СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная музыка для детей.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показан стиль эпохи, который положил одну из главных основ в музыке: многоголосие.

Просмотр содержимого документа
«Духовная музыка для детей.»

Работу выполнила Ученица 7 ” г ” класса Шляпникова Даша и Харитонова Кристина

Работу выполнила

Ученица 7 ” г ” класса

Шляпникова Даша и

Харитонова Кристина

БАРОККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве
  • БАРОККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве
Традиция Возрождения Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику, изощренную декоративность. Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигает теперь, казалось бы, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.
  • Традиция Возрождения
  • Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику, изощренную декоративность.
  • Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигает теперь, казалось бы, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.

Èñòîðèÿ è ãåîãðàôèÿ

Âûñøèå òðèóìôû áàðîêêî êàê ñòèëÿ ðèòîðè÷åñêîãî, àêòèâíî è âëàñòíî çàõâàòûâàþùåãî çðèòåëÿ, â çíà÷èòåëüíîé ìåðå ñòèëÿ ïðîïàãàíäèñòñêîãî, ïðèíÿòî ñâÿçûâàòü ñ óêðåïëåíèåì àáñîëþòèñòñêèõ ìîíàðõèé, ñ Êîíòððåôîðìàöèåé êàê ãëàâíûì êóðñîì òîãäàøíåãî ïàïñêîãî ïðåñòîëà. Äåéñòâèòåëüíî, êðóïíåéøèå åãî ìàñòåðà, çàêîíîäàòåëè âêóñà, òàêèå (åñëè ãîâîðèòü òîëüêî îá èçîáðàçèòåëüíîì èñêóññòâå è àðõèòåêòóðå), êàê Ë. Áåðíèíè è Ô. Áîððîìèíè â Èòàëèè, Ä. Âåëàñêåñ â Èñïàíèè, Ï. Ï. Ðóáåíñ è À. Âàí Äåéê âî Ôëàíäðèè, ðàáîòàþò â êàòîëè÷åñêîé ñðåäå; îäíàêî ðåëèãèîçíûå è ïîëèòè÷åñêèå ïðîãðàììû èõ îáðàçîâ íèñêîëüêî íå ïîäàâëÿþò ñèëó òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè, ÿâëÿþùåé ñâîþ ãóìàíèñòè÷åñêóþ ìóäðîñòü â ñòðîãèõ óñëîâèÿõ ïðèäâîðíîãî ýòèêåòà èëè öåðêîâíîãî ðèòóàëà.

Ñâîé, áîëåå ñêðîìíûé è êàìåðíûé âàðèàíò áàðîêêî, ñêëàäûâàåòñÿ â ñòðàíàõ ïðîòåñòàíòñêîãî êóëüòà, íàïðèìåð, â Ãîëëàíäèè, ãäå èòàëüÿíñêèå âëèÿíèÿ ñëóæàò — êàê è â öåëîì ðÿäå äðóãèõ ìåñò — ëèøü âíåøíèì ñòèìóëîì íàöèîíàëüíîé ñàìîáûòíîñòè (ýòîò ñòèìóë ðàçíîîáðàçíî ñêàçûâàåòñÿ â èñêóññòâå Ðåìáðàíäòà, Ô. Õàëüñà è äàæå ß. Âåðìåðà).

