Никифорова Татьяна Ивановна –
учитель изобразительного искусства
и черчения МБОУСОШ № 2
г. Апшеронска Краснодарского края
План – конспект урока изобразительного искусства.
Тема урока: «Древнерусские воины - защитники»
Класс: 4
Дата: ______
Цель урока: Пробуждение интереса к истории, культуре, искусству России.
Задачи урока: - изучение и обсуждение картин русских художников с изображением
образов воинов;
- знакомство с видами одежды и вооружения русских воинов;
- содействие развитию эстетического вкуса, логического мышления,
речи, творческого воображения и внимания;
- содействие воспитанию гордости и уважения к древнерусским
воинам-защитникам.
Оборудование: ПК, проектор,
Материалы: гуашь, бумага, мелки, ножницы, клей.
Зрительный ряд: В, М, Васнецов «Богатыри»,
П. Корин «Александр Невский»,
И. Билибин иллюстрации к сказкам,
Иллюстрации разных художников к поэме «Слово о
полку Игореве».
Литературный ряд: отрывки из былин о русских богатырях,
отрывки из сказок А. С. Пушкина:
- «Сказка о царе Салтане»,
- «Сказка о золотом петушке»,
- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Формирование УУД:
Личностные – формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины,
своего народа.
Регулятивные – формирование способности к проектной деятельности.
Коммуникативные – умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения..
Познавательные – овладевать навыками изображения фигуры человека
(древнерусских воинов: князя и его дружины);
знать и называть картины художников, изображающих
древнерусских воинов-защитников Родины (В. Васнецова,
И. Билибина, П. Корина и др.)
Планируемые результаты: у обучающихся установится осознанное уважение и принятие
традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной
жизни родного края, наполняться конкретным содержанием
понятия «Отечество», «родная земля».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
II. Беседа по теме урока.
- Как называется центр старорусского города?
- Какие здания строили в пределах крепостной стены?
- Какую роль играла крепостная стена?
Если раньше города строили не только как поселения, но и как крепости. Значит, должны быть и воины, которые защищали города, если вдруг нападали враги. Такие воины проживали в городе, они служили при дворе князя, который управлял городом.
Князь быль и главным военачальником – воеводой. В случае нападения на город врагов он становился главным командиром над своей ратью.
Обратимся для подтверждения этих слов к сказкам А. С. Пушкина.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде».
В те поры война была
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся.
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведёт её к востоку
Сам не зная, быть ли проку.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
И в русских народных сказках часто героями становятся цари или князья, которые вместе со своими войсками ходили в военные походы. И по сей день живет добрая память о русском воине как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданным Отечеству и верном в дружбе.
Образы народных защитников воспевались в былинах. Часто в былинах, говорилось о каком-то событии, происходившем в действительности, но в них присутствуют и элементы сказочности, фантастики.
- Каких сказочных богатырей из русских былин вы знаете?
- Кто напомнит имена самых знаменитых богатырей земли Русской?
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Пусть в гости к нам прибудут знатные богатыри, имена которых любит и знает каждый из нас.
Демонстрируется Картина В.М. Васнецова «Богатыри»
III. Познавательная информация.
Сам Виктор Михайлович Васнецов в письме описывал картину так: «Богатыри, Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
В центре на вороном коне - Илья Муромец, он смотрит вдаль из-под ладони. Слева на белом коне Добрыня Никитич, который вынимает меч из ножен. Справа на коне гнедой масти Алёша Попович, он держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен.
Три богатыря изображены на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Пасмурное и тревожное небо означает грозящую богатырям опасность.
Эта картина находится в Третьяковской картинной галерее, она довольно большая (3×4 м.) и занимает почти всю стену.
В Третьяковской галерее также находятся этюды – наброски, которые делал художник, когда работал над картиной. Прообразом Ильи Муромца послужил крестьянин, которого Васнецов запечатлел на своём этюде ещё за пять лет до создания картины. Ведь согласно былине Илья родился в крестьянской семье. И это подчёркнуто его мощью, героической осанкой.
Илья Муромец – самый старший из всех богатырей, не зря остальные часто и с уважением зовут его по отчеству – Илья Иванович. Этого богатыря в народе любили больше всех.
- Как одет Илья Иванович?
В кованую чёрную кольчугу. На голове богатырский шлем.
Даже для того чтобы носить такие доспехи, надо обладать большой силой.
- Что держит богатырь в руках?
В одной руке у него копьё, в другой – булатная палица.
Эта палица – ещё одно подтверждение необычной силы Ильи Муромца, в былинах сказано, что она весу была «сорока пудов». Пуд – старинная русская мера веса, равна 16 кг, умножьте это на 40, и вы получите представление о силе человека, который громил такой палицей врагов.
Опишите портрет Добрыни Никитича.
Богатырь среднего возраста, с большой рыжей бородой.
Добрыня Никитич был из купцов. Он одет в дорогие доспехи. В его руках щит, украшенный драгоценными камнями. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.
Самый молодой богатырь, Алёша. Он родом из семьи священнослужителей, и это отражено в его прозвище – Попович.
Алёша с раннего детства был таким сильным, что даже не мог играть со сверстниками. «Кого он возьмёт за ручку – ручка прочь, кого возьмёт за ножку – ножка прочь»
- У Алёши к седлу привязан колчан со стрелами. Какой ещё предмет находится у седла Алёши Поповича?
Гусли.
- О чём нам хотел сказать художник, изображая этот предмет?
Богатыри любили музыку и умели играть на музыкальных инструментах.
Действительно, в старину богатырей специально учили строевым песням. Идёт княжеское войско в поход – и воины в пути поют песню.
Вот как много рассказала нам картина В. Васнецова.
«Богатыри» - это мощная эпическая песня о России, о её великом прошлом, это картина, пронизанная любовью к русскому народу.
Показ триптиха «Александр Невский» П, Корина.
Показ иллюстраций к русским сказкам и былинам И. Билибина.
IV. Задание для самостоятельной работы.
Сегодня в рисунке вам нужно изобразить древнерусских воинов, княжеской дружины,
нарисовать их боевое снаряжение и вооружение.
Можно богатыря изобразить на коне. Можно изобразить полностью – во весь рост или по
Пояс, а можно изобразить только его голову в военном шлеме и плечи.
Учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работе.
V. Физминутка.
Чтобы вы смогли сбросить накопившуюся усталость, проведем физминутку, которая
называется «Мишка косолапый». Прошу вас подняться со своих мест, пора дать отдых
вашим глазам и плечам.
Мишка косолапый по лесу идёт.
(Ходьба на месте)
Шишки собирает, в корзиночку кладёт.
(Наклоны вперёд)
Шишка отскочила, прямо мишке в лоб,
(Ходьба, рука на лбу).
Мишка рассердился и ногою топ!
(Все синхронно топают ногой)
VI. Продолжение самостоятельной работы.
Учащиеся возвращаются к самостоятельной работе и заканчивают её.
VII. Рефлексия.
- Как называется головной убор богатыря?
Шлем.
- Как называется тяжёлый панцирь богатыря, сплетённый из металлических колец?
Кольчуга.
- Это оружие оборонительное назначения. При сражении воин прикрывает им своё
тело?
Щит.
- Какое оружие богатырей вы запомнили?
Меч, копьё, пика, палица, булава.
- Какова была роль каждого из трёх братьев – Мастеров в изготовлении рисунка
русского воина?
VIII. Домашнее задание.
-Найти в книгах изображения древнерусских теремов, княжеского и царского пиров.
Принести принадлежности для рисования.