Тема урока «Духовная культура»
(урок обществознания в 10 классе)
Цель урока: раскрыть многогранное понятие духовная культура, выделить особенности отдельных сторон духовной культуры; способствовать формированию умения выполнять логические операции и приемы: сравнивать, классифицировать, соотносить и обобщать; через решение познавательных задач и проектную деятельность способствовать развитию интереса к процессу познания и творчества.
Урок разработан с использованием инструментов технологии ОТСМ-ТРИЗ: копилка, синтез определений, игра «Расселение», игра «Да-Нет», паспорт (на основе модели «Элемент мира - Имя признака - Значение признака»), модель «Противоречие элемента».
Ход урока
Учитель: Термин «культура» - латинского происхождения, первоначально означающий «возделывание, культивирование почвы». Однако, со временем термин получил более общее значение. Если мы обратимся к словарям, то найдем не менее 200 определений этого понятия. Понятие культура весьма многогранное и многоуровневое. Можно представить огромное количество разновидностей культур.
Но нас сегодня интересует ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. Определений у этого понятия тоже может быть не мало. И это сейчас вы докажите, выполняя задание «Дай определение понятию» работая в группах. Каждая группа сформулирует свое определение, используя объекты (слова) копилки и правила синтеза определений.
Определение можно строить по двум правилам:
1) определяемое слово - это группа, отличительные признаки;
2) определяемое слово - это часть (надсистема), функция (назначение).
Копилка
ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРА
НАУКА
ТВОРЧЕСТВО
ЗНАНИЯ
ИСКУССТВО
СИСТЕМА
ЦЕННОСТИ
ОБРАЗОВАНИЕ
МИРОВОЗРЕНИЕ
ЛИЧНОСТЬ
ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ИДЕИ
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОЗДАНИЕ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
РАЗВИТИЕ
РЕЛИГИЯ
МОРАЛЬ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Комментарий: копилка размещается на интерактивной доске, что позволит манипулировать ее объектами, в случае ее отсутствия можно использовать слайд-презентацию (слайд 3) или каждый объект (слово) копилки написать на половине формата А4 и прикрепить к доске с помощью магнита.)
Учитель: Прежде чем вы начнете выполнять задание, давайте поиграем в игру «Расселение». И сначала расселим объекты копилки на три группы: надсистема, подсистема, функция.
Какие объекты копилки можно рассматривать как надсистему понятия ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА? (Частью чего она может быть?)
Ученики (предполагаемые ответы): культура, общественная жизнь, деятельность,
Учитель: Какие понятия из копилки можно использовать для обозначения функций, назначения ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ? (т.е. для чего нужна ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА?)
Ученики (предполагаемые ответы): формирование, создание, развитие.
Учитель: Все остальные понятия можно рассматривать как подсистемные. Иммануил Кант говорил «К духовной культуре принадлежит только то, чье предназначение находится за пределами практической пользы для индивида». Давайте попробуем выделить из подсистемных понятий те, которые могут являться структурными элементами ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Ученики (предполагаемые ответы): наука, искусство, образование, религия, мораль.
А теперь, меня интересую процессы. Какие понятия из копилки таковыми являются?
(творчество, духовное производство)
Мы с вами в основном являемся потребителями.
Какие понятия могут относиться к продуктам духовной культуры (знания, ценности, идеи, социальные нормы). Таким образом, мы расселили копилку «надсистема» на три группы6 структурные элементы, процессы, продукты.
Учитель: А теперь, работая в группе, взяв за основу второе правило построения определений понятий, используя ресурс копилок, сформулируйте свое, авторское определение понятия ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.
Возможные варианты выполненного учениками задания «Дай определение понятию»:
Духовная культура, это часть культуры, формирующая личность, воспитывающая ее на основе ценностей, системы норм, и достижений цивилизации.
Духовная культура – это продукт производства духовной деятельности, являющийся носителем духовных ценностей, составляющих ядро и основу религии, науки, образования, нравственности, искусства.
Духовная культура – это система знаний, мировоззренческих идей, дающая цивилизации импульс к развитию.
