Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шалоболинская СОШ №18, Курагинский район
Урок по истории Древнего мира, 5 класс.
Западная Азия в древности, «Древнее Двуречье (Междуречье)»
Бутенко Маргарита Николаевна
Учитель истории, обществознания, права
Урок является первым в изучении главы «Западная Азия в древности».
Тип урока: «урок «открытия» нового знания».
Форма урока; урок – погружение в тему с элементами путешествия.
Данный урок направлен на систематизацию знаний о Древнем Египте (через ряд заданий), а также определению основных особенностей других стран, которые будут в последующем изучаться.
Главный содержательный вопрос урока: составить кластер «Древнего государства» с использованием предложенных источников информации.
Цель: к концу урока каждый ученик будет:
знать:
особенности (климатические условия, правителя и т.п.) изучаемой страны;
уметь:
различать страны по характерным особенностям;
читать карты;
сравнивать изучаемые страны по определенным критериям;
работать с текстом;
анализировать прочитанный текст.
Инструменты проверки достижения результата: заполнение кластера в течение урока, ответы на вопросы к тексту и карте.
Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов: полностью заполненный кластер.
Оборудование урока:
компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, атлас, контурные карты, Всеобщая история. История Древнего мира». А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая
Список литературы:
Годер Г.И., Свенцицкая И.С., Вигасин А.А.: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2019,
Сорокина Е.Н.: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Г.И. Годера, А.А. Вигасина. ФГОС – М.: Вако, 2018 г.,
Пономарев М.В., Колпаков С.В., Абрамов А.В.: История Древнего мира: хрестоматия для учащихся 5-х классов, М.: Дрофа, 2007,
Уроки всеобщей истории Кирилла и Мефодия, история Древнего мира. Учебное электронное пособие.
«Хрестоматия по истории древнего мира» под ред. В.В. Струве том 1 Древний Восток, «Учпедгиз», Москва, 1950 г.
Начало урока
Стадия «Вызов» (10-12 мин.)
Учитель: На прошлых уроках мы знакомились с жителями страны Египет и теперь готовы к новым путешествиям. Сегодня нас ждут колесницы. Вместимость в каждой небольшая всего 2 места, поэтому мы будем сегодня работать в парах.
Учитель (обращает внимание на тему урока): Сегодня мы будем знакомиться с новой страной, и название этой страны написано на доске, но вот незадача, я не знаю, где она находится, и почему так странно называется. Помогите мне, пожалуйста, кто из вас, глядя на карту, определит местоположение страны? Почему эта страна носит такое название, какие реки протекают? (Рабочий лист, документ 1)
Вопросы к карте:
Почему это государство носит такое название? (Примерный ответ: Так как эта страна была расположена между двумя большими реками: Тигр и Евфрат.)
В какой части света находилось древнее Междуречье? (Западная Азия)
Где начало рек и куда они впадают? (Текут с гор Закавказья и впадают в Персидский залив.)
Прием «Составление кластера»
Учитель: Ну, вот мы определили, куда отправимся сегодня, а вы знаете, что мы будем там исследовать?
Учитель: По каким характеристикам можно получить полное представление о стране. (Ребята предлагают свои варианты (обсуждение). После обсуждения в группах (3-5 мин.) на доске возникает схема)
Учитель: Ребята, а теперь давайте попробуем заменить элементы кластера так, чтобы мы поняли, куда мы отправляемся. Для этого мы будем работать с картой и историческим источником (Рабочий лист, документ 1,2). (После обсуждения прямо на доске отдельные элементы кластера заменяются)
Работа с историческим источником: Геродот. (Рабочий лист, документ 2)
Вопросы к документу:
Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Плодородная).
Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, пекли хлеб).
Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам, финиковые пальмы).
В первоначальном варианте кластер выглядит так:
Учитель: Посмотрите на наш кластер сравните его с кластером по Египту (есть в тетради у детей), какие черты делают эту страну похожей на Египет? (Ребята отвечают на вопросы, указывая на наличие воды, плодородной почвы в долинах рек, как следствие - земледелие в качестве основного занятия, жаркий климат, возникшие города.)
Учитель: Давайте представим ситуацию: мы устали и остановились, и высадились на берег около реки. Мы видим плодородную землю, на которой зеленеют посевы неизвестной нам зерновой культура, величественные сооружения, людей, которые одеты в легкие одежды, стоит невыносимая жара. Как узнать где мы находимся, ведь мы не знаем ни древнеегипетского, ни языка шумеров. Что нам нужно еще узнать о стране, что бы определить, где мы находимся?
