1.Мотивация к учебной деятельности. Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность. | По источнику получения знаний: Словесные: беседа, художественное слово. | - Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Василина Петровна, я проведу сегодня у вас урок литературного чтения. -Давайте проверим готовность к уроку. На парте у вас должны лежать учебник, простой карандаш и карточки. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: повторить изученные ранее на уроках сказки о животных, выявить проблему урока. | По источнику получения знаний: Словесные: беседа, Наглядные: демонстрация По дидактическим целям: Методы формирования умений и навыков, применения знаний. По уровню включения в продуктивную деятельность: Проблемное изложение изучаемого. | 2.1 Игра «Повторим сказки» -Давайте вспомним, с какими сказками вы знакомились на уроках. -Для этого посмотрите на слайд, я буду показывать вам иллюстрации к сказкам, а вы должны вспомнить ее название. (Иллюстрации из сказок «Теремок» и «Рукавичка») - Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»? - Чем же отличаются эти произведения? - Молодцы, мы с вами вспомнили сказки, в которых главными героями являются животные. 2.2 Выявление проблемы. - Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением о животных. -А о каких животных, вы узнаете, отгадав загадки: Не ездок, а со шпорами. Ни сторож, а всех будит. Кто это? (Петух) Гладишь – ласкается, Дразнишь - кусается. Кто это? (Собака) - Для того, чтобы узнать правильно или нет вы отгадали загадки, откройте учебник на странице 54 и прочитайте название произведения. -О ком пойдет речь в этом произведении? (О животных) ПРОБЛЕМА: -Интересно, это рассказ или сказка, мы с вами узнаем после того, как познакомимся с произведением. -Ребята, как вы думаете какова цель нашего урока? (Познакомиться с произведением «Петух и собака») | Регулятивные УУД: целеполагание, планирование. Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Логические УУД: анализ, синтез, сравнение. Коммуникативные УУД: умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. |
3.Решение проблемы. Задача: найти решение поставленной проблемы (прослушав произведение понять, сказка это или рассказ). | По источнику получения знаний: Словесные: беседа Практические: упражнения, повторение Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Создание ситуации успеха Методы эмоционального стимулирования: поощрение. | 3.1 Первичное восприятие произведения с помощью аудиозаписи. -А сейчас мы прослушаем наше произведение. Вы внимательно слушайте, и постарайтесь понять сказка это или рассказ. (Дети прослушивают аудиозапись) 3.2 Беседа на эмоциональное восприятие и содержание произведения. -О каких животных это произведение? -Как вы считаете, рассказ это или сказка? Почему? -Какое впечатление произвела на вас сказка? -Какая беда грозила петуху в начале сказки? -Что предложила петуху собака? - С какими опасностями повстречались петух и собака в лесу? - Удалось ли лисе перехитрить петуха? -Для того чтобы, узнать, почему лисе не удалось перехитрить петуха прочитаем сказку. 3.3 Словарная работа. - В данном произведении есть сложные слова для чтения, давайте их проговорим: (сначала хором, затем по одному) А) Жи-во-тин-ки – животинки Про-да-дим – продадим За-ня-лась – занялась Раз-ли-ва-ет-ся – разливается По-ла-ко-мить-ся – полакомиться На-ду-ма-ла – надумала При-ва-ли-ло – привалило Бро-си-лась – бросилась За-но-че-ва-ли – заночевали Б) -Что означают эти слова? Занялась заря- рассвело. Припасла – заготовила про запас. Счастье привалило – появилось неожиданно. Дупло – пустота в стволе дерева. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; поиск и выделение необходимой информации; Логические УУД: анализ, синтез и сравнение объектов; построение логической цепи рассуждения; Коммуникативные УУД: умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. |
5.Первичное закрепление. Задача: прочитать сказку, и проанализировать содержание и составить опор-схему по сказке. | По источнику получения знаний: Словесные: беседа Практические: упражнения, повторение Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Создание ситуации успеха Методы эмоционального стимулирования: поощрение. | 5.1 Вторичное восприятие произведения по цепочке. -Откройте учебник на странице 54. -Сейчас, я начну чтение, а вы внимательно следите за мной по учебнику, чтобы продолжить чтение. Каждый будет читать по одному предложению. (Начинаю читать, спрашиваю детей, исправляю ошибки) 5.2 Беседа по содержанию сказки. -Какие чувства испытали во время чтения сказки? -В какие моменты чтения вы особенно волновались? Почему? (когда старуха со стариком решили зарезать петуха и когда лиса уговаривала петуха пойти к ней в гости.) -Ребята, почему петух и собака решили уйти от старика со старухой? -Какими предстали перед нами старик и старуха? -Как вы думаете, почему авторы сказки называют деда с бабкой стариком и старухой? (потому что в этих словах заложено неодобрительное отношение авторов сказки к этим людям, русский народ не любит таких людей, осуждает их, поэтому в сказке их называют именно так, а не бабушка и дедушка.) -Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать разговор старика и старухи? (грубовато и немного холодно, с безразличием к судьбе петуха.) -Почему петух не пошёл один в гости к лисе? (Он знал, что лиса хитрая, а собака его уже спасла от старика со старухой, петух доверял собаке, как своему другу.) -Как проявила себя собака в сложной ситуации? -Если бы вы были собакой, как бы вы поступили? -Какова основная мысль сказки? Почему лисе не удалось перехитрить петуха? (потому что петух и собака были друзьями, они умели прийти на помощь друг другу в сложную минуту и действовали бесстрашно.) -Какие пословицы могут подойти к данной сказке? -Прочитайте пословицы на с. 56 учебника. Объясните их смысл. -Подходят ли эти пословицы к сказке? -Почему? -Мы прочитали сказку, определили основную мысль и сравнили ее с пословицами. 5.3 Беседа о жанре произведения. -Как вы думаете, почему данный текст мы называем сказкой? Вспомните, что обычно отражается в сказках? (с. 30 учебника) -Какая мудрость народная отражена в данной сказке? -Кто из героев сказки показывает пример настоящей дружбы? - Почему, по вашему мнению, пример настоящей дружбы показывают петух и собака, а не старик и старуха? -Как называются сказки, в которых главными героями становятся животные? (сказки о животных.) - Перечитайте ещё раз начало и концовку сказки? Какие элементы строения сказки вы можете выделить? (вступление «Жили-были старик со старухой», основная часть, концовка, подводящая итог.) -На сколько частей можно разделить сказку? (на два эпизода: первый – жизнь петуха и собаки у старика со старухой, второй – жизнь петуха и собаки в лесу.) -Чтобы лучше запомнить элементы строения сказки, составим схему:  | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; Познавательные УУД: Общеучебные: знаково-символическое моделирование; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; поиск и выделение необходимой информации; Логические: анализ, синтез и сравнение объектов; построение логической цепи рассуждения; Коммуникативные УУД: умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. |
6.Организация творческой работы. Задача: организовать творческую работу по сказке «Петух и собака» через чтение по ролям. | Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: творческое задание. По источнику получения знаний: Словесные: беседа Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: Временная работа в парах. | -Я предлагаю вам прочитать по ролям эту сказку. -Для этого нужно выбрать эпизод. -Какой бы вы хотели прочитать эпизод по ролям? «Жизнь собаки и петуха у старика и старухи» или «жизнь петуха и собаки в лесу»? -Начнем наш диалог на странице 54, со слов Утром, как только занялась заря… . -Для того чтобы прочитать по ролям нужно определить, кто является героями эпизода? (Петух, Лиса и Автор) -А сейчас определим, где говорит Петух, Лиса и Автор. -А вы знаете, как в диалогах обозначается речь героев? (Черточкой) -О чем нам говорят слова автора? (кто говорит, какие действия совершает) -Слова: Утром, как только занялась заря… - это слова автора. -А следующие слова чьи? (Петуха) -Давайте выделим в учебнике буквами П - слова петуха, Л-слова Лисы. -Затем на странице 55 начинаются слова автора. -Кому предназначены слова: Ай да петушок, Красный гребешок…? (Лисе) -Слова: Надумала лиса петухом полакомиться... – это слова автора. -А сейчас самостоятельно в парах выделите слова петуха и лисы, подписывая у слов буквы П и Л. -Давайте проверим. -Как вы думаете, каким голосом разговаривают петух и собака, какие интонации используют? Почему? -Как нужно читать слова автора в конце сказки «Бросилась лиса к дуплу…»? (с жадностью) -А сейчас давайте выберем, кто будет читать за Петуха и Лису. За автора буду читать я. (Выбираем чтецов) -Кто выразительно и с интонацией сможет прочитать? -А сейчас сядьте правильно и приготовьтесь читать, а остальные внимательно слушайте. (Дети читают выразительно и четко) -Ребята, молодцы, мы смогли прочитать эпизод по ролям. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; Логические УУД: анализ, синтез и сравнение объектов; построение логической цепи рассуждения; Коммуникативные УУД: умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. |
7.Рефлексия учебной деятельности. Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности | Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Поощрение. Создание ситуации успеха По источнику получения знаний: Словесные: беседа | -С каким произведением мы познакомились на уроке? -Чем поучительна сказка «Петух и собака»? -Как в содержании сказки проявилась мудрость русского народа? -Какие элементы строения сказки можете назвать? -Что на уроке больше всего понравилось, запомнилось? - Русская народная сказка « Петух и собака» учит нас, как нужно дружить. -А сейчас давайте, оценим нашу работу на уроке. У вас на парте лежат сигналики с красным и зеленым цветом. Если вам сегодня понравился урок, вам понравилась сказка «Петух и собака» поднимите зеленый цвет, если вам не было интересно и вам не понравилось данное произведение поднимите сигнал красного цвета. -Урок закончен, сдайте сигналики. | Личностные УУД: самоопредление; нравственно-этическое оценивание; Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |