СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древняя Русь и её расцвет

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Древняя Русь и её расцвет»

Тема: Возникновение государства Русь. Первые русские князья

Зависимое население состояло из:

• закупов – разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» деньгами, скотом, семенами;

• родовичей – зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»);

• изгоев – обедневших выходцев из общин;

• холопов – зависимых людей, находившихся на положении рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине;

• всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди.

В начале IX в. происходит объединение групп восточнославянских племён. Причины объединения:

1) экономическое развитие;

2) социальные процессы в период военной демократии;

3) развитие торговых связей;

4) общность языческих верований;

5) осуществление завоевательной политики.

Цели:

• объединение всех племён восточных славян;

• обеспечение русским купцам безопасности в торговле с Балканами и Востоком;

• овладение устьем Днепра и Дуная, Керченским проливом.

882 г. – образование Древнерусского государства.

Рюрик (862-879 гг.) → Олег (879-912 гг.) → Игорь (912-945 гг.) → Ольга (945-969 гг.)



Княгиня Ольга

1. Месть за смерть мужа.

2. Установила точные размеры сбора дани (уроки).

3. Установила определённые места сбора дани (погосты).

4. Первой из правителей приняла христианство.

Князь Святослав

Князь Святослав – сын княгини Ольги.

Военные походы против Хазарского каганата, Волжской Булгарии, Византии.



Князь Владимир Святой Красно Солнышко

1. Крупные города отдал в правление своим сыновьям. → Единая политика в государстве.

2. Создал оборонительную систему крепостей на Южных границах. Считал, что оборона границ – общегосударственное дело.

3. 988 год – Крещение Руси (принятие христианства).

Князь Владимир крестился в 988 году. Значение:

1) смягчились традиции и обычаи;

2) способствовало развитию письменности и культуры;

3) укрепило международное положение Руси.

Владимир Святославич правил с 980 по 1015 гг.

984 г. – князь Владимир разгромил ополчение радимичей.

Ещё раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине.

Заключил мир с булгарами на выгодных для Руси условиях.

981 г. – первое столкновение Руси с Польшей.

Владимир отвоевал города Червень и Перемышль – центры восточнославянского племени дулебов-волынян.

Построил 4 оборонительных рубежа.

980 г. – попытался приспособить язычество к потребностям государства. Языческая реформа.

Бабушка Владимира Ольга была христианкой.

987 г. – в войсках византийского императора вспыхнул бунт. Осада.

Византийский император обратился с просьбой к Владимиру.

Владимир попросил взамен в жёны его сестру Анну.

Император не выполнил свой уговор, и Владимир захватил центр владений Византии в Крыму – Херсонес (Корсунь).

988 г. – Владимир принял крещение и женился на Анне (византийской принцессе). Крещение Руси. Митрополит присылался из Константинополя.

Духовенство – белое и чёрное:

1) к белому относились священники, служившие в городских и сельских церквях;

2) чёрное жило в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитвах.

Церковный устав – предоставлял церкви широкие права.

Лествичное право – престол передавался старшему в роду.

972-980 гг. – междоусобица: Ярополк, Олег, Владимир.

Капище – место, где устанавливали и поклонялись языческим богам.

В Новгороде – Перун, в Киеве – множество богов.

Выбор веры

Великая Булгария – исламская вера.

Хазария – иудеи.

Рим – католическое христианство.

Византия – православное христианство.

987 г. – крещение князя Владимира в городе Корсунь (Херсонес).

Десятинная церковь – одна церковь определяла 10-ую часть доходов с 988 г.



Киевская Русь при Ярославе Мудром

Борьба со Святополком I – 1015, 1016, 1018, 1019 и 1024 годы.

1015 г. – убийство Бориса и Глеба (младших братьев). Борис был отравлен своим поваром.

1016 г. – Святополк бежит в Польшу.

1019 г. – Ярослав становится князем Киевским.

Святополк получил прозвище «Окаянный» за то, что убил братьев.

Мстислав Удалой – князь Тмутаракани.

1024 г. – поделили Русь Мстислав и Ярослав.

1036-1054 гг. – Ярослав становится единичным правителем.

1036-1037 гг. – покончил с печенегами.

1037 г. – строительство Святой Софии в Киеве.

1045 г. – строительство Святой Софии в Великом Новгороде.

При Ярославе Мудром создан первый (1016 г.) письменный свод законов на Руси – «Русская правда» (всего 16 статей). «Правда Ярослава» – более ранняя часть свода.

Ограничение кровной мести. Кровная месть – способ наказания.

Вира – штраф на Руси.

70-е гг. XI в. – появляется «Правда Ярославичей».

1113 г. – уставы Владимира Мономаха.

Династическая политика: был женат на шведской принцессе.

Дети:

Изяслав – младший сын – Польша.

Святослав – средний сын – Германия.

Три дочери.

Анна Ярославна – старшая, самая любимая дочь – королева Франции; умерла в Киеве. У неё был сын Филипп.

Внучка Ярослава вышла замуж за императора.

Мономах – по деду получил прозвище «Внук византийского царства».

1051 г. – митрополит Иларион – первый русский глава церкви, основатель Киево-Печёрского монастыря. «Слово о законе и благодати».

Расцвет Руси при Ярославе Мудром

1. Укрепил государственную власть, требовал полного подчинения крупных городов.

Около 1016 г. – первый на Руси записанный сборник законов «Русская правда»,
2 части:

1) правда Ярослава;

2) правда Ярославичей.

2. Укрепил международное положение Руси с помощью династических браков.

Династический брак – брак между представителями правящих династий разных государств.

3. Успешная внешняя политика. Окончательно разбил печенегов.

4. Расцвет культуры:

а) строительство храмов;

б) перевод и перепись книг;

в) создание библиотек и школ при монастырях.