СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древние образы в народном искусстве

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Древние образы в народном искусстве»

Тема: Древние образы в народном искусстве.( ИЗО , 5 класс)

Цель: Выполнить эскиз декора (росписи) кувшина , используя древние знаки-символы.

Задачи:1. Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей. Зарисовать традиционные образы народного прикладного искусства. Выполнить эскиз вазы- календаря.

2. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

3. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Формирование УУД:

Личностных: Понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться. Понимают значимость ДПИ.

Коммуникативных: Умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнёром; активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Регулятивных: Принимают учебную задачу; умеют организовать своё рабочее место; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Формы контроля: Текущий, ответы на вопросы.


Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Назовите такие предметы в нашем быту, которые художественно украшены?

- Можете ли вы представить себе нашу жизнь без украшений, декора?

- Что же мы называем декоративно - прикладным искусством?

Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративно-прикладного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского слова decoro – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.

- Знаете ли вы как  жили наши предки?

С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде.  Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.

Эти явления приобрели разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.Так появилось декоративно – прикладное искусство.

Декоративно–прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.


3. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?


4.Формирование новых знаний .

Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаяния, своё понимание устроения мира и его красоты. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. А делал он это при помощи искусства. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.

Рассмотрим внимательно большую редкость – сделанную на Руси нашими предками чашу-календарь.

- Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней?

Наши предки, ещё не знавшие Христианства, верили в то, что если желание «изобразить», то оно обязательно исполнится.

- Какое же самое большое желание было у людей? - Жить.

Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землёй и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И всё это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. За всё то многое, что может дать Солнце человеку, его считали самой – самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше!».

Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание.

1.Каковы же знаки Солнца в орнаменте?

Конечно, это прежде всего, кружок. Кружок, разделённый крестом на четыре части, - это тоже знак Солнца, ведь в году четыре времени года. Солнце также изображали в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

2. В древности, люди связывали воду с хаосом, с рождением (плетение волн), с речью,

с веткой, с женскими волосами (они подобны дождю). Вода является источником жизни. В древности люди не поливали поля, их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошёл дождь, надо изобразить его.

Была специальная чаша для моления о воде – чара. Такие чаши всегда делали большими и широкими. Чародей – языческий колдун, наливал в такую чашу воду и произносил заклинание, то есть просьбу, чтобы пошёл дождь.

О дожде молились особенно усердно в четверг. Этот день недели в дохристианской Руси был посвящен языческому богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди грозному Перуну, только дождик редко шёл именно в четверг. Значит, желание это почти никогда не сбывалось в этот день. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с расписными глиняными свистульками и свистели в них, звали дождевые облака.

Знаки дождя и воды рисовали в виде извилистых линий, зигзагов, чёрточек.


3.Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов , прямых полос.


4.В распаханную землю сеятели бросали семена.

- Как вы думаете, в виде чего их изображали?

В виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента, в углублениях волнистой линии (семена, орошенные водой).


Знаки изображения воды , земли , солнца называются солярными знаками .

Вот мы и приоткрыли тайну рисунков на глиняной чаше-календаре и увидели, что в украшение предметов своего быта человек вкладывал не только своё понимание красоты, но и определённый смысл, своё желание жить в согласии с природой. Знаки солнца, воды, земли, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя и повторяя знаки.

Сегодня мы уже не вкладываем никакого магического смысла в изготовление и роспись глиняной посуды, но бережно сохраняем истории о символическом значении цвета и росписи, пытаемся таким образом заглянуть вглубь веков, раскрыть забытые тайны, лучше узнать историю наших предков.

Вот изображение глиняного кувшина, которому 5000 лет. Узоры на нем расположились в три пояса и как бы рисуют картину мира :

- Вверху горизонтальная волнистая линия символизирует небо с запасами воды.

- Посредине круги, соединённые между собой S – образной линией - движущееся солнце и косые линии символизируют дождевые струи.

- Внизу две горизонтальные параллельные линии – это земля.

Этим орнаментом наш древний предок как бы говорил: «Пусть пойдет дождь».


Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.

5.Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы – счастье, символ весны, тепла, света .

В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную и теплое лето. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовые пряники “жаворонки”. Дети бегали с этими пряниками из дома в дом, сажали их на ветки, на проталинки. Так они просили птиц принести весну на своих крыльях.


6.Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших образов солнца, движения солнца по небу, символом крепости крестьянской жизни. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.


- Как вы считаете, похожи ли изображения коней, птиц в народном искусстве на своих природных собратьев?

( Нет. Они сказочные, фантастические, с узорами, украшениями и очень условные.)

Мастер преобразует реальные, природные формы. Он декоративно обобщает, упрощает форму, опускает малозначительные детали. Такой прием называется – стилизация.


7. В произведениях народного искусства часто встречается этот причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на его ветвях. Это – древо жизни.

Русские люди всегда считали дерево живым существом, имеющим душу. Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки и т. д. Существовали отдельные священные деревья и целые священные рощи. А вот русские народная пословица , связанная с  деревом:

– «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево – того похвалят внуки».


- Посмотрите, разве так бывает: на дереве одновременно распускаются цветы и много спелых плодов?

( Нет, так не бывает.)

Древний земледелец допустил такую «ошибку» неслучайно. Дерево жизни – символ вечно живой, процветающей природы, растительных сил земли, символ счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях либо цветами и плодами.

Мировое древо - олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница.

О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок, этот символ нашёл отображение в орнаментике многих народов.


8. Женская фигура (Берегиня) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян.

Берегиню изображали как женщину с поднятыми руками. Этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит птиц или солнце.

Ее часто изображали на одежде, полотенцах, стенах жилищ.


- А теперь посмотрите, чем изображение Берегини похоже на Дерево жизни ?

( У этой фигуры руки подняты вверх, как ветки у древа жизни. И на руках у нее тоже птицы. Все как будто в цветочках.)

Вы все правильно подметили : это образ матери, который связывался в представлении крестьянина с землей, с ее плодородием. Как и древо жизни, женская фигура – это божество, выражавшее представление о земле, которая дает урожай, и о женщине – продолжательнице рода.


- Как вы считаете, цвет в народном искусстве имел символическое значение?

( Конечно).

Цвет имел символическое значение:

Черный – символизировал землю;

Желтый – солнце;

Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила) , жизнь.

Зеленый – Растительность, Жизнь.

Золотой – Солнце.

Синий – Небо, Воды.

Белый – чистота.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный.


5.Физкультминутка .


6.Постановка задачи для самостоятельной работы .

- Ребята , а теперь представьте , что вы древние мастера и вам нужно расписать кувшин . Вам необходимо создать художественный образ предмета быта с мотивами солярных знаков . Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщенную форму изображения, фантазируя, украшайте свою работу.


7.Рефлексия.

- Что такое декоративно-прикладное искусство?

- Какие предметы относятся к декоративно-прикладному искусству?

- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?

- Какие знаки – символы вы сегодня узнали?


Подведение итогов урока. Выставка работ , само- и взаимооценивание .


8.Домашнее задание.

Найдите изображения и объясните символическое значение ( в вышивке , резьбе , росписи , игрушке и др.) :

Женской фигуры (например, в вышивке)

Дерева

Коня

Птицы

Русалки (женщины-птицы)

Медведя

Козы, козла или барана