СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дудук - душа армянского народа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая работа представляет собой рассказ об армянском народном инструменте "дудук", истории его возникновения и культурных традициях, связанных с ним.

Просмотр содержимого документа
«Дудук - душа армянского народа»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей № 4 города Георгиевска»




Номинация «Культурное наследие»
















«Дудук - душа армянского народа»







Подготовила: Оганесян Сусанна Гагиковна,

обучающаяся 9 класса

МБОУ лицея № 4 г. Георгиевска.


Руководитель: Тараканова Марина

Васильевна, учитель географии

МБОУ лицея № 4 г. Георгиевска.

Адрес: 357800, г. Георгиевск,

ул. Тургенева, 16.






Введение


«- Почему на гербе Армении изображён Арарат?

Разве он находится на территории вашей страны? –

однажды спросил посол Турции посла Армении.

- А почему на гербе Турции нарисован полумесяц?

Разве Луна видна только Вам? –

вопросом на вопрос ответил посол Армении»

(дипломатическая байка)


Никто не станет спорить с тем, что каждый человек - уникален, а каждый народ – неповторим. И культура любого народа – всегда составляет часть культурного пространства всех жителей нашей планеты. Ведь каждый народ вносит свой вклад в то, что мы сейчас называем «цивилизацией».

В истории и географии есть понятие: «образ страны». Это предполагаемый набор слов и выражений, по которым можно ассоциативно понять, о какой стране идёт речь. «Образ» Франции сформируют такие слова как: духи и мода, Великобритании – Биг-Бен и красный двухэтажный автобус, о родных просторах нам напомнят матрёшка и балалайка…

А при упоминании Армении – нам тут же придёт на ум Арарат и дудук…

И если «что такое Арарат» - всем вполне понятно, то ответить на вопрос: что такое дудук – сходу сможет далеко не каждый. Но если вы наберёте в поисковике этот вопрос, одна из первых фраз ответа будет такой: «Душа армянского народа»…

Цель данной работы: рассказать об особенностях армянского народного инструмента дудук и культурно-исторических особенностях этноса, связанных с этим инструментом.

Исходя из этого, задачами работы стали:

- провести поиск материала в краеведческих и исторических источниках, сети Интернет;

- найти людей, старожилов нашего города, способных дополнить найденную информацию; опрос и интервьюирование респондентов;

- найти исполнителей музыкальных произведений на дудуке, проживающих на территории Георгиевского городского округа; взять уроки игры на инструменте;

- попытаться найти мастеров, которые могут сделать дудук, по возможности, взять у них интервью;

- провести анализ документального материала, отбор необходимых для написания исследовательской работы фактов;

- систематизировать и обобщить полученный документальный материал.

Объект исследования: народная культура армянского народа, предмет исследования: национальный народный инструмент дудук.

При проведении исследования главная опора была сделана на интервьюирование респондентов и работу с интернет - ресурсами. Был изучен материал с сайтов: «Армянский музей Москвы»; «Дудукист.Ру»; «Танцы Кавказа» и других. Также, в Ютубе можно найти видео, на котором показаны этапы процесса изготовления этого музыкального инструмента. Для музыкальной иллюстрации данной работы были взяты мелодии в исполнении всемирно известного дудукиста Дживана Гаспаряна («Плач дудука» mir24.tv).

Актуальность данного исследования заключается в необходимости сохранения духовной памяти народа, музыкальной культуры и исторического прошлого нации.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования на уроках истории, краеведения и географии, во внеурочной деятельности, при проведении краеведческих мероприятий, написания статей краеведческой тематики, размещения материалов в сети Интернет.


Результаты исследования


«Дикая кошка – армянская речь, -

мучит меня и царапает ухо…»

Осип Мендельштам


Армянский язык составляет отдельную особую группу индоевропейской языковой семьи. Современный алфавит языка был изобретён Месропом Маштоцем в 405-406 годах нашей эры.

Наверное, для любого человека, новый или не родной для него язык является сначала той «неизвестной землёй», которую предстоит открыть для себя с наибольшей полнотой. И также, скорее всего, чужой для человека язык, звучит для него тоже по-разному: резко, певуче, «лающе»… И замечено это было издревле. Потому как ещё в IV веке, армянский историк и богослов, ученик Месропа Маштоца, Егише (410-475 гг.), отмечал, что «… после распада единого большого языка (древнего индоевропейского – авт.) красота возникла: язык грека – нежный, римлянина – резкий, гунна – угрожающий, сирийца – молящий, перса – роскошный, алана – цветистый, гота – насмешливый, египтянина – скрытный, индуса – стрекочущий, а армянина – вкусный и могущий все языки в себя вобрать. И как цвет в сравнении с другим цветом проясняется, и лицо – лицом, и рост – ростом, и искусство – искусством, и дело – делом, так и язык языком красив».

Думаю, что подобные слова могут быть отнесены к любому проявлению культуры любого народа. В том числе, и к музыке. Греческая арфа, шотландская волынка, персидская зурна, русская балалайка… Эти музыкальные инструменты передают нам самобытность народных традиций.

Для любого армянина таким народным музыкальным инструментом будет дудук. Душа, молитва и протяжная мелодия армянской нации…

Звучание дудука своеобразно и неповторимо. Его звучание раскрывает всю гамму чувств человека. Не оставляет оно никого только равнодушным…

Здесь нужно сделать небольшое пояснение. У одного из моих одноклассников, как память об отце и воспоминание об исторической родине, в семье хранится шви, профессиональный музыкальный инструмент, «дальний родственник» дудука. (прил. 1, фото. 1) Визуальная простота шви удивила многих наших одноклассников. Небольшая дудочка, издающая негромкие звуки… Кажется, что сделать такую может каждый. Ну, а сыграть на ней – тем более… Получилось, правда, только «дунуть»… На большее – дыхания не хватило… (прил. 1, фото. 2)

Но один из прозвучавших тогда вопросов и дал начало этой работе: можно ли сделать шви или дудук в домашних условиях своими руками, ведь вроде-бы ничего сложного в этом нет, это же простая деревянная дудочка? А ведь и правда. Сделал деревянную заготовку, просверлил дырочки и играй себе в удовольствие…

Но всё оказалось не так просто. И я хочу представить вашему вниманию работу, в которой, в форме диалога Знайки и Незнайки, профессионала и дилетанта, поведаю об инструменте, который «рассказывает истории»… Об инструменте, язык которого знают во всём мире.

От лица «Незнайки» буду выступать я, «Знайкой» же станет собирательный образ профессионалов, ответивших на мои вопросы. Итак.


«Мелодии абрикосовой ветви»


«Люди – как музыкальные инструменты:

их звучание зависит от того, кто к ним прикасается»

Вергилий


- Так что же такое дудук?

- Дудук – музыкальный духовой язычковый инструмент, обладающий мягким певучим звучанием.

Инструмент представляет собой, похожую на свирель, деревянную трубку с девятью отверстиями, восемь из которых сверху, одно снизу. Опытные музыканты говорят «с девятью игровыми отверстиями и двойной тростью». Иногда можно встретить инструменты с семью отверстиями на лицевой и двумя на задней стороне инструмента, под большой палец. Считается, что в этом случае изменяется «вибрация» инструмента.


- Но почему же дудук – это инструмент «похожий на свирель»? Не лучше ли было бы тогда свирелью его и назвать?

- «Свирель» - это общее название продольных флейт со свистковым устройством у славянских народов. Из армянских народных инструментов к свирели близка «шви» – свистковая флейта, издающая более резкий, по сравнению с флейтой, звук, и правда, более похожий на своеобразный свист.

Главное же отличие в том, что свирель делается из дерева, имеющего мягкую сердцевину: из бузины, вербы (ивы), черёмухи. В процессе обработки, эта сердцевина высверливается тоненьким сверлом или выжигается раскалённой проволокой. Один край инструмента срезается наискось, у отверстия расщепляется тонкий «язычок», и по длине свирели прорезается от 4 до 8 отверстий. Свирель может быть сделана и из камыша.


- Можно ли достоверно сказать, как давно возник дудук как музыкальный инструмент?

- Предполагают, что дудук существовал уже во времена древнего государства Урарту (VIII – VI вв. до н.э.). Некоторые же учёные говорят, что инструмент получил широкое распространение в эпоху царствования Тиграна II Великого (95 – 55 гг. до н.э.). И в качестве свидетельства этого факта приводят сохранившиеся хроники летописца Мовсеса Хоренаци, в которых он неоднократно упоминает музыкальный инструмент циринапох или циранапох («цирина» - абрикос, «пох» - труба»). Дудук изображён на многочисленных армянских рукописях средневековья, символизируя национальную идентичность. И, сейчас уже, наверное, невозможно сказать точно, кто и когда изобрёл этот язычковый инструмент. Можно только отметить, что известен дудук уже на протяжении как минимум трёх тысяч лет, и за это время он не поменял своей первоначальной конструкции.


- Одна из задач этой работы была такой: попробовать сделать дудук в домашних условиях. Это оказалось совсем не просто и нам это не удалось. Одна из причин – твёрдая древесина абрикосового дерева, плохо поддающаяся обработке. А почему именно абрикос? Ведь в Армении много и других деревьев… Неужели особенности именно этой древесины очень важны?

