СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная сфера. ЕГЭ 2018г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека.: достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациями.

Просмотр содержимого документа
«Духовная сфера. ЕГЭ 2018г»

Духовная сфера   ЕГЭ 2018

Духовная сфера

ЕГЭ 2018

Культурный человек – это… человек, воспитанный в традициях своего народа, усвоивший его жизненные ценности (в Древней Греции). гражданин, патриот своей страны (в Древнем Риме). христианин, разбирающийся в основах веро- учения, соблюдающий религиозные нормы (в средневековой Европе). человек, получивший воспитание и образование (в эпоху Просвещения).

Культурный человек – это…

человек, воспитанный в традициях своего

народа, усвоивший его жизненные ценности

(в Древней Греции).

гражданин, патриот своей страны (в Древнем

Риме).

христианин, разбирающийся в основах веро-

учения, соблюдающий религиозные нормы (в

средневековой Европе).

человек, получивший воспитание и

образование (в эпоху Просвещения).

Культура – это… вся совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворенных людьми вещей, противостоящий природе. совокупность лучших, наиболее значительных творений человека, духовных ценностей общества. универсальный способ воспитания человека. Артефакт – предмет, изготовленный человеком, в отличие от природ- ного; любой искусственно созданный объект .

Культура это…

вся совокупность результатов человеческой деятельности, мир

сотворенных людьми вещей, противостоящий природе.

совокупность лучших, наиболее значительных творений человека,

духовных ценностей общества.

универсальный способ воспитания человека.

Артефакт – предмет, изготовленный человеком, в отличие от природ-

ного; любой искусственно созданный объект .

Функции культуры Воспитательная : приучение человека к жизни в обществе, его социализация. Познавательная : получение, сохранение и передача знаний о мире. Информационная (исторической преемственности) : передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Нормативная (регулятивная) : воздействие на поведение людей. Ценностная (аксиологическая) : формирование жизненных ориентаций, которые позволяют человеку распознавать значимое и незначительное. Коммуникативная : обеспечение общения людей друг с другом. Знаково-символическая : формирование имён и названий объектов, идей. Адаптивная : обеспечение приспособления к различным природным условиям. Релаксационная (рекреативная) : создание условий для отдыха и разрядки. Творческая : создание новых ценностей на основе переосмысления и обновления уже существующей культуры.

Функции культуры

Воспитательная : приучение человека к жизни в обществе, его социализация.

Познавательная : получение, сохранение и передача знаний о мире.

Информационная (исторической преемственности) : передача социального

опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе.

Нормативная (регулятивная) : воздействие на поведение людей.

Ценностная (аксиологическая) : формирование жизненных ориентаций,

которые позволяют человеку распознавать значимое и незначительное.

Коммуникативная : обеспечение общения людей друг с другом.

Знаково-символическая : формирование имён и названий объектов, идей.

Адаптивная : обеспечение приспособления к различным природным условиям.

Релаксационная (рекреативная) : создание условий для отдыха и разрядки.

Творческая : создание новых ценностей на основе переосмысления и

обновления уже существующей культуры.

Виды культуры Материальная Духовная Материальная культура – результат обработки природных материалов для удовлетворения человеческих потребностей; многообразие производимых человеком предметов. Духовная культура – совокупность продуктов духовной и интеллектуальной деятельности человека, не имеющих предметного, вещного характера. Деление на материальную и духовную культуру условно.

Виды культуры

Материальная

Духовная

Материальная культура – результат обработки природных

материалов для удовлетворения человеческих потребностей;

многообразие производимых человеком предметов.

Духовная культура – совокупность продуктов духовной и

интеллектуальной деятельности человека, не имеющих

предметного, вещного характера.

Деление на материальную и духовную культуру условно.

Виды культуры По историческому периоду первобытная средневековая Нового времени современная По этнонациональному признаку русская китайская американская и другие… МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

Виды культуры

По историческому периоду

первобытная

средневековая

Нового времени

современная

По этнонациональному признаку

русская

китайская

американская

и другие…

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

Формы культуры народная элитарная массовая Народная культура – традиционная культура, которая включает культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени; является любительской, создаётся анонимными творцами. Элитарная культура – культура привилегированных слоёв общества; «высо- кая культура», требующая особой подготовки для восприятия. Массовая культура – продукты духовного производства, создаваемые боль- шими тиражами в расчёте на широкую публику.

Формы культуры

народная

элитарная

массовая

Народная культура – традиционная культура, которая включает культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени; является любительской, создаётся анонимными творцами.

Элитарная культура – культура привилегированных слоёв общества; «высо-

кая культура», требующая особой подготовки для восприятия.

