СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнерусские воины защитники.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирует представления о древнерусских богатырях, воинах - защитниках и особенностях их воинского сражения .

Просмотр содержимого документа
«tehnologicheskaya_karta_uroka_drevnerusskie_voiny_-_zaschitniki»

Технологическая карта изучения темы урока

Предмет

«Изобразительное искусство»

Учитель

Плаксина С.В.

Образовательное учреждение

МОУ СШ № 7.

Класс

4

Тема II четверти:

«Древние города нашей земли»

Тема урока

«Древнерусские воины – защитники»

Место данного урока в учебном плане

5-й урок по теме четверти

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Технология построения урока

1) Организационный этап

2) Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

3) Мотивация учебной деятельности учащихся

4) Формулирование проблемы

5) Постановка цели и задач урока. Поиск решения проблем

6) Первичное закрепление знаний. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

7) Контроль и самооценка

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель урока

Создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся

Задачи урока

1. Создать условия для углубления и комплексного применения знаний, навыков и умений, для реализации усвоенных способов работы в интеллектуальной и практической деятельности.

2. Развивать умения самостоятельного поиска решения проблем.

3. Создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

4. Обучить детей целеполаганию, формулированию темы урока, правильной постановки новой учебной задачи, проявлению инициативы в учебном сотрудничестве.

4. Научить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

5. Развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания

6. Воспитывать чувства эстетического и прекрасного на основе знакомства с художественной культурой нашей страны и родного города

Основные термины и понятия

Защитник, дружина, князь, ратник, доспехи

Форма проведения

Комплексно – творческий урок

Планируемые результаты

Предметные:

  • развивать навыки композиционного мышления;

  • закрепить умения владения средствами выразительности в графике – линия, штрих, пятно;

  • развивать умение в воспроизведении, анализе и оценке произведений искусства

Личностные:

  • создать условия для формирования чувства любви и гордости к русскому народу, русской Земле при знакомстве с творчеством Виктора Маторина и Виктора Васнецова;

  • создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные:

  • научить планировать и оценивать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • научить ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания и незнания;

  • развивать умение осуществлять пошаговый контроль по результату;

  • развивать умение работать с текстом: выбирать главное, опираясь на определения слов;

  • развивать умения строить речевые высказывания в устной форме;

  • научить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям

Коммуникативные:

  • научить формулировать собственное мнение и позицию;

  • научить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • развивать умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные:

  • развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания;

  • развивать умения находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта;

  • познакомить ребят с творчеством Пензенского художника Виктора Маторина

Материалы и инструменты

Шаблоны с изображением воина - защитника, графические материалы, ножницы, клей; лист ватмана, с изображением городского пейзажа, рисунки детей с прошлых уроков по темам «Древнерусский город – крепость», «Древние соборы», «Узоречье теремов»


Приемы и методы

Активное восприятие, творческая деятельность; метод мотивации учебно – познавательной деятельности: контроля и самоконтроля, практический; метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся; метод стимулирования и мотивации; методы проблемного обучения: частично – поисковый, исследовательский метод

Ожидаемый результат

Усвоение детьми умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия и выполнить творческий мини – проект «Древний город и его жители»

Используемые современные технологии

  1. Информационные и – коммуникативные технологии

  2. Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся)

  3. Здоровьесберегающие технологии

  4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

  5. Технология развития критического мышления (маркировочная таблица)

  6. Технология проектной деятельности (создание творческого мини - проекта)

УМК

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», автор Б.М. Неменский, Москва, «Просвещение»,2009 год.

Рабочая программа ФГОС «Изобразительное искусство. 1-4 классы». Автор Б.М. Неменский. Москва, «Просвещение», 2012 год

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, групповая, фронтальная и работа в парах

Межпредметные связи

История Пензенского края, литература, музыка, киноискусство, изобразительное искусство

Оборудование

  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска

  2. Мультимедийная презентация «Древнерусские воины – защитники», видеоклип «Русь»

  3. Таблицы: «Оценка деятельности обучающихся на промежуточном этапе», «Самооценка индивидуальной работы»

  4. Наглядный материал для групповой работы: дружина, князь, ремесленник, купец

  5. Тексты для групповой работы и рефлексии

  6. «Сигнальные» карточки

  7. «Толковый словарь русского языка», созданный С. И. Ожеговым

Интернет ресурсы

http://ru.wikipedia. Дружина. Ремесленник. Князь. Купец

http://images.yandex.ru. Князь, дружина, ремесленник, купец – иллюстративный материал

http://images.yandex.ru Фотографии памятника богатырям

http://inpenza.ru/history/1663-fortress-penza.ph

http://victor-matorin.ru Виктор Маторин, биография и произведения художника

http://smallbay.ru/vasneztov.html Виктор Васнецов, биография и творчество

http://otvet.mail.ru/question/86222997 Текс для групповой работы

http://ru.wikipedia.org/wiki Древнерусские города. Население. Текс для домашнего задания

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1) Организационный этап.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 1

Учитель приветствует обучающихся и проверяет их готовность к уроку




Проверка рабочего места

Регулятивные

- самостоятельно организовывать свое рабочее место

- настроить обучающихся на позитивную деятельность

2) Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся


Учитель просит ребят вспомнить материал прошлых уроков. В ходе ответов корректирует опорные знания учащихся

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 2

В: Ребята, куда мы с вами попали? Как вы думаете?

У: На протяжении многих уроков мы с вами говорили о неотъемлемых составляющих мира народной художественной культуры – древнерусских городах. Русь состояла прежде всего из городов – крепостей. Прекрасна наша земля, великолепны и древнерусские города, как свидетели давно минувших времен. Города, сказочный образ которых, по - прежнему, волнует воображение людей, любящих историю и искусство своей страны.

В: Как они рождались? Из чего состояли?

В: Почему данные поселения называли городом?

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 3

В: «Город», «Городить» и «Ограда» - что общего у этих слов?

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 4

В: Вспомните, о каком укрепленном месте идет речь на слайде? Вы его узнали? Обоснуйте свой ответ.

В: В каком году и кем была построена эта крепость? Для чего?





В: Какие архитектурные постройки располагались на территории крепости? Что являлось центром города?

В: Могли бы жители данной крепости обойтись без этих построек? Убедите нас в правильности вашего ответа.



В: А наш современный город Заречный можно сравнить с древнерусским? В чём сходство и различие? Почему именно так построен наш город, а не иначе?




Отвечают на вопросы







О: В древний город

















О: Само слово «город» означает «укрепленное место» и произошло от слова «городить», то есть огораживать крепостной стеной.