- Да, простой с виду дудук довольно сложен в изготовлении — требуются огромное терпение и знание многих тонкостей, без чего инструмент не будет правильно звучать. Раньше, дудук для себя изготавливал сам музыкант, поэтому считается, что инструмент и душа исполнителя составляют единое целое во время игры, что и создаёт невообразимые по красоте мелодии.

Раньше, для изготовления инструмента использовали ручное тонкое сверло, в наши дни - токарный и сверлильный станки. И только практически готовый дудук - мастер обрабатывает вручную.

Для будущего инструмента выбирают ровное дерево 8-15-летнего возраста, живое, чтобы на нём не было ни одной засохшей ветки. Срубленное дерево должно пройти естественную сушку, иногда на это уходит несколько лет.

Скорее всего, первые дудуки изготавливались полностью из камыша, но вскоре, мастера перешли на деревянные: ствол инструмента делали из дерева, а мундштук, который стал сменным, оставили камышовым.

Считается, что именно абрикосовое дерево придаёт инструменту чистоту звучания. Хотя настоящая причина такого изменения «в технологии производства» была, скорее всего, более прозаической. При игре на духовых инструментах у музыканта выделяется слюна, а древесина абрикоса практически не впитывает в себя «внешнюю» воду, поэтому, методом наблюдений и экспериментов, - было выделено именно это дерево. Мундштук же меняется по мере того, как намокает во время игры. Лаком же дудук покрывают только для лучшей сохранности и визуального восприятия. Инструмент, на котором играют постоянно – покрывают патиной руки мастера.

В древности, мундштук дудука делался из «камыша особого вида», который растёт в Карабахе и на границе Армении и Ирана. Скорее всего, имеется в виду камыш щетиновидный (Scirpus setaceus), своим внешним видом похожий на рогоз. Растёт он на сырых песчаных местах, большей частью по берегам водоёмов умеренной и субтропической зон Европы, Кавказа, Передней Азии. Это однолетнее растение, с многочисленными стеблями и очень узкими листьями, цветущее в конце весны; мелкие колоски которого собраны пучком на верхушке стебля. Однако, в тюркских языках, «камыш» - это и просто «растение», и «тростник», и даже «бамбук». В современном же турецком языке понятие «камыш» означает просто «соломина». В Армению слово пришло в начале XIX века, сами же армяне называют свой камыш - «ехегн», практически не произнося в слове звук «х», а как бы выдыхая его. В наши дни, дудуки изготавливают признанные мастера.

- Всегда ли размеры инструмента одинаковы, или каждый мастер – это творец, и делает как умеет или как получатся?

- У каждого строя дудука свой размер. Длина игровой трубки дудука, так называемой «тушки», и трости зависит от тональности инструмента, хотя в среднем трубка составляет около 32 см, трость – около 12. Рабочая часть вставляемой в трубку трости состоит из двух сомкнутых лепестков, слегка приоткрытых в игровом состоянии.

Из заготовленных высушенных брусков абрикосовых ветвей изготавливаются болванки-кругляки. И с этого момента начинается самый важный этап — проделывание отверстий и настройка инструмента, чтобы он правильно и красиво звучал. В разных частях корпуса плотность древесины, «пустота», бывает разная, из-за чего звук выходит из инструмента также по-разному. Плохой мастер может испортить даже очень хорошее дерево, и в итоге получится не инструмент, а красивый сувенир. Очень часто инструмент трескается в самый важный момент, когда он почти готов, и всё идет насмарку.

В музеях России и Армении можно увидеть старинные дудуки. Визуально - они намного тоньше современных. Поэтому и звучание их тоже другое. Знаменитый мастер Карлен Матевосян (1927-2007) в середине прошлого века разработал новые стандарты размеров инструмента, которых придерживаются в наше время, и постепенно довёл дудук до его сегодняшнего звучания.

Поэтому, большинство исполнителей-дудукистов считают, что мастером обязательно должен быть музыкант, сам виртуозно играющий на духовых инструментах. Но всё равно, хороший или нет получился дудук, можно будет понять только в работе.


- Звуки каких диапазонов может издавать дудук?

- Всё зависит от строя инструмента. Самые распространённые «строи» дудука это: ля, соль, си, до. В ля-строе – свой тембр звука, в соль-строе – свой. Но чаще всего диапазон дудука составляет одну октаву плюс ещё несколько тонов. Поэтому его звук и кажется многим тягучим и заунывным.

Каждый дудук индивидуален и отличается своим звуком от других. Но каким бы хорошим по качеству ни был дудук, его диапазон во многом совпадает с диапазоном человеческого голоса, а это означает определенные ограничения в той музыке, которую можно сыграть.

