СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древний мир. Первобытная эпоха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 1 ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА

Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся о древнейших людях, знакомство школьников со следами их обитания на территории нашей страны.

Просмотр содержимого документа
«Древний мир. Первобытная эпоха»

2


Урок 1 ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА

Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся о древнейших людях, знакомство школьников со следами их обитания на территории нашей страны.

План урока:

1. Каменный век на территории нашей страны.

2. Жизнь людей в бронзовом и железном веках.

3. Образование языковых семей.

1. Организовать беседу по материалу, известному учащимся из курса истории Древнего мира:

  • Когда на Земле появились первые люди?

  • Назовите места расселения первых людей?

  • Почему древнейшие люди не могли жить в условиях сурового климата? Почему они не могли жить в одиночку?

  • Назовите первые коллективы людей.

  • Как изменились условия жизни людей во время Велико­го оледенения?

—Опишите первые орудия труда древнейших людей.

В соответствии с учебником сообщить учащимся, что первые люди на территории нашей страны появились в ка­менном веке, это было примерно 40 тысяч лет назад.

Используя карту, учащиеся определяют места первых стоя­нок людей каменного века на территории нашей страны.

Обобщая ответы школьников, обратить их внима­ние на то, что жизнь людей в этот период очень зависела от при­роды. Они в готовом виде получали то, что давала природа (яго­ды, грибы, мясо животных). Такое хозяйство называется присваивающим.

2. Около 8—9 тысяч лет назад произошел переход от хо­зяйства присваивающего к производящему. У людей появи­лись новые занятия — земледелие и скотоводство.

Вопрос: В чем отличие земледелия от собирательства, ското­водства — от охоты и рыболовства?

Можно предложить учащимся выполнить задание в тетради — обозначить соединительными линиями, какие из перечислен­ных занятий характеризуют производящее хозяйство, а ка­кие — присваивающее.


Охота





Земледелие


Присваивающее хозяйство




Собирательство





Рыболовство


Производящее хозяйство




Скотоводство


Вопрос: Что изменилось в жизни древних людей в бронзовом и железном веках по сравнению с каменным? Ответ может быть оформлен в виде таблицы.

Вопросы для сравнения

Каменный век

Бронзовый и железный века

Основные занятия

Охота, собиратель­ство, рыболовство

Охота, собирательство, рыболовство, земле­делие, скотоводство, ремесло

Материалы, из кото­рых изготавливались орудия труда

Камень, кость

Камень, бронза, железо, кость

Коллектив людей

Первобытное стадо

Родовая община

Учащиеся формулируют известные им из курса истории Древнего мира основные признаки родовой общины:

— общность происхождения;

— общность хозяйственной жизни;

— общность имущества.

3. Вопрос излагается в объёме учебника. Уча­щимся предлагается выполнить задание № 4к§ 1.

К работе над иллюстративным рядом учебника

Следует обратить внимание учащихся на внешний вид и ма­териал, из которого сделаны изображённые на полях учебника орудия труда первобытного человека — каменные рубила, то­пор и костяные наконечники.

Наскальные рисунки в Каповой пещере на реке Белой (Юж­ный Урал) были обнаружены в 1959 г. Эта роспись эпохи пале­олита является древнейшим на сегодняшний день образцом «живописи» на территории России. На фотографии видны раз­меры пещеры — у её входа находятся люди, фигуры которых кажутся очень маленькими.

Реконструкция жилища древнего человека показывает, как из костей, рогов и жердей строились такие обиталища. Сверху остов накрывался звериными шкурами.

В качестве иллюстрации к § 1 может быть использована рабо­та В.М. Васнецова «Стоянка древних охотников». Она представ­ляет собой часть фриза «Каменный век», созданного специально для одного из залов Государственного Исторического музея в Москве и изображающего разные занятия первобытных людей: охоту на мамонта, производство оружия и орудий труда и т.д.

Скульптурный портрет человека эпохи бронзы выполнен крупнейшим отечественным антропологом М.М. Герасимовым (19071970) по разработанному им методу реконструкции об­лика человека по черепу. На страницах учебника ещё не раз встретятся реконструкции подобного рода.

Ряд представленных в иллюстрациях вещей, связанных с культурой кочевников Алтая, был обнаружен при раскопках курганов в урочище Пазырык на реке Ян-Улаган в 1927—1949 гг. В настоящее время археологические материа­лы из Пазырыкских курганов хранятся в собрании Государст­венного Эрмитажа (Санкт-Петербург).

Д/з.: §1 чит., зад.4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!