МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
________________________________________________________________
«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ – КРЕПКАЯ СТРАНА!»
_______________________________________________________________
Наименование методической разработки
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для кураторов и классных руководителей в помощь при подготовке и проведении внеклассных мероприятий и классных часов, популяризирующих институт семьи, формирующих у молодежи осознанное отношение к браку и ответственности за будущее своей семьи. Методическая разработка содержит подробный сценарий внеклассного мероприятия в форме игры, которая моделирует бытовые ситуации, включает творческие задания и проверяет знания о семейных ценностях у обучающихся.
Пояснительная записка
В современном обществе наблюдается тенденция к ослаблению семейных ценностей, увеличению числа разводов и снижению рождаемости. Но именно семья обеспечивает психическую и эмоциональную защищенность молодежи. Проявление чувства любви, семейного счастья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В связи с этим, актуальность данного мероприятия обусловлена необходимостью формирования у молодежи правильного представления о семье как о важном социальном институте, основанном на любви, уважении, взаимопонимании и ответственности. Мероприятие «Дружная семья − крепкая страна!» направлено на пропаганду семейных ценностей, формирование позитивного отношения к браку и родительству, а также на воспитание чувства патриотизма и ответственности за будущее своей страны.
Форма проведения мероприятия – интеллектуальная игра, в которой принимают участие студенческие пары, изображающие молодые семьи. Конкурс состоит из нескольких этапов, направленных на демонстрацию различных аспектов семейной жизни.
В использовании игры как средстве обучения и воспитания многие выдающиеся педагоги отмечали большие потенциальные возможности. Игра активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет сделать воспитательный процесс интересным. Это мощный стимул к овладению новыми знаниями. Игра позволяет моделировать сложные социальные процессы, создавать положительный социальный настрой. Уже на этапе предварительной подготовки к классному часу обучающиеся, выполняя опережающие домашние задания, приобретают новые знания, осмысливают проблему, глубже вникают в такую тему, как семейные ценности и традиции.
Представленный сценарий внеклассного мероприятия учитывает возрастные особенности обучающихся, их способности и интересы.
Цель мероприятия:
формирование и укрепление позитивного образа семьи и семейных ценностей у студенческой молодежи;
привлечение внимания студентов к самоанализу своего поведения в
семье;
подчеркивание значимости семьи как основы сильного и процветающего государства;
развитие творческих способностей и коммуникативных навыков у студентов;
создание атмосферы дружбы и взаимопонимания.
Задачи:
Воспитательные:
воспитание чувства уважения к семейным ценностям и традициям;
формирование представления о семье как о важной ячейке общества;
воспитание чувства ответственности, взаимопомощи и поддержки в семье;
содействие формированию позитивного образа семьи и брака;
создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия;
формирование гражданской позиции и чувства патриотизма через осознание роли семьи в развитии страны.
Познавательные:
расширение знаний о семейном укладе, традициях, правах и обязанностях членов семьи;
формирование представления о роли семьи в формировании личности и общества.
Развивающие:
развитие творческих способностей и артистизма;
развитие навыков самопрезентации и публичного выступления;
развитие эмоционального интеллекта и способности к эмпатии.
расширение кругозора и развитие общего культурного уровня.
Планируемые результаты:
Участники:
повышение интереса к семейным ценностям и традициям;
укрепление чувства ответственности за создание и сохранение семьи;
формирование навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации;
приобретение опыта творческой самореализации;
повышение уровня знаний о роли семьи в обществе.
Зрители:
повышение интереса к семейным ценностям и традициям;
формирование позитивного образа семьи;
получение положительных эмоций и впечатлений;
возможность увидеть различные модели семейных отношений.
Средства обучения:
мультимедийный проектор;
экран;
презентация;
видеоролик;
раздаточный материал.
Форма организации мероприятия: устный журнал с интеллектуальной игрой.
Основная часть
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
За 2 недели до проведения мероприятия 5 «супружеских пар» готовят визитку, название команды, ее девиз и эмблему.
Трое студентов проводят анкетирование в группах и анализируют его результаты.
Двое студентов готовятся к ведению мероприятия.
Трое студентов готовят презентацию для проведения внеклассного мероприятия и снимают видеоматериалы.
Трое студентов готовят реквизит для проведения мероприятия.
Трое студентов разрабатывают критерии оценки конкурсов: актуальность, оригинальность, артистичность выступления, качество подачи материала.