О: Корень, эти слова однокоренные







О: Это город - крепость Пенза

О: Ю.Е. Котранским в 1663 году при царе Алексее Михайловиче. Основана как форпост на юго-восточной окраине государства, которая была легкой и незащищенной добычей для степных кочевников

О: На территории крепости располагалась Приказная изба, двор воеводы и складские помещения для провианта и боеприпасов. Двор Соборной церкви

О: У главной проездной башни в центре помещения для караула, колодничья изба, тюрьма и помещение для архива. Центром крепости являлась Спасская Соборная церковь.

О: Да, наш город по конструкции очень похож на крепость. Имеет тоже крепостную стену, есть сторожевые башни.

О: Военные охраняют проездные ворота в город, есть 3 контрольно – пропускных пункта, не каждый желающий человек может попасть на территорию города, для этого нужен специальный документ – пропуск.

О: Непрерывно военные охраняют вход в город и его границы. На территории города есть храм, жилые дома людей, общественные здания, много растительности, есть лес и животные, пруды.

Личностные

- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины

Регулятивные

- научить строить речевые высказывания в устной форме

- формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием

Коммуникативные

- научить формулировать собственное мнение и позицию
















3) Мотивация учебной деятельности учащихся


Учитель задает вопросы на знание построения композиции

На доске расположена основа для коллективной творческой работы: лист ватмана с изображением архитектурного пейзажа. Композиция составлена из творческих работ учащихся по темам II четверти

В: Как вы думаете, о чем рассказывает данная композиция? Докажите, что изображен именно средневековый город - крепость









В: Есть ли у вас замечания по построению данной композиции?

В: Можно ли утверждать, что она закончена?

В: Как бы вы решили данную проблему?

У: Правильно, ведь композиция это организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

У: Согласна с вами, что для равновесия в композицию можно добавить изображение людей.

У: Кто составлял основное население в древнерусских городах? Мы узнаем, поработав в группах.

Учитель предлагает работу в группах. Объясняет задание, обговаривает этапы работы

У: Выберите капитана команды. Прочитайте текст, напишите пропущенное слово. Подберите картинку, которая подходит под описание. Капитаны команд проводят анализ групповой работы у доски, после чего вы оцениваете правильность выполнения задания каждой из команд, вносите свои замечания и предложения в ответы капитанов

В: А почему не взяли остальные картинки?



В: Кто же это? Какова их роль этих людей в жизни города? Отличались ли они внешне от мирного населения, чем?

Учитель предлагает ученикам поработать в группе. После словарной работы, на доске появляются новые слова и картинки «Князь», «дружина»

У: Объясните происхождение слова «дружина» и «князь». Затрудняетесь, тогда можно воспользоваться источником информации и найти определение трудных и новых нам слов в толковом словаре

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 5


Выдвигают свои версии, отвечают на вопросы. Анализируют, придумывают название композиции, ищут пути решения проблемы.







О: О Древнерусском городе – крепости.

О: Город построен на холме, рядом есть ров с водой, город защищён вокруг крепостной стеной со сторожевыми башнями, внутри города есть жилые постройки людей, в центре крепости находится храм, красивые расписные терема, амбары.

О: Вокруг очень красивая природа



О: Да. Композиция кажется незавершенной.

О: Нет людей и передний план выглядит пустым – это нарушение в построение композиции

О: Композиция неуравновешенна, не закончена. Можно добавить элементы на передний план: людей, животных, растения















Ученики работают в группах. Читают текс. Находят пропущенное слово в тексте, вписывают слово. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Проводят самоанализ своей работе







О: Они не подходят под описание, данное в тексте

О: Дружина и князь

О: Да, военные носили доспехи, у них было оружие

Осуществляют поиск информации с использованием литературного материала. Находят определение слова в словаре. Анализируют свою работу

О: Слово «дружина» является общеславянским. Оно образовано от слова «друг», первоначальное значение которого — спутник, товарищ на войне. Следовательно, дружина — это боевые спутники, товарищи.

КНЯЗЬ, м. (кон, конь, нормандское konung, как от Vicking витязь, от Pfenning пенязь) - начальник, властелин; владетель области, княжества; почетное званье некоторых дворянских родов, от владетельных князей, или жалованных почетно.

Познавательные, коммуникативные, предметные УУД

- закрепление навыка композиционного мышления,

- проводить сравнение по заданным критериям

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

- овладение навыком анализа объектов с выделением существенных признаков при работе с текстом

- умение работать в группе

- находить ответы на вопрос с помощью своего жизненного опыта

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

- осуществлять анализ учебного материала

- овладение навыком работы с источником информации






4) Формулирование проблемы

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него



В: Для чего князю нужна была дружина? Мог ли он без неё обойтись?

У: Правильно, ведь дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 6

В: Чем воины дружины занимались в мирное время?

У: Кроме этого воины дружины исполняют различные поручения князя, сопровождают его в качестве свиты и телохранителей. Князь содержит дружину на доходы, которые он получает с волости; кроме того, дружина получает часть военной добычи.

В: Что делает дружина когда враг поступает к стенам города?

В: Ребята, численность нашей пензенской дружины, которая строила город – крепость в 1663 году, составляла всего 100 человек.

В: Вспомните историю, когда многотысячные армии Золотой Орды нападали на Русь.

Строят речевые высказывания в устной форме. Вспоминают пройденный материал темы четверти, отвечают на вопросы

О: Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.











О: Отрабатывали мастерство военного дела

О: Обучали молодых как правильно владеть оружием, ездить на коне





О: Все, как один встают на защиту княжества








Регулятивные УУД

- строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей

- воспитание способности высказывать свою точку зрения


5) Поиск решения проблем. Постановка цели и задач урока.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 7

Учитель перед учениками ставит проблемный вопрос. В ходе беседы подводит детей к определению ими цели и задачи урока

В: Смогла бы малочисленная дружина отразить такой натиск врага?

В: Что делать? Сдаваться? Или искать другой выход из сложной ситуации? Какой?

Учитель проверяет домашнее задание

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 8

В: Кем на время войны становился ремесленник? Купец? Вспомните вопросы домашнего задания (найти поисковый и иллюстративный материал, ответить на вопрос, кто такой ратник)

У: Правильно, их называли ратниками или ополченцами.

В: Объедините одним словом или словосочетанием эти изображения? (на доске картинки с изображением ремесленника, купца, князя и дружины)

Учитель вывешивает на доску словосочетание - ВОИНЫ ‑ ЗАЩИТНИКИ

В: Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Что нового можем узнать на уроке?

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 9

В: Какую цель мы сегодня перед собой поставим?

В: Что предстоит нам сделать?





В: Можем ли мы сразу нарисовать воинов – защитников. Почему?

В: Что нам для этого нужно?

Решают проблемный вопрос. Строят речевые высказывания в устной форме.



О: Если силы равные, то да. Если врага по численности больше, то нужна помощь

О: Нет, необходимо звать на помощь всех горожан, ведь каждый, кто мог держать оружие в руках, вставал рядом с воинами княжеской дружины

Дети используют свой поисковый материал



О: Ратниками

О: В отличие от воинов княжеской дружины ратники из числа сельского населения и горожан собирали в количестве, определявшимся князем, только по мере надобности



О: Воины – защитники







Ученики формулируют тему урока, ставят цель и определяют задачи для выполнения творческой работы.



Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

О: Нарисуем воинов – защитников древнерусского города, приклеим их на фон композиции. Завершим работу по теме «Древнерусский город и его жители»

О: Нет, для этого нам надо сначала узнать, как выглядели воины, с каким оружием сражались в бою с врагом. Как защищали себя от ранений.

Регулятивные УУД

- развитие умения высказывать своё мнение;

- овладевать умением прогнозировать свою будущую работу;

- научить определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке

- определять последовательность своих действий на уроке

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
















6) Первичное закрепление знаний. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Показ презентации

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 10 - 12

В: Можем ли мы в современном мире узнать об истории Древней Руси, ее городах и жителях, воинах – защитниках, их героизме и подвигах? В каких видах искусства? Приведите примеры.
















НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 13

В: Вспомните название картины? Кто автор?

В: Сколько по времени работал В.Васнецов над полотном «Богатыри». Почему так долго?


НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 14

У: А это произведение «Святой благоверный великий московский князь Дмитрий Донской» молодого пензенского художника. Какие заслуги перед Отечеством имел князь, вспомните уроки истории?

В: Вы знакомы с творчеством нашего земляка, может кто – то знает как его зовут, видел его работы?

У: Нет, тогда самостоятельно найдите информацию о нём в тексте.


Учитель предлагает прочитать текст и узнать о творчестве пензенского художника Виктора Маторина.

У: Что интересного узнали о художнике?

В: Почему живописец писал картины на темы истории. Докажи словами из текста, подчеркните их.

У: Выберите слова из текста, которые можно взять в качестве девиза нашему уроку?


НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 15

У: Правильно, без памяти об истории прошлого, нет настоящего и будущего.








В: Воин защищал свою землю от врагов, а сам он хотел остаться живым. Что у него для этого было?


Учитель предлагает поработать в паре. Объясняет задание.


У: Вам надо вспомнить предметы снаряжения и функциональное назначение доспехов воина, свойства предмета защиты воина: материал для его изготовления и цвет. Впишите нужные слова.


ФИЗМИНУТКА «Воин и тряпичная кукла»

Ученики отвечают на вопросы

О: В изобразительном искусстве, на картинах художников.

О: В историческом и краеведческих музеях. О: На праздниках «День героев Отечества», «День защитника Отечества» выступают участники военно-патриотических секций

О: В школе на уроках литературы и истории.

О: В киноискусстве, режиссёры снимают художественные и документальные фильмы, создают мультипликационные фильмы о богатырях и героях Отечества.

О: В музыке композиторы сочиняют произведения на эту тему







Дети отвечают на вопрос, опираясь на знание истории России.



















Обучающиеся самостоятельно работают с текстом.

«Виктор Матрин родился и вырос в Пензе. Окончил художественное училище имени Константина Савицкого, которое находится в числе лучших реалистических школ. Маторин продолжил свое образование в Москве, учился у Ильи Глазунова. Основным в своем творчестве считает жанр исторической картины. Именно в нем художнику удалось сформировать свой неповторимый стиль и наиболее ярко выразить творческую индивидуальность. Обращение к историческим темам позволяет живописцу особенно ярко ощущать современность, так как без памяти о минувшем, не может быть ни настоящего, ни будущего»



О: Доспехи и оружие, щит



Работают в паре, заполняют таблицу, используя ключевые слова. Проводят сравнение по заданным критериям. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь





Выполняют физкультминутку

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

- осуществлять отбор необходимой информации, выделять главное;

- работать в паре

- осуществлять анализ учебного материала

- строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей

- слушать и понимать речь других

- развивать умения находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта;

- осуществлять самоконтроль

- рационально строить самостоятельную творческую деятельность

- познакомить с творчеством Пензенского художника Виктора Маторина

Личностные УУД

- создать условия для формирования чувства любви и гордости к русскому народу, русской Земле

7) Контроль и самооценка

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.



НА ЭКРАНЕ СЛАЙДЫ № 16 – 22



В: Как вы думаете, для чего мы составляли данную таблицу?



Учитель объясняет задание для самостоятельной индивидуальной работы





У: Расскажи этапы своей работы. Вспомним средства выразительности в графике. Какие цвета подбираем при изображении доспехов, одежды воина, плаща, оружия, щита. Заполненные вами таблицы помогут вам не допустить ошибок в работе



НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 23

Учитель подводит итог творческой работы учеников. Алгоритм оценивания своей работы обучающиеся видят на экране и в таблице, которая лежит перед ними на парте

В: Что у кого не получилось? Почему?

В: Какие материалы ты использовал?

В: Ты придумал образ самостоятельно или воспользовался образцом?

В: Какие средства выразительности в графике ты использовал?

В: Что бы ты хотел изменить в своей работе?

В: Как бы ты оценил свою работу?

Ученики дают оценку деятельности на промежуточном этапе. Выполняют пошаговый контроль по результату. Оценивают правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки.

О: Чтобы правильно нарисовать воина в доспехах, показать снаряжение и оружие, грамотно подобрать цветовую гамму.


Выполняют творческое задание:

изображают древнерусского воина княжеской дружины графическими материалами.

















Ученики используют технологию оценивания по алгоритму, приведенному в таблице. Показывают сигнальные карточки, ставят отметку своей работе.






Регулятивные УУД контроля (самоконтроля), коммуникативные УУД



- определять критерии оценивания выполнения творческой работы

- анализировать свою творческую деятельность

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам

Предметные УУД

- развитие навыка композиционного мышления; изображение древнерусского воина княжеской дружины графическими материалами; показать правильно пропорции фигуры человека, одежду и вооружение воина

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель подводит итог работы. Показывает видеоклип «Русь»

В: Как вы понимаете смысл слов, сказанные героем видеоклипа Александром Невским?



У: Молодцы, у вас получилась очень хорошая композиция. Это творческий проект, где отражена работа каждого из вас.

Дайте название своей композиции.



В: Вспомните проблемный вопрос, который мы определили в начале урока?




В: Достигли ли мы поставленной цели урока? Можно ли теперь назвать нашу композицию завершённой. Обоснуйте ответ.











В: Какие трудности возникли в ходе работы? На каком этапе? Кто тебе помог в возникшей проблеме?


У: Придумайте применение нашей творческой работе.

Отвечают на вопросы, обсуждают итог выполнения композиции, находят недочёты в работе, оценивают себя











О: Может ли малочисленная дружина устоять перед многотысячной армией врага. О: Нет, ей нужна помощь. И каждый житель города готов встать на защиту своей земли, своей Родины.

О: Да, композиция завершена. Есть часть города, природа и на переднем плане древнерусские воины - защитники крепости, они показаны в доспехах и с оружием в руках.

О: С поставленными задачами мы справились и цель урока достигли.

О: У нас получилось большое панно. Значит, мы выполнили коллективный творческий проект, где видна работа каждого из нас.

Говорят о проблемах, возникших в ходе урока, как справлялись с ними в ходе урока, кто помогал в трудных ситуациях

О: Эту работу можно повесить для украшения в классе, подарить малышам в наш подшефный детский сад № 7, подарить в Дом ветеранов ко Дню Героев Отечества, подарить папам на праздник День защитника Отечества, можно принять участие с этой работой в творческом конкурсе.

Регулятивные, коммуникативные УУД

- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- формулировать собственное мнение и позицию

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок


9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель даёт информацию о домашнем задании. Обговаривает этапы работы

У: Вспомните, о каких жителях древнерусского города мы сегодня говорили на уроке?

У: Только ли ремесленники, купцы, князья и дружина жили в городе - крепости?

В: Хотите узнать ещё и о других людях?



У: В качестве домашнего задания я раздам вам текс. Прочитайте его. Подчеркните слово, называющее жителя древнерусского города, которое не упоминалось на нашем уроке. Подготовьте устный рассказ о любом из них, используя иллюстративный или текстовый материал.

В: Есть ли вопросы по домашнему заданию? Что не понятно?


У: Проверим, какие слова вы подчеркнули?



В: Где вы можете найти информацию для выполнения работы?

Ученики обсуждают работу по подготовке домашнего задания, задают вопросы по выполнению работы дома

О: Ремесленники, купцы, дружина, князь.



О: Да, хотим

















О: Я подчеркнул слова подёнщики, промысловики, бояре, духовенство.

О: В библиотеке, Интернете, спросить у родных и близких, найти определения в толковых словарях

Познавательные, регулятивные, УУД

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания

- научить основам смыслового чтения текста, выделению существенных признаков предмета




ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

Таблица № 1«Оценка деятельности обучающихся на промежуточном этапе»


Предмет снаряжения воина

Назначение предмета. Защита:

Свойства предмета:

Оценка:

«+»,

«+ -»,

«-»


материал


цвет

1.Шлем





2. Кольчуга, броня





3. Щит





Ключевые слова:

  1. Голова; рука и тело; туловище

  2. Металл, дерево и железо

  3. Серый, красный, жёлтый



Таблица № 2«Самооценка индивидуальной работы»



Критерии оценивания работы

Оценка работы:

«+», «+ -», «-»

1. Изображение предмета снаряжения воина:

  • Шлем

  • Кольчуга, броня

  • Щит


2. Подбор цветовой гаммы, для изображения предмета снаряжения воина:

  • Шлем

  • Кольчуга, броня

  • Щит


3. Аккуратность выполнения работы





Задание для 1 группы: вставить пропущенное слово

В каждом древнерусском городе жили мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви. Это были __________________________________________________






Задание для 2 группы: вставить пропущенное слово

В древнерусских городах было много богатых людей, которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи. Это были ___________________________________________________________________

















ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Текст для поисковой работы:



Жители древнерусского города

Ремесленники, промысловики и подёнщики составляли основное население средневековых городов. Значительную роль в составе населения играли князья, дружинники и бояре, связанные как с городом, так и с земельными владениями. Довольно рано в особую социальную группу выделились купцы, которые составляли наиболее почитаемую группу, находившуюся под непосредственной княжеской защитой.

Со времени крещения можно говорить о такой прослойке населения, как духовенство, в рядах которого резко различались чёрное (монастыри и монашество), игравшее важную роль в политических и культурных событиях, и белое (приходское), которое служило проводником церковных и политических идей.



Задание:

  1. Прочитай текст.

  2. Подчеркни слово, называющее жителя древнерусского города, которое не упоминалось на нашем уроке.

  3. Подготовь устный рассказ о любом из них, используя иллюстративный и текстовый материал.



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта изучения темы Древнерусские воины защитники»

Технологическая карта изучения темы урока

Предмет

«Изобразительное искусство»

Учитель

Плаксина Светлана Владимировна

Образовательное учреждение

МОУ «СОШ № 7»,

Класс

3

Тема II четверти:

«Древние города нашей земли»

Тема урока

«Древнерусские воины – защитники»

Место данного урока в учебном плане

3-й урок по теме четверти

Тип урока

Урок систематизации знаний

Технология построения урока

1) Организационный этап. Самоопределение.

2) Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

3) Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Формулирование проблемы

5) Постановка учебной задачи, целей урока. Поиск решения проблем. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

6) Первичное закрепление знаний. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Реализация выбранного проекта.

7) Контроль и самооценка. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

8) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Деятельностная цель

Научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся

Содержательная цель

Научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Задачи урока

1. Создать условия для углубления и комплексного применения знаний, навыков и умений, для реализации усвоенных способов работы в интеллектуальной и практической деятельности.

2. Развивать умения самостоятельного поиска решения проблем.

3. Создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

4. Обучить детей целеполаганию, формулированию темы урока, правильной постановки новой учебной задачи, проявлению инициативы в учебном сотрудничестве.