Ñàì ïî ñåáå ñòèëü èäåéíî è ïëàñòè÷åñêè ìíîãîìåðåí: â Èòàëèè è Ãîëëàíäèè, íî â ïåðâóþ î÷åðåäü âî Ôðàíöèè âíóòðè íåãî íàðîæäàþòñÿ áîëåå ñòðîãèå è ðàöèîíàëèñòè÷íûå ÷åðòû ðàííåãî êëàññèöèçìà, ïî ïðàâó íàçûâàåìîãî «áàðî÷íûì êëàññèöèçìîì» (íàèáîëåå çíàìåíèòûé ïðèìåð åãî — Âåðñàëü).  17-18 âåêàõ áàðîêêî èíòåíñèâíî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ â Ëàòèíñêîé Àìåðèêå, ïîðîæäàÿ íàèáîëåå äåêîðàòèâíî-ïûøíûé âàðèàíò â ìåêñèêàíñêîì «óëüòðàáàðîêêî», à òàêæå â Âîñòî÷íîé Åâðîïå, â òîì ÷èñëå â Áåëîðóññèè è íà Óêðàèíå.  ðóññêîé àðõèòåêòóðå ñòèëü ñóùåñòâóåò ïåðâîíà÷àëüíî â âèäå òàê íàçûâàåìîãî «íàðûøêèíñêîãî áàðîêêî», ãäå çàïàäíîåâðîïåéñêèå îðíàìåíòàëüíûå ïðèåìû íàêëàäûâàþòñÿ íà ñðåäíåâåêîâóþ ñòðóêòóðó; íà÷èíàÿ æå ñ ýïîõè ïåòðîâñêèõ ðåôîðì âñå ÷àùå ñòðîÿòñÿ öåðêîâíûå è ñâåòñêèå çäàíèÿ ÷èñòî íîâîåâðîïåéñêîãî òèïà, âûñøèì îáðàçöîì êîòîðûõ ÿâëÿþòñÿ ïðàçäíè÷íî-ìàæîðíûå òâîðåíèÿ Â. Ðàñòðåëëè.
  • Ñàì ïî ñåáå ñòèëü èäåéíî è ïëàñòè÷åñêè ìíîãîìåðåí: â Èòàëèè è Ãîëëàíäèè, íî â ïåðâóþ î÷åðåäü âî Ôðàíöèè âíóòðè íåãî íàðîæäàþòñÿ áîëåå ñòðîãèå è ðàöèîíàëèñòè÷íûå ÷åðòû ðàííåãî êëàññèöèçìà, ïî ïðàâó íàçûâàåìîãî «áàðî÷íûì êëàññèöèçìîì» (íàèáîëåå çíàìåíèòûé ïðèìåð åãî — Âåðñàëü).  17-18 âåêàõ áàðîêêî èíòåíñèâíî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ â Ëàòèíñêîé Àìåðèêå, ïîðîæäàÿ íàèáîëåå äåêîðàòèâíî-ïûøíûé âàðèàíò â ìåêñèêàíñêîì «óëüòðàáàðîêêî», à òàêæå â Âîñòî÷íîé Åâðîïå, â òîì ÷èñëå â Áåëîðóññèè è íà Óêðàèíå.
  •  ðóññêîé àðõèòåêòóðå ñòèëü ñóùåñòâóåò ïåðâîíà÷àëüíî â âèäå òàê íàçûâàåìîãî «íàðûøêèíñêîãî áàðîêêî», ãäå çàïàäíîåâðîïåéñêèå îðíàìåíòàëüíûå ïðèåìû íàêëàäûâàþòñÿ íà ñðåäíåâåêîâóþ ñòðóêòóðó; íà÷èíàÿ æå ñ ýïîõè ïåòðîâñêèõ ðåôîðì âñå ÷àùå ñòðîÿòñÿ öåðêîâíûå è ñâåòñêèå çäàíèÿ ÷èñòî íîâîåâðîïåéñêîãî òèïà, âûñøèì îáðàçöîì êîòîðûõ ÿâëÿþòñÿ ïðàçäíè÷íî-ìàæîðíûå òâîðåíèÿ Â. Ðàñòðåëëè.
