СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Древнерусские войны-защитники"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Древнерусские войны-защитники"

Просмотр содержимого документа
«"Древнерусские войны-защитники"»

Никифорова Татьяна Ивановна –

учитель изобразительного искусства

и черчения МБОУСОШ № 2

г. Апшеронска Краснодарского края


План – конспект урока изобразительного искусства.


Тема урока: «Древнерусские воины - защитники»

Класс: 4

Дата: ______

Цель урока: Пробуждение интереса к истории, культуре, искусству России.

Задачи урока: - изучение и обсуждение картин русских художников с изображением

образов воинов;

- знакомство с видами одежды и вооружения русских воинов;

- содействие  развитию эстетического вкуса, логического мышления,

речи, творческого воображения и внимания;

- содействие воспитанию гордости и уважения к древнерусским

воинам-защитникам.

Оборудование: ПК, проектор,

Материалы: гуашь, бумага, мелки, ножницы, клей.

Зрительный ряд: В, М, Васнецов «Богатыри»,

П. Корин «Александр Невский»,

И. Билибин иллюстрации к сказкам,

Иллюстрации разных художников к поэме «Слово о

полку Игореве».

Литературный ряд: отрывки из былин о русских богатырях,

отрывки из сказок А. С. Пушкина:

- «Сказка о царе Салтане»,

- «Сказка о золотом петушке»,

- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Формирование УУД:

Личностные – формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины,

своего народа.

Регулятивные – формирование способности к проектной деятельности.

Коммуникативные – умение обсуждать и анализировать собственную художественную

деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач

данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения..

Познавательные – овладевать навыками изображения фигуры человека

(древнерусских воинов: князя и его дружины);

знать и называть картины художников, изображающих

древнерусских воинов-защитников Родины (В. Васнецова,

И. Билибина, П. Корина и др.)

Планируемые результаты: у обучающихся установится осознанное уважение и принятие

традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной

жизни родного края, наполняться конкретным содержанием

понятия «Отечество», «родная земля».


Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.


II. Беседа по теме урока.

- Как называется центр старорусского города?

- Какие здания строили в пределах крепостной стены?

- Какую роль играла крепостная стена?


Если раньше города строили не только как поселения, но и как крепости. Значит, должны быть и воины, которые защищали города, если вдруг нападали враги. Такие воины проживали в городе, они служили при дворе князя, который управлял городом.

Князь быль и главным военачальником – воеводой. В случае нападения на город врагов он становился главным командиром над своей ратью.


Обратимся для подтверждения этих слов к сказкам А. С. Пушкина.

  1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде».

В те поры война была

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра коня садяся.

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Петушок кричит опять,

Царь скликает третью рать

И ведёт её к востоку

Сам не зная, быть ли проку.

  1. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.


И в русских народных сказках часто героями становятся цари или князья, которые вместе со своими войсками ходили в военные походы. И по сей день живет добрая память о русском воине как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданным Отечеству и верном в дружбе.

Образы народных защитников воспевались в былинах. Часто в былинах, говорилось о каком-то событии, происходившем в действительности, но в них присутствуют и элементы сказочности, фантастики.


- Каких сказочных богатырей из русских былин вы знаете?

- Кто напомнит имена самых знаменитых богатырей земли Русской?

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.


Пусть в гости к нам прибудут знатные богатыри, имена которых любит и знает каждый из нас.

Демонстрируется Картина В.М. Васнецова «Богатыри»


III. Познавательная информация.

Сам Виктор Михайлович Васнецов в письме описывал картину так: «Богатыри, Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

В центре на вороном коне - Илья Муромец, он смотрит вдаль из-под ладони. Слева на белом коне Добрыня Никитич, который вынимает меч из ножен. Справа на коне гнедой масти Алёша Попович, он держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен.

Три богатыря изображены на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Пасмурное и тревожное небо означает грозящую богатырям опасность.

Эта картина находится в Третьяковской картинной галерее, она довольно большая (3×4 м.) и занимает почти всю стену.