4. Научить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

5. Развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания

6. Воспитывать чувства эстетического и прекрасного на основе знакомства с художественной культурой нашей страны и родного города

Основные термины и понятия

Защитник, дружина, князь, ратник, доспехи

Форма проведения

Комплексно – творческий урок

Планируемые результаты

Предметные:

  • развивать навыки композиционного мышления;

  • закрепить умения владения средствами выразительности в графике – линия, штрих, пятно;

  • развивать умение в воспроизведении, анализе и оценке произведений искусства

Личностные:

  • создать условия для формирования чувства любви и гордости к русскому народу, русской Земле при знакомстве с творчеством Виктора Маторина и Виктора Васнецова;

  • создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении


Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные:

  • научить планировать и оценивать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • научить ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания и незнания;

  • развивать умение осуществлять пошаговый контроль по результату;

  • развивать умение работать с текстом: выбирать главное, опираясь на определения слов;

  • развивать умения строить речевые высказывания в устной форме;

  • научить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям

Коммуникативные:

  • научить формулировать собственное мнение и позицию;

  • научить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • развивать умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные:

  • развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания;

  • развивать умения находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта;

  • познакомить ребят с творчеством Пензенского художника Виктора Маторина

Материалы и инструменты

Шаблоны с изображением воина - защитника, графические материалы, ножницы, клей; лист ватмана, с изображением городского пейзажа, рисунки детей с прошлых уроков по темам «Древнерусский город – крепость», «Древние соборы», «Узоречье теремов»


Приемы и методы

Активное восприятие, творческая деятельность; метод мотивации учебно – познавательной деятельности: контроля и самоконтроля, практический; метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся; метод стимулирования и мотивации; методы проблемного обучения: частично – поисковый, исследовательский метод

Ожидаемый результат

Усвоение детьми умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия и выполнить творческий мини – проект «Древний город и его жители»

Используемые современные технологии

  1. Информационные и коммуникативные технологии

  2. Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся)

  3. Здоровье сберегающие технологии

  4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

  5. Технология развития критического мышления (маркировочная таблица)

  6. Технология проектной деятельности (создание творческого мини - проекта)

УМК

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», автор Б.М. Неменский, Москва, «Просвещение»,2009 год.

Рабочая программа ФГОС «Изобразительное искусство. 1-4 классы». Автор Б.М. Неменский. Москва, «Просвещение», 2015 год

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, групповая, фронтальная и работа в парах

Межпредметные связи

История Пензенского края, литература, музыка, киноискусство, изобразительное искусство

Оборудование

  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска

  2. Мультимедийная презентация «Древнерусские воины – защитники», видеоклип «Русь»

  3. Таблицы: «Оценка деятельности обучающихся на промежуточном этапе», «Самооценка индивидуальной работы»

  4. Наглядный материал для групповой работы: дружина, князь, ремесленник, купец

  5. Тексты для групповой работы и рефлексии

  6. «Сигнальные» карточки

  7. «Толковый словарь русского языка», созданный С. И. Ожеговым


Интернет ресурсы

http://ru.wikipedia. Дружина. Ремесленник. Князь. Купец

http://images.yandex.ru. Князь, дружина, ремесленник, купец – иллюстративный материал

http://images.yandex.ru Фотографии памятника богатырям

http://inpenza.ru/history/1663-fortress-penza.ph

http://victor-matorin.ru Виктор Маторин, биография и произведения художника

http://smallbay.ru/vasneztov.html Виктор Васнецов, биография и творчество

http://otvet.mail.ru/question/86222997 Текс для групповой работы

http://ru.wikipedia.org/wiki Древнерусские города. Население. Текс для домашнего задания



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1) Организационный этап.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 1

Учитель приветствует обучающихся и проверяет их готовность к уроку




Проверка рабочего места

Регулятивные

- самостоятельно организовывать свое рабочее место

- настроить обучающихся на позитивную деятельность

2) Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся


Учитель просит ребят вспомнить материал прошлых уроков. В ходе ответов корректирует опорные знания учащихся

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 2

В: Ребята, куда мы с вами попали? Как вы думаете?

У: На протяжении многих уроков мы с вами говорили о неотъемлемых составляющих мира народной художественной культуры – древнерусских городах. Русь состояла прежде всего из городов – крепостей. Прекрасна наша земля, великолепны и древнерусские города, как свидетели давно минувших времен. Города, сказочный образ которых, по - прежнему, волнует воображение людей, любящих историю и искусство своей страны.

В: Как они рождались? Из чего состояли?

В: Почему данные поселения называли городом?

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 3

В: «Город», «Городить» и «Ограда» - что общего у этих слов?

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 4

В: Вспомните, о каком укрепленном месте идет речь на слайде? Вы его узнали? Обоснуйте свой ответ.

В: В каком году и кем была построена эта крепость? Для чего?

В: Какие архитектурные постройки располагались на территории крепости? Что являлось центром города?

В: Могли бы жители данной крепости обойтись без этих построек? Убедите нас в правильности вашего ответа.

В: А наш современный город Заречный можно сравнить с древнерусским? В чём сходство и различие? Почему именно так построен наш город, а не иначе?


Отвечают на вопросы

О: В древний город

О: Само слово «город» означает «укрепленное место» и произошло от слова «городить», то есть огораживать крепостной стеной.

О: Корень, эти слова однокоренные

О: Это город - крепость Пенза

О: Ю.Е. Котранским в 1663 году при царе Алексее Михайловиче. Основана как форпост на юго-восточной окраине государства, которая была легкой и незащищенной добычей для степных кочевников

О: На территории крепости располагалась Приказная изба, двор воеводы и складские помещения для провианта и боеприпасов. Двор Соборной церкви

О: У главной проездной башни в центре помещения для караула, колодничья изба, тюрьма и помещение для архива. Центром крепости являлась Спасская Соборная церковь.

О: Да, наш город по конструкции очень похож на крепость. Имеет тоже крепостную стену, есть сторожевые башни.

О: Военные охраняют проездные ворота в город, есть 3 контрольно – пропускных пункта, не каждый желающий человек может попасть на территорию города, для этого нужен специальный документ – пропуск.

О: Непрерывно военные охраняют вход в город и его границы. На территории города есть храм, жилые дома людей, общественные здания, много растительности, есть лес и животные, пруды.

Личностные

- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины

Регулятивные

- научить строить речевые высказывания в устной форме

- формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием

Коммуникативные

- научить формулировать собственное мнение и позицию





























3) Мотивация учебной деятельности учащихся


Учитель задает вопросы на знание построения композиции

На доске расположена основа для коллективной творческой работы

В: Как вы думаете, о чем рассказывает данная композиция? Докажите, что изображен именно средневековый город - крепость

В: Есть ли у вас замечания по построению данной композиции?

В: Можно ли утверждать, что она закончена?

В: Как бы вы решили данную проблему?

У: Правильно, ведь композиция это организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

У: Согласна с вами, что для равновесия в композицию можно добавить изображение людей.

У: Кто составлял основное население в древнерусских городах? Мы узнаем, поработав в группах.

Учитель предлагает работу в группах. Объясняет задание, обговаривает этапы работы

У: Выберите капитана команды. Прочитайте текст, напишите пропущенное слово. Подберите картинку, которая подходит под описание. Капитаны команд проводят анализ групповой работы у доски, после чего вы оцениваете правильность выполнения задания каждой из команд, вносите свои замечания и предложения в ответы капитанов

В: А почему не взяли остальные картинки?

