СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная поэзия С.Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье произведён обзор духовной поэзии. Материал поможет в подготовке урока по теме "Духовная поэзия".

Просмотр содержимого документа
«Духовная поэзия С.Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской.»

Духовная поэзия С.Аверинцева, И. Ратушинской, Н.Горбаневской и др.



По своему сюжету духовные стихи восходят к книжным (преимущественно духовным)

истокам (Библия, жития святых, церковные гимны, а также легенды и апокрифы)

Литературные духовные стихи в древнерусских рукописях 15-17 в., как «Стихи

покаянные» (жанр духовной лирики). С ХУШ века литературные духовные стихи в своей

стилистике связаны с эпическими, лиро-эпическими и лирическими песенными формами

в народнопоэтическом творчестве русского народа. Исполнение духовных стихов

приурочивалось к церковным праздникам и постам, иногда же связывалось с похоронно-

поминальными обрядами. Наряду с христианскими религиозными темами и идеями в

духовных стихах также своеобразно отражались исторические события, народные

суждения о добре и справедливости, в отдельных случаях возвышающиеся до раскрытия

идеи о социальном неравенстве (стихи «О двух Лазарях», «Вознесение Христово»)

( № 1, стр. 208).

Возможна ли в наши дни религиозная поэзия? К сожалению, недавняя советская действительность была такова, что в ней не было места поэзии, напоминающей людям о Христе. «Мы живем, под собою не чуя страны» - эти слова поэта, сказанные в иное время, в иных исторических обстоятельствах, пожалуй, наиболее точно характеризуют нынешнее состояние нашего задерганного, измученного, лишенного едва ли не всех внутренних опор и утратившего едва ли не все ориентиры общества. Но сегодня Россия переживает болезненный период духовного самопознания и самоопределения. Чувство раскаяния, охватившее души наших современников, породило (или возродило?) духовную, религиозно окрашенную поэзию.

Кто мы и откуда? Куда идем? В чем коренятся наши грехи и заблуждения? Это лишь

некоторые вопросы, которые пытаются сегодня разрешить в своих стихах Сергей

Аверинцев, Светлана Кекова, Олеся Николаева, Ирина Ратушинская, Наталья

Горбаневская, Юрий Кублановский и другие, чья поэзия устремлена к глубинам

религиозного сознания человека. В их стихах – постижение и попытка толкования

Библии, выражение любви к Христу, убеждение, что только вера может быть основой

возрождения человека.

Не нужно искать утешенья нигде –

ни в беглой воде, ни в земной звезде,

ни в звуках волшебного рога,

а только у Господа Бога.

(С.Кекова «Цветная Триадь»)

Творчество С. Кековой и С.Аверинцева, пожалуй, самое последовательное и успешное

воплощение эстетических идеалов религиозной поэзии.

Это бесспорно, что современная духовная «поэзия – интереснейший феномен наших

дней, свидетельствующий о её повороте к христианству».


Сергей Сергеевич Аверинцев родился в 1937 году, филолог, культуролог, поэт,

переводчик, доктор филологических наук, академик, лауреат премии Ленинского

комсомола. Занимается систематическими исследованиями и переводами произведений

позднеантичной, раннехристианской и средневековой литературы; переводит латинских

богословов позднего средневековья и византийские гимны, святого Григория Богослова

(329-389), Франциска Ассизского (1182-1226), Фому Аквинского (1225-1274), Екатерину

Сиенскую (1347-1380). Опора на опыт византийской и древнерусской поэзии делают

поэзию С.Аверинцева особенно убедительной и проникновенной. Языковые парадигмы в

его стихах, их музыкальный строй проникают в самые глубины души верующего

человека. Так вся стилистика стиха «Что нам делать, Раввуни, что нам делать?». Призвана

вызвать у читателя чувство сопереживания и трепета перед Всевышним, который кроток и

мудр даже в самые трудные моменты жизни, полон истинной любви к людям, полон

готовности принять от них муки. А что есть у нас для Господа?