В подготовке и проведении внеклассного мероприятия участвуют все студенты учебной группы, каждый отвечает за свою область задач. При выборе заданий всегда учитываются возраст, психотип, темперамент, индивидуальные особенности, черты характера и интересы студентов.
Куратор направляет, советует, контролирует ход подготовки к внеклассному мероприятию, давая возможность ребятам проявить свои творческие и креативные черты характера.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Вступительное слово куратора
2. Конкурс −«Визитка»
3. Конкурс «Насколько знаете вы друг друга»
4. Конкурс комплиментов
5. Конкурс «Семейный уклад»
7. Конкурс «Счастливая семья»
8. Рефлексия по технике «Дерево чувств»
9. Анкета для зрителей и участников
10. Подведение итогов
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
(До начала проведения классного часа звучат песни о любви и семье)
Куратор 1: Добрый день, дорогие гости нашего мероприятия!
Сегодня мы собрались на необычное мероприятие. Мы посвятим его семье. Эта тема была выбрана нами не случайно. Вы взрослые юноши и девушки и пройдет немного времени, когда каждый из вас захочет создать свою семью. Вашим родителям и нам очень хочется, чтобы вы отнеслись ответственно к этому поступку, чтобы ваши семьи были дружными и счастливыми. Семья − это не просто родственники, живущие рядом. На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности.
Ведущий 1: Наше мероприятие пройдет в форме устного журнала и конкурса «Дружная семья – крепкая страна» с той целью, чтобы подготовить вас к будущей семейной жизни. Турнир будет состоять из конкурсов:
1. Конкурс −«Визитка»
2. Конкурс «Насколько знаете вы друг друга»
3. Конкурс комплиментов
4. Конкурс «Семейный уклад»
5. Конкурс «Счастливая семья»
Ведущий 2: Оценивать конкурсы будет уважаемое жюри в составе:
Ведущий специалист по вопросам семьи ….. (ФИО)
Главный специалист по вопросам семьи…… (ФИО)
Главный магистр по вопросам семьи…… (ФИО)
Ведущий 1: А теперь мы хотим представить вашему вниманию наших конкурсантов. Это … (ФИО участников конкурса). Итак, приступим к первому конкурсу «Визитка».
Каждая семейная пара представляет свою семью в произвольной форме.
Жюри оценивает выступление пар (Приложение 1), и озвучивает результаты конкурсного задания
Ведущий 2. Начнем читать наш научно-популярный журнал. В мире большой популярностью пользуется книга психотерапевта Джона Готтмана, в которой рассказывается о доступных методах достижения семейного счастья. Давайте познакомимся с некоторыми основными принципами, при соблюдении которых, по мнению автора книги, современная семья может существовать, избегая серьезных конфликтов.
Ведущий 1. Принципы семейного счастья. Первый принцип: Принцип дружбы (на экране появляются соответствующие записи).
Счастье супружеских пар базируется на дружбе. Чаще всего они знают друг друга очень хорошо, каждый из них постоянно оказывает внимание своему спутнику жизни, и это проявляется в любых незначительных мелочах.
Ведущий 2. Второй принцип: Знать о партнере все (на экране появляется вторая запись).
Очень часто супруги имеют лишь смутное представление о радостях, предпочтениях, антипатиях или страхах своего супруга. Но в семьях, где поддерживаются духовные отношения, каждому партнеру хорошо знаком внутренний мир другого. Например, если жена готовит салат, она точно знает, какой соус предпочитает ее супруг. В то же время, если она задерживается на работе, он не забудет приготовить для нее ужин. Скажете мелочи? Но из них складывается вся наша жизнь.
Ведущий 1. А сейчас, мы приступаем ко второму конкурсу «Насколько вы знаете друг друга?». Конкурсанты – «супруги» встают на расстоянии друг от друга. Задается вопрос об одном из супругов. Один пишет ответ на этот вопрос, а другой отвечает устно. При совпадении ответов паре засчитывает балл.
Вопросы:
Любимое блюдо;
Любимый фильм;
Любимое выражение, фраза;
Цвет глаз;
Любимые цветы;
Хобби супруга;
Размер ноги;
Знак зодиака вашей пары;
Номер телефона вашей пары;
Где мечтает отдохнуть;
Сколько детей желает иметь в будущем;
Любимая марка автомобиля;
Любимый мультфильм;
Любимая ягода или фрукт;
День рождения любимой тещи (свекрови);
Какой подарок мечтает получить на день рождения.
Жюри подводит итоги конкурса
Ведущий 2. Третий принцип семейного счастья – это задушевный разговор как лекарство от стресса (на экране появляются записи).
