СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовно-нравственное развитие младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Духовно-нравственное развитие младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО»»

Вашему вниманию предлагается доклад на тему «Духовно-нравственное развитие младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО» учителя начальных классов Кашицыной Виктории


Перемены в социальной жизни нашей страны и в области образования изменили жизненные современную стратегию развития российской школы: в центре ее – формирование духовно-богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.

Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка. С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.

В школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Младший школьник наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.


Все вышесказанное определило проблему исследования: каковы педагогические условия духовно-нравственного развития младших школьников в учебном процессе.

Цель исследования: выявление педагогических условий духовно-нравственного развития младших школьников в учебном процессе.

Объект исследования: процесс духовно-нравственного развития младших школьников в учебной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия духовно-нравственного развития младших школьников в учебном процессе.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Выявить педагогические условия духовно-нравственного развития младших школьников в учебном процессе.

  3. Выявить уровень духовно-нравственного развития младших школьников.

  4. Разработать и апробировать серию мероприятий по созданию педагогических условий духовно-нравственного развития младших школьников в учебном процессе.

  5. Выявить результативность проделанной работы.

  6. Разработать методические рекомендации по созданию педагогических условий духовно-нравственного развития младших школьников в учебном процессе.

Гипотеза: если в работе с младшими школьниками проводить работу по:

- уточнению и обогащению духовно-нравственных представлений младших школьников,

-учитывать уровень сформированности духовно-нравственных представлений у обучающихся,

- создавать ситуации взаимопомощи в учебной деятельности,

-обучать приемам позитивного взаимодействия с окружающими, творческие задания, то это будет способствовать повышению уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников в учебном процессе.

Методы исследования:

1) теоретические:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2) эмпирические:

- беседа

- наблюдение

- анкетирование и математическая обработка результатов

- констатирующий и формирующий эксперимент.



Структура .

Работа состоит из «Введения», двух глав, «Заключения» и «Приложения».

В введении обосновывается актуальность проблемы формирования духовно-нравственного развития у младших школьников, определяются параметры исследования.

В первой главе «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО » рассматриваются такие вопросы:

1.Сущность духовно-нравственного развития младших школьников в свете требований «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России»

2.Особенности формирования духовно-нравственных понятий у младших школьников

3.Педагогические условия духовно-нравственного развития младших школьников


Во второй главе «РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ» описывается опытно-экспериментальная работы по формированию духовно-нравственного развития у младших школьников.

В заключении формулируются методические рекомендации по формированию духовно-нравственного развития младших школьников.

Теоретической базой исследования явились работы  Бабаян Анжелы Владиславовны, Матвеевой  Людмилы Андреевны, Щурковой Натальи Евгеньевны

Анализ теоретических источников показал, что духовно-нравственное развитие предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Поэтому так важно вооружение растущего человека нравственными знаниями, понятиями, представлениями, которые не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей, т. е. Формируют способность управлять своими нравственными поступками.

В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа.

В ФГОС духовно-нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка, когда он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради получения одобрения.

Так как наше общество нуждается в образованных и высоконравственных людях, необходимо решать задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников в соответствии с положениями психолого-педагогической науки.

Результаты теоретического исследования определили цель и задачи опытно-экспериментального исследования, которое проводилось в МБОУ СШ №2 г. Димитровграда Ульяновской области в 1 В классе (учитель - Уварова Елена Григорьевна) на констатирующем, формирующем и контрольном этапах.

На констатирующем этапе осуществлялась диагностика уровня сформированности нравственных представлений и понятий у учащихся 1 В класса

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление уровня духовно-нравственного развития учащихся 1 В класса.

Задачи констатирующего этапа:

1. Подобрать методики диагностирования уровня духовно-нравственного развития.

2. Провести диагностику уровня духовно-нравственного развития учащихся 1 В класса.

3. Проанализировать полученные результаты и определить задачи формирующего этапа.

Для решения поставленных задач были подобраны методики

  1. «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (автор методики - Т. А. Фалькович)

  2. «Диагностика нравственной мотивации» (автор методики - С.Ф. Сироткина)

24 апреля была проведена методика №1 «Диагностика отношения к жизненным ценностям». В анкетирование приняло участие 20 учащихся.

Цель: выявление отношения учащихся к жизненным ценностям

Процедура проведения: учащимся было предложено ответить на вопросы (выбрать из 10 желаний только 5). Вопросы предлагались в устной форме (были записаны на слайде и прочитывались вслух). Детям раздавались бланки с номерами вопросов. Учащиеся отмечали галочкой или другим значком номера выбранных желаний.