Есть ещё один тип дудука, придуманный и созданный мастером Георгием Минасовым. Технические особенности его инструментов – это наличие железных клапанов, как на кларнете, благодаря чему звучание «охватывает» до двух октав и двух тонов.


- Используется ли дудук в оркестрах, или же это полностью сольный инструмент?

- Обычно и практически всегда - дудук используется как сольный инструмент, но в последнее время его иногда можно услышать и в оркестрах народных инструментов.


- Можно ли сыграть на дудуке что-то классическое? Пишут ли музыку специально для исполнения на этом инструменте? Есть ли известные композиторы, сочиняющие музыку для дудука, или же каждый исполнитель каждый раз импровизирует что-то своё?

- Да, классику вполне можно сыграть. Даже «Аве Марию». Естественно, это будет очень своеобразное звучание, но всё же… Импровизация на дудуке никогда не исключена. Любая мелодия может быть записана для дудука нотами, как и для любых других духовых инструментов. (прил.1, фото 3)

Самым известным мастером игры на дудуке, композитором и исполнителем, являлся музыкант Дживан Арамаисович Гаспарян (12.10.1928-06.07.2021). «Мастер дудука», а именно так называли Гаспаряна знатоки и ценители народной музыки, народный артист Армянской ССР, профессор Ереванской государственной консерватории. Он был не только знатоком народной музыки своего народа, но и автором саундтреков нескольких голливудских фильмов.

- Играют ли на дудуке женщины?

- Дудук – изначально мужской инструмент. Хотя в наши дни в интернете можно найти немало записей игры на дудуке женщин. Но, наверное, не каждая женщина решится стать исполнительницей таких мелодий. Одна из причин та, что для получения яркого звучания нужен сильный выдох, сильные лёгкие. Вторая же причина более прозаическая, но напрямую связанная с первой. При игре на инструменте, из-за особенностей глубокого дыхания исполнителя, у него сильно искажается лицо и надуваются щёки. Многие ли женщины готовы «потерять» свою привлекательность даже в обмен на музыкальное признание?


- Где можно научиться играть на дудуке?

- В Ереване находится Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна, где есть отделение по классу армянских народных инструментов (дудук и зурна). В Москве есть школа дудука, где проводятся не только обычные уроки, но и онлайн занятия, записи которых можно найти в интернете.


- Есть ли определённые церемонии, жизненные ситуации, когда, как их сопровождение, используется игра на дудуке?

- Практически все важные события в жизни армянского народа сопровождаются похожим на молитву звуком этого уникального инструмента. Свадебные и похоронные церемонии, религиозные праздники. Музыка служит аккомпанементом всем народным песням и танцам.

Думаю, что мне могут возразить, что у других народов тоже есть музыкальные инструменты, к которым сохраняется трепетное отношение. Но можете ли вы представить себе, что все события в жизни, например, русского народа проходят под аккомпанемент только балалайки? Дудук же – незаменим и практически универсален.


- Есть ли какие-либо обычаи или традиции, связанные с использованием самого инструмента?

- Скорее не традиции, а житейские наблюдения. Считается, что необходимо время, чтобы возникла связь между инструментом и музыкантом. Обычно на это уходит около двух лет, после чего дудук начинает звучать совсем по-другому. К сожалению, срок жизни дудука не очень долгий, так как он постоянно сталкивается с влажностью, которая его разъедает, поэтому хранят инструмент только в сухом месте и желательно в футляре.


Заключение


Дудук, - инструмент, чьё звучание является шедевром нематериального наследия ЮНЕСКО. В 2005 году армянскому дудуку и исполняемой на нём музыке, ЮНЕСКО присвоило статус «Шедевра устного и нематериального культурного наследия человечества». В 2008 году инструмент и музыка включены в соответствующий репрезентативный список.

Конечно, очень жаль, что в наше время, место настоящего «абрикосового» дудука, всё чаще занимают его пластиковые «родственники». Некоторым может показаться, ну что здесь такого? Выглядят инструменты красиво, звуки издают вполне чистые, напрягаться для игры на них практически не надо, да и стоят, не в пример своему деревянному «собрату», намного дешевле…

Но лучше ли это для всех? Для стариков, которые ещё помнят звучание «настоящего» дудука, для молодых людей, теряющих культурный пласт истории своего народа? Конечно же нет. И я считаю, что армянский народ должен сохранить всё, что связано с культурой дудука. И передать эти знания через поколения.

Уверена, что наше знакомство с интересными людьми, с которыми свела судьба во время работы, будет продолжено. И дудук ещё раскроет для нас свою душу…






Приложение 1.

















фото 2. Тигран Григорян

с инструментом шви

(фото автора работы)



фото 1. Армянский народный музыкальный инструмент «шви»

(фото автора работы)



фото 3. Аппликатура дудука

(фото из сети Интернет)

























10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!