СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнерусская литература. «подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы претича»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации  рассматривается возникновение древнерусской литературы,дается характеристика ДРЛ . Даются основные мотивы первого памятника литературы " Повесть временных лет" . 

Просмотр содержимого документа
«Древнерусская литература. «подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы претича»»

   Учитель русского языка и литературы  МБОУ «Школа-гимназия, детский-сад 25»  г. Симферополь  ЛЯШЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа-гимназия, детский-сад 25» г. Симферополь

ЛЯШЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА

Цели деятельности учителя: дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи  ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»  развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному обучать составлению цитатного плана.

Цели деятельности учителя:

  • дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи
  • ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»
  • развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному
  • обучать составлению цитатного плана.
  • Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
  • Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
  • Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
  • Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
  • Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
  • Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.

Планируемые результаты изучения темы:

   необходимость в распространении книг Князь киевский Владимир Святославович

необходимость в распространении книг

Князь киевский Владимир Святославович

Рукописные книги Писали на пергаменте. Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей. Книги стоили очень дорого. Хранились в монастырях

Рукописные книги

Писали на пергаменте.

Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.

Книги стоили очень дорого.

Хранились в монастырях

 Начало письменности у восточных славян связано  с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги.  На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885)  создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.        Вместе с письменностью на Русь  пришли различные жанры  византийской христианской литературы:  житие, поучение, слово .

Начало письменности

у восточных славян связано

с Крещением Руси в 998

году во время княжения в

Киеве Владимира Святославича,

внука княгини Ольги.

На Русь письменность пришла из Болгарии,

где братья Кирилл (ок. 827—869) и

Мефодий (ок. 815—885)

создали славянскую азбуку и впервые

перевели богослужебные книги с греческого

на церковнославянский язык.       Вместе с письменностью на Русь

пришли различные жанры

византийской христианской литературы: 

житие, поучение, слово .

 Древняя письменная литература делится на светскую и церковную.  Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.

Древняя письменная литература делится на

светскую и церковную.

Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.

Язык отличался от нашего языка (древнерусский язык) Художественные образы находились под влиянием церкви. В основном – подвиги святых
  • Язык отличался от нашего языка (древнерусский язык)
  • Художественные образы находились под влиянием церкви. В основном – подвиги святых
Летописи Хождение Поучение Послание Хождение Поучение Послание Поучение Послание Послание
  • Летописи
  • Хождение Поучение Послание
  • Хождение Поучение Послание
  • Поучение Послание
  • Послание
Летопись        В XI веке на Руси возникает  летописание . Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.        Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название  погодных записей , т. е. записей  по годам . Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название  летопись .

Летопись

  •        В XI веке на Руси возникает  летописание . Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.       Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название  погодных записей , т. е. записей  по годам . Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название  летопись .
 Литературный памятник, относящийся к XII веку. Он был написан Владимиром Мономахом - великим киевским князем. В «Педагогическом словаре библиотекаря» также упоминается этот документ. Там он называется памятником педагогической мысли. В «Российской педагогической энциклопедии» подчеркивается, что «Поучение Владимира Мономаха» состоит из 3 частей, которые первоначально были абсолютно самостоятельными.

Литературный памятник, относящийся к XII веку. Он был написан Владимиром Мономахом - великим киевским князем. В «Педагогическом словаре библиотекаря» также упоминается этот документ. Там он называется памятником педагогической мысли. В «Российской педагогической энциклопедии» подчеркивается, что «Поучение Владимира Мономаха» состоит из 3 частей, которые первоначально были абсолютно самостоятельными.

«Повесть временных лет» - первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших.  В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально- патриотическая, борьбы княжеств за объединение  и другие.

«Повесть временных лет» -

первый памятник литературы, дошедший до наших дней.

Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших.

В это произведение включены легенды,

предания.

В них нашли отражение такие темы,

как национально-

патриотическая,

борьбы княжеств

за объединение

и другие.

Мотивы «Повести…»: Сведения о происхождении славян Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях Рассказ об основании Киева и первых русских князьях. Повествование о принятии Христианства на Руси. Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.

Мотивы «Повести…»:

Сведения о происхождении славян

Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях

Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.

Повествование о принятии Христианства на Руси.

Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»    Святослав  (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.               Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами:  «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира.  В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас,  а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.     

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

  Святослав  (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.       

     Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами:

«В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира.

В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас,

а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.     

Понятия и термины Отрок  (устар.)   — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом  отрок  называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг. Печенеги  - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси.   Ладья – средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом    Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов Воевода – предводитель дружины Дружина – отряд воинов на службе у князя «Я муж его»…     я служу князю «в сторожах» – с передовым отрядом Отчина – земля отцов, родина Сокрушался – сильно печалился Княжичи – дети князя

Понятия и термины

  • Отрок  (устар.)   — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом  отрок  называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
  • Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси.  Ладья – средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом 
  • Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов
  • Воевода – предводитель дружины
  • Дружина – отряд воинов на службе у князя
  • «Я муж его»…     я служу князю
  • «в сторожах» – с передовым отрядом
  • Отчина – земля отцов, родина
  • Сокрушался – сильно печалился
  • Княжичи – дети князя
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:      Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?  Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?  В чем заключалась хитрость воеводы Претича?  Что помогло отроку справиться с заданием воеводы?  Какие черты характера вы увидели в отроке?  Какая тема пронизывает это произведение?

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

  •    Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
  • Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
  • В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
  • Что помогло отроку справиться с заданием
  • воеводы?
  • Какие черты характера вы увидели в отроке? 
  • Какая тема пронизывает это произведение?
 Андрей Иванович Иванов    Сюжетом картины послужил один из героических эпизодов древней летописи. В 968 году, когда войско князя Святослава было в далеком походе, кочевники-печенеги осадили Киев. Герой картины – безвестный юный киевлянин. Зная язык печенегов, он прошел с уздечкой в руках через вражеский лагерь. Когда враги окликали его, юноша отвечал, что ищет убежавшего коня. Переплыв Днепр, он разыскал русскую дружину и привел её на помощь осажденному городу. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сочувствие к безоружному герою. Иванов А.И. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810. Холст, масло. 204 x 177,5. Государственный Русский музей А

Андрей Иванович Иванов

Сюжетом картины послужил один из героических эпизодов древней летописи. В 968 году, когда войско князя Святослава было в далеком походе, кочевники-печенеги осадили Киев.

Герой картины – безвестный юный киевлянин. Зная язык печенегов, он прошел с уздечкой в руках через вражеский лагерь. Когда враги окликали его, юноша отвечал, что ищет убежавшего коня. Переплыв Днепр, он разыскал русскую дружину и привел её на помощь осажденному городу. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сочувствие к безоружному герою.

  • Иванов А.И. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810.
  • Холст, масло. 204 x 177,5. Государственный Русский музей

А

  Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная»   Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?  Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»?  Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?  

  Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная» 

  • Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»? 
  • Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»? 
  • Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?  
РЕФЛЕКСИЯ 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Материал урока мне был полезен / бесполезен 3.Урок был интересен/скучен 4.Домашнее задание мне кажется  легким / трудным

РЕФЛЕКСИЯ

  • 1.На уроке я работал активно / пассивно
  • 2.Материал урока мне был полезен / бесполезен
  • 3.Урок был интересен/скучен
  • 4.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
Домашнее задание 1.Составить цитатный план в тетради, подготовить пересказ повествования.

Домашнее задание

1.Составить цитатный план в тетради, подготовить пересказ повествования.