СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Друг» и «враг». Конструктивное взаимодействие"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в рамках тематической недели по внеурочной деятельности "Культура добрососедства"

Просмотр содержимого документа
««Друг» и «враг». Конструктивное взаимодействие"»

«Друг» и «враг». Конструктивное взаимодействие" (раздел «Конфликтология»)

Цель:

1. актуализация понятий «друг», «враг», «взаимодействие», «конструктивное взаимодействие».

2. Развитие навыка невербальной коммуникации, формирование навыка совместного творчества.

3. Формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

Задачи:

  1. Образовательные:

- знакомить учащихся с основами бесконфликтного общения, с понятиями «конфликт», «компромисс».

- формировать представление о различных вариантах человеческого общения.

2. Развивающие:

- развивать познавательный интереса учащихся, личностные качества, как рефлексия, эмпатия, толерантность.

3. Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;

- формировать социально одобряемые формы поведения.

Тип урока: занятие с элементами тренинга.

Оборудование:

  • Презентация и медиапроектор;

  • Правила бесконфликтного общения;

  • Запись стихотворения «Два козла», «Две козы»;


1 Орг.момент: Здравствуйте, ребята, сегодняшний урок я начну с восточной притчи:

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас. Я хотела бы, чтобы каждый из вас раскрылся на занятии, как эти цветы.

2.Актуализация и выравнивание знаний необходимых для дальнейшего изучения ма­териала. (Встаньте, пожалуйста)

Игровой тренинг «Звездочки и созвездия»

Учитель. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвез­дия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объ­единитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т.д.

Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в раз­ных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими се­мейными ценностями и праздниками. Сам же человек неповторим, и у него есть свои отличитель­ные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент. Представьте, что сейчас пе­ред вами лужа. Что вы видите в ней? ( Деревья, солнышко, дома, грязь) (Свободные высказывания учащихся: грязь, солнышко и т.д.(Демонстрация слайдов презентации)

-Совпали ли ваши мнения?

-Какой вывод можно сделать? На один и тот же предмет мы смотрим по - разному. Да, у всех разное мнение, разные взгляды, но у нас очень много общего: увлечения, интересы, любовь к родителям, школе, Родине, желание жить в мире и согласии.

3. Ориентировочно-мотивационный этап или формирование подходов к решению про­блемы

Так как мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтобы всем было комфортно?

Ученики. Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам и пережи­вать неудачи не только свои, но и товарищей по классу. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят и т.д. Объединим все ваши высказывания в одно правило, прочитаем все вместе

1.Жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо

Учитель. А всегда ли, получается, понимать друг друга?

Учитель. К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга?

Ученики. Непонимание ведет к спорам и ссорам.

Учитель. А у вас бывают ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял? (Ответы детей)

Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры выра­батывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым.

Послушайте стихотворение «Два козла». Может быть, оно вам напомнит кого-нибудь.

Два козла

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один боднул приятеля немножко посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Учитель. Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей)

- Как вы думаете, хорошо ли поступают те, кто выясняет отношения с кулаками?

Ученики: Свободные высказывания детей.

- А как бы вы назвали такое общение?

(Свободные высказывания учащихся: ссора, драка и т.д.) Хорошо, если назовут конфликт.

Если нет, выберите из группы слов слово по-вашему мнению подходящее для такого общения.

КОНФЛИКТ. СОТРУДНИЧЕСТВО

УСТУПКА. МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Конечно же, ссора может перерасти в конфликт. Если людьми постоянно конфликтуют друг с другом, они могут стать врагами.

4. Формулировка учебной задачи, определение ориентиров и мотивов учебной деятель­ности.

- Сформулируйте тему нашего занятия. (Конфликт, «вражда», «дружба»)

- Какие задачи поставим для изучения данной темы? (Дети высказываются)

- Подведем итог. Не только само понятие рассмотреть, но и что …

1. Узнать, что такое конфликт?

2. Последствия конфликта.

3.Пути его разрешения.

- Где понадобятся знания этой темы?

(Свободные высказывания детей. Примерные ответы. В жизни, в отношениях между людьми, в классе, в семье. Вы маленькие ещё, у вас вся жизнь впереди, важно для вас уметь ладить с людьми, не конфликтовать).

Итак, подведем итог, конфликт – это отсутствие согласия между людьми, столкновение интересов, взглядов (слайд 11)

5. Операционно-исполнительский этап или решение учебной задачи.

- Каковы последствия конфликта, если человек всегда ссорится, спорит, никому не уступает? (Человек несча­стен. По своей природе человек нуждается в общении, а его у него не будет)

1. Работа по группам:

  1. Нарисовать человека в ссоре.

  2. Нарисовать человека, у которого все хорошо.


Давайте посмотрим, что получилось.

-Посмотрите, пожалуйста, какие люди вам нравятся больше? Почему?

- Что будет, если таких людей в коллективе двое, весь класс? (Свободные высказывания детей)

2. Два козлика.

Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.

К чему может привести неуступчивость и упрямство?

Учитель. Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной си­туации? «Дракой прав не будешь»

«Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков»). «В споре будь сдержан и тактичен».

  1. Чтобы легко жилось с людьми, чтобы складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внима­тельно относиться к людям, уметь ставить себя на их место, быть сдержанным и тактичным, потому что очень тяжело человеку жить, если его не понимают и постоянно обижают. Давайте посмотрим фрагменты мультика «Гадкий утенок» (сцена птичьего двора) и попробуем узнать, что чувствует человек, когда его не понимают и не принимают. (демонстрация мультика)

Обсуждение мультика. Учитель: Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. Терпимее друг к другу нужно быть, добрее! Правило № 4 «Будь добр и внимателен к людям»

Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Давайте послушаем русскую народную сказку "Два козлика” (инсценирование сказки)

Два козлика.

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

- Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.

- Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.

- Пяться назад, я первый взошёл на мостик.

- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

- Ни за что! - кричал белый козлик.

Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

 

- Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?

- Как бы вы поступили на месте козликов?

- Как вы думаете, что надо делать, чтобы таких людей , конфликтных ситуаций не было?

Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуа­ции. Давайте посмотрим сказку « Две козы» и подумаем, почему героям удалось избежать ссоры.

Две козы.

На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая про­пасть. Задумались козы: как тут быть?

Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.

Учитель. Как козам удалось избежать конфликта?

Ученики. Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков. «Глупые ссорятся, а умные догова­риваются».

Учитель. Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, на­зывается компромиссом. (Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось раз­решать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса.) Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Рисунки осликов (у каждого ученика)







- рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

- Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

- Как люди примиряются, приходят к согласию? Как вы приходите к согласию?

3. А давайте посмотрим как нашли компромисс герои мультика «Приключения в Простоквашино» (демонстрация фрагмента мультфильма.

Часто люди не хотят идти на компромисс, поэтому возникают ссоры, люди превращаются во врагов. Только мирно решая все вопросы, путем комромисса в том числе, можно решить спорные вопросы.

А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?

Ученики. Нужно уступать друг другу.

Учитель. Некоторые считают, что помириться первым – значит проявить слабость характера, на самом деле, уступка - один из способов выхода из конфликта. УСТУПКА. Давайте посмотрим это на примере того же мультика. (фрагмент мультика)

Ученики. Можно обратиться к какому-нибудь авторитетному человеку за советом. СОТРУДНИЧЕСТВО

Игра "Армрестлинг”.

 Для участия в игре приглашаются по двое учащихся

Победитель получает сладкий приз, а проигравший – аплодисменты!

- А теперь подумайте, как сделать, чтобы приз получили оба игрока?

Учитель: Еще ребята объединяет людей, СОВМЕСТНЫЙ ТРУД. Давайте посмотрим, как это произошло с героями мультика «Приключения в Простоквашино». Поэтому «Помогайте друг другу»

Учитель. Правильно, ребята. Если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бескон­фликтного общения. ( «Научись сотрудничать, договариваться, усту­пать, находить компромисс»).

Учитель. А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор. Нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил человеческого общения. (На доске появляется правило: «Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).

6. Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов.

Учитель. Ребята, давайте подведем итог занятия.

Вспомним, какие задачи ставили:

1. Узнать, что такое конфликт?(собрать фразу Мы узнали, что конфликт-столкновение сторон, мнений, сил)

2. Последствия конфликта.(Мы поняли, что конфликтный человек лишается общения, здоровья)

3.Пути его разрешения. (Мы научились разрешать конфликты с помощью компро­мисса, уступки, сотрудничества, юмора)

4. Прочитайте правила бесконфликтного поведения, которые у нас получились.

Правила бесконфликтного общения.

  1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

  2. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

  3. В споре будь сдержан и тактичен.

  4. Будь добр и внимателен к людям.

  5. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

  6. Помогайте друг другу.

  7. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.



Учитель. В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».

6