Урок литературы в 5 классе Е.В.Кожушко
Тема дружбы в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Жилин и Дина.
Планируемые результаты:
предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;
метапредметные:
личностные: развивать способность анализировать свои действия и поступки;
регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;
познавательные: уметь классифицировать, устанавливать причинно-следственные отношения, делать обобщения и выводы;
коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: беседа.
Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс.
УМК:
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2015
Оборудование: компьютер, проектор.
ХОД УРОКА:
1.Организационный этап.
1) Приветствие. Готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания
1) Работа с определениями
Слайд 1. Найдите соответствия
1.А, 2.Д, 3. Е, 4.Б, 5.Г, 6.В
2) Работа с содержанием рассказа
Слайды № 2- 9
Какие эпизоды изображены на иллюстрации. Дайте короткое название иллюстрации.
3) Работа с образами произведения (сравнительная характеристика героев)
3. Актуализация знаний. Песня В.С. Высоцкого о друге
--О ком из героев поёт В.С. Высоцкий?
- Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? А почему?
- Нет ли в рассказе человека, которого всё-таки можно назвать другом Жилина?
Слайд №10
2)Объявление темы урока.
4.Мотивационный этап.
1) Целеполагание
Рассказ « Кавказский пленник » поможет решить проблемные вопросы:
Слайд №11
Что такое дружба?
Возможная ли дружба между людьми разных национальностей?
Как необходимо относиться к людям другой национальности?
Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду?
С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?
Какова основная идея рассказа?
Слайд № 12
Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. С. И. Ожегов
6. Анализ ключевых эпизодов рассказа (работа в группе)
--- Возможна ли дружба людей разных национальностей? Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к эпизодам: Жилин и Абдул-Мурат, Жилин и татары, Жилин и Дина.
Слайд №13
---Жилин и Дина.
--Почему у девочки пробудилась симпатия к человеку, которого все в ауле считают врагом?
От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит». Первая встреча Жилина и Дины ( глава 2, стр. 237) чтение и обсуждение эпизода
- Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем? /Дина показана глазами Жилина
В рассказе дважды дан портрет Дины, увиденной глазами Жилина . В них много общего. Сравните.
Почему автор использует разные слова?«…глаза чёрные, светлые и лицом красивая» (гл.2) «Глазёнки так и блестят, как звёздочки» (гл.6)
« Как она прыгнет прочь, как коза дикая»(гл.2) «… побежала на гору, как козочка прыгает» (гл.6)
«…присела на корточки, коленки выше головы торчат» (гл.6)
«…да ручонки тонкие, как прутики» (гл.6)
Художественные средства помогают передать авторское отношение. (Симпатия)
- О чем рассказывает ее одежда? Как характеризуют ее движения?
- Что важного открыл нам данный эпизод?
Физкультминутка
- Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? /они сдружились/
- Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?
/Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку.
Затем - Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять.
Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу.
- О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода? Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.
2.Перейдём к эпизоду «Побег Жилина » из 6 главы, стр. 253. Пересказ эпизода
-Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите. / «Вдруг прямо ему на коленки…»/
-О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины? /она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить/
-Почему она убежит, но потом вернется? /узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга/
-Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?
/Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала»./
-Что нового узнаем о Дине?
/Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная./
-Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала? (стр. 256)
/Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./
Подлинную дружбу очень высоко ценил Л.Н. Толстой .
Дина по-настоящему спасла Жилина, без её помощи он не смог бы выбраться из ямы, ему грозит смерть
Её поступок можно назвать самоотверженным, потому что освобождение пленника грозит ей опасностью.
-С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?
Взрослым людям трудно найти общий язык, ведь они находятся в состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им более доступно истинное человеческое понимание добра и зла.
Слайды № 14,15
-- Сравним наших героев и попытаемся сделать вывод. Возможна ли дружба между людьми разных национальностей?
Жилин и Дина очень разные, но нашли общий язык. Для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. В этом и заключается основная мысль рассказа.
На территории России сегодня проживает большое количество людей разных национальностей, в том числе и татары (республика Татарстан). У всех народов своя вера, культура, традиции, и это замечательно.
7. Просмотр видеоролика о дружбе народов России (при наличии времени)
8. Итог урока. Рефлексия
Слайд №16
- Понравилась вам Дина? Составим синквейн
Дина
Любознательная, смелая
Играет, сочувствует, помогает
Дети учат жить взрослых в мире
Друг
-Хотели бы вы иметь такого друга?
Продолжите фразу: « Если у тебя есть настоящий друг, то…»
Слайд № 17-18
9. Домашнее задание: стр. 259 (выучить термины), написать короткое письмо Дине или Жилину
или рассуждение по началу: «Настоящий друг везде//Верен в счастье и в беде…»
10. Выставление оценок за урок.
4