В: Кто же это? Какова их роль этих людей в жизни города? Отличались ли они внешне от мирного населения, чем?



Учитель предлагает ученикам поработать в группе. После словарной работы, на доске появляются новые слова и картинки «Князь», «дружина»

У: Объясните происхождение слова «дружина» и «князь». Затрудняетесь, тогда можно воспользоваться источником информации и найти определение трудных и новых нам слов в толковом словаре

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 5

Выдвигают свои версии, отвечают на вопросы. Анализируют, придумывают название композиции, ищут пути решения проблемы.

О: О Древнерусском городе – крепости.

О: Город построен на холме, рядом есть ров с водой, город защищён вокруг крепостной стеной со сторожевыми башнями, внутри города есть жилые постройки людей, в центре крепости находится храм, красивые расписные терема, амбары.

О: Вокруг очень красивая природа

О: Да. Композиция кажется незавершенной.

О: Нет людей и передний план выглядит пустым – это нарушение в построение композиции

О: Композиция неуравновешенна, не закончена. Можно добавить элементы на передний план: людей, животных, растения

Ученики работают в группах. Читают текс. Находят пропущенное слово в тексте, вписывают слово. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Проводят самоанализ своей работы









О: Они не подходят под описание, данное в тексте

О: Дружина и князь

О: Да, военные носили доспехи, у них было оружие

Осуществляют поиск информации с использованием литературного материала. Находят определение слова в словаре. Анализируют свою работу


Познавательные, коммуникативные, предметные УУД

- закрепление навыка композиционного мышления,

- проводить сравнение по заданным критериям

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

- овладение навыком анализа объектов с выделением существенных признаков при работе с текстом

- умение работать в группе

- находить ответы на вопрос с помощью своего жизненного опыта

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

- осуществлять анализ учебного материала

- овладение навыком работы с источником информации




4) Формулирование проблемы

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него

В: Для чего князю нужна была дружина? Мог ли он без неё обойтись?

У: Правильно, ведь дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 6

В: Чем воины дружины занимались в мирное время?

У: Кроме этого воины дружины исполняют различные поручения князя, сопровождают его в качестве свиты и телохранителей. Князь содержит дружину на доходы, которые он получает с волости; кроме того, дружина получает часть военной добычи.

В: Что делает дружина когда враг поступает к стенам города?

В: Ребята, численность нашей пензенской дружины, которая строила город – крепость в 1663 году, составляла всего 100 человек.

В: Вспомните историю, когда многотысячные армии Золотой Орды нападали на Русь.

Строят речевые высказывания в устной форме. Вспоминают пройденный материал темы четверти, отвечают на вопросы

О: Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.

О: Отрабатывали мастерство военного дела

О: Обучали молодых как правильно владеть оружием, ездить на коне

О: Все, как один встают на защиту княжества


Регулятивные УУД

- строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей

- воспитание способности высказывать свою точку зрения


5) Поиск решения проблем. Постановка цели и задач урока.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 7

Учитель перед учениками ставит проблемный вопрос. В ходе беседы подводит детей к определению ими цели и задачи урока

В: Смогла бы малочисленная дружина отразить такой натиск врага?

В: Что делать? Сдаваться? Или искать другой выход из сложной ситуации? Какой?



Учитель проверяет домашнее задание

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 8

В: Кем на время войны становился ремесленник? Купец? Вспомните вопросы домашнего задания (найти поисковый и иллюстративный материал, ответить на вопрос, кто такой ратник)

У: Правильно, их называли ратниками или ополченцами.

В: Объедините одним словом или словосочетанием эти изображения? (на доске картинки с изображением ремесленника, купца, князя и дружины)

Учитель вывешивает на доску словосочетание - ВОИНЫ ‑ ЗАЩИТНИКИ

В: Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Что нового можем узнать на уроке?

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 9

В: Какую цель мы сегодня перед собой поставим?

В: Что предстоит нам сделать?

В: Можем ли мы сразу нарисовать воинов – защитников. Почему?

В: Что нам для этого нужно?


Решают проблемный вопрос. Строят речевые высказывания в устной форме.

О: Если силы равные, то да. Если врага по численности больше, то нужна помощь

О: Нет, необходимо звать на помощь всех горожан, ведь каждый, кто мог держать оружие в руках, вставал рядом с воинами княжеской дружины



Дети используют свой поисковый материал

О: Ратниками

О: В отличие от воинов княжеской дружины ратники из числа сельского населения и горожан собирали в количестве, определявшимся князем, только по мере надобности

О: Воины – защитники



Ученики формулируют тему урока, ставят цель и определяют задачи для выполнения творческой работы.



Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

О: Нарисуем воинов – защитников древнерусского города, приклеим их на фон композиции. Завершим работу по теме «Древнерусский город и его жители»

О: Нет, для этого нам надо сначала узнать, как выглядели воины, с каким оружием сражались в бою с врагом. Как защищали себя от ранений.

Регулятивные УУД

- развитие умения высказывать своё мнение;

- овладевать умением прогнозировать свою будущую работу;

- научить определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке

- определять последовательность своих действий на уроке

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей










6) Первичное закрепление знаний. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Показ презентации

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 10 - 12

В: Можем ли мы в современном мире узнать об истории Древней Руси, ее городах и жителях, воинах – защитниках, их героизме и подвигах? В каких видах искусства? Приведите примеры.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 13

В: Вспомните название картины? Кто автор?

В: Сколько по времени работал В.Васнецов над полотном «Богатыри». Почему так долго?




НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 14

У: А это произведение «Святой благоверный великий московский князь Дмитрий Донской» молодого пензенского художника. Какие заслуги перед Отечеством имел князь, вспомните уроки истории?


Учитель предлагает прочитать текст и узнать о творчестве пензенского художника Виктора Маторина.

У: Что интересного узнали о художнике?

В: Почему живописец писал картины на темы истории. Докажи словами из текста, подчеркните их.

У: Выберите слова из текста, которые можно взять в качестве девиза нашему уроку?


НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 15

У: Правильно, без памяти об истории прошлого, нет настоящего и будущего.

В: Воин защищал свою землю от врагов, а сам он хотел остаться живым. Что у него для этого было?


Учитель предлагает поработать в паре. Объясняет задание.


У: Вам надо вспомнить предметы снаряжения и функциональное назначение доспехов воина, свойства предмета защиты воина: материал для его изготовления и цвет. Впишите нужные слова.

