Предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 5 класс. |
Дата проведения | 28.10.16 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Тема урока | Древние образы в современных народных игрушках. |
Цели урока | Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения ведущих народных промыслов; привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдалённого прошлого и современности; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Формировать УУД:
познавательные – научиться осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представления о приемах рисования элементов декоративной росписи игрушек;
регулятивные – научится принимать и сохранять учебную задачу;
коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Ход урока
1.Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.
Приветствие. Проверка рабочего места. Организация внимания.
2. Актуализация знаний учащихся.
1. Загадать загадку.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Но чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку.
Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поёт, не летает,
Вся горит и полыхает…
Это птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво-безделушка,
А зовут её …(народная игрушка)
Вступительное слово о магической роли глиняной игрушки в древности.
- Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи. Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала. (К доске выходит ученик и располагает варианты так, как он считает нужным.) Чуть позже мы проверим, насколько правильно сделана работа. А сейчас давайте с некоторыми из них познакомимся поближе.
-Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Возвращаемся к началу урока.
- Ребята, а теперь вернемся к началу урока, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены игрушки, если неправильно, то расположите их так, как необходимо.
2. Мобилизующий вопрос к учащимся: «Какие традиционные древние образы в современных народных игрушках?» Как проходит связь с древними образами в народном искусстве?
3. Делаю вывод: в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба).
Предлагаю открыть учебники.
3.Изучение нового материала.
Проблемное объяснение нового материала начинаю с вопроса: «Что такое глиняная игрушка?»
Показываю приёмы и последовательность выполнения одной игрушки.
Презентация.
Базовый уровень - рисунок игрушки одного из промыслов.
Высокий – лепка игрушки по схеме в учебнике или свистульки по продемонстрированной схеме.
4. Этап контроля.
-Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки. - А вы знаете, что мы познакомились только с тремя промыслами. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.
1. - Где мы с вами сегодня «побывали», и с каким искусством познакомились?
2. - Где можно познакомиться с искусством глиняной игрушки?
3. - Что вы узнали нового?
4. - Почему называют глиняную игрушку народным искусством?
5. - Какие образы вам запомнились? Назовите, объясните почему? На этом наш урок закончен.