Многие семьи, члены которых не выдерживают ежедневной нагрузки, приводящей к постоянным стрессам, распадаются. Зато те, где супруги в состоянии освободить друг друга от бремени психологических и физических нагрузок, становятся только крепче. Вечерняя беседа на тему «Как прошел день?» позволяет расслабиться и одновременно дает заряд бодрости на следующее утро.
И сейчас наступило время для следующего нашего конкурса: «Конкурса комплиментов».
Ведущий 1. Сейчас наши конкурсанты – мужья будут поднимать настроение своим женам комплиментами в произвольной форме (кто стихами, кто песней, кто красивыми словами).
Жюри оценивает выступление пар по 5-ой балльной системе и озвучивает результаты конкурса
Ведущий 2. Четвертый принцип семейного счастья: Разделение власти и обязанностей в семье.
Возвратимся к книге Д. Готтмана «Семейное счастье». Многочисленные исследования автора книги показали, что семьи, в которых мужчина считается главой семьи и не хочет делить власть со своей второй половинкой, распадаются в 4 раза чаще, чем те, где муж ведет себя толерантно. А семья, где муж с уважением относится к жене и делит с ней управление семьей и принимает решение вместе с ней, способна устоять в любой жизненной буре.
Ведущий 1. А сейчас мы проведем четвертый конкурс «Семейный уклад». Каждой семье дается задание распределить семейные обязанности за супругами (кто моет посуду, пылесосит, занимается воспитанием детей и т.д.). За каждое совпадение жюри ставит паре по 1 баллу.
Ведущий 2. А пока наши супруги работают над своим заданием, мы проведем конкурс среди болельщиков. Русский и чувашский фольклор всегда живо откликались на все события в жизни народа. И, конечно же, в нашей культуре много пословиц, посвященных семье и семейным традициям. Наш конкурс называется «Заверши пословицу». Я буду зачитывать начало пословицы, а вы должны ее завершить. Победителя ждет поощрительный приз (задания для конкурса в Приложении 2).
Жюри оценивает результаты конкурса
Ведущий 1. Пятый принцип семейного счастья: Попытки спасения (на экране высвечиваются записи).
Вернемся к принципам семейного счастья. Супруги ссорятся по какому-то поводу и уже не в первый раз. И каждый раз дело доходит до грандиозного скандала. Наконец, в какой-то момент дело уже готово дойти до полного разрыва, и тут жена вдруг упирает руки в бедра. Резким движением разводит их в стороны и высовывает язык, идеально подражая их пятилетнему сыну. После чего супруги разражаются диким хохотом. Обстановка разряжена. Так супруги предпринимают попытку спасения, когда в самый напряженный момент вдруг поступают неожиданным образом.
Ведущий 1. Чтобы восстановить силы и рабочее состояние у наших пар мы проведем конкурс «Объяснялки» среди болельщиков. Приглашаются 3 пары болельщиков: парень и девушка. Пары разделены по разные стороны.
Задание: Жена родила ребенка и находится в палате роддома. Муж стоит на улице ждет объяснений жены. Он должен по жестам и мимике супруги ответить на 3 вопроса: 1. Кто родился; 2. Сколько весит, какой рост у ребенка; 3. Что принести в роддом. Победителей конкурса ждет маленький сюрприз.
Конкурс завершился, наши конкурсанты и мы подняли настроение и боевой дух и пойдем дальше.
Ведущий 2. Шестой принцип семейного счастья: Полезные ритуалы.
Брак – это не только рождение и воспитание детей, исполнение обязанностей по дому. Брак – это определенная духовная связь в рамках особых отношений, богатых символами и ритуалами. Если есть возможность, вы можете ввести их в вашей семье. И это послужит ее укреплению. Назначьте свидание в каком-нибудь приятном месте и без детей; устраивайте встречи, праздники с друзьями; отмечайте самые незначительные успехи членов в своей семье.
Ведущий 1. Наступил момент для проведения заключительного конкурса «Счастливая семья». Хорошие традиции укрепляют семью. Традиции работают на сохранение тех зерен разума и доброты, которые были заложены ранее старшими членами семьи, превращаясь, таким образом, в достояние младших поколений. Нашим семейным парам необходимо указать критерии на которых держится счастливая семья, например, взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, и т.д.
Жюри за каждый критерий ставит по 1 баллу
Куратор. Сейчас жюри подведет итоги сегодняшнего мероприятия и вручит грамоты.
