Составитель: Беляева Л.Е.
Греческая цивилизация зародилась в III – II тыс. до н.э. Она представляла собой совокупность сотен городов - государств – полисов, располагавшихся на Балканском полуострове и островах Эгейского и Ионического морей.
История греческой культуры делиться на периоды:
1. Крито – микенский.
2. Гомеровский.
3. Архаический.
4. Классический.
5. Эллинистический.
Крито – микенская культура. III – II тыс. до н.э.
Раскопки в Микенах.
Львиные ворота
Микены. Часть дворца.
Купол усыпальницы Агамемнона
Центрами критской культуры были города Кносс, Маллия, Фест. Там найдены монументальные дворцовые комплексы.
Раскопки дворца в Кноссе.
Дворец в Кноссе
Знаменитый Кносский дворец царя Миноса напоминал древнеегипетские храмы с их обширными колонными залами и открытыми дворами. Подземные помещения этого дворца называли Лабиринтом. Его греческие мифы определили как место обитания Минотавра, полубыка - получеловека. Самой известной достопримечательностью дворца была великолепная фресковая живопись и керамические вазы с растительными и морскими мотивами.
Тесей вытаскивает убитого им Минотавра из лабиринта. Рядом – богиня Афина.
Ваза с острова Крит.
Фреска во дворце в Кноссе.
Дельфины
«Парижанка»
Архаическая культура. VIII – VI вв. до н.э.
Приоритет в искусстве Древней Греции был за пластическими видами искусства – архитектурой и скульптурой. Высочайшего мастерства достигли также греческие вазописцы.
В VII веке до н.э. в архитектуре Греции возникла ордерная система.
Ордер – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно – балочной конструкции, их структура и художественная обработка.
А – дорический ордер.
Б – ионический ордер.
В – коринфский ордер.
А
Б
В
Части ордера
карниз
фриз
архитрав
Греческие храмы украшались скульптурой и рельефами.
Для этих целей широко использовались фризы и фронтоны.
Фронтон – треугольное пространство, образуемое двускатной крышей и карнизом.
Голова Горгоны – медузы. Древнегреческий рельеф.
Искусство керамики.
Чернофигурный стиль.
Краснофигурный стиль.
Классический период. V век до н.э.
«Золотой век» Афин связан с именем Перикла (444 – 429 гг. до н.э.) – вождем афинской демократии. Он стремился сделать родной город крупнейшим культурным центром.
Афины – наиболее развитый греческий полис. Афинское государство сделалось источником политических и культурных влияний в Греции и законодателем мод в художественном творчестве.
Кресилай. Перикл. V в до н.э.
Афинские граждане, даже самые бедные, могли участвовать в празднествах, посещать театр. Малоимущим давали особые театральные деньги. В Афинах была развита система образования: дети с семи до шестнадцати лет обучались в частных школах. Занятия спортом стали правом любого афинского гражданина. Для этого открыли гимнасионы, палестры.
Греческая архитектура. V век до н.э.
Жемчужиной Афин стал Акрополь. Он поражал белизной мрамора и свежестью разноцветных росписей. Акрополь – это композиция из храмов, расположенных на самом высоком холме города. В центре Акрополя находилась статуя Афины – воительницы. Её высота была 9 метров.
Греческие храмы – прямоугольные или квадратные. Их строили на возвышении, потому к нему всегда вела лестница. Храм окружался со всех сторон портиком.
Афинский Акрополь.
Парфенон.
Архитекторы: Иктин, Калликрат.
Афина – Парфенос (воительница)
Фриз Парфенона
Храм Ники Бескрылой
Храм Эрехтейон
Общественные здания считались достоянием всех граждан. Строились с особой тщательностью. Место для театра или стадиона выбиралось между двумя холмами, чтобы на склонах устроить сиденья. Амфитеатр располагался полукругом.
Древнегреческий театр.
Скульптура.
Акрополь украшали работы Фидия.
В центре Акрополя находилась скульптура Афины – воительницы. А в Парфеноне – Афины – Парфенос.
Зевс Олимпийский
Поликлет
Раненая амазонка
Поликлет
Геракл
Каноны скульптуры, разработанные Поликлетом:
Голова – 1/7 всего роста;
Лицо и кисть руки – 1/10;
Ступня – 1/6;
Прямая линия носа продолжает линию лба.
Мирон
Афина и Марсий
Мирон
Дискобол
Эллинистический период. IV – I вв до н.э.
Бурный расцвет архитектуры. Наряду со старыми центрами культуры – Афинами, Коринфом, Эфесом, Милетом – появляются новые: Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос и др. Новые города имели прямоугольную планировку, строилось много монументальных зданий.
Алтарь Зевса
в Пергаме .
II в до н.э.
Алтарь Зевса знаменит своим фризом. В отличие от сооружений классической эпохи, прославлявших полис и его граждан, памятники эллинизма прославляли царей и правителей.
Фриз Алтаря Зевса
в Пергаме.
Колосс Родосский
Двенадцать лет трудился скульптор Харес, ученик Лисиппа, над созданием почти 36-метрового бронзового гиганта. Когда работа над статуей была закончена, глазам пораженных родосцев предстал высокий и стройный юноша-бог с лучистым венцом на голове. Он стоял на белом мраморном постаменте, слегка отклонившись назад, и напряженно всматривался вдаль. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна с ближайших островов. Статуя была изготовлена из глины, в основе её был металлический каркас, а сверху она была покрыта бронзовыми листами.
Мавзолей в Галикарнасе
Александрийский маяк
Эллинистическая скульптура
Отдыхающий Гермес.
Агесандр, Афинодор, Полидор.
Лаокоон.
Ника Самофракийская. II в. до н.э.
Афродита (Венера Милосская).
Культура эллинизма оставила глубокий след в истории. Особенно велико её влияние на римскую культуру. В Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы, которые обогатили римскую культуру. Об этом хорошо сказал римский поэт Гораций:
«Греция, пленницей став,
Победителей грубых пленила.
В Лациум сельский искусства внесла.»