  • высокий уровень - 7 учащихся — 35 %;

  • средний уровень - 9 учащихся — 45 %;

  • ниже среднего уровень — 4 учащийся — 20 %.

Анализ результатов показал, что в данном классе преобладает количество учеников со средним уровнем и ниже среднего уровня отношений к жизненным ценностям.

Высокий уровень у 7 учащихся (Ярослав, Арина, Аркадий, Кирилл, Мария Б., Маргарита, Эвелина), что составило 35%. На этом уровне младшие школьники проявляют сравнительно глубокие и разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, применяют их на практике. Имеют устойчивый интерес к этим знаниям и их изучению. Проявляют понимание значимости нравственных ценностей, убеждены в необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Проявляют устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют практический опыт готовности следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поведения своего и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников.

Средний уровень составил 45% - это 9 учащихся (Александр, Регина, Артем, Владислав, Анастасия, Егор, Екатерина, Полина, Виктория). Учащиеся на этом уровне проявляют недостаточно разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, не всегда применяют их на практике. Интерес к изучению и пополнению этих знаний не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием. В большинстве случаев проявляют понимание значимости нравственных ценностей, необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Не устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. В большинстве случаев следуют принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поступков своих и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников. Способны к правильной оценке поведения, но в отдельных случаях при непосредственном руководстве взрослых.

Ниже среднего уровень у 4 учащихся (Мария И., Василиса, Георгий, Артур), что составило 20%.У учащихся на этом уровне нравственные знания и знания о нравственных ценностях отрывочны и бессистемны. Не проявляют интерес к этим знаниям и их изучению, отсутствует понимание значимости нравственных ценностей. Имеют не сложившиеся убеждения в необходимости следовать в жизни нравственным ценностям. Присутствует нейтральное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют незначительный практический опыт готовности следовать нравственным ценностям в реальном поведении. Не умеют мотивировать и правильно оценить поведение, от самооценки поступков уклоняются.

Для определения уровня нравственной мотивации 26 апреля была проведена методика №2 «Диагностика нравственной мотивации».

Цель: выявление уровня нравственной мотивации учащихся.

Процедура проведения: учащимся было предложено 4 вопроса и варианты ответов на них, из которых нужно выбрать один.

Анализ результатов показал, что:

  • высокий уровень - 6 учащихся — 30 %;

  • средний уровень - 9 учащихся — 45 %;

  • низкий уровень — 5 учащийся — 25 %.

Результат показал, что у большего числа детей средний уровень нравственной мотивации. Много учащихся с низким уровнем развития нравственной мотивации.

Высокий уровень у 6 учащихся (Арина, Аркадий, Кирилл, Мария Б., Маргарита, Эвелина). Средний уровень у 9 учащихся (Ярослав, Регина, Артем, Владислав, Анастасия, Егор, Екатерина, Полина, Виктория).

Низкий уровень у 5 учащихся (Александр, Мария И., Василиса, Георгий, Артур).

Таким образом, в данном классе преобладает средний и низкий уровень сформированности нравственной мотивации.

Следовательно, необходимо проводить работу по повышению уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся данного класса.

На ФЭ осуществлялась разработка и апробирование комплекса мероприятий по повышению уровня духовно-нравственного развития младших школьников

Анализ результатов диагностики уровня духовно-нравственного развития младших школьников позволил определить цель и задачи формирующего этапа.

Цель формирующего этапа: разработка и апробирование комплекса мероприятий по повышению уровня духовно-нравственного развития младших школьников 1 В класса.

Задачи:

  1. Разработать и провести комплекс мероприятий по духовно-нравственному развитию младших школьников.

Формирование ответственности проводилось по следующим направлениям:

  1. организация взаимной деятельности учащихся;

  2. анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов заданий с нравственной точки зрения;

  3. организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной и внеучебной работы.

Доброжелательность формировалась следующим образом:

  1. организация взаимопомощи учащихся при выполнении заданий;

  2. систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время выполнения заданий.

Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.

С целью формирования нравственных ориентаций в ходе исследования были также апробированы следующие виды работы в учебной и внеурочной деятельности:

  • Уроки по учебным предметам

  • Классный час

Тема урока «Моя семья. Рассказ «Сестрино горе» ».

Цель: ознакомление учащихся с рассказом «Сестрино горе».

В ходе урока проводилась работа по обогащению и уточнению таких духовно-нравственных понятий, как: «добро», благодарность и любовь к родителям, добросердечность и взаимопомощь. С обучающимися проводилась работа по воспитанию у них уважения, милосердия, внимания к близким, доброжелательности и взаимопомощи.

При планировании и проведении урока учитывалась способность обучающихся коллективно и слаженно выполнять индивидуальные и групповые задания, активно взаимодействовать друг с другом.

Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить необходимую мотивацию.

На этапе изучения нового материала учащиеся познакомились с рассказом «Сестрино горе». Беседа по содержанию рассказа показала умение ребят отвечать на вопросы с опорой на текст. Результаты беседы показали, что учащиеся уяснили, что необходимо быть добрыми, заботливыми, милосердными, совершать добрые дела и поступки по отношению к своим близким – родителям, братьям, сестрам, а также к окружающим.

После завершения работы над рассказом была проведена дидактическая игра «Я мамин (папин) помощник, потому что я…» в ходе который дети отвечали на вопросы с помощью иллюстраций.

В конце урока совместно с детьми изготовили «Волшебное дерево». У каждого ребенка на столе лежали листики к волшебному дереву, на которых они рисовали любовь к родным (рисуют на листочках цветы, солнце, сердце, свою семью).

На протяжении всего урока повторялись ключевые понятия темы такие как: добро, вежливость, забота. Предложенный материал урока тесно связан с жизнью. На уроке применялись здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии.

13 мая проведен урок по музыке. Тема урока «Всех нужнее и дороже в этом мире доброта»

Цель: на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло».

На уроке формируются этические и культурные ценности у учащихся, посредством уяснения понятий о добре и зле и при помощи жизненного опыта детей, развиваются представления о добре и зле и формируются нормы поведения в обществе. В начале урока был организован настрой ребят на дружную работу и хорошее настроение. Прослушав, песню «Доброта» из м/ф "Приключения поросенка Фунтика" дети самостоятельно сформулировали тему урока.

Во время беседы дети отвечали на вопросы «Что такое добро?» и «Что такое зло?». Ответы детей фиксировались на доске в виде схемы. На этапе слушания музыки разобрали музыкальный фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Баба Яга». Далее учащимся было предложено передать образы добра и зла с помощью музыкальных инструментов. В конце урока детей ждал сюрприз – просмотр фрагмента «Голубой вагон» (учащиеся слушали и исполняли песню из м/ф «Чебурашка и Крокодил Гена»).

На заключительном этапе урока с учащимися были уточнены основные понятия: «добро», «зло». В завершении школьники нарисовали «Картину добра». Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи на данном уроке, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

16 мая проведен урок по изобразительному искусству по теме «Русская матрешка – символ любви, дружбы и благополучия».

Цель: создания условий для понимания того, что русская матрёшка с её целым семейством не только произведение декоративно-прикладного искусства, но и символ любви, добра, дружбы и благополучия, она желанна и любима, во всём мире.

На уроке использовались методы:

  • иллюстративно-наглядный;

  • словесный.

На первом этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение).

На втором этапе ведется беседа о матрешках. В беседе подчеркивается, что матрёшка – символ дружбы, любви и согласия. Далее дети узнали о истории матрешки, как она появилась в России. На практической части урока дети рисовали свои матрешки, у каждого ученика было разное предназначение этой матрешки. Перед тем как начать работать, ребята подумали, кому они свою матрёшку подарят с пожеланием счастья и благополучия. Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ мне в этом очень помогло на разных этапах урока

17 мая был проведен классный час на тему: «Учимся помогать друзьям».

Цель классного часа: расширение представлений о ценности позитивного общения. На классном часе мы с ребятами разбирали разнообразные ситуации. Ребята охотно вступали в дискуссии, делали свои выводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям. В целом классный час прошел хорошо. Была проведена игра «Я умею помогать». На предложенные ситуации «Помочь учителю повесить плакат, зажечь свет, стереть с доски, отпереть кабинет, раздать тетради, листы, книги», ребята отвечали следующим образом. «Да, я всегда предлагаю свою помощь учителю» (ответили 19 человек). «Я бы предложил помощь, но мне кажется, что это будет выглядеть как подхалимство, смогу только в той ситуации, если в классе никого не будет» (ответили 4 мальчика). «Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор». Две девочки хорошо справились с этим заданием, беседа проходила в культурной форме, с извинениями. На первый взгляд было понятно, что класс привык к такой форме проведения классного часа, ребята хорошо знали, как себя нужно вести в той или иной ситуации, имели представления о морали, об этикете, о безнравственных поступках и т.д. В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в классе в этом направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. В целом класс творческий, любят разыгрывать разные сценки, которые придумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работу можно направить и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоко нравственными людьми.

Формирующий эксперимент показал, что в результате использования комплекса мероприятий по духовно-нравственному развитию младших школьников дети осваивают этические понятия, транслируют и закрепляют позитивный духовно-нравственный опыт. Это приводит как к повышению общего уровня духовно-нравственного развития младших школьников, так и их нравственного сознания, нравственных потребностей, мотивов; нравственных убеждений, взглядов; нравственных эмоций, привычек; нравственных умений, знаний и навыков.


(Определение эффективности работы по разработке и апробирование комплекса мероприятий по повышению уровня духовно-нравственного развития младших школьников)


На контрольно-итоговом этапе исследования осуществлялось определение результативности работы, проведенной на формирующем этапе.

Цель: выявление уровня духовно-нравственного развития младших школьников после разработки и апробирования комплекса мероприятий по повышению уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Задачи контрольно-итогового этапа:

  1. 1. Провести диагностику уровня духовно-нравственного развития после проведения комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

  2. 2. Проанализировать полученные результаты.

  3. 3. Определить результативность работы, проведенной на формирующем этапе.

  4. 4. Разработать методические рекомендации по созданию педагогических условий по духовно-нравственному развитию младших школьников в процессе обучения.

Для решения поставленных задач были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе:

  • «Диагностика отношения к жизненным ценностям».

  • «Диагностика нравственной мотивации.

Процедура проведения аналогична констатирующему этапу.


14 мая была проведена методика №1 «Диагностика отношения к жизненным ценностям»

Цель: выявление отношения учащихся к жизненным ценностям


Анализ результатов показал, что

  • высокий уровень - 10 учащихся — 50 %, что на 15% больше;

  • средний уровень - 9 учащихся — 45 %;

  • ниже среднего уровень — 1 учащийся — 5 %, что на 15% больше.


Таким образом, анализ результатов показал, что в данном классе наибольшее количество учеников с высоким уровнем отношения к жизненным ценностям.

Высокий уровень показали 10 учащихся (Ярослав, Арина, Аркадий, Кирилл, Мария Б., Маргарита, Эвелина, Регина, Владислав, Егор). Средний уровень показали 9 учащихся (Александр, Артем, Анастасия, Екатерина, Полина, Виктория). Ниже среднего уровень показал 1 учащийся (Георгий).


Для определения уровня нравственной мотивации 15 мая была проведена методика №2 Диагностика нравственной мотивации

Цель: выявление уровня нравственной мотивации учащихся.

Процедура проведения: учащимся было предложено 4 вопроса и варианты ответов на них, из которых нужно выбрать один.

Анализ результатов показал, что

  • высокий уровень — 10 учащихся — 50%, что на 20% (на 4 человека) больше;

  • средний уровень — 8 учащихся — 40%, что на 5% (на 1 человека) меньше;

  • низкий уровень — 2 учащийся — 10%, что на 15% (на 5 человек) больше.

Анализ результатов показал, что высокий уровень нравственной мотивации у 10 учащихся, что на 4 больше, чем на констатирующем этапе (Арина, Аркадий, Кирилл, Мария Б., Маргарита, Эвелина, Ярослав, Артем, Екатерина, Виктория)

Средний уровень показали 8 учащихся, что на 1 меньше (Регина, Владислав, Анастасия, Егор, Полина, Алекандр, Мария И., Артур).

Низкий уровень показали 2 учащихся, что на 5 больше. (Василиса, Георгий).


Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов.


Полученные результаты позволяют говорить о позитивных изменениях в уровне сформированности нравственных качеств у учащихся первого класса, так как на контрольно-итоговом этапе отсутствуют показатели низкого уровня проявлений.


Таким образом, опытно теоретическое и опытно-экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, если в работе с младшими школьниками проводить работу по:​

- уточнению и обогащению духовно-нравственных представлений младших школьников,​

- учитывать уровень сформированности духовно-нравственных представлений у обучающихся,​

- создавать ситуации взаимопомощи в учебной деятельности,​

- обучать приемам позитивного взаимодействия с окружающими, творческие задания, то это будет способствовать повышению уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников в учебном процессе.


Эффективность духовно-нравственного воспитания младших школьников может быть достигнута при соблюдении учителем в учебном процессе методических рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию младших школьников


В учебно-воспитательном процессе необходимо создавать педагогические условия для решения задач духовно-нравственного развития младших школьников:

  • учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников

  • изучать психофизических закономерностей развития ребенка, его личности.

  • учить школьника учитывать интересы других, их потребности, представленные в его личных переживаниях.

  • учитель должен быть эмоционально отзывчивым на переживания ребенка, способность и умение вовремя прийти ему на помощь.

  • организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.

  • использовать возможности влияние коллектива на личность, создавая оптимальные условия для каждого ученика в