А пока жюри работает, хочется рассказать о результатах проведенного нами анкетирования. На экране вы видите диаграмму ответов (вопросы для проведения анкетирования в Приложении 4). А сейчас вырастим Дерево Наших Чувств, на котором вы расположите листочки своих впечатлений и эмоций от нашего мероприятия (зеленый – все хорошо, синий – не зацепило, красный – здорово, желтый – почти все понравилось, коричневый – совсем не понравилось) и увидим какими цветами запестреет наше дерево.
Ведущий 2. Итак, жюри озвучивает номинации.
Самая романтичная пара…
Самая оптимистичная пара…
Самая непредсказуемая пара…
Самая веселая пара…
Самая творческая пара…
Куратор. Дорогие участники, уважаемые гости! Завершился наш конкурс «Дружная семья - крепкая страна!». Сегодня мы стали свидетелями невероятного единения, таланта и креативности. Каждая команда продемострировала, как важны взаимопонимание, поддержка и любовь в семье. Крепкая и здоровая семья - это фундамент сильного государства. Именно в семье закладываются основы морали, духовности и патриотизма. Дети, воспитанные в атмосфере любви и уважения, вырастают ответственными гражданами, готовыми трудиться на благо своей страны. Здоровая семья - это здоровая нация.
Мы уверены, что подобные мероприятия не могут пройти бесследно в ваших сердцах и душах. Хочу закончить наше мероприятие словами Сухомлинского «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу». Желаем, чтобы ваши семьи были самыми крепкими и счастливыми!
Литература
Научно-методический журнал «Классный руководитель», №2, 2009г.
Научно-методический журнал «Классный руководитель», №2, 2005г.
Научно-методический журнал «Классный руководитель», №6, 2008г.
А.М. Байбаков, Е.В. Байбакова и др. Классные часы 10-11 классы, изд. «Учитель», г.Волгоград, 2007.
Макаренко А.С. О семейном воспитании. - М.: Просвещение, 3-еиздание, 1998.
Сухомлинский В.А. Письма к сыну. - М.: Просвещение, 1987.
http://soc.lib.ru/links.htm
10.http://www.grandars.ru/college/filosofiya/biologicheskoe-i-socialnoe.htm
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Критерии оценки «визитной карточки» конкурсантов
Параметры оценки | Максимальное количество баллов | пара №1 | пара №2 | пара №3 | пара №4 | пара №5 |
Соблюдение регламента выступления (до 3 минут) | 1 | | | | | |
Артистичность, эмоциональный настрой | 2 | | | | | |
Оригинальность, творческий подход | 2 | | | | | |
Приложение 2
Задания для конкурса «Заверши пословицу»
1. Вся семья вместе, … (так и душа на месте)
2. Дружная семья… (печали не ведает)
3. Человек без семьи, что … (дерево без плодов)
4. Нет добра, коли в семье… (вражда)
5. Семья в куче - не страшны… (и тучи)
6. Мать кормит детей,… (как земля людей)
7. Избалованное дитя отцу … (в тягость)
8. Один добрый пример, лучше (ста слов)
9. Дерево держится корнями, а … (человек семьей)
10. Когда семья вместе, то … (и сердце на месте)
11. В гостях хорошо, … (а дома лучше)
12. Без совета стариков … (дело не пойдет)
13. Глядя на мать, … (бери дочь)
14. Кто почитает своих родителей, …(того и дети будут почитать)
15. В своем доме и … (стены помогают)
Приложение 3
Задания для игры «Объяснялки» (пишутся на отдельных карточках)
Информация от первой жены: родилась дочка, весом 3 кг, ростом 51 см. Принести бутылку шампанского и цветы.
Информация от второй жены: родился сын, весом 3,5 кг, ростом 50 см. Принести памперсы.
Информация от третьей жены: родилась дочка, весом 2,9 кг, ростом 50см. Принести 2 билета на балет.
Приложение 4
Анкета
Во сколько лет Вы предполагаете вступить в брак?
а) 18-22 в) 23-27 с) 27-31 д) после 32
Сколько детей Вы хотели бы иметь?
а) ни одного в) 1-2 с) 3-5 д) более 5
Согласитесь ли Вы проживать со своим супругом (супругой) у родителей?
а) да в) нет с) не знаю
Прежде чем жениться, будете ли Вы жить в гражданском браке?
а) да в) нет с) не знаю
Согласитесь ли Вы создать брак с иностранцем (иностранкой)?
а) да в) нет с) не знаю
Где хотели бы Вы жить?
а) в Чебоксарах в) в другом городе с) за рубежом; д) в деревне