого храма в Уруке http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=386224016-29-72&n=21
  • Улицы древнего Ура http://razuznai.ru/images/stories/culture/2122_shumeri.jpg
  • Слайд 13 Храмы Зиккурат http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=28974385-70-72&n=21
  • Слайд 14 Миф о Гильгемаш е http ://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=187554458-67-72&n=21
  • Слайд 15 Миф о потопе http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=637441731-27-72&n=21


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!