Духовная культура – это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей.
Учитель: Духовная культура, являющаяся составляющей огромного культурного пласта общественной жизни (выделяют также культуру экономическую, политическую, социальную), весьма многообразна, как по формам, так и по содержанию.
Вам предлагается через работу с заданиями, решение познавательных задач и загадок, познакомиться более подробно с содержанием этого непростого понятия.
Задание: используя копилку имен признаков (приложение 1) и текст (приложение 2) , достройте паспорт понятия ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.
Элемент мира | Имя признака | Значение признака |
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА | | 1.Познавательная 2.Оценочно - нормативная 3.Коммуникационная 4.Смыслообразующая |
| 1.Социальное и культурное наследие. 2.Новаторство. |
| 1.Познавательная (интеллектуальная) культура; 2. нравственная; 3. художественная; 4. правовая; 5. педагогическая; 6. религиозная; |
| |
Четвертое имя признака и его значение пока останутся «белом пятном» паспорта. Мы заполним этот пробел вместе, в ходе дальнейшей совместной работы.
Образец заполненного паспорта ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Элемент мира | Имя признака | Значение признака |
Духовная культура | Функции | 1.Познавательная 2.Оценочно-нормативная 3.Коммуникационная 4.Смыслообразующая |
Пути формирования | 1.Социальное и культурное наследие. 2.Новаторство. |
Виды культур | 1.Познавательная (интеллектуальная) культура; 2. нравственная; 3. художественная; 4. правовая; 5. педагогическая; 6. религиозная; |
Формы культур | Массовая Элитарная Народная Экранная |
Учитель: как вы уже поняли, понятие духовная культура сложное, многогранное, его содержание не исключает и противоречий.
Итак, ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Культура должна быть понятной, доступной, простой для восприятия, чтобы все представители общества могли приобщиться к ней, и культура должна быть трудной для неподготовленного восприятия, сложной по содержанию, только в таком виде она способна формировать сознание, готовое к активной преобразовательной деятельности, к творчеству.
Предложите свое решение противоречия.
Решение, имеющее место в реальной жизни общества: духовная культура мирно существует в двух противопоставляемых друг другу формах. Каждая форма имеет свои принципиальные особенности, которые благотворно влияют на развитие духовной культуры в целом. Эти особенности и название особой группы культур, нам помогут выявить эпиграммы, написанные в их честь.
1. Она способна в дом любой войти,
Ее задача ключик к каждому найти.
Доступная, развлекательная, кассовая,
То популярная зовут ее, то______________(МАССОВАЯ)
2. Не всем понятна, многим не ясна.
Рождает новое, творцов лишает сна.
Она как будто бы пыльца нектарная
Культуру эту называют ______________(ЭЛИТАРНАЯ)
Итак, элитарная культура, рассчитана на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей, стремящихся к новаторству, она не преследует коммерческой выгоды, а культура массовая, или поп-культура, адресована людям без различия классов, наций, уровня жизни, носит коммерческий характер. Эти два вида культуры весьма противоречивы, однако, поп- культура и элитарная культура не враждебны друг другу. Массовая культура подпитывает элитарную культуру деньгами, а элитарная культура массовую – новыми идеями.
Существуют и другие культуры. Например – народная. Давайте вместе создадим копилку продуктов народной культуры. Вы должны назвать конкретный продукт.
Возможный вариант копилки:
На основе копилки я загадаю вам загадку:
Его очень любила сельская молодежь. Инициатива встречи с ним принадлежала девушкам. Его имя ассоциируется с таким понятием как солнышко. Встречи с ним происходили на улице, обычно в летнее время. Чужих, к нему старались не подпускать, но иногда, чужим парням все таки удавалось попасть в его объятья. Кто он? За что любила его молодежь? Почему только чужые парни могли добиться встречи с ним?
Предлагаю ответ на загадку найти в ходе игры «Да - Нет».
Вариант прохождения игры:
Ученик (предполагаемый вопрос): Он - человек?
Учитель: Нет.
Ученик (предполагаемый вопрос): Он- танец?
Учитель: Да.