ФИЗМИНУТКА «Воин и тряпичная кукла»

Ученики отвечают на вопросы

Дети отвечают на вопрос, опираясь на знание истории России.

Обучающиеся самостоятельно работают с текстом.

О: Доспехи и оружие, щит

Работают в паре, заполняют таблицу, используя ключевые слова.







Проводят сравнение по заданным критериям. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

































Выполняют физкультминутку

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

- осуществлять отбор необходимой информации, выделять главное;

- работать в паре

- осуществлять анализ учебного материала

- строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей

- слушать и понимать речь других

- развивать умения находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта;

- осуществлять самоконтроль

- рационально строить самостоятельную творческую деятельность

- познакомить с творчеством Пензенского художника Виктора Маторина

Личностные УУД

- создать условия для формирования чувства любви и гордости к русскому народу, русской Земле

7) Контроль и самооценка

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙДЫ № 16 – 22

В: Как вы думаете, для чего мы составляли данную таблицу?

Учитель объясняет задание для самостоятельной индивидуальной работы

У: Расскажи этапы своей работы. Вспомним средства выразительности в графике. Какие цвета подбираем при изображении доспехов, одежды воина, плаща, оружия, щита. Заполненные вами таблицы помогут вам не допустить ошибок в работе

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 23

Учитель подводит итог творческой работы учеников. Алгоритм оценивания своей работы обучающиеся видят на экране и в таблице, которая лежит перед ними на парте

В: Что у кого не получилось? Почему?

В: Какие материалы ты использовал?

В: Ты придумал образ самостоятельно или воспользовался образцом?

В: Какие средства выразительности в графике ты использовал?

В: Что бы ты хотел изменить в своей работе?

В: Как бы ты оценил свою работу?

Ученики дают оценку деятельности на промежуточном этапе. Выполняют пошаговый контроль по результату. Оценивают правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки.

О: Чтобы правильно нарисовать воина в доспехах, показать снаряжение и оружие, грамотно подобрать цветовую гамму.


Выполняют творческое задание:

изображают древнерусского воина княжеской дружины графическими материалами.



Ученики используют технологию оценивания по алгоритму, приведенному в таблице. Показывают сигнальные карточки, ставят отметку своей работе.






Регулятивные УУД контроля (самоконтроля), коммуникативные УУД

- определять критерии оценивания выполнения творческой работы

- анализировать свою творческую деятельность

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам

Предметные УУД

- развитие навыка композиционного мышления; изображение древнерусского воина княжеской дружины графическими материалами; показать правильно пропорции фигуры человека, одежду и вооружение воина

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель подводит итог работы.

В: Вспомните проблемный вопрос, который мы определили в начале урока?

В: Достигли ли мы поставленной цели урока? Можно ли теперь назвать нашу композицию завершённой. Обоснуйте ответ.


В: Какие трудности возникли в ходе работы? На каком этапе? Кто тебе помог в возникшей проблеме?


У: Придумайте применение нашей творческой работе.

Отвечают на вопросы, обсуждают итог выполнения композиции, находят недочёты в работе, оценивают себя



Говорят о проблемах, возникших в ходе урока, как справлялись с ними в ходе урока, кто помогал в трудных ситуациях

.

Регулятивные, коммуникативные УУД

- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- формулировать собственное мнение и позицию

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель даёт информацию о домашнем задании. Обговаривает этапы работы

У: Вспомните, о каких жителях древнерусского города мы сегодня говорили на уроке? Только ли ремесленники, купцы, князья и дружина жили в городе - крепости?

У: В качестве домашнего задания я раздам вам текст. Прочитайте его. Подчеркните слово, называющее жителя древнерусского города, которое не упоминалось на нашем уроке. Подготовьте устный рассказ о любом из них, используя иллюстративный или текстовый материал.

В: Есть ли вопросы по домашнему заданию? Что не понятно? Проверим, какие слова вы подчеркнули? Где вы можете найти информацию для выполнения работы?

Ученики обсуждают работу по подготовке домашнего задания, задают вопросы по выполнению работы дома

О: Ремесленники, купцы, дружина, князь.

О: Я подчеркнул слова подёнщики, промысловики, бояре, духовенство.

О: В библиотеке, Интернете, спросить у родных и близких, найти определения в толковых словарях

Познавательные, регулятивные, УУД

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания

- научить основам смыслового чтения текста, выделению существенных признаков предмета



Просмотр содержимого документа
«0005f83a-7b90172b»

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе

тема: «Древнерусские воины-защитники»

Цели деятельности

педагога

Формировать представления о древнерусских богатырях, воинах-защитниках и особенностях их воинского снаряжения; познакомить с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников;

создать условия для развития интереса детей к изображению богатырей в русском искусстве; учить изображать их на бумаге простым карандашом;воспитывать навыки сотрудничества, самоконтроля и самооценки.

Тип урока

Усвоение новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные:расширяют свои представления об истории искусства России, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «графика», «декор», «живопись»; познакомятся с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников.

Метапредметные:

- познавательные:умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о мужественном образе древнерусского воина-защитника; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; оценивают свои достижения на уроке.

- коммуникативные:умеют строить высказывания; активно слушают одноклассников и учителя; вступают в коллективное сотрудничество, рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют ответы; умеют строить понятное монологическое высказывание; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка.

Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте мужского образа древнерусского воина

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, графика, образ, цвет, тон, композиция

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Древнерусские воины-защитники»;

Русские доспехи X–XVII веков. Художник В. Семенов. – М. : Изобразительное искусство, 1983.

Музыкальный ряд: песня «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой

Образовательные ресурсы

Учебник изобразительного искусства Л.А. Неменской, 4 класс (УМК «Школа России»);

Интернет-ресурсы:http://www.veliz.h12.ru, http://www.cityref.ru

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: простой карандаш, уголь, листы бумаги






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Универсальные

учебные действия

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание положительного настроя на уроке, способность быстрому включению в деловой ритм.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Слушают песню«Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет

речь на уроке?

Правильно, о богатырях, воинах, защитниках Руси

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к прослушанной песне.


Отвечают

на вопрос

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре Руси

II.Постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока

– Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать по теме русского искусства.

- Как вы думаете, какова тема и задачи нашего урока?

(Мы посмотрим, какие же люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников Родины, а также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника)

Слушают учителя, cами формулируют тему и задачи урока

Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русской живописи, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Коммуникативные:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

III. Актуализация знаний

Цель: создать условия для развития интереса детей к изображению богатырей в русском искусстве.


– В Древней Руси сложились определенные представления о русских богатырях, воспетых в былинах. В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбрец», «удалец».

