2
Урок 1 ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА
Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся о древнейших людях, знакомство школьников со следами их обитания на территории нашей страны.
План урока:
1. Каменный век на территории нашей страны.
2. Жизнь людей в бронзовом и железном веках.
3. Образование языковых семей.
1. Организовать беседу по материалу, известному учащимся из курса истории Древнего мира:
Когда на Земле появились первые люди?
Назовите места расселения первых людей?
Почему древнейшие люди не могли жить в условиях сурового климата? Почему они не могли жить в одиночку?
Назовите первые коллективы людей.
Как изменились условия жизни людей во время Великого оледенения?
—Опишите первые орудия труда древнейших людей.
В соответствии с учебником сообщить учащимся, что первые люди на территории нашей страны появились в каменном веке, это было примерно 40 тысяч лет назад.
Используя карту, учащиеся определяют места первых стоянок людей каменного века на территории нашей страны.
Обобщая ответы школьников, обратить их внимание на то, что жизнь людей в этот период очень зависела от природы. Они в готовом виде получали то, что давала природа (ягоды, грибы, мясо животных). Такое хозяйство называется присваивающим.
2. Около 8—9 тысяч лет назад произошел переход от хозяйства присваивающего к производящему. У людей появились новые занятия — земледелие и скотоводство.
Вопрос: В чем отличие земледелия от собирательства, скотоводства — от охоты и рыболовства?
Можно предложить учащимся выполнить задание в тетради — обозначить соединительными линиями, какие из перечисленных занятий характеризуют производящее хозяйство, а какие — присваивающее.
Охота | |
| | |
Земледелие | | Присваивающее хозяйство |
| | |
Собирательство | |
| | |
Рыболовство | | Производящее хозяйство |
| | |
Скотоводство | |
Вопрос: Что изменилось в жизни древних людей в бронзовом и железном веках по сравнению с каменным? Ответ может быть оформлен в виде таблицы.
Вопросы для сравнения | Каменный век | Бронзовый и железный века |
Основные занятия | Охота, собирательство, рыболовство | Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство, ремесло |
Материалы, из которых изготавливались орудия труда | Камень, кость | Камень, бронза, железо, кость |
Коллектив людей | Первобытное стадо | Родовая община |
Учащиеся формулируют известные им из курса истории Древнего мира основные признаки родовой общины:
— общность происхождения;
— общность хозяйственной жизни;
— общность имущества.
3. Вопрос излагается в объёме учебника. Учащимся предлагается выполнить задание № 4к§ 1.
К работе над иллюстративным рядом учебника
Следует обратить внимание учащихся на внешний вид и материал, из которого сделаны изображённые на полях учебника орудия труда первобытного человека — каменные рубила, топор и костяные наконечники.
Наскальные рисунки в Каповой пещере на реке Белой (Южный Урал) были обнаружены в 1959 г. Эта роспись эпохи палеолита является древнейшим на сегодняшний день образцом «живописи» на территории России. На фотографии видны размеры пещеры — у её входа находятся люди, фигуры которых кажутся очень маленькими.
Реконструкция жилища древнего человека показывает, как из костей, рогов и жердей строились такие обиталища. Сверху остов накрывался звериными шкурами.
В качестве иллюстрации к § 1 может быть использована работа В.М. Васнецова «Стоянка древних охотников». Она представляет собой часть фриза «Каменный век», созданного специально для одного из залов Государственного Исторического музея в Москве и изображающего разные занятия первобытных людей: охоту на мамонта, производство оружия и орудий труда и т.д.
Скульптурный портрет человека эпохи бронзы выполнен крупнейшим отечественным антропологом М.М. Герасимовым (1907—1970) по разработанному им методу реконструкции облика человека по черепу. На страницах учебника ещё не раз встретятся реконструкции подобного рода.
Ряд представленных в иллюстрациях вещей, связанных с культурой кочевников Алтая, был обнаружен при раскопках курганов в урочище Пазырык на реке Ян-Улаган в 1927—1949 гг. В настоящее время археологические материалы из Пазырыкских курганов хранятся в собрании Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург).
Д/з.: §1 чит., зад.4