СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная культура общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цел урока:

- образовательная: способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее виды; совершенствовать умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- развивающая: развитие толерантного отношения к разным типам культур;

- воспитательная: воспитать чувство толерантности.

Тип урок: изучение нового материала.

П л а н:

1. Что такое культура.

2. Зачем нужна культура.

Просмотр содержимого документа
«Духовная культура общества»

Дата проведения:___________

Тема урока: Духовная культура общества

Цел урока:

- образовательная: способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее виды; совершенствовать умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- развивающая: развитие толерантного отношения к разным типам культур;

- воспитательная: воспитать чувство толерантности.

Тип урок: изучение нового материала.

П л а н:

1. Что такое культура.

2. Зачем нужна культура.

Х о д у р о к а

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Ребята, давайте наш урок начнём с необычного для вас занятия. Мы сейчас поработаем с рисунком дерева под названием «Культура». У каждого из вас на парте лежит рисунок дерева, но как вы видите дерево безлико, чтобы оно ожило нам нужно над ним поработать. Но для начала давайте дадим определение понятию «культура».

Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты, включая преобразование человеком самого себя.

Культура – это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Культура – это общий уровень интеллектуального, нрав ставенного и эстетического развития людей.

Ребята все вы правы. Действительно культура понимается и в широком и в узком смысле.

Ну, а теперь давайте оживим наше дерево. Представьте себе огромное дерево с его ветками и веточками, которые переплетаются между собой. Дерево культуры выглядит ещё сложнее, потому что все его ветки постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять как они растут. Нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо брать в расчёт весь огромный культурный опыт человечества.

С чего берёт своё начало любое дерево?

Конечно, же, это корень. Но с каждым годом их у дерева становится всё больше и больше.

А что является корнями любой культуры?

Это обычаи, традиции, ценности, идеалы, менталитет народа. ( к корням дерева прикрепляются эти понятия, дети дублируют это на своих деревьях).

Совершенно верно в основе культуры лежат эти важные понятия. От ствола дерева «Культуры» отходят две основные ветви, как вы думаете, что они символизируют?

Эти расходящиеся в разные стороны ветви символизируют материальную и духовную культуру. (прикрепляют таблички к веткам)

Дайте характеристику этим видам культур.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира. К ней относят материально - технические средства труда, коммуникации, культурно - бытовые сооружения. А также производственный опыт, умения, навыки, знания людей.

Духовная культура представляют совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Всё верно. А теперь посмотрите на дерево, сколько от него отходит ветвей и все они имеют свое назначение. Как вы думаете, что означают большие ветви?

Большие ветви символизируют национальные культуры.

Действительно. Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками.

Дерево живой организм, в котором всё взаимосвязано. Культура тоже напоминает живой организм, в котором многие элементы между собой взаимосвязаны. Эти переплетения вам о чём - то напоминают?

-это диалог культур и интернационализация культур.

Объясните, как это происходит?

- объясняют эти понятия.

А что ребята мы не обозначили на дереве?

- Это листочки.

- предположите, что могут обозначать листочки на дереве «Культура»?

- Возможно, они обозначают различные виды культур, существующие в рамках национальной культуры.

Исходя из этого, попробуйте выяснить какова же тема нашего сегодняшнего урока?

- Я думаю, тема сегодняшнего урока будет называться. « Формы культуры»



  1. Изучение нового материала.

В связи с тем, что общество существует в природной среде и люди взаимодействуют друг с другом, это способствует формированию культуры.

– Что такое культура, как вы понимаете?

Культура – вся целесообразная человеческая деятельность в природной среде и ее результаты, доступные для восприятия другими людьми.

Культуру иногда называют «вторая природа», рассматривая ее в качестве ближайшего к обществу «слоя» природы, который люди видоизменяют и приспосабливают для удовлетворения своих разносторонних потребностей.

– Назовите все известные вам определения понятия «культура».

– Как вы понимаете выражения «культурная жизнь страны», «дни культуры», «культурный человек»?

Современное общество, как и мир, характеризуется культурным многообразием.

– Приведите примеры многообразия культур.

Элитарная культура – культура высшего уровня знатоков и специалистов в какой-либо области.

Массовая культура – культура низкого уровня, рассчитанная на массу людей, не готовых или не желающих усваивать высшие образцы культуры в данной области.

Ряд видов культуры определяется в соответствии с особенностями той или иной человеческой деятельности – политическая, экономическая, правовая, религиозная, научная и другая культура.

– Как вы понимаете, что такое материальная и духовная культура?

Слово «культура» также используется для названия той или иной локальной (частной) культуры:

а) национальная культура;

б) культура отдельной социальной группы, слоя, сословия в обществе;

в) профессиональная культура сельского хозяйства, производства, управления, торговли;

г) этническая культура племени, народов, формируемая в процессе их исторического развития;

д) культура семьи;

е) культура личности.

– Что дает нам культура? Поразмышляйте по этому поводу. Напишите пятиминутное сочинение-эссе.

– Приведите примеры упадка культуры или возрождения ее.

Подтверждением легкоранимости и уязвимости культуры будет следующий материал. (см.: Обществознание: учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Ф. Никитин и др.; под ред. А. Ф. Ни-китина. – М., 2005. – с. 34–35.)

Главная функция культуры – сохранение и совершенствование опыта познания и действия людей во всех сферах жизни человека и общества в формах, доступных для потомков. Сохранение, простое воспроизводство культуры, а тем более ее развитие, совершенствование, требуют от общества не только постоянных усилий, но и мудрости.

