СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дружная семья-крепкая страна!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий проведения интеллектуальной игры "Дружная семья-крепкая страна!"

Просмотр содержимого документа
«Дружная семья-крепкая страна!»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

________________________________________________________________



«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ – КРЕПКАЯ СТРАНА!»

_______________________________________________________________

Наименование методической разработки



















Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для кураторов и классных руководителей в помощь при подготовке и проведении внеклассных мероприятий и классных часов, популяризирующих институт семьи, формирующих у молодежи осознанное отношение к браку и ответственности за будущее своей семьи. Методическая разработка содержит подробный сценарий внеклассного мероприятия в форме игры, которая моделирует бытовые ситуации, включает творческие задания и проверяет знания о семейных ценностях у обучающихся.


Пояснительная записка


В современном обществе наблюдается тенденция к ослаблению семейных ценностей, увеличению числа разводов и снижению рождаемости. Но именно семья обеспечивает психическую и эмоциональную защищенность молодежи. Проявление чувства любви, семейного счастья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В связи с этим, актуальность данного мероприятия обусловлена необходимостью формирования у молодежи правильного представления о семье как о важном социальном институте, основанном на любви, уважении, взаимопонимании и ответственности. Мероприятие «Дружная семья − крепкая страна!» направлено на пропаганду семейных ценностей, формирование позитивного отношения к браку и родительству, а также на воспитание чувства патриотизма и ответственности за будущее своей страны.

Форма проведения мероприятия – интеллектуальная игра, в которой принимают участие студенческие пары, изображающие молодые семьи. Конкурс состоит из нескольких этапов, направленных на демонстрацию различных аспектов семейной жизни.

В использовании игры как средстве обучения и воспитания многие выдающиеся педагоги отмечали большие потенциальные возможности. Игра активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет сделать воспитательный процесс интересным. Это мощный стимул к овладению новыми знаниями. Игра позволяет моделировать сложные социальные процессы, создавать положительный социальный настрой. Уже на этапе предварительной подготовки к классному часу обучающиеся, выполняя опережающие домашние задания, приобретают новые знания, осмысливают проблему, глубже вникают в такую тему, как семейные ценности и традиции.

Представленный сценарий внеклассного мероприятия учитывает возрастные особенности обучающихся, их способности и интересы.


Цель мероприятия:

  • формирование и укрепление позитивного образа семьи и семейных ценностей у студенческой молодежи;

  • привлечение внимания студентов к самоанализу своего поведения в

семье;

  • подчеркивание значимости семьи как основы сильного и процветающего государства;

  • развитие творческих способностей и коммуникативных навыков у студентов;

  • создание атмосферы дружбы и взаимопонимания.


Задачи:

Воспитательные:

  • воспитание чувства уважения к семейным ценностям и традициям;

  • формирование представления о семье как о важной ячейке общества;

  • воспитание чувства ответственности, взаимопомощи и поддержки в семье;

  • содействие формированию позитивного образа семьи и брака;

  • создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия;

  • формирование гражданской позиции и чувства патриотизма через осознание роли семьи в развитии страны.

Познавательные:

  • расширение знаний о семейном укладе, традициях, правах и обязанностях членов семьи;

  • формирование представления о роли семьи в формировании личности и общества.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей и артистизма;

  • развитие навыков самопрезентации и публичного выступления;

  • развитие эмоционального интеллекта и способности к эмпатии.

  • расширение кругозора и развитие общего культурного уровня.


Планируемые результаты:

Участники:

    • повышение интереса к семейным ценностям и традициям;

    • укрепление чувства ответственности за создание и сохранение семьи;

  • формирование навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации;

    • приобретение опыта творческой самореализации;

    • повышение уровня знаний о роли семьи в обществе.


Зрители:

    • повышение интереса к семейным ценностям и традициям;

    • формирование позитивного образа семьи;

    • получение положительных эмоций и впечатлений;

    • возможность увидеть различные модели семейных отношений.


Средства обучения:

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • презентация;

  • видеоролик;

  • раздаточный материал.


Форма организации мероприятия: устный журнал с интеллектуальной игрой.


Основная часть

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


  1. За 2 недели до проведения мероприятия 5 «супружеских пар» готовят визитку, название команды, ее девиз и эмблему.

  2. Трое студентов проводят анкетирование в группах и анализируют его результаты.

  3. Двое студентов готовятся к ведению мероприятия.

  4. Трое студентов готовят презентацию для проведения внеклассного мероприятия и снимают видеоматериалы.

  5. Трое студентов готовят реквизит для проведения мероприятия.