Ëèòåðàòóðà, òåàòð, ìóçûêà Äëÿ ëèòåðàòóðû áàðîêêî îñîáåííî õàðàêòåðíû æàíðû ðèòîðè÷åñêîé öåðêîâíîé ïðîïîâåäè è øêîëüíîé äðàìû, ãäå âàæíîå ìåñòî çàíèìàþò àëëåãîðè÷åñêèå ôèãóðû-ïåðñîíèôèêàöèè; ñàìîáûòíî ðàçâèâàþòñÿ òàêæå ðàçëè÷íûå âèäû ñàòèðû, ðîìàí, áîëüøèå è ìàëûå ôîðìû ìåòàôîðè÷åñêè íàñûùåííîé ïîýçèè. Ïðèíöèïû áàðîêêî ïðåëîìèëèñü â òâîð÷åñòâå Ï. Êàëüäåðîíà, Ò. Òàññî, Àãðèïïû ä'Îáèíüå, à òàêæå Ì. Â. Ëîìîíîñîâà è Ñèìåîíà Ïîëîöêîãî.  ìóçûêàëüíîì òåàòðå ïðîèñõîäèò èíòåíñèâíîå ðàçâèòèå îïåðû è áàëåòà (îñíàùàåìûõ âñå áîëåå ñëîæíûìè æèâîïèñíûìè, òåõíè÷åñêè õèòðîóìíûìè äåêîðàöèÿìè), à ñîáñòâåííî â ìóçûêå — ðàñöâåò áîëåå ñëîæíîé è ñâîáîäíîé âîêàëüíî-èíñòðóìåíòàëüíîé ïîëèôîíèè è òåíäåíöèè ê îáîñîáëåíèþ ðàçëè÷íûõ æàíðîâ (êîí÷åðòî ãðîññî, ñîíàòà, ñþèòà â èíñòðóìåíòàëüíîé ìóçûêå). Âûäàþùèìèñÿ ïðåäñòàâèòåëÿìè ìóçûêàëüíîãî áàðîêêî áûëè Äæ. Ãàáðèåëè, Äæ. Ôðåñêîáàëüäè, À. ×åñòè, Ä. Áóêñòåõóäå è Ð. Êàéçåð.
  • Ëèòåðàòóðà, òåàòð, ìóçûêà
  • Äëÿ ëèòåðàòóðû áàðîêêî îñîáåííî õàðàêòåðíû æàíðû ðèòîðè÷åñêîé öåðêîâíîé ïðîïîâåäè è øêîëüíîé äðàìû, ãäå âàæíîå ìåñòî çàíèìàþò àëëåãîðè÷åñêèå ôèãóðû-ïåðñîíèôèêàöèè; ñàìîáûòíî ðàçâèâàþòñÿ òàêæå ðàçëè÷íûå âèäû ñàòèðû, ðîìàí, áîëüøèå è ìàëûå ôîðìû ìåòàôîðè÷åñêè íàñûùåííîé ïîýçèè. Ïðèíöèïû áàðîêêî ïðåëîìèëèñü â òâîð÷åñòâå Ï. Êàëüäåðîíà, Ò. Òàññî, Àãðèïïû ä'Îáèíüå, à òàêæå Ì. Â. Ëîìîíîñîâà è Ñèìåîíà Ïîëîöêîãî.
  •  ìóçûêàëüíîì òåàòðå ïðîèñõîäèò èíòåíñèâíîå ðàçâèòèå îïåðû è áàëåòà (îñíàùàåìûõ âñå áîëåå ñëîæíûìè æèâîïèñíûìè, òåõíè÷åñêè õèòðîóìíûìè äåêîðàöèÿìè), à ñîáñòâåííî â ìóçûêå — ðàñöâåò áîëåå ñëîæíîé è ñâîáîäíîé âîêàëüíî-èíñòðóìåíòàëüíîé ïîëèôîíèè è òåíäåíöèè ê îáîñîáëåíèþ ðàçëè÷íûõ æàíðîâ (êîí÷åðòî ãðîññî, ñîíàòà, ñþèòà â èíñòðóìåíòàëüíîé ìóçûêå). Âûäàþùèìèñÿ ïðåäñòàâèòåëÿìè ìóçûêàëüíîãî áàðîêêî áûëè Äæ. Ãàáðèåëè, Äæ. Ôðåñêîáàëüäè, À. ×åñòè, Ä. Áóêñòåõóäå è Ð. Êàéçåð.