(В ходе работы они отмечают, что карта и документ не дает сведений об уровне развития образования, особенностей религии, письменности. В итоге приходят к выводу, о том, что особенности страны можно изучить, ознакомившись с дополнительной информацией. Они сами формулируют возможные варианты изучения особенностей страны, в которой оказались)
1. Изучить религиозные верования
2. Изучить письменность
3. Можно узнать страну по знаменитым сооружениям
4. Можно узнать, какие науки развивались
Учитель: Как мы можем это сделать? Правильно, ознакомившись с дополнительной литературой.
Урок (работа с текстами, деятельность учащихся) 13-15 минут
Стадия «Осмысление» (15-20 мин.)
Прием «Кластер».
Учитель: Работая в парах, до заполните кластер, используя текст. (Рабочий лист, документ 3). (Учащиеся работают в парах 8-9 мин.)
Задание. Работая с документом – закончите заполнять кластер.
После каждая пара называет по одному элементу и на доске выстраивается полный кластер (3-5 мин.)
Завершение урока 13 минут
Стадия « Рефлексия»
Учитель: Пока мы с вами определяли свое местонахождение, наши лошади с колесницами ускакали. Мне кажется мы уже не в Египте, и не в Междуречье, может быть, наши колесницы увезли нас в страну, которую мы посетим на следующем уроке, а может, мы вернулись в Египет? Чтобы точно знать, где мы находимся, а на следующем уроке сразу понять, какие черты делают страны особенными, предлагаю составить «универсальный паспорт страны». Также как в паспорте гражданина указаны только самая важная информация, которая позволяет точно узнать человека, в паспорте страны мы должны указать те положения, которые сразу смогут указать на особенности, присущие этой стране.
Прием «Корзина идей»
Учитель: предлагаю составить «универсальный паспорт страны». Также как в паспорте гражданина указаны только самая важная информация, которая позволяет точно узнать человека, в паспорте страны мы должны указать те положения, которые сразу смогут указать на особенности, присущие этой стране.
(Работа в группах (7-8 мин) Затем по одному представителю группы, пишет идеи на доске, остальные дополняют или корректируют, выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа(5-4 мин)
Паспорт страны
1. Местонахождение
2. Реки и водные пространства
3. Столицы
4. Наиболее известные архитектурные памятники
5. Образцы письменности
6. Особенности религиозных культов
Учитель: Следующий урок мы посвятим созданию паспорта новой страны. Возможно, вы сможете убедиться, что содержания данного паспорта недостаточно для изучения страны, а может, вы докажете, что в этом паспорте много лишних строчек. Обсуждение итогов работы учащихся, выставление оценок, комментирование домашнего задания (3 мин).
Домашняя работа.
Общее задание: Параграф 13, вопросы к параграфу устно.
Подготовить паспорта Египта или Междуречья (по выбору)
Критерии выполнения задания:
выполнена на отдельном альбомном листе;
работа должна быть аккуратной, иметь эстетический вид;
должны использоваться иллюстрации (использовать Интернет – ресурсы или собственные рисунки);
возможен свой вариант паспорта, добавив строчки или заменив их другими.
Рабочий лист по истории Древнего мира, 5 класс.
Западная Азия в древности, «Древнее Двуречье (Междуречье)»
Документ 1.
Вопросы к карте:
Почему это государство носит такое название?
В какой части света находилось древнее Междуречье?
Где начало рек и куда они впадают?
Документ 2.
Работа с историческим источником: Геродот.
… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпальными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).
… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам* (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.
«Хрестоматия по истории древнего мира»
под ред. В.В. Струве том 1 Древний Восток,
«Учпедгиз», Москва, 1950 г.
*кунжут
Вопросы к документу:
Какая земля существовала в Древнем Двуречье?
Какие занятия существовали у жителей Двуречья?
Какие культуры выращивали жители этой страны?
Документ 3.
Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры. Многие поселения шумеров, вырастая, превращались в города-государства – центры небольших государств, в главе которых стояли цари.
В Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома – все здесь сооружали из больших глиняных кирпичей.
Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатые башни (зиккураты) – храмы богов, уступы которых поднимались к небу. Так выглядел храм бога — покровителя города. В одном городе это был бог Солнца Шамаш, в другом — бог Луны Син. Все почитали бога воды Эа — ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.
Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Те, кто оставался у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. Но звёздам предсказывали людям судьбу.
Учёные-жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность — на 360 градусов.
В «библиотеке» Ниневии были сочинения по медицине, объяснявшие, как лечить болезни.
Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти вы давлены на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Для придания твёрдости исписанные таблички обычно обжигали в печи.
Клинообразные значки — это особое письмо Двуречья, клинопись.
Учебник 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер,
Просвещение, 2019г.
Задание. Работая с текстом – закончите заполнять кластер.