  6. Трое студентов разрабатывают критерии оценки конкурсов: актуальность, оригинальность, артистичность выступления, качество подачи материала.



В подготовке и проведении внеклассного мероприятия участвуют все студенты учебной группы, каждый отвечает за свою область задач. При выборе заданий всегда учитываются возраст, психотип, темперамент, индивидуальные особенности, черты характера и интересы студентов.

Куратор направляет, советует, контролирует ход подготовки к внеклассному мероприятию, давая возможность ребятам проявить свои творческие и креативные черты характера.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Вступительное слово куратора

2. Конкурс −«Визитка»

3. Конкурс «Насколько знаете вы друг друга»

4. Конкурс комплиментов

5. Конкурс «Семейный уклад»

7. Конкурс «Счастливая семья»

8. Рефлексия по технике «Дерево чувств»

9. Анкета для зрителей и участников

10. Подведение итогов


ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

(До начала проведения классного часа звучат песни о любви и семье)


Куратор 1: Добрый день, дорогие гости нашего мероприятия!

Сегодня мы собрались на необычное мероприятие. Мы посвятим его семье. Эта тема была выбрана нами не случайно. Вы взрослые юноши и девушки и пройдет немного времени, когда каждый из вас захочет создать свою семью. Вашим родителям и нам очень хочется, чтобы вы отнеслись ответственно к этому поступку, чтобы ваши семьи были дружными и счастливыми. Семья − это не просто родственники, живущие рядом. На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности.

Ведущий 1: Наше мероприятие пройдет в форме устного журнала и конкурса «Дружная семья – крепкая страна» с той целью, чтобы подготовить вас к будущей семейной жизни. Турнир будет состоять из конкурсов:

1. Конкурс −«Визитка»

2. Конкурс «Насколько знаете вы друг друга»

3. Конкурс комплиментов

4. Конкурс «Семейный уклад»

5. Конкурс «Счастливая семья»


Ведущий 2: Оценивать конкурсы будет уважаемое жюри в составе:

  1. Ведущий специалист по вопросам семьи ….. (ФИО)

  2. Главный специалист по вопросам семьи…… (ФИО)

  3. Главный магистр по вопросам семьи…… (ФИО)


Ведущий 1: А теперь мы хотим представить вашему вниманию наших конкурсантов. Это … (ФИО участников конкурса). Итак, приступим к первому конкурсу «Визитка».

Каждая семейная пара представляет свою семью в произвольной форме.


Жюри оценивает выступление пар (Приложение 1), и озвучивает результаты конкурсного задания

Ведущий 2. Начнем читать наш научно-популярный журнал. В мире большой популярностью пользуется книга психотерапевта Джона Готтмана, в которой рассказывается о доступных методах достижения семейного счастья. Давайте познакомимся с некоторыми основными принципами, при соблюдении которых, по мнению автора книги, современная семья может существовать, избегая серьезных конфликтов.

Ведущий 1. Принципы семейного счастья. Первый принцип: Принцип дружбы (на экране появляются соответствующие записи).

Счастье супружеских пар базируется на дружбе. Чаще всего они знают друг друга очень хорошо, каждый из них постоянно оказывает внимание своему спутнику жизни, и это проявляется в любых незначительных мелочах.


Ведущий 2. Второй принцип: Знать о партнере все (на экране появляется вторая запись).

Очень часто супруги имеют лишь смутное представление о радостях, предпочтениях, антипатиях или страхах своего супруга. Но в семьях, где поддерживаются духовные отношения, каждому партнеру хорошо знаком внутренний мир другого. Например, если жена готовит салат, она точно знает, какой соус предпочитает ее супруг. В то же время, если она задерживается на работе, он не забудет приготовить для нее ужин. Скажете мелочи? Но из них складывается вся наша жизнь.



Ведущий 1. А сейчас, мы приступаем ко второму конкурсу «Насколько вы знаете друг друга?». Конкурсанты – «супруги» встают на расстоянии друг от друга. Задается вопрос об одном из супругов. Один пишет ответ на этот вопрос, а другой отвечает устно. При совпадении ответов паре засчитывает балл.

Вопросы:

  • Любимое блюдо;

  • Любимый фильм;

  • Любимое выражение, фраза;

  • Цвет глаз;

  • Любимые цветы;

  • Хобби супруга;

  • Размер ноги;

  • Знак зодиака вашей пары;

  • Номер телефона вашей пары;

  • Где мечтает отдохнуть;

  • Сколько детей желает иметь в будущем;

  • Любимая марка автомобиля;

  • Любимый мультфильм;

  • Любимая ягода или фрукт;

  • День рождения любимой тещи (свекрови);

  • Какой подарок мечтает получить на день рождения.