Массовая культура – продукты духовного производства, создаваемые боль-

шими тиражами в расчёте на широкую публику.

Развитие массовой культуры массовое образование средства массовой информации массовое производство Рост числа потенциальных потребителей Новые технические возможности для распространения Рост спроса на продукцию для разрядки, отдыха Массовая культура имеет коммерческий характер: её цель – получение прибыли от продажи продукта. Массовая культура рассчитана на среднего потребителя, обращается к Массовая культура рассчитана на среднего потребителя, обращается к чувствам и эмоциям, присущим большинству людей.

Развитие массовой культуры

массовое образование

средства массовой информации

массовое производство

Рост числа потенциальных потребителей

Новые технические возможности для распространения

Рост спроса на продукцию для разрядки, отдыха

Массовая культура имеет коммерческий характер: её цель – получение

прибыли от продажи продукта.

Массовая культура рассчитана на среднего потребителя, обращается к

Массовая культура рассчитана на среднего потребителя, обращается к

чувствам и эмоциям, присущим большинству людей.

боевики беллетристика популярная музыка комиксы Массовая культура реклама сериалы спортивные зрелища мелодрамы и другое… детективы

боевики

беллетристика

популярная

музыка

комиксы

Массовая культура

реклама

сериалы

спортивные

зрелища

мелодрамы

и другое…

детективы

Формы культуры элитарная массовая народная доминирующая субкультура Доминирующая культура – совокупность культурных ценностей, которыми руководствуется большинство членов общества. Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социаль- ную группу от большинства общества. Контркультура – субкультура, которая противостоит доминирующей культуре.

Формы культуры

элитарная

массовая

народная

доминирующая

субкультура

Доминирующая культура – совокупность культурных ценностей, которыми

руководствуется большинство членов общества.

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социаль-

ную группу от большинства общества.

Контркультура – субкультура, которая противостоит доминирующей культуре.

Доминирующая культура Субкультура Контркультура

Доминирующая культура

Субкультура

Контркультура

Духовный мир человека – особая, индивидуальная, неповторимая форма проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Факторы формирования духовного мира личности: жизненные обстоятельства; участие в деятельности; целенаправленное воздействие; самовоспитание, саморазвитие. Духовный мир человека Потребности Убеждения Способности Вера Знания Цели Стремления Ценности Чувства Переживания

Духовный мир человека – особая, индивидуальная, неповторимая форма проявления,

существования, функционирования духовной жизни общества.

Факторы формирования духовного мира личности:

жизненные обстоятельства;

участие в деятельности;

целенаправленное воздействие;

самовоспитание, саморазвитие.

Духовный мир человека

Потребности

Убеждения

Способности

Вера

Знания

Цели

Стремления

Ценности

Чувства

Переживания

Функции морали в обществе Усваивая нравственные нормы, человек выделяется из животного мира; мораль создаёт ориентир человечности Гуманизирующая Моральные нормы регулируют поведение людей; опираясь на свои убеждения, человек осуществляет саморегуляцию Регулятивная Мораль помогает сформировать иерархию ценностей, опираясь на которую, человек определяет смысл жизни Ценностно-ориентирующая Человек даёт оценку своим мыслям и поступкам, сравнивая их с нравственным идеалом Оценочная Человек учится самостоятельно различать добро и зло, нравственное и безнравственное Познавательная Человек формирует нравственную культуру, учится реализовывать свои нравственные установки Воспитательная Мораль – система норм и правил поведения, основанных на представлении о добре и зле. Нравственность – внутренние духовные ценности, которые определяют действия человека.

Функции морали в обществе

Усваивая нравственные нормы, человек выделяется из

животного мира; мораль создаёт ориентир человечности

Гуманизирующая

Моральные нормы регулируют поведение людей; опираясь

на свои убеждения, человек осуществляет саморегуляцию

Регулятивная

Мораль помогает сформировать иерархию ценностей,

опираясь на которую, человек определяет смысл жизни

Ценностно-ориентирующая

Человек даёт оценку своим мыслям и поступкам, сравнивая

их с нравственным идеалом

Оценочная

Человек учится самостоятельно различать добро и зло,

нравственное и безнравственное

Познавательная

Человек формирует нравственную культуру, учится

реализовывать свои нравственные установки

Воспитательная

Мораль – система норм и правил поведения, основанных на представлении о добре и зле.

Нравственность – внутренние духовные ценности, которые определяют действия человека.

Специфика моральной регуляции поведения Моральные нормы носят обобщённый характер, нуждаются в конкретизации в той или иной реальной ситуации. Моральные нормы всепроницающи: регулируют отношения во всех сферах общественной жизни. Мотивы нравственного поведения бескорыстны. Нравственное поведение основано на представлениях о должном положении вещей. Основную роль в моральной регуляции поведения играет внутренний контроль – совесть. Моральные нормы неинституциональны, они вырабатываются стихийно, в процессе развития общества.