Ученик (предполагаемый вопрос): Он – танец по кругу?
Учитель: – Да.
Ученик (предполагаемый вопрос): Он – хоровод?
Учитель: Да.
Ученик (предполагаемый вопрос): Его любили за то, что он давал возможность наладить межличностные отношения?
Учитель: Да.
Ученик (предполагаемый вопрос): Чужих парней допускали в хоровод потому, что не хватало своих?
Учитель: Да.
Учитель: Есть еще одна интересная разновидность культуры. Ее название вам тоже предстоит отгадать. Загадка в виде четверостишья, отгадка конечное зарифмованное слово в нем.
Она компьютера и видео творенье,
Вся жизнь нашла в ней отраженье.
Техническим прогрессом данная,
Культура эта названа______________(ЭКРАННАЯ)
Итак, заполняем оставшиеся «белые пятна» паспорта. В столбике по названием «Значение признака» вы должны записать эти три названия, определить имя признака необходимо самостоятельно.
Учитель: Проложим работу по изучению форм культур. Вам предлагается задание по типу «Если..то (+), но (-)».
Если преобладающей формой духовной культуры станет экранная, то какие положительные и отрицательные последствия будут иметь место?
Образец: Если преобладающей формой духовной культуры станет экранная, то (+) в жизнь прочно войдет новый тип общения, основанный на свободном выходе личности в мир информации, благодаря компьютерной графике и современным аудиоустройствам человек будет получать высококачественную картинку и звук, его духовная потребность будет удовлетворяться с минимальными материальными и временными затратными. Однако, переход на экранную форму культуры будет иметь и такие последствия как (-) лишение человека живого контакта, отчуждение субъектов друг от друга, дефицит межличностных связей. Человек может превратиться в простого потребителя примитивных развлекательных телепередач, реалити - шоу, игровых программ. В этом случае произойдет отчуждение человека от истинной культуры и плодотворной интеллектуальной деятельности.
Эта проблема уже обозначилась, имеют место тенденции ее развития.
Для того, чтобы решить проблему, необходимо убрать минусы. Предложите ваши пути решения проблемы.
Учитель: Вашему вниманию предлагается еще одна копилка. (Слайд 8)
Копилка
Добро
Зло
Хорошо
Плохо
Правда
Лож
Честь
Бесчестье
Скажите, к какому виду ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ, имеет отношение эта копилка? (Копилка имеет отношение к нравственной культуре или морали).
Каким надсистемным понятием можно объединить эти понятия? (Моральная оценка)
На какие две группы модно расселить эти понятия (положительная и отрицательная оценка).
Все продукты духовной культуры подвергаются моральной оценке со стороны потребителей. А для того, что бы делать такую оценку, необходимо иметь четкое представление о добре и зле, о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Эти знания представляют собой основы морали, а закладываются они с раннего детства, с помощью разных средств, одним из которых является сказка. Именно сказки заложили в вас основу понимания, что такое хорошо, а что такое плохо. Именно сказка вселила в вас веру в то, что добро, всегда побеждает зло.
Перед вами копилка сказочных героев, разделите их на «хороших» и «плохих».
Копилка
Золушка
Колобок
Лиса
Мачеха
Снегурочка
Красная шапочка
Серый волк
Гадкий утенок
Баба Яга
Учитель: Согласитесь ли вы с моим утверждением:
Если в сказках добро всегда побеждает зло, то финал сказки для положительного героя обязательно будет счастливым.
Ученики (предположительный ответ): Нет, Снегурочка - положительный герой, но ее сказочный финал трагичен.
Учитель: Если в сказке добро всегда побеждает зло, то почему финал сказки для Снегурочки оказался трагичным?
Ученики (предположительный ответ): – Возможно потому, что Снегурочка – положительный персонаж в целом, но у нее есть положительные и отрицательные черты характера.
Учитель: Снегурочка поддалась уговорам подруг и прыгнула через костер, что для девушки изо льда было неразумно. Она погибла потому, что поступила неправильно. Причиной такого поведения, возможно, стали ее определенные отрицательные черты характера.