Жюри подводит итоги конкурса

Ведущий 2. Третий принцип семейного счастья – это задушевный разговор как лекарство от стресса (на экране появляются записи).

Многие семьи, члены которых не выдерживают ежедневной нагрузки, приводящей к постоянным стрессам, распадаются. Зато те, где супруги в состоянии освободить друг друга от бремени психологических и физических нагрузок, становятся только крепче. Вечерняя беседа на тему «Как прошел день?» позволяет расслабиться и одновременно дает заряд бодрости на следующее утро.

И сейчас наступило время для следующего нашего конкурса: «Конкурса комплиментов».


Ведущий 1. Сейчас наши конкурсанты – мужья будут поднимать настроение своим женам комплиментами в произвольной форме (кто стихами, кто песней, кто красивыми словами).



Жюри оценивает выступление пар по 5-ой балльной системе и озвучивает результаты конкурса



Ведущий 2. Четвертый принцип семейного счастья: Разделение власти и обязанностей в семье.

Возвратимся к книге Д. Готтмана «Семейное счастье». Многочисленные исследования автора книги показали, что семьи, в которых мужчина считается главой семьи и не хочет делить власть со своей второй половинкой, распадаются в 4 раза чаще, чем те, где муж ведет себя толерантно. А семья, где муж с уважением относится к жене и делит с ней управление семьей и принимает решение вместе с ней, способна устоять в любой жизненной буре.


Ведущий 1. А сейчас мы проведем четвертый конкурс «Семейный уклад». Каждой семье дается задание распределить семейные обязанности за супругами (кто моет посуду, пылесосит, занимается воспитанием детей и т.д.). За каждое совпадение жюри ставит паре по 1 баллу.


Ведущий 2. А пока наши супруги работают над своим заданием, мы проведем конкурс среди болельщиков. Русский и чувашский фольклор всегда живо откликались на все события в жизни народа. И, конечно же, в нашей культуре много пословиц, посвященных семье и семейным традициям. Наш конкурс называется «Заверши пословицу». Я буду зачитывать начало пословицы, а вы должны ее завершить. Победителя ждет поощрительный приз (задания для конкурса в Приложении 2).


Жюри оценивает результаты конкурса


Ведущий 1. Пятый принцип семейного счастья: Попытки спасения (на экране высвечиваются записи).

Вернемся к принципам семейного счастья. Супруги ссорятся по какому-то поводу и уже не в первый раз. И каждый раз дело доходит до грандиозного скандала. Наконец, в какой-то момент дело уже готово дойти до полного разрыва, и тут жена вдруг упирает руки в бедра. Резким движением разводит их в стороны и высовывает язык, идеально подражая их пятилетнему сыну. После чего супруги разражаются диким хохотом. Обстановка разряжена. Так супруги предпринимают попытку спасения, когда в самый напряженный момент вдруг поступают неожиданным образом.

Ведущий 1. Чтобы восстановить силы и рабочее состояние у наших пар мы проведем конкурс «Объяснялки» среди болельщиков. Приглашаются 3 пары болельщиков: парень и девушка. Пары разделены по разные стороны.

Задание: Жена родила ребенка и находится в палате роддома. Муж стоит на улице ждет объяснений жены. Он должен по жестам и мимике супруги ответить на 3 вопроса: 1. Кто родился; 2. Сколько весит, какой рост у ребенка; 3. Что принести в роддом. Победителей конкурса ждет маленький сюрприз.

Конкурс завершился, наши конкурсанты и мы подняли настроение и боевой дух и пойдем дальше.


Ведущий 2. Шестой принцип семейного счастья: Полезные ритуалы.

Брак – это не только рождение и воспитание детей, исполнение обязанностей по дому. Брак – это определенная духовная связь в рамках особых отношений, богатых символами и ритуалами. Если есть возможность, вы можете ввести их в вашей семье. И это послужит ее укреплению. Назначьте свидание в каком-нибудь приятном месте и без детей; устраивайте встречи, праздники с друзьями; отмечайте самые незначительные успехи членов в своей семье.


Ведущий 1. Наступил момент для проведения заключительного конкурса «Счастливая семья». Хорошие традиции укрепляют семью. Традиции работают на сохранение тех зерен разума и доброты, которые были заложены ранее старшими членами семьи, превращаясь, таким образом, в достояние младших поколений. Нашим семейным парам необходимо указать критерии на которых держится счастливая семья, например, взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, и т.д.


Жюри за каждый критерий ставит по 1 баллу


Куратор. Сейчас жюри подведет итоги сегодняшнего мероприятия и вручит грамоты.

А пока жюри работает, хочется рассказать о результатах проведенного нами анкетирования. На экране вы видите диаграмму ответов (вопросы для проведения анкетирования в Приложении 4). А сейчас вырастим Дерево Наших Чувств, на котором вы расположите листочки своих впечатлений и эмоций от нашего мероприятия (зеленый – все хорошо, синий – не зацепило, красный – здорово, желтый – почти все понравилось, коричневый – совсем не понравилось) и увидим какими цветами запестреет наше дерево.


Ведущий 2. Итак, жюри озвучивает номинации.

  • Самая романтичная пара…

  • Самая оптимистичная пара…

  • Самая непредсказуемая пара…

  • Самая веселая пара…

  • Самая творческая пара…


Куратор. Дорогие участники, уважаемые гости! Завершился наш конкурс «Дружная семья - крепкая страна!». Сегодня мы стали свидетелями невероятного единения, таланта и креативности. Каждая команда продемострировала, как важны взаимопонимание, поддержка и любовь в семье. Крепкая и здоровая семья - это фундамент сильного государства. Именно в семье закладываются основы морали, духовности и патриотизма. Дети, воспитанные в атмосфере любви и уважения, вырастают ответственными гражданами, готовыми трудиться на благо своей страны. Здоровая семья - это здоровая нация.

Мы уверены, что подобные мероприятия не могут пройти бесследно в ваших сердцах и душах. Хочу закончить наше мероприятие словами Сухомлинского «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу». Желаем, чтобы ваши семьи были самыми крепкими и счастливыми!







Литература



  1. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №2, 2009г.



  1. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №2, 2005г.

  2. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №6, 2008г.

  3. А.М. Байбаков, Е.В. Байбакова и др. Классные часы 10-11 классы, изд. «Учитель», г.Волгоград, 2007.

  4. Макаренко А.С. О семейном воспитании. - М.: Просвещение, 3-еиздание, 1998.

  5. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. - М.: Просвещение, 1987.

  6. http://soc.lib.ru/links.htm

  7. 10.http://www.grandars.ru/college/filosofiya/biologicheskoe-i-socialnoe.htm



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Критерии оценки «визитной карточки» конкурсантов

Параметры оценки

Максимальное количество баллов

пара №1

пара №2

пара №3

пара №4

пара №5

Соблюдение регламента выступления

(до 3 минут)

1






Артистичность, эмоциональный настрой

2






Оригинальность, творческий подход

2








Приложение 2


Задания для конкурса «Заверши пословицу»

1. Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

2. Дружная семья… (печали не ведает)

3. Человек без семьи, что … (дерево без плодов)

4. Нет добра, коли в семье… (вражда)

5. Семья в куче - не страшны… (и тучи)

6. Мать кормит детей,… (как земля людей)

7. Избалованное дитя отцу … (в тягость)

8. Один добрый пример, лучше (ста слов)

9. Дерево держится корнями, а … (человек семьей)

10. Когда семья вместе, то … (и сердце на месте)

11. В гостях хорошо, … (а дома лучше)

12. Без совета стариков … (дело не пойдет)

13. Глядя на мать, … (бери дочь)

14. Кто почитает своих родителей, …(того и дети будут почитать)

15. В своем доме и … (стены помогают)

Приложение 3


Задания для игры «Объяснялки» (пишутся на отдельных карточках)

Информация от первой жены: родилась дочка, весом 3 кг, ростом 51 см. Принести бутылку шампанского и цветы.

Информация от второй жены: родился сын, весом 3,5 кг, ростом 50 см. Принести памперсы.

Информация от третьей жены: родилась дочка, весом 2,9 кг, ростом 50см. Принести 2 билета на балет.


Приложение 4

Анкета

  1. Во сколько лет Вы предполагаете вступить в брак?

а) 18-22 в) 23-27 с) 27-31 д) после 32



  1. Сколько детей Вы хотели бы иметь?

а) ни одного в) 1-2 с) 3-5 д) более 5



  1. Согласитесь ли Вы проживать со своим супругом (супругой) у родителей?

а) да в) нет с) не знаю



  1. Прежде чем жениться, будете ли Вы жить в гражданском браке?

а) да в) нет с) не знаю



  1. Согласитесь ли Вы создать брак с иностранцем (иностранкой)?

а) да в) нет с) не знаю



  1. Где хотели бы Вы жить?

а) в Чебоксарах в) в другом городе с) за рубежом; д) в деревне