А у нас – маета, и морок,

и порывы, никнущие втуне,

и сознанье вины неисключимой,

и лица, что стыд занавесил,

и немощь без меры, без предела.

Вот, что мы приносим, и дарим,

и в Твои полагаем руки.

Но ты говоришь: довольно –


Стихи С.Аверинцева – это проповеди, направленные на возрождение национального

самосознания и русской богословской мысли ХХ века


Неотразимым острием меча,

Отточенного для последней битвы

Да будет слово краткое молитвы

И ясным знаком – тихая свеча

(из духовных стихов, 1989г.)


Юрий Михайлович Кублановский – поэт, искусствовед. Родился в 1977 году в

Рыбинске. В 1970 году окончил искусствоведческое отделение МГУ. Работал

экскурсоводом на Соловках, в Кирилло-Белозерском заповеднике, в музее Тютчева в

Муранове. После того, как в 1975 выступил в самиздате с открытым письмом «Ко всем

нам», работать по специальности уже не имел возможности и вплоть до вынужденной

эмиграции служил дворником, истопником в храмах Москвы и Подмосковья. Исколесил

всю Россию; был бедствующим материально. В недобрые годы застоя подвергался

преследованием. В 1981 году в американском издательстве «Ардис» опубликована первая

книга «Избранное», составленная Иосифом Бродским, который первый отметил, что

«Кублановский обладает, пожалуй, самым насыщенным словарем после Пастернака». В

1982 году был выдворен из страны. С 1983 году находился в Париже. Сейчас живет в

ФРГ в Мюнхене.

В своей поэзии Ю. Кублановский, казалось, использует традиционные метры, привержен

строгой строфике, лишь изредка отступает от классической рифмы. Читая Ю.

Кублановского, дышишь новизной, потому что «традиция для него не клетка, а вольная

степь, волшебный лес».


Все мы – тельцы и девы,

овны и скорпионы,

пившие для сугреву

по подворотням зоны,

перед вторым потопом,

чую жезлом железным

ныне гонимы скопом

в новый тон – над бездной.


Ю.Кублановский – мастер, его религиозность созревала годами, она не дань нынешней

моде. В стихах, написанных в Зарубежье, чувствуется боль за Россию, «За Русь», тоска по

ней, вера в неё, великомученицу.


От лап раскаленного клена во мраке

червонее Русь.

От жизни во чреве её, что в бараке,

не переметнусь.

Её берега особливей и ближе,

колючей жнивье.

Работая, веслами тише и тише

я слышу её

О как в нищите ты, родная, упряма

но зримей всего но зримей всего

На месте снесенного бесами храма

я вижу его.


Наталия Евгеньевна Горбаневская (родилась в 1936 году) переводчик, журналист.

Автор девяти поэтических сборников. Ранние, начала 1960-х годов, стихи Н.Горбаневской

наполнены личностным чувством, их повествовательность сродни исповедальности.

Тридцать лет назад А.Ахматова, встретившись с молодой поэтессой, отметила

подлинность ее таланта. Выход Н.Горбаневской 25 августа 1968 года на Красную площадь

в знак протеста против ввода советских танков в Прагу перевернул всю ее дальнейшую

жизнь. Впереди её ждали ссылки, слежка, годы психушек и тюрем с особым режимом. На

протяжении всех этих тяжелых испытаний она оставалась поэтом, стихи не оставляли ее

в самые мрачные минуты жизни.


Господи, Господи, ночь и туман

на них опустились.

Господи, что даровал ты нам

кроме бессилья?

Видно у Господа Бога для нас

- то же, что сыну, -

нету иных проявлений любви,

кроме распятья.


Горечь и усталость поэтессы понятны: слишком тяжел был крестный путь её.


Незаметно перекреститься

натянуть рубашку из синего ситца,

переплыть на ту сторону Стикса,

позабыть, кто с тобой не простился.