Как бы ни закончилась сказка, ее жизненная философия, ее мораль в любом случае направляет нас на добро, учит поступать правильно, развивать свои хорошие качества и устранять плохие. Итак, если исходить из того, что мораль – это правила, выработанные обществом, то, что нам может помешать внести свою лепту в копилку этих правил? А помощниками в работе над правилами морали будут хорошо известные вам сказки.
Мини-проект «Мораль сей сказки такова…».
Цель – создание красочного буклета с моральными нормами, сформулированными на основе сказки.
Подготовительный этап. Учащиеся делятся на 6 групп, и каждая группа методом жеребьевки получает свою сказку:
Гадкий утенок
Сказка о рыбаке и рыбке.
Золушка
Колобок
Гуси - лебеди
Снегурочка
Организационный этап. Вспомните сюжет сказки и выберите 2-3-х ярких героев. Познакомьтесь с карточкой-заданием. Распределите обязанности в соответствии с целями работы и ресурсами группы.
Карточка-задание.
На основе сюжета сказки выполняются задания по ниже представленной схеме. (При выполнении задания можно использовать копилку черт сказочных персонажей приложение 3).
Укажите черты сказочного героя: |
Положительные: | Отрицательные: |
В спомните, чем закончилась сказочная история для героя. |
Схема построения правила морали при хорошем конце сказочной истории героя | Схема построения правила морали при плохом конце сказочной истории героя |
Если быть___________________________ _______________________________как___, (перечисляются положительные черты вашего героя), то _____________________________________ (вспомните, что случилось с героем в конце сказки и преломите сказочный финал на подобную ситуацию в реальной жизни) | Если быть___________________________ ______________________________как___, (перечисляются отрицательные черты вашего героя), то _____________________________________ (вспомните, что случилось с героем в конце сказки и преломите сказочный финал на подобную ситуацию в реальной жизни) |
Моральные нормы, сформулированные на основе сказки, представляются в формате буклета.
Красочный вид буклету придается с помощью рисунков, пиктограмм, аппликаций.
Проведете публичную презентацию вашего буклета.
ВЫВОД УРОКА: Таким образом, ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА сложное, многогранное, не исключающее противоречия понятие, в основе которого лежат духовные ценности, выработанные на протяжении всей человеческой жизни. Качественное содержание данного понятия постоянно меняется, изменения не всегда носят позитивный характер, поэтому перед обществом стоит задача решать проблемы духовной культуры, обогащать и совершенствовать ее.
Литература:
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1.10 кл. М., Просвещение, 2013.
2.Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. – М.: BOOKinFILE, 2013.
Приложение 1. Копилка имен признаков.
Копилка признаков
Функции
Структурные элементы
Виды (разновидности)
Формы
Перспективы
Уровень (качества, готовности,…)
Методы, средства
Цель
Содержание
Типы связей (взаимодействий)
Результат
Система
Деятельность
Субъекты
Объекты
Проблемы
Роль
Пути формирования
Способы (взаимодействий)
Статусные позиции
Факторы (формирования…)
Приложение 2. Текст
Духовная культура — своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям — по вертикали и горизонтали.
Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одного поколения другому, т. е. с преемственностью в культуре.
Наиболее устойчивая сторона культуры — культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Многие традиции, привычные для нас, пришли к нам из разных эпох и цивилизаций. Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение. До сих пор мы рассматривали процесс накопления ценностей культуры, теперь обратимся к проблеме ее развития, ибо формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Речь идет о новаторстве в культуре. Конечно, не всякое новаторство есть творчество. Создание нового становится творчеством культурных ценностей лишь тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает признание других людей.
Приложение 3. Копилка черт сказочных героев.
Копилка черт сказочных персонажей Бесхитростный Безрассудный Внимательный Простодушный Трудолюбивый Хвастливый Заносчивый Расчетливый Заботливый Безответственный Трусливый Поддается внушению со стороны Пассивный Навязчивый Энергичный Бескорыстный Смелый Целеустремленный Изобретательный Без собственного мнения Доверчивый Неблагодарный |