В Третьяковской галерее также находятся этюды – наброски, которые делал художник, когда работал над картиной. Прообразом Ильи Муромца послужил крестьянин, которого Васнецов запечатлел на своём этюде ещё за пять лет до создания картины. Ведь согласно былине Илья родился в крестьянской семье. И это подчёркнуто его мощью, героической осанкой.

Илья Муромец – самый старший из всех богатырей, не зря остальные часто и с уважением зовут его по отчеству – Илья Иванович. Этого богатыря в народе любили больше всех.

- Как одет Илья Иванович?

В кованую чёрную кольчугу. На голове богатырский шлем.

Даже для того чтобы носить такие доспехи, надо обладать большой силой.

- Что держит богатырь в руках?

В одной руке у него копьё, в другой – булатная палица.

Эта палица – ещё одно подтверждение необычной силы Ильи Муромца, в былинах сказано, что она весу была «сорока пудов». Пуд – старинная русская мера веса, равна 16 кг, умножьте это на 40, и вы получите представление о силе человека, который громил такой палицей врагов.

Опишите портрет Добрыни Никитича.

Богатырь среднего возраста, с большой рыжей бородой.

Добрыня Никитич был из купцов. Он одет в дорогие доспехи. В его руках щит, украшенный драгоценными камнями. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.

Самый молодой богатырь, Алёша. Он родом из семьи священнослужителей, и это отражено в его прозвище – Попович.

Алёша с раннего детства был таким сильным, что даже не мог играть со сверстниками. «Кого он возьмёт за ручку – ручка прочь, кого возьмёт за ножку – ножка прочь»

- У Алёши к седлу привязан колчан со стрелами. Какой ещё предмет находится у седла Алёши Поповича?

Гусли.

- О чём нам хотел сказать художник, изображая этот предмет?

Богатыри любили музыку и умели играть на музыкальных инструментах.

Действительно, в старину богатырей специально учили строевым песням. Идёт княжеское войско в поход – и воины в пути поют песню.

Вот как много рассказала нам картина В. Васнецова.

«Богатыри» - это мощная эпическая песня о России, о её великом прошлом, это картина, пронизанная любовью к русскому народу.


Показ триптиха «Александр Невский» П, Корина.


Показ иллюстраций к русским сказкам и былинам И. Билибина.


IV. Задание для самостоятельной работы.

Сегодня в рисунке вам нужно изобразить древнерусских воинов, княжеской дружины,

нарисовать их боевое снаряжение и вооружение.

Можно богатыря изобразить на коне. Можно изобразить полностью – во весь рост или по

Пояс, а можно изобразить только его голову в военном шлеме и плечи.

Учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работе.


V. Физминутка.

Чтобы вы смогли сбросить накопившуюся усталость, проведем физминутку, которая

называется «Мишка косолапый». Прошу вас подняться со своих мест, пора дать отдых

вашим глазам и плечам.


Мишка косолапый по лесу идёт.

(Ходьба на месте)

Шишки собирает, в корзиночку кладёт.

(Наклоны вперёд)

Шишка отскочила, прямо мишке в лоб,

(Ходьба, рука на лбу).

Мишка рассердился и ногою топ!

(Все синхронно топают ногой)


VI. Продолжение самостоятельной работы.

Учащиеся возвращаются к самостоятельной работе и заканчивают её.


VII. Рефлексия.

- Как называется головной убор богатыря?

Шлем.

- Как называется тяжёлый панцирь богатыря, сплетённый из металлических колец?

Кольчуга.

- Это оружие оборонительное назначения. При сражении воин прикрывает им своё

тело?

Щит.

- Какое оружие богатырей вы запомнили?

Меч, копьё, пика, палица, булава.

- Какова была роль каждого из трёх братьев – Мастеров в изготовлении рисунка

русского воина?


VIII. Домашнее задание.

-Найти в книгах изображения древнерусских теремов, княжеского и царского пиров.

Принести принадлежности для рисования.