Специфика моральной регуляции поведения

Моральные нормы носят обобщённый характер, нуждаются в конкретизации в той или

иной реальной ситуации.

Моральные нормы всепроницающи: регулируют отношения во всех сферах

общественной жизни.

Мотивы нравственного поведения бескорыстны.

Нравственное поведение основано на представлениях о должном положении вещей.

Основную роль в моральной регуляции поведения играет внутренний контроль –

совесть.

Моральные нормы неинституциональны, они вырабатываются стихийно, в процессе

развития общества.

Наука – это… специализированная познавательная деятельность людей, целью которой является получение объективно истинных, обоснованных, системно организованных знаний об окружающем мире. Специфика научного познания мира – ? Классификация научных дисциплин – ? система знаний об определённой области действительности. особый социальный институт, который включает в себя широкую сеть специальных организаций и учреждений. Социальные функции науки – ?

Наука – это…

специализированная познавательная деятельность

людей, целью которой является получение объективно

истинных, обоснованных, системно организованных

знаний об окружающем мире.

Специфика научного

познания мира – ?

Классификация

научных дисциплин – ?

система знаний об определённой области

действительности.

особый социальный институт, который включает в

себя широкую сеть специальных организаций и

учреждений.

Социальные функции

науки – ?

Уровни научного познания Эмпирический Теоретический Установление фактов Объяснение фактов Методы научного познания описание наблюдение анализ моделирование сравнение абстрагирование эксперимент синтез идеализация систематизация дедукция измерение индукция формализация Абстрагирование – отвлечение от неко-торых свойств объекта при его изучении. аналогия

Уровни научного познания

Эмпирический

Теоретический

Установление фактов

Объяснение фактов

Методы научного познания

описание

наблюдение

анализ

моделирование

сравнение

абстрагирование

эксперимент

синтез

идеализация

систематизация

дедукция

измерение

индукция

формализация

Абстрагирование – отвлечение от неко-торых свойств объекта при его изучении.

аналогия

Научные дисциплины Уровни научного познания Теоретический Эмпирический Прикладные Фундаментальные Установление фактов Объяснение фактов Социальные Точные Естественные Технические Гуманитарные  Закон – объективная, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями и процессами. Производственная (технико-технологическая) Функции науки  Теория – системно организованное знание, позволяющее объяснять и предсказывать события, явления, процессы. Познавательная Мировоззренческая

Научные дисциплины

Уровни научного познания

Теоретический

Эмпирический

Прикладные

Фундаментальные

Установление фактов

Объяснение фактов

Социальные

Точные

Естественные

Технические

Гуманитарные

Закон – объективная, существенная,

устойчивая, повторяющаяся связь между

явлениями и процессами.

Производственная (технико-технологическая)

Функции науки

Теория – системно организованное знание,

позволяющее объяснять и предсказывать

события, явления, процессы.

Познавательная

Мировоззренческая

Философия: изучает наиболее общие законы развития природы, общества, человека; критична, её утверждения опираются не на веру, а на доказательства; предлагает положения и выводы предельно общего характера, которые невозможно проверить с помощью опыта. Гносеология – учение о познании. Онтология  – наука о бытии. Логика – учение о законах мышления. Диалектика – учение о развитии. Герменевтика – теория толкования знаний. Аксиология – теория ценностей. Этика – учение о морали. Эстетика – учение о красоте.

Философия:

изучает наиболее общие законы развития природы, общества, человека;

критична, её утверждения опираются не на веру, а на доказательства;

предлагает положения и выводы предельно общего характера, которые

невозможно проверить с помощью опыта.

Гносеология – учение о познании.

Онтология – наука о бытии.

Логика – учение о законах мышления.

Диалектика – учение о развитии.

Герменевтика – теория толкования знаний.

Аксиология – теория ценностей.

Этика – учение о морали.

Эстетика – учение о красоте.

Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека. Основной вопрос философии Что первично? Познаваем ли мир? Оптимисты Агностики Идеалисты Материалисты Человек может Человек не в состоянии получить истинные познать мир знания о мире Первично сознание Первична материя, бытие определяет сознание Постоянен ли мир? Объективные Субъективные Мир – совокупность Первооснова мира – ощущений и действий сверхиндивидуальное субъекта духовное начало Диалектики Метафизики Основы бытия Мир постоянно неизменны изменяется

Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека.

Основной вопрос философии

Что первично?

Познаваем ли мир?

Оптимисты

Агностики

Идеалисты

Материалисты

Человек может

Человек не в

состоянии

получить истинные

познать мир

знания о мире

Первично сознание

Первична материя,

бытие определяет

сознание

Постоянен ли мир?

Объективные

Субъективные

Мир – совокупность

Первооснова мира –

ощущений и действий

сверхиндивидуальное

субъекта

духовное начало

Диалектики

Метафизики

Основы бытия

Мир постоянно

неизменны

изменяется

функции структура религиозное сознание мировоззренческая регулятивная религиозные нормы коммуникативная религиозные действия интегрирующая культуротворческая религиозные организации компенсаторная Религия – это мировоззрение и соответствующее поведение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил и зависимость от них человеческих действий. Классификация религий По объекту поклонения Исторические формы По сфере распространения Полидемонизм Магия Племенные культы Тотемизм Фетишизм Анимизм Политеизм Монотеизм Национальные Мировые

функции

структура

религиозное сознание

мировоззренческая

регулятивная

религиозные нормы

коммуникативная

религиозные действия

интегрирующая

культуротворческая

религиозные организации

компенсаторная

Религия – это мировоззрение и соответствующее поведение, основанное на вере в

существование сверхъестественных сил и зависимость от них человеческих действий.

Классификация религий

По объекту поклонения

Исторические формы

По сфере распространения

Полидемонизм

Магия

Племенные культы

Тотемизм

Фетишизм

Анимизм

Политеизм

Монотеизм

Национальные

Мировые

Искусство: мастерство, умение, искушённость; форма художественно-творческой деятельности людей, целостное отражение действительности в эмоционально-чувственных образах. Социальные функции искусства: Критерии выделения видов искусства: познавательная; предвосхищения событий; способ материального воплощения; коммуникативная; механизм восприятия; эстетическая; ценностная; средства выражения; гедонистическая. воспитательная; степень применимости в быту и др. преобразующая;

Искусство:

мастерство, умение, искушённость;

форма художественно-творческой деятельности

людей, целостное отражение действительности

в эмоционально-чувственных образах.

Социальные функции искусства:

Критерии выделения видов искусства:

познавательная;

предвосхищения

событий;

способ материального воплощения;

коммуникативная;

механизм восприятия;

эстетическая;

ценностная;

средства выражения;

гедонистическая.

воспитательная;

степень применимости в быту и др.

преобразующая;

Тенденции развития образования Доступность для всех слоёв населения, обязательность начального, а во многих странах и среднего образования Демократизация Удлинение сроков получения общего и профессионального образования Рост продолжительности Особое внимание к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям Гуманизация Повышение роли общественных дисциплин при получении общего образования Гуманитаризация Сближение систем образования разных стран, учебных программ, требований к уровню знаний и умений Интернационализация Использование новых технологий обучения, глобальных коммуникационных сетей Компьютеризация Подготовка выпускника к самостоятельному получению новых знаний и умений Непрерывность

Тенденции развития образования

Доступность для всех слоёв населения, обязательность

начального, а во многих странах и среднего образования

Демократизация

Удлинение сроков получения общего и профессионального

образования

Рост продолжительности

Особое внимание к личности учащегося, его интересам,

запросам, индивидуальным особенностям

Гуманизация

Повышение роли общественных дисциплин при получении

общего образования

Гуманитаризация

Сближение систем образования разных стран, учебных

программ, требований к уровню знаний и умений

Интернационализация

Использование новых технологий обучения, глобальных

коммуникационных сетей

Компьютеризация

Подготовка выпускника к самостоятельному получению

новых знаний и умений

Непрерывность

Образование – способ передачи накопленных знаний и опыта новым поколениям людей. Образование – особый социальный институт, совокупность учреждений, организаций, которые занимаются обучением, воспитанием и профессиональной подготовкой. Образование – результат обучения, система знаний человека о мире, подкреплённая соответствующими навыками в различных сферах деятельности. Функции образования в обществе Экономическая – подготовка высококвалифицированных специалистов. Социальная – социализация личности, уравнивание стартовых возможностей. Культурная – воспитание индивида, развитие его творческих способностей. Сберегающая – сохранение и передача культурного достояния.

Образование – способ передачи накопленных знаний и опыта новым поколениям людей.

Образование – особый социальный институт, совокупность учреждений, организаций,

которые занимаются обучением, воспитанием и профессиональной подготовкой.

Образование – результат обучения, система знаний человека о мире, подкреплённая

соответствующими навыками в различных сферах деятельности.

Функции образования в обществе

Экономическая – подготовка высококвалифицированных специалистов.

Социальная – социализация личности, уравнивание стартовых возможностей.

Культурная – воспитание индивида, развитие его творческих способностей.

Сберегающая – сохранение и передача культурного достояния.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!