Всю былую память, всё былое зренье

словно брёвна сплавить по реке забвенья,

словно гонки счалить в сомкнутые звенья,

ничего не чаять, кроме избавленья.


Но все же, несмотря на то, что поэтесса уже думает «об избавленьи», она беспокоится,

горюет о будущем русского народа, заблудившегося во мраке современной распутницы.


Господи Иисусе, Пресвятая Богородица,

что за народ от нас народится?


Читая ее стихи, невольно вспоминается «Христос воскрес» - поют во храме».

Д.С.Мережковского. Та же боль души, тот же стыд за собратьев своих беред богом. За

более чем тридцать лет творчества из девяти поэтических книг на родине были известны

лишь немногие. Но сегодня Н.Горбаневская регулярно печатается в журналах «Знамя»,

«Октябрь», «Новый мир».


Ирина Ратушинская родилась в 1954 году в Одессе. Физик, поэт, прозаик, эссеист.

Недолгое время работала в школе, откуда была уволена за участие в правозащитной

деятельности, 17 октября 1982 года поэтесса была арестована за выступление в защиту

сосланного в Горький академика А.Д.Сахарова, но основная причина крылась её в стихах

публикующихся в то время в самиздате. Суд приговорил И. Ратушинскую к семи годам

лагерей «за распространение клеветнических измышлений в стихотворной форме». И

только поэзия спасала, давала надежду и силы: «Через жар и озноб – я дойду, я дойду до

апреля! Я уже на дороге. И божья рука на плече».

Стихи начала 1980-х годов отмечены, как вехами, местами заключения; в них поэтический

темперамент И. Ратушинской, они сугубо личностные.


Господи, как он там? Присмотри за ним,

Чтоб с ума не сошел в пустом закутке квартиры,

Устыди его боль, от отчаянья охрани –

Чтобы с ясным лицом – за двоих – он встал перед миром.


Лирика поэтессы насквозь религиозна, поражает искренностью, метафоричностью.


Подымаю чашу – да будет воля Твоя.

Видишь: руки спокойны, легко беру и не трушу.

Но на черно – белой эмульсии бытия –

Укрепи его душу!


В ряде стихов И. Ратушинскую охватывает ощущение трагедии безвременья, но поэтесса

убеждена, что только вера может быть основой возрождения человека.


Только в детстве нам дан посредник

Между нами и белым светом.

А потом нам под сирым ветрам

Серым камнем мостить дорогу.

Все изведать и все отвергнуть,

Но, быть может, вернуться к Богу.

(«Крещение Руси»)


Пройдя кругами ГУЛАГовского ада, И.Ратушинская основательно подорвала своё

здоровье. После освобождения уехала на лечение в Великобританию. Живет в Лондоне.

В 1988 году в чикагском издательстве «Литературный курьер» была опубликована книга

И.Ратушинской «Стихи». В августе 1990 года Президентским указом И.Ратушинской

возвращено гражданство. С этого времени на страницах журналов «Знамя», «Дружба

народов», «Согласие публикуются стихотворения поэтессы.


О возрождении и укреплении религиозной линии в современной поэзии

свидетельствует творчество рассмотренных нами авторов. Все они – люди яркой

индивидуальности: у каждого в поэзии свой тембр голоса, своя палитра красок, свой

облик. Певучая и цветистая С.Кекова, многогранный и многомудрый С.Аверинцев,

мятущийся Ю.Кублановский, печальная и полная светлой любви О.Николаева, и

прошедшие через ад, но не усомнившиеся в Боге И.Ратушинская и Н.Горбаневская – уста

их говорят «от избытка сердца».

Как сказал в своей речи на открытии выставки русских икон в Ватикане 29 июля 1999

года. Сергей Сергеевич Аверинцев: «Религиозное искусство создается для того, чтобы

верующие становились тверже в вере и лучше понимали, во что веруют, а неверующим

брезжил свет тайны,