Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа-гимназия, детский-сад 25» г. Симферополь
ЛЯШЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА
Цели деятельности учителя:
- дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи
- ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»
- развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному
- обучать составлению цитатного плана.
- Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
- Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
- Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
- Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
- Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
- Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.
Планируемые результаты изучения темы:
необходимость в распространении книг
Князь киевский Владимир Святославович
Рукописные книги
Писали на пергаменте.
Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.
Книги стоили очень дорого.
Хранились в монастырях
Начало письменности
у восточных славян связано
с Крещением Руси в 998
году во время княжения в
Киеве Владимира Святославича,
внука княгини Ольги.
На Русь письменность пришла из Болгарии,
где братья Кирилл (ок. 827—869) и
Мефодий (ок. 815—885)
создали славянскую азбуку и впервые
перевели богослужебные книги с греческого
на церковнославянский язык. Вместе с письменностью на Русь
пришли различные жанры
византийской христианской литературы:
житие, поучение, слово .
Древняя письменная литература делится на
светскую и церковную.
Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.
- Язык отличался от нашего языка (древнерусский язык)
- Художественные образы находились под влиянием церкви. В основном – подвиги святых
- Хождение Поучение Послание
- Хождение Поучение Послание
- Поучение Послание
- Послание
Летопись
- В XI веке на Руси возникает летописание . Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен. Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей , т. е. записей по годам . Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись .
Литературный памятник, относящийся к XII веку. Он был написан Владимиром Мономахом - великим киевским князем. В «Педагогическом словаре библиотекаря» также упоминается этот документ. Там он называется памятником педагогической мысли. В «Российской педагогической энциклопедии» подчеркивается, что «Поучение Владимира Мономаха» состоит из 3 частей, которые первоначально были абсолютно самостоятельными.
«Повесть временных лет» -
первый памятник литературы, дошедший до наших дней.
Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших.
В это произведение включены легенды,
предания.
В них нашли отражение такие темы,
как национально-
патриотическая,
борьбы княжеств
за объединение
и другие.
Мотивы «Повести…»:
Сведения о происхождении славян
Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях
Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.
Повествование о принятии Христианства на Руси.
Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами:
«В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира.
В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас,
а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
Понятия и термины
- Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
- Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси. Ладья – средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом
- Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов
- Воевода – предводитель дружины
- Дружина – отряд воинов на службе у князя
- «Я муж его»… я служу князю
- «в сторожах» – с передовым отрядом
- Отчина – земля отцов, родина
- Сокрушался – сильно печалился
- Княжичи – дети князя
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
- Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
- Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
- В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
- Что помогло отроку справиться с заданием
- воеводы?
- Какие черты характера вы увидели в отроке?
- Какая тема пронизывает это произведение?
Андрей Иванович Иванов
Сюжетом картины послужил один из героических эпизодов древней летописи. В 968 году, когда войско князя Святослава было в далеком походе, кочевники-печенеги осадили Киев.
Герой картины – безвестный юный киевлянин. Зная язык печенегов, он прошел с уздечкой в руках через вражеский лагерь. Когда враги окликали его, юноша отвечал, что ищет убежавшего коня. Переплыв Днепр, он разыскал русскую дружину и привел её на помощь осажденному городу. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сочувствие к безоружному герою.
- Иванов А.И. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810.
- Холст, масло. 204 x 177,5. Государственный Русский музей
А
Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная»
- Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
- Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»?
- Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?
РЕФЛЕКСИЯ
- 1.На уроке я работал активно / пассивно
- 2.Материал урока мне был полезен / бесполезен
- 3.Урок был интересен/скучен
- 4.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
Домашнее задание
1.Составить цитатный план в тетради, подготовить пересказ повествования.