Ценности материальной культуры – постройки, произведения искусства, книги – уничтожает время, они страдают во время стихийных бедствий и войн. Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима.

Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Но богатства культуры гибнут и от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон. В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.). В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены.

При социальном перевороте победившая сторона зачастую пытается провести «ревизию» национальной культуры с точки зрения своего представления о жизни общества. Так было в нашей стране после революции 1917 г. и после победы одной из сторон в Гражданской войне.

Цивилизованное общество осуществляет кропотливую деятельность по сохранению и накоплению культурных ценностей. Оно стремится осуществлять не просто воспроизводство, а расширенное воспроизводство культуры – увеличивать размеры своего культурного достояния, культурного богатства. Этому служат музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует национальное законодательство об охране памятников истории и культуры. Свою роль здесь играет и международное сотрудничество. В рамках одной из структур ООН – организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е. имеющих значение для всего человечества. Некоторым странам, у которых недостает средств для сохранения выдающихся памятников культуры на их территории, включенных в мировое культурное наследие, оказывается финансовая помощь.

Двумя взаимодополняющими сторонами воспроизводства и развития культуры в обществе являются понятия «культурная традиция», «культурная новация».


– Что, по вашему мнению, относится к понятию «культурная традиция»?

Записать слова-ассоциации.

– Что такое «культурная новация»?

Записать слова-ассоциации.


культурная традиция

культурная новация




К культурной традиции относят устойчивые явления культуры, сохраняющиеся долгое время и воспроизводящиеся в новых и новых поколениях людей.

Культурная новация дает новый взгляд на то, как надо совершать ту или иную деятельность в обществе.

Факторы, влияющие на процесс воспроизводства и развития культуры:

а) духовное состояние, интересы и потребности людей в обществе;

б) глобальные мировые тенденции развития человеческой цивилизации.

– Вы, наверное, уже слышали понятие «глобализация культуры»? Объясните, что это такое.

В условиях глобализации культуры культурная политика всех суверенных государств строится на том, чтобы, усваивая передовые достижения материальной культуры других стран, одновременно бережно сохранять и развивать свою духовную культуру.

– На примере России покажите взаимодействие культурных традиций и новаций в воспроизводстве и развитии культуры.

Самостоятельная работа учащихся.

З а д а н и е.

Изучив раздел «Зачем нужна культура», выписать и пояснить основные функции культуры.

Функции культуры

1. Функция приспособления к окружающей среде.

2. Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей (позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему).

3. Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека (культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития).

4. Функция социализации (дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему норм, ценностей и знаний, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества).

5. Коммуникативная функция (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры).

Таким образом, культура (в узком смысле) – та область творческой деятельности, которая связана с искусством.

Культура (в широком смысле) – совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

Оценка влияния культуры на жизнь людей:

1. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человеческого опыта.

2. Культура является особой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы.

3. Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

IV. Закрепление изученного.

Прочитать фрагмент статьи (Фейнберг, Е. Л. Наука, искусство, религия… // Вопросы философии. – 1997. – № 7).

– Какие мысли у вас возникли? Выскажите свое отношение к данной статье.

(См.: учебник под ред. А. Ю. Лазебниковой, с. 258–259.)

  1. Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: § 10, выучить понятия на с. 108, прочитать документ и ответить вопросы к нему на стр. 109.

Наука, искусство, религия: противоречивое взаимодействие

Функция познания мира, основная для науки, свойственна также искусству, но преимущественно в области познания духовного мира. Во все времена религия в своей практике использовала все виды искусства – музыку, изобразительные искусства, драматургию, поэзию, ораторское искусство и литературу (притчи). Направленная на внушение людским массам определенных идей, что предполагало установление общего языка, она неизбежно в своих основополагающих священных книгах отражала научное знание, накопленный опыт и мудрость человечества.

Искусство, например музыка, существовало всегда и вне церкви как фольклор, а примерно с XII в. – как светское, бытовое искусство, от трубадуров, карнавальной музыки до современных направлений – оперетты и рока. Однако церковь растила, формировала и использовала музыку высокого духовного плана, в которой развивалась и форма искусства, и его высокие художественные нормы. Искусство неоценимо важно в духовном ритуале, так как оно обладает удивительной способностью усиливать восприятие интуитивных идей, эмоций (Л. Толстой говорил: «заражать чувством»), доводить людей до экстаза, катарсиса. С эпохи Возрождения начинается новый этап. Наряду с остающимся в церкви возникает и тоже быстро развивается серьезное и высокодуховное внерелигиозное искусство.

Теперь поговорим подробнее о взаимоотношении науки и религии. Есть два момента, вызывающие их неизбежное столкновение. Первый – зафиксированное в религиозных священных книгах отражение научного знания своего времени. Неизбежный прогресс научного знания приводит к новым выводам, вступающим в противоречие с прежним знанием. Лишая религиозное учение «чудес», научное их объяснение «размывает» основные элементы религии – мистицизм и тайну. Второй момент, чуждый человеку науки, – требование веры без сомнения. Между тем фундамент научного познания – это тезис «сомнение – мать истины». Ученый может продвинуть знание вперед, только если он способен подвергнуть сомнению то, чему его учили уважаемые учителя и великие предшественники.

В эру становления современной науки имело место стремление «освободить науку от религии». Теперь же можно сказать, что следовало бы освободить религию от науки. Религия должна быть обращена к своей духовной сфере, отличной от той, к которой обращена наука. Есть и другой путь снятия противоречий между наукой и религией: признать, что в священных книгах использовалось иносказание, не понимать ряд сюжетов буквально, реалистически.

(Е. Л. Фейнберг.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!