Барабашкин Артем Вячиславович – учитель истории и обществознания
Технологическая карта урока
Предмет: История. Класс: 6.
Учебник (УМК): Торкунова А.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Токарева А.Я. М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
Тема урока: Древняя Русь в IX-XII веках.
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Оснащение: компьютер, проектор, атласы, историческая карта, презентация, раздаточный материал (справочные материалы, листы А4).
Цель темы как достигаемые образовательные результаты:
Предметные:
Предметные умения:
картографические:
- показывают на карте крупнейшие города Древней Руси, показывают «путь из варяг в греки»;
интеллектуальные:
- объясняют сущность понятий;
- называть главные события, основные достижения истории и культуры Древней Руси;
- называют крупнейшие центры политического и культурного развития Древней Руси;
- делают выводы о особенностях развития Древней Руси;
хронологические:
- составляют календарь события;
- соотносят год с веком;
- соотносят даты правление князя с датами по истории средневековой Европы.
Метапредметные: 8.М., 9.М., 10.М.
Личностные: 1.Л., 2Л., 7Л.
Цель урока как планируемый результат обучения, планируемый уровень достижения целей: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по теме «Древняя Русь в IX-XII веках».
Уровень/планируемый результат | Способ оценивания результата |
Понимание: уметь применять знания основных событий, исторических личностей, дат. | Опрос, практическая работа |
Знание: систематизировать исторический материал о Древней Руси | Викторина, заполнение таблицы |
Анализ: доказывать, что история Древней Руси тесно связана и неотрывна от мировой истории. | Опрос |
Синтез: способность предложить возможные варианты культурного и политического развития Древней Руси. | Опрос |
Применение: способность применить знания о Древней Руси при объяснении культурного развития России. | Дискуссия |
Оценка: способность оценить поступки первых русских князей, их значение для Руси. | Заполнение таблицы |
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивационно-организационный | 1 мин. | Приветствие, проверка подготовленности класса к уроку. | Включаются в деловой режим урока. |
2.Постановка проблемы | 2 мин. | Анализ. Опрос учеников по следующим вопросам: 1)Почему Владимир выбрал православие? 2)Расскажите о связях Ярослава Мудрого со знатными родами европейских государств? 3)Расскажите о схожестях и различиях развития Древней Руси и средневековой Европы. Помогает сформулировать проблему: «В чем особенности исторического развития Древней Руси в IX-XII веках?». | Ведут поиск недостающего знания (Что неизвестно?). Формулируют проблему: «В чем особенности исторического развития Древней Руси в IX-XII веках?». |
3.Выдвижение предположений и гипотез | 4 мин. | Синтез. Инсайт на тему «Какой бы была Россия, развивайся бы Древняя Русь иначе?». Гипотеза 1: Владимир принимает католичество или ислам. Гипотеза 2: Вече изгоняет князей, города Руси уподобляются полисам Древней Греции. | Предлагают и обсуждают возможные варианты развития событий («Какой бы была Россия, развивайся бы Древняя Русь иначе?») |
4.Доказательство гипотезы и решение проблемы | 23 мин. | Применение. Знание, понимание. 1. Обобщающая беседа. 2.Дает задание по карте. 3. Задает вопросы викторины. 4. Дает для заполнения таблицу по первым правителям Древней Руси. 4. Задание с зашифрованным «протоколом». Ученики должны отгадать имя какого князя зашифровано в «протоколе» совершенного преступления. | - Работают по атласу и исторической карте; - Заполняют таблицу; - Отвечают на вопросы викторины. - Разгадывают зашифрованный «протокол». |
5.Проверка решения | 10 мин. | Анализ, оценка. Организует обсуждение выдвинутых гипотез. Подводит к выводу о том, что послужило причиной возникновения особенностей исторического развития Руси. | Дискуссия (фронтальная работа) |
6.Рефлексия | 3 мин. | Оценка. Каковы последствия действий первых князей для Древней Руси? Оцените действия первых князей с нравственной точки зрения? | Обобщающая беседа (фронтальная работа) |
7.Домашнее задание | 2 мин. | 1. Повторить п.4 – п.11. 2.Придумать интересные задания по теме «Древняя Русь» (ребусы, головоломки, чайнворды и т. п.) | |
Приложение
Таблица «Семь первых правителей Древней Руси».
Даты правления | Имя князя | Мероприятия князя |
| | |
Викторина: 1) Кто прибил щит к воротам Царьграда?
2) Кто стал родоначальником русских князей?
3)Кто был сыном родоначальника?
4) Кто упорядочил сбор дани, ввел уроки и погосты?
5) Кто разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат?
6) Кто крестил Русь?
7) Кто создал первый письменный свод законов в Древней Руси?
Протокол совершенного преступления:
А) Весна 972 года. Совершено убийство. При переходе через реку был убит один знатный воин. Преступник установлен. Вина фигуранта усугубляется тем, что он совершил святотатство: сделал из черепа убитого чашу для вина.
Б) Совершено групповое умышленное убийство, что усугубляет вину. Организатор преступления выманил из города двух князей, обманув их, сказал, что купцы приехали.
В) Ноябрь 945 года. Совершено убийство. Группа людей убила одного знатного человека и его слуг. Совершив это преступление, они сказали: не убьем его, то всех нас погубит, повадится ходить к нам и нас грабить.
Г) 945 год. Преступные действия совершены человеком, занимающим высокое положение в государстве. Группа людей, посланная к полянам, заживо погребена, другая группа сожжена в бане, преступник не понес наказания.
Д) Преступник послал наемных убийц к своим сводным братьям и получил позорное прозвище «окаянный». Был отравлен своими приближенными.