Дуальное обучение – территория сотрудничества эффективной
подготовки кадров
Аскарова з. К., директор
КГУ «Индустриально – технический колледж№1,
город Атбасар, Атбасарский район»
В условиях динамического развития рыночной экономики, правового государства перемены, происходящие в обществе Казахстана, изменяют и отношение к учебным заведениям технического и профессионального образования. Государство, работодатели предъявляют высокие требования к подготовке конкурентоспособного специалиста: профессионализм, коллективность, высокий интеллектуальный уровень, широкий кругозор.
Извечная беда нашего профессионального образования — разрыв между теорией, которую обучающиеся получают в учебном заведении и требованиями производства и рынка труда. Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального образования, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку На сегодняшний день дуальная система подготовки – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире, которая широко распространена в промышленно развитых странах и является основной системой подготовки кадров более, чем в 60 странах.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.
Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.
Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены.
В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что она:
Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.
Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам.
В-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.
В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.
В-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.
В-шестых, снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по профессиональному обучению несет предприятие. Однако, на сегодня нет готовности со стороны индустрии и предприятий. Хотя созданы необходимые правовые и нормативные предпосылки.
Первое. В Закон Республики Казахстан «Об образовании» введены:
-понятие «кооперативное обучение» как одной из форм организации подготовки кадров, основанной на ответственности государства, работодателей и учебных заведений. Практически аналог дуальной модели;
-новая статья «Социальное партнерство в области профессионального образования». В ней определены основные направления взаимодействия работодателей в подготовке специалистов, организации профессиональной практики и их трудоустройстве, привлечения работодателей к процессу обучения специалистов с производства, оценке профессиональной подготовленности выпускников.
Второе. Трудовым Кодексом Республики Казахстан предусмотрено создание Национальной квалификационной системы, разработка работодателями профессиональных стандартов, создание независимой системы сертификации квалификаций работников в отраслях.
И применительно к нам на сегодняшний день, мы считаем, лучше дуальной формы обучения в техническом и профессиональном образовании не имеется
Трудоустройству выпускников уделяется особо пристальное внимание. В колледже работает комиссия по трудоустройству выпускников, в состав которой входят социальные партнеры, работодатели, представители студенческого самоуправления.
Проводимый комплекс мероприятий включает работу по созданию системы профессиональной ориентации, позволяет информировать обучающихся, выпускников и работодателей о рынке труда. Деятельность комиссии позволяет решать задачи по обеспечению взаимосвязи между потребностью в специалистах и рынком образовательных услуг, по формированию конкурентоспособности выпускников за счет постоянной ориентации образовательных программ на наивысшие критерии профессиональной квалификации работников, по созданию системы информирования обучающихся и работодателей данными о потребностях в специалистах и образовательных услугах, по организации и проведению консультаций и психологической поддержки выпускников по вопросам трудоустройства.
В целях развития социального партнерства 12 сентября 2008 года подписан меморандум о взаимопонимании и стратегическом сотрудничестве между нашим учебным заведением и АО «Байтерек и А» без финансовой поддержки учебному заведению.
В 2012 меморандум подписан на второй срок сотрудничества.
Согласно статьи 1 меморандума оказывается содействие в организации и проведении производственной практики обучающихся профильным специальностям на предприятии филиал «Атбасарский электровозоремонтный завод»
В этом учебном году проходят практику:
электормонтеров-5
газоэлектросварщиков -25
токарей – 25
Вопросы обеспечения подготовки кадров отражены в трехстороннем договоре, заключаемом между филиалом «Атбасарский электровозоремонтный завод» КГУ «ИТК №1, город Атбасар, Атбасарский район» и учащимися.
По программе курсовой подготовки (сроком обучения 3 -месяца) по профессии «Токарь», «Газоэлектросварщик» учащиеся также имеют возможность прохождения производственной практики в филиале «Атбасарский электровозоремонтный завод»
Совместно с преподавателями колледжа Алиференко Виктором Васильевичем, Яшным Валерием Грирорьевичем и Хмеленко Владимиром Васильевичем и инженером по подготовке кадров АЭРЗ отредактированы учебные планы по подготовке профессий «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» и «Токарь»
Согласно проведенному анализу по трудоустройству выпускников нашего учебного заведения в АЭРЗ трудятся более 150 специалистов, из числа выпускников последних 3 лет трудоустроены 22 человека.
По договоренности, согласно меморандому слесарями – ремонтниками АЭРЗ произведен ремонт 4 токарных станков для профессионального обучения в мастерских колледжа.
Налажен обмен опытом привлечения к педагогической деятельности мастеров АЭРЗ. В этом учебном году мастерам п/о по специальности «Токарное дело» обучение учащихся в мастерских колледжа ведет Русанов Григорий Валерьевич.
Таким образом, дуальная система обучения - это инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов.
Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынками труда – это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому, именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.