Класс: 4
Учитель: Панченко Вита Владимировна
Тема: «Дружба с природой»
Цели занятия:
Образовательная: обобщить и расширить представление детей о природе
Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, чувство бережного отношения к окружающему миру;
Воспитательная: воспитывать интерес к окружающей среде, любознательность, воспитывать интерес к растениям и животным, желание ухаживать за ними.
Форма занятия: Этическая беседа
Оборудование: распечатанные иллюстрации, презентация, видеоролик
Литература:
Литература - 1. Википедия - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зоотерапия
Литература - 2. Физминутки для детей - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/10/15/fizminutki-na-urokah-okruzhayushchego-mira
Литература - 3. Пословицы - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/poslovitsy-i-pogovorki-o-prirode/
Литература - 4. Видео - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Yucdvu8a8Qw
План проведения занятия
Организация начала занятия (2 мин.)
Сообщение темы занятия (3 мин.)
Основная часть (29 мин)
3.1. Беседа «Животные и растения друзья человека» (6 мин)
3.2. Собери пословицы (3 мин)
3.3. Продолжение беседы(2 мин)
Физминутка (2 мин)
3.4. Рассказ о растениях и животных «докторах» ( 6 мин)
3.5. Охрана природы и помощь животным (10 мин)
Итог занятия (6 мин)
4.1. Разгадывание кроссворда (4 мин)
4.2. Рефлексия(2 мин)
Ход занятия:
1. Организация начала занятия
- Напомню вам, что меня зовут Римма Андреевна. Предлагаю вам выучить наше приветствие. (слайд 1) Посмотрите на слайд – это наше приветствие, то что выделено красным отвечаете вы, а в скобках будет написано, что нужно делать? Всем понятно? Попробуем?
-Парам – парей
- Хэй (отвечают ученики)
-Парам – парей
-хэй-хэй-хэй(отвечают ученики)
- Настроенье каково?
-Во (большой палец вверх)
- все такого мнения?
-Все, без исключения (отвечают ученики)
- Может вы уже устали?
- Мы таких с собой не брали (отвечают ученики)
- Может лучше отдохнём?
- Лучше занятье мы начнём(отвечают ученики)
2.Сообщение темы занятия
- Прослушайте отрывки из стихотворений и попытайтесь сами определить тему занятия. (слайд 2)
1. Давайте будем дружить друг с другом
Как птицы — с небом,
Как травы – с лугом.
Как ветер – с морем,
Поля – с дождями.
Как дружит солнце со всеми нами!
2. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
- Чему сегодня будет посвящено наше занятие? (дружбе между человеком и природой)
- Наша тема будет звучать так: «Дружба с природой» (слайд 3)
- Сегодня мы поговорим о том, как мы относимся к животным и растениям. Они – часть нашей природы. . Природа – это дом человека. Мы не можем существовать без нее. К сожалению, ее важность почему – то сегодня забывается.
Мы так привыкли к тому, что нас окружает живая природа, что не можем и представить себе другую картину.
Даже живя в городах, мы стремимся создать вокруг себя живые уголки: берем в дом животных, высаживаем растения в квартирах, на балконах, вокруг домов, в парках и скверах. Но все это человек делает для себя. А ведь и животные, и растения – тоже живые существа на нашей общей планете. Мы с ними очень похожи. Они, как и мы, нуждаются в воде, пище, покое, любви и заботе, чутко отзываются на добро и ласку.
3. Основная часть
3.1 Беседа «животные и растения друзья человека»
- Как вы думаете, могут ли растения или животные дружить с человеком? Приведите свои примеры.( Дети приводят примеры)
- Люди и живая природа не только могут, они должны дружить друг с другом. Растения и животные помогают человеку. Они очищают воду и воздух, дают еду и лекарства, мебель и одежду, защищают от электромагнитных излучений различных приборов (компьютера, телевизора). Контакт с ними несет сильный положительный психологический заряд. Они украшают нашу жизнь, поднимают нам настроение и снимают стресс. И мы должны быть им по человечески благодарны.
- Каким же верным другом для нас может быть природа. Как разнообразна она может быть в своих проявлениях.
Вот, например собаки,.. (слайд 4)
Разнообразие сфер деятельности собак просто поражает – они и охотники, и защитники, и поводыри, и спасатели и даже няньки. С давних времён собаки помогали человеку не только в мирное время, но и на войне. Милицейские псы умеют преследовать и задерживать преступников, находить по запаху оружие и боеприпасы. Именно собаки первыми побывали в космосе .
Конечно, собаки самые верные друзья.
Многие слышали историю профессора Токийского Университета (Япония) и его маленького четвероногого друга Хатико(слайд 5), который каждое утро провожал хозяина на работу, а затем ровно в три встречал его на станции метро. Хатико было полтора года, когда у профессора случился инфаркт, и домой он больше не вернулся. Однако уже на следующий день пёс как обычно ждал его на станции. Так продолжалось в течении 10 лет. В 1934 году, ещё при жизни пса, ему воздвигли памятник как символ верности и беззаветной любви. В 1935 году тело собаки нашли не далеко от станции. В этот день в Японии был объявлен национальный траур.
И эта история – не уникальна. В городе Тальяти также стоит памятник псу, целых семь лет сидевших на месте аварии, в которой погибли его хозяева.
А скай-терьер из Эдинбурга после смерти своего хозяина, 14 лет прожил на его могиле. Общество помощи собакам Шотландии установило на его могиле памятник с надписью «Пусть его верность и преданность будет уроком нам всем».
- На примере собак я рассказала вам о дружбе со стороны животных, а как же растения? Давайте порассуждаем, хорошие ли мы друзья? Всегда ли бережно мы относимся к природе, ведь она даёт нам так много…
- Свою дружбу с растениями люди проявляют не только привычным для нас способом: выращивая растения, поливая, удобряя почву, но и необычными способами. Например, вот так.
(слайд 6)
- дерево растет в центре дома,
- дом построен, вокруг дерева,
-игровая площадка вокруг дерева
- Нам кажется, что окружающая нас природа - это было, есть и будет всегда. Мы привыкли использовать дары природы в своих целях, для своей пользы.
Подумайте! К чему может привести такое отношение к природе?
( Выслушиваются высказывания ребят)
3.2 Собери пословицы
-Замечая особенности поведения животных, особенности роста и развития растений, люди делились этими наблюдениями друг с другом, передавали знания из поколения в поколение. Так и появились пословицы и поговорки о животных и растениях. Давайте соберём и объясним пословицы. (слайд 7)
Пословицы:
Аист на крыше – мир на земле.
Одно дерево срубил – посади сорок.
Взгляни на цветок и, он согреет твоё сердце.
3.3Продолжение беседы
- Всё в природе взаимосвязано, только подумайте, если вырубить лес, улетят птицы, уйдут или умрут животные этой территории, уменьшится поступление кислорода в атмосферу и меньше будет поглощаться из неё углекислого газа, изменится состав почвы. Поэтому никогда не нужно забывать о тесной взаимосвязи всех объектов живой природы. Дружите с природой и она, ценя вашу дружбу, щедро отблагодарит вас за это.
- А с кем из животных или растений дружите вы? В чем проявляется ваша дружба? (Ответы кружковцев)
- А вы бы хотели подружиться с кем-то еще? Почему? (Ответы кружковцев)
- Большинство людей с любовью и заботой относятся к растениям и животным. Они любят наблюдать за ними и замечают много интересного.
ФИЗМИНУТКА
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
(Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.» (Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)
3.4Рассказ о растениях и животных «докторах»
- Когда человек много работает, он устает.
Домашние животные и комнатные растения – вот те «доктора», которые помогают переключить мысли на что-то хорошее. Конечно, далеко не все пернатые и пушистые звери способны это сделать. Вот о конкретных «спасателях» от стресса я и расскажу
Есть даже такое понятие, как зоотерапия. (слайд 8) Еще с древних времен одним из лучших «пушистых докторов» считалась кошка. Это милое существо чувствует больное место человека. Если, к примеру, болит голова, кошка устраивается у изголовья и своими мягкими лапками начинает делать массаж.
- Наряду с кошками стоят и собаки. Не зря же их называют лучшими друзьями человека. Они преданные, верные, понимающие. Как кошки, они не ложатся на болезненное место человека и не снимают отрицательную энергию массажем, у них другая миссия. Собаки делают нас более активными. А движение, как говорится, жизнь.
К сожалению, у некоторых людей есть аллергия на шерсть кошек и собак. И даже при огромной любви к этим животным держать их в доме нет возможности. Для таких людей советуют заводить попугайчиков или канареек. Пение и щебетание птиц также поднимает настроение, снимает напряжение, отвлекает от плохих мыслей.
Успокаивают нервы, выводят из депрессии также аквариумные рыбки.
Лошади– это те животные, которые способны творить чудеса.. Да даже один только их вид вызывает у здорового человека восхищение и улыбку. От общения с лошадью поднимается настроение, а после прогулки верхом чувствуется прилив сил и энергии. То же самое можно сказать и о дельфинах.
Помимо животных и птиц домашними докторами являются и некоторые комнатные растения. Например, держа у себя дома конкретный цветок, человек реже болеет и более активен.
Итак, самыми полезными для здоровья человека растениями являются:
(Показ фото растений с комментарием)(приложение 1- 6)
— алоэ, которое поглощает ядовитые вещества;
— аспарагус – дарит людям спокойствие и очищает квартиру от негативной энергетики;
— бегония – уничтожает микробов, снимает депрессию;
— фикус – обогащает воздух полезными минералами и солями, помогает избавиться от переживаний и стресса;
— герань – убивает микробов, помогает человеку справиться с гневом и агрессивностью;
— хлорофитум – увлажняет воздух, убивает микробы, уменьшает содержание некоторых химических веществ.
3.5 Охрана природы и помощь животным
- Вот видите, природа помогает нам, но и мы не должны забывать про природу. Предлагаю вам посмотреть видеоролик о том, как мы можем ей помочь:(https://www.youtube.com/watch?v=Yucdvu8a8Qw )
-Какие вы молодцы! Правильно ответили на все вопросы, но не стоит забывать про птиц, которые остаются с нами зимой. Давайте посмотрим на слайд и узнаем, чем мы можешь помочь зимующим птичкам (слайд 9)
4. Подведение итогов
4.1 Разгадывание кроссворда
(слайд 10 – 16)
Кто является символом верности и беззаботной любви к хозяину? (Хатико)
Растение, которое поглощает ядовитые вещества, называется…(алоэ)
Какое животное чувствует больное место человека? (кошка)
Какое растение уничтожает микробов и снимает депрессию?(бегония)
Животное, которое считают лучшим другом человека, это животное делает нас более активными и именно этим и лечит, кто это?(собака)
Рефлексия
Наше занятие подходит к концу
-О чём шла речь на занятии?
- Как называется метод лечения пациентов с помощью домашних животных?
- Чем мы можем помочь природе?
- Что нового вы узнали на занятии?
- Что больше всего понравилось?
- Запомните ребята: «Все в ваших руках». От каждого из вас зависит быть природе живой или мертвой. Всем спасибо за такое занятие, до новых встреч!
Приложение 1(алоэ)
Приложение 2 (аспарагус)
Приложение 3 (бегония)
Приложение 4 (фикус)
Приложение 5 (герань)
Приложение 6 (хлорофитум)