В народе про богатырей сложили много пословиц и поговорок, например: «Не родом богатырь славен, а подвигом».
Это значит, что богатырь славен своими делами. «Доброе братство дороже богатства» – это значит, что

дружба, братство, единый дух всегда дороже всего на свете, любых материальных благ.

– Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри».

Может, кто-нибудь из вас назовет мне былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

– Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаютсянад линией горизонта, и этим подчеркивается значительность их образов.

Илья Муромец был среди них старшим, по преданию, он сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьем-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.

Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.

Алеша Попович не только силен, но и хитер, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию, героем в знаменитой битве на реке Калке.

– Рассмотрим картину Павла Корина «Александр Невский».

– Что вы можете сказать про этого героя?

– Князь Александр Невский в возрасте20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский. Его фигура

на картине занимает все полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развевается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд непоколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. Художник правдиво передает все детали воинского снаряжения.

– Как выглядел древнерусский воин-дружинник, каким оружием он защищал страну?

А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Щит, копье, меч.)

– Скажите, к какому виду искусства можно отнести те картины, которые мы с вами рассматривали? (Живопись.)

– Но не только художники-живописцы посвящали свои картины древнерусским воинам-защитникам. Давайте посмотрим и другие произведения.

– В. А. Фаворский выполнил гравюру на дереве,иллюстрацию к литературномупроизведению «Слово о полку Игореве». К какому виду искусства относится данное изображение? (Графика.)

– К «Слову о полку Игореве» были сделаны и другие, более древние иллюстрации миниатюры.

Какими же чертами характера должен обладать богатырь? (Храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность
Родине.)

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют

















Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют










Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о мужественном образе древнерусского воина-защитника.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:умеют строить понятное монологическое высказывание

Физкультминутка.



Мы сидели, рисовали    

И немножечко устали.

Встали, руки развели,

Вверх подняли, потянулись.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно снова рисовать!

Выполняют упражнения

Личностные: Осознанно заботятся о своем здоровье

III. Творческая

практическая деятельность

Цель: создать образ воина-защитника.


Приступайте к выполнению задания по плану:

1. Подумайте, какое расположение листа (вертикальное или горизонтальное) нужно использовать для вашей работы.

2. Наметьте лицо и шею богатыря, его фигуру.

3. Покажите детали костюма.

4. Прорисуйте черты лица.

5. Окончательно доработайте образ воина-защитника

Составляют план работы.

Рисуют графическими материалами


Познавательные: умеют применять полученные

знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

IV. Рефлексия деятельности

Цель: самооценка обучающимися своей деятельности

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось.

Удалось ли нам передать образ русского богатыря?

– Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!


Домашнее задание:найти и прочитать пословицы и поговорки о богатырях

Рассматривают выставку, оценивают работу свою
и одноклассников.

Отвечают
на вопросы


Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения из жизни с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу




Просмотр содержимого документа
«Алеша Попович – реальный или вымышленный герой.»

Алеша Попович – реальный или вымышленный герой.

Алеша Попович - отважный русский богатырь. Сказали эту фразу любому

россиянину и, перед его глазами, возникнет образ молодого, румяного,

цветущего Алеши с картины В.Васнецова «Богатыри». Этому же россиянину

будет в удивление узнать, что Алеша – реальный человек, богатырь

Ростовский, защищавший не только город родной, но древнюю Русь. Потому

то за свои подвиги и удостоившийся чести попасть в герои русских былин :

«Алеша Попович и Тугарин», «Добрыня Никитич и Алеша Попович»,

«Алеша и сестра Збродовичей».

Далее скупые исторические факты: родился под Ростовом, рядом с Сарским

городищем, имел свою землю и большой терем, был храбр.

Богатырь Алеша из Ростова, современник Ярослава Мудрого, который в 1001 году убил самого могучего печенежского князя Родомана, а в 1004 году вновь пошел на печенегов, которые в ужасе разбежались, едва услышав об Алеше. Позже он был храбрым дружинником и у Владимира Мономаха.


Вот что об этом пишет известный исследователь фольклора В.Я.Пропп,

сравнивая Алешу Поповича с Ильей Муромцем и с Добрыней Никитичем,

составляя его «характеристику»: «Из трех героев русского эпоса Алеша

самый молодой. Он наделяется не только всеми достоинствами героя, но и

некоторыми недостатками, свойственными молодости. Алеша никогда не

взвешивает никаких препятствий и опасений. По своей молодости он

легкомыслен и смел до безрассудства, и именно поэтому он всегда

побеждает: он берет быстротой своего натиска. Он не изображается

обладающим большой физической силой. Наоборот, нередко подчеркивается

его слабость. Он «напуском смел» и это обеспечивает ему успех». Иногда

Алеша излишне хвастлив, слишком лукав, а шутки его порой не только

веселы, но и коварны и даже злы. Мы не знаем, как прошло детство Алеши

Поповича. Только из его слов в былинах можно кое-что понять. Например то,

что он не был выучен грамоте (в былине он спрашивает у друга что написано

на камне). Алеша отдавал предпочтение уличным забавам, а вовсе не учебе.

Верховую езду и владение мечом он, безусловно, ценил выше скучных

занятий по грамматике. Вот как говорится в былине об образовании Алеши:

«Научился Алеша на коне ездить, научился мечем владеть и приходит к

милому родителю просить благословения на путь-дорогу: хочет Алеша поехать к морю, пострелять гусей-лебедей, малых серых утушек, поискать богатырских подвигов».









Просмотр содержимого презентации
«Древнерусские воины_защитники_ _ИЗО в 4 классе_»

урок ИЗО в 4 классе

урок ИЗО в 4 классе

(от тюркского багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. Слово « Богатырь » встречается в летописях начиная с 13 века

(от тюркского багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Слово « Богатырь » встречается в летописях начиная с 13 века

«Не родом богатырь славен, а подвигом» «Доброе братство дороже богатства»

«Не родом богатырь славен, а подвигом»

«Доброе братство дороже богатства»

В.М. Васнецов. «Богатыри» . (1898 г.)

В.М. Васнецов. «Богатыри» . (1898 г.)

Защита Родины есть защита и своего достоинства.   Н. Рерих Илья Муромец Добрыня Никитич Алёша Попович

Защита Родины есть защита и своего достоинства. Н. Рерих

Илья Муромец

Добрыня Никитич

Алёша Попович

Н. Булычев. Святогор -богатырь .

Н. Булычев.

Святогор -богатырь .

Павел Корин «Александр Невский».

Павел Корин

«Александр Невский».

В. М. Васнецов. Богатырский скок. 1914

В. М. Васнецов. Богатырский скок. 1914


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя