СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно - нравственное и патриотическое воспитание учащихся ДШИ на примере культурного и исторического наследия родного края

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе обобщен педагогический опыт и представлена систематическая и целенаправленная деятельность по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся художественного отделения ДШИ на примере проектов патриотической и краеведческой направленности, которые были реализованы в урочной деятельности при изучении предметов «Рисунок», «Скульптура» и «Прикладная композиция» в рамках дополнительной предпрофессиональной программы «Живопись» и программы «Декоративно-прикладное творчество», затем имели практическую значимость во внеклассной работе, выставочной и конкурсной деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Духовно - нравственное и патриотическое воспитание учащихся ДШИ на примере культурного и исторического наследия родного края»

Духовно - нравственное и патриотическое воспитание учащихся ДШИ на примере культурного и исторического наследия родного края.


Мирошниченко Ю. С.

Преподаватель МБУДО «Детская школа искусств № 10» г. Брянск


В данной работе обобщен педагогический опыт и представлена систематическая и целенаправленная деятельность по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся художественного отделения ДШИ на примере проектов патриотической и краеведческой направленности, которые были реализованы в урочной деятельности при изучении предметов «Рисунок», «Скульптура» и «Прикладная композиция» в рамках дополнительной предпрофессиональной программы «Живопись» и программы «Декоративно-прикладное творчество», затем имели практическую значимость во внеклассной работе, выставочной и конкурсной деятельности.


Представлены следующие выставочные проекты:

Графические работы «Эмблема победы» (предмет Рисунок 1 класс); Серия графических портретов «Герои Отечества» - портреты героев брянщины – воинов-интернационалистов и героев Великой Отечественной войны (предмет Рисунок 2 класс); Серия графических портретов «Русские художники» (предмет Рисунок 1-2 классы); Скульптурные рельефы «Эмблема победы» (предмет Скульптура 2-3 классы); Скульптурные рельефы «Достопримечательности и виды города Брянска» (предмет Скульптура 3-4 классы); Сувенир «Брянский лес» и сувенир «Россия» (предмет Скульптура 2-3 классы); «Птицы заповедника «Брянский лес» и «Животные заповедника «Брянский лес» (предмет Прикладная композиция, блок Стилизация природных форм, 1-2 классы); так же представлены фото выставок и патриотического мероприятия «Герои Отечества».


Духовно - нравственное и патриотическое воспитание учащихся ДШИ

Проблема духовно-нравственного развития личности приобретает особую актуальность в переломные моменты истории. Сегодня в России данная педагогическая проблема становится предметом общественной и государственной политики. В одной из недавних речей президента В.В.Путина, где на совещании с представителями общественности он отмечает: «На самом деле, это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге - укреплять нашу страну. От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

Решение множества проблем в жизни страны в значительной степени зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. Именно поэтому приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса детских школ искусств являются духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание - это развитие исторической памяти, осознание любви к своей Родине, воспитание патриотических чувств и гражданской ответственности.

Идея духовно-нравственного развития и воспитания личности школьников заложена в Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС и ФГТ, установленные к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Сфера дополнительного образования детей обладает уникальными возможностями в плане развития и воспитания многогранной личности, удовлетворения её потребностей, интересов, стремления к творчеству.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся в образовательном процессе детских школ искусств требует системный подход, требует четко сформулированных позиций и ориентиров, адекватно сочетающихся с реалиями сегодняшнего дня. Мир искусства становится для ребенка привычным пространством и развивающей средой, где через постижение основ изобразительного искусства дети приобретают умение видеть мир во всем его многообразии, приобщаясь к национальным и общечеловеческим ценностям.

Таким образом, комплекс действий и системный подход предлагается как организационная форма управления духовно-нравственным воспитанием детей в ДШИ, ведущий к целостному развитию, воспитанию нравственно устойчивой личности.

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся в ДШИ состоит из трех логически взаимосвязанных компонентов:

- занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, ориентированные на вовлечение детей в практическую деятельность, самоопределение и самовоспитание через активизацию личностных ресурсов;

- внеурочная деятельность, стимулирующая все субъекты образовательного процесса на творческий диалог, общение, взаимодействие и взаимовлияние;

- социокультурная, просветительная и общественно-полезная деятельность, обеспечивающая нравственное становление детей в процессе проведения тематических мероприятий и выставочной деятельности.

Детская школа искусств как социальный организм становится для ребенка воспитательной средой, объединяющей урочную, внеклассную и внешкольную деятельность в единый образовательный цикл. Так, духовно-нравственное воспитание становится основополагающим стержнем в системе всестороннего развития личности.

Цель работы по духовно-нравственному воспитанию: воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, духовных ценностей и взглядов развивающейся личности средствами социокультурной и художественно-творческой деятельности, достигается путем решения следующих задач:

- определение основных направлений, создание условий и ресурсов;

- привлечение обучающихся к работе по изучению, исследованию, распространению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей;

- развитие сотрудничества ДШИ с органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации;

- повышение воспитательного потенциала учебных занятий и внеурочных мероприятий через расширение и углубление программного материала, отражающего историю Отечества и культуру родного края.


Заключение

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным и многоплановым процессом. Является организованным, целенаправленным, комплексным и интегрированным воздействием педагога на духовно-нравственную сферу личности ученика.

Патриотическое воспитание – отражение отношения к государству, своему народу, к своей «малой Родине». Это - «вечная тема» педагогики. Время, конечно же, вносит свои коррективы, но необходимо осознавать, что ты являешься частицей огромной страны, ее моральных и этических устоев, в которых кроятся великие гуманистические традиции, высшая культура чувств и отношений между людьми.

Необходимо систематически заботиться о патриотическом воспитании учащихся. Это - задача с далеко идущими намерениями, - она устремлена в наше будущее, в нашу надежду на подрастающее поколение, дальнейшее развитие и процветание России.