Ïîçäíèé ýòàï  ïåðâîé ïîëîâèíå 18 âåêà — îò÷àñòè êàê ïîçäíÿÿ ôàçà áàðîêêî, îò÷àñòè (âî Ôðàíöèè) êàê ñàìîñòîÿòåëüíûé ôåíîìåí — ñêëàäûâàåòñÿ ñòèëü ðîêîêî. Êëàññèöèçì â åãî ïðîñâåòèòåëüñêîé ñòàäèè âñå ÷àùå ïîäâåðãàåò áàðîêêî êðèòèêå çà «âû÷óðíîñòü» è «áåçâêóñèå» (ñàì òåðìèí èçíà÷àëüíî íåñ íåãàòèâíûé îòòåíîê). Ñõîäÿ íà íåò, áàðîêêî ýïèçîäè÷åñêè âîçðîæäàåòñÿ â èñòîðèêî-ðîìàíòè÷åñêèõ ñòèëèçàöèÿõ (òàêèõ, êàê íåîáàðîêêî â çîä÷åñòâå 19 âåêà).
  • Ïîçäíèé ýòàï
  •  ïåðâîé ïîëîâèíå 18 âåêà — îò÷àñòè êàê ïîçäíÿÿ ôàçà áàðîêêî, îò÷àñòè (âî Ôðàíöèè) êàê ñàìîñòîÿòåëüíûé ôåíîìåí — ñêëàäûâàåòñÿ ñòèëü ðîêîêî. Êëàññèöèçì â åãî ïðîñâåòèòåëüñêîé ñòàäèè âñå ÷àùå ïîäâåðãàåò áàðîêêî êðèòèêå çà «âû÷óðíîñòü» è «áåçâêóñèå» (ñàì òåðìèí èçíà÷àëüíî íåñ íåãàòèâíûé îòòåíîê). Ñõîäÿ íà íåò, áàðîêêî ýïèçîäè÷åñêè âîçðîæäàåòñÿ â èñòîðèêî-ðîìàíòè÷åñêèõ ñòèëèçàöèÿõ (òàêèõ, êàê íåîáàðîêêî â çîä÷åñòâå 19 âåêà).
ÍÀÐÛØÊÈÍÑÊÎÅ ÁÀÐÎÊÊÎ    Öåðêîâü Òðîèöû â Òðîèöêîì-Ëûêîâå ÍÀИÛØÊÈÍÑÊÎÅ ÁÀÐÎÊÊÎ (íàðûøêèíñêèé ñòèëü, ìîñêîâñêîå áàðîêêî), óñëîâíîå (ïî ôàìèëèè Íàðûøêèíûõ) íàçâàíèå ñòèëåâîãî íàïðàâëåíèÿ â ðóññêîé àðõèòåêòóðå êîí. 17 — íà÷. 18 âåêîâ: ñâåòñêè-íàðÿäíûå ìíîãîÿðóñíûå öåðêâè (â Ôèëÿõ è Òðîèöêîì-Ëûêîâå â Ìîñêâå) è ñâåòñêèå çäàíèÿ ñ ðåçíûì áåëîêàìåííûì äåêîðîì, ýëåìåíòàìè àðõèòåêòóðíîãî îðäåðà.

ÍÀÐÛØÊÈÍÑÊÎÅ ÁÀÐÎÊÊÎ

  • Öåðêîâü Òðîèöû â Òðîèöêîì-Ëûêîâå
  • ÍÀИÛØÊÈÍÑÊÎÅ ÁÀÐÎÊÊÎ (íàðûøêèíñêèé ñòèëü, ìîñêîâñêîå áàðîêêî), óñëîâíîå (ïî ôàìèëèè Íàðûøêèíûõ) íàçâàíèå ñòèëåâîãî íàïðàâëåíèÿ â ðóññêîé àðõèòåêòóðå êîí. 17 — íà÷. 18 âåêîâ: ñâåòñêè-íàðÿäíûå ìíîãîÿðóñíûå öåðêâè (â Ôèëÿõ è Òðîèöêîì-Ëûêîâå â Ìîñêâå) è ñâåòñêèå çäàíèÿ ñ ðåçíûì áåëîêàìåííûì äåêîðîì, ýëåìåíòàìè àðõèòåêòóðíîãî îðäåðà.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!