СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Духовная православная музыка глазами современного человека"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательская работа

Цель: найти средство гармоничного отношения к миру и людям при помощи русской духовной музыки.

Задачи:

-собрать информацию о композиторах, которые сочиняли духовную музыку,

-познакомиться с их творчеством,

-послушать их музыку;

- проанализировать своё отношение к духовной музыке.

Методы исследования:

изучение литературы, интернет -ресурсов по данному вопросу

Гипотеза: правда ли, что духовная музыка занимает важное место в жизни современного человека?

Просмотр содержимого документа
«"Духовная православная музыка глазами современного человека"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия 3 г. Дубны, Московской области»

__________________________________________________









Исследовательская работа по теме:

«Духовная музыка

глазами современного человека».















Работу выполнили:

Троицкая Таисия

учащаяся 8 «А» класса,

Федосеева Анна

Учащаяся 8 «Б» класса

Руководитель:

С.В. Троицкая - учитель музыки







2020 год

Цель: найти средство гармоничного отношения к миру и людям при помощи русской духовной музыки.

Задачи:

-собрать информацию о композиторах, которые сочиняли духовную музыку,

-познакомиться с их творчеством,

-послушать их музыку;

- проанализировать своё отношение к духовной музыке.

Методы исследования:

изучение литературы, интернет -ресурсов по данному вопросу

Гипотеза: правда ли, что духовная музыка занимает важное место в жизни современного человека?

Актуальность

Духовная музыка продолжает оставаться одним из важнейших источников формирования профессиональной музыки. Это, в свою очередь, обусловило неиссякаемый интерес композиторов к данной области. Актуальность заявленного положения подтверждается и в настоящее время, что проявляется в творчестве целого ряда современных композиторов, создающих произведения в жанрах духовной музыки.

Духо́вная му́зыка (церковная музыка, нем. geistliche Musik, итал. musica sacra, англ. sacred music) — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы.

Если раньше обращение к духовной музыке было нормой жизни, быта всех слоев общества, то теперь эта традиция практически утрачена. К сожалению, для новых поколений россиян церковная музыка остается неизвестной.

Начиная с XVIII века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера — «Всенощные», которые могли исполняться и вне богослужения; известны «Всенощные» А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва. Со второй половины XIX века «Всенощные» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок древних распевов; такие сочинения создали, в частности, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков. Лучшими образцами жанра считаются «Всенощные» П.И. Чайковского и Сергея Рахманинова.

Эти же, и многие другие композиторы, создавали музыку к песнопениям Литургии (вершины христианского богослужения), в частности к:

различным ектениям, антифонам, «Единородный Сыне», «Святый Боже», «Аллилуя», «Иже херувимы», «Милость мира», «Достойно есть» и др.

Отечественные композиторы второй половины XX века – Э.В. Денисов, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин, С.М. Слонимский, С.А. Губайдуллина и др. – отразили неоканоническую тенденцию. Их духовные опусы часто становятся одной из вершин творчества названных авторов. Таковы оратория «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» Э.В. Денисова, «Страсти по Иоанну» С.А. Губайдулиной, реквиемы А.Г. Шнитке, С.М. Слонимского и др. Как известно, ХХ век сильно изменил звуковую картину мира. Музыкальный язык сочинений усложняется, различные техники (серийность, алеаторика, пуантилизм, минимализм, сонористика, полистилистика) активно осваиваются композиторами. Это, в свою очередь, влечет за собой обновление музыкального языка, создание новых композиционных приемов композиторской техники, в том числе и в сочинениях на духовную тематику.

Вывод

Слушая музыку и читая о композиторах, мы поняли, что Духовная музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека, и этим воздействием можно управлять, что и было все прошлые века, когда человек относился к музыке как к чуду, данному для общения с высшим духовным миром. И он мог общаться с этим чудом постоянно. Духовная музыка составляет наилучшее средство к удалению дурных мыслей и преступных желаний. Она приводит душу в гармонию и настраивает её к высоким побуждениям, располагает к взаимной любви и единомыслию.

Возрождение духовной музыки, по нашему мнению, необходимо, так как есть потребность в обретении некой духовной гармонии и опоры, позволяющей человеку выстоять в условиях все более возрастающего драматизма современной жизни.

Использованы ресурсы

  • https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=464586 © Библиофонд

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Духовная_музыка

  • Труханова А.Г. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА С.В.ЕКИМОВА) // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. IX-X междунар. науч.-практ. конф. № 4-5(8). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 10-16.

  • https://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/singing/composers/ на сайте можно послушать музыку




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!