Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках и изобразительного искусства.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Уникальность и значимость образовательной области «Искусство», в том, что предметы, изобразительное искусство и кружок рисования, направлены непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика. И вся деятельность учителя изобразительного искусства подчинена, прежде всего, воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности. На уроках изобразительного искусства дети учатся рисовать, лепить, писать красками, конструировать. Но не только. Еще есть умение видеть в окружающей жизни то, что не замечают, не видят другие. Умение вглядываться в жизнь - самое главное умение!
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми мира. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Я стремлюсь воспитать из своих учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи. Хочется, чтобы душа каждого ребенка вобрала в себя лучшие качества человека – созидателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия. Вот поэтому я привлекаю к участию в конкурсах и выставках как можно больше детей разного возраста.
Недавно отмечали 75-летие Великой Победы 1945 года. Наша школа принимала участие в таких конкурсах как:
муниципальный этап областного конкурса-выставки художественного творчества детей «Радуга творчества», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Из 22 работ учеников (4-11 классы) были отобраны только 4, из них - 3 призовые, в областном этапе - 1 призовое место.
Областной литературно-творческий конкурс «Великой Победе посвящается» принимало участие 24 человека (строгих ограничений не было – все желающие). Победителей -3.
Лучшие работы были отправлены на международные конкурсы на сайте «Твори! Участвуй! Побеждай!» - все призовые 1 места.
Но труднее ребятам было описать свою работу, чем сделать. Вот результат их размышлений, который как нельзя лучше говорит о патриотизме детей и их отношении к нашей истории.
Миломаева Анна Андреевна , 17 лет.
Рисунок "Освобождение Сахалина. Август 1945 года" выполнен простым карандашом на формате А2. Сюжетом послужила фотография тех далеких лет. В заметке об освобождении Сахалина в августе 45-го рассказывалось о десанте. Вторая Мировая война закончилась 3 сентября. На Сахалине каждый год в этот день отдают память погибшим при освобождении Сахалина. У нас в городе есть братская могила морякам-десантникам. Каждый год в этот день походит шествие с цветами и венками к памятнику на площади. раньше первыми шли ветераны, потом они уже сидели на лавочках у памятника. С каждым годом их становится все меньше. Очень жаль, что из-за пандемии в этом году не было этого мероприятия. Заканчивается шествие минутой молчания. Какая же она долгая...
Шустова Екатерина. Долгая дорога к Победе
Работа выполнена на формате А1 в виде коллажа. Фотографии взяты из старых списанных журналов. Долгая и трудная была дорога к Великой Победе, какой ценой завоевано счастье. На этом плакате нет надписей. Я считаю, что это лишнее. Глядя на работу, каждый думает о своем, вспоминает рассказы дедушек и бабушек или то, что прочитали и узнали из книг. Мне хочется сказать: «Спасибо за Великую Победу! Вечная память погибшим».
Ключагина Анна, 14 лет. Стенгазета «Лишь полчаса давали им на смерть...»
Страницы истории… Как начиналась война…
План "Барбаросса" отводил на уничтожение советских застав не более 30 минут. Но заставы держались часами и даже сутками. Один немецкий полковник, попав в плен в конце войны, на вопрос: "Когда вы поняли что война будет проиграна?", ответил: "После первых боёв на границе." И ещё... Ни одна из застав на западной границе не отошла без приказа.
Лишь полчаса давали им на смерть... Но даже смерть отпрянула в испуге, Когда в свинцовой беспощадной вьюге Кому-то вышло чудо уцелеть. И первыми вступить в неравный бой... Встать насмерть там, у западной границы, В тот час, когда по улицам столицы Спокойно шли влюблённые домой. Не полчаса... А если повезёт, У смерти вырвать сутки или боле, Чтоб враг умылся кровью в русском поле И здесь открыл своим потерям счёт. ...В казённом треске праздничных речей, Нам, нынешним, уже не вспомнить лица Тех, кто носил зелёные петлицы, Кто пал, но не покинул рубежей... | |
Из всех стихов больше всего меня впечатлили эти стихи. Они просто «зацепили». А Вас?
Вечная память героям!
Журавлева Полина, 15 лет.
Работа «Десант. Освобождение Сахалина и Курильских островов» в смешанной технике: рисунок и бумагопластика. Формат А4. Предварительная работа: поиск информации об освобождении Сахалина в августе 1945 года. Презентации, статьи, фотографии тех лет, стихи…
Вот наконец-то возникла идея: надо в работе рассказать, как освобождали город, в котором я живу – Углегорск (и Шахтерск). А дальше в ход пошло все: цветная бумага, картон (хотелось главного героя выдвинуть вперед), краски, кисти, клей. Выполненные раньше цветы из бумаги захотелось обвязать нашей сахалинской георгиевской ленточкой. Из цветной бумаги она выглядела более нарядно и ярче, и потом, все надо делать своими руками. Изучала медаль за освобождение Сахалина и Курильских островов. Она оказалась особенной и красивой. Мне очень хотелось, чтобы она тоже на работе была как настоящая. А дальше – море из жатой двухсторонней фольги (никак не приклеивалась), листочек со стихами решила «состарить» будто это страницы из прошлого. Осталось только собрать все детали вместе. Меня очень взволновали стихи. От работы я получила большое удовольствие. Я так много узнала о страницах нашей истории. Мой десантник для меня живой. Вечная память героям, освободившим Сахалин и Курильские острова и всех тех, кто завоевал ПОБЕДУ!
Десант Скалистый остров загудел От орудийного раската. По грудь в бушующей воде В атаку ринулись солдаты. За ними вздыбился прибой От края бухты и до края. И он на берег рвется в бой, В разбеге силы набирая. “Ура”, рожденное внизу, на сопки выкатилось валом. Японский флаг у амбразур Склонился низко перед алым. А. Мандрик | |
Это были работы детей, которые участвовали в международном конкурсе, остальные может быть уступают в технике исполнения, но все выполнены с душой и любовью. Все ребята очень старались. Немного из того, что было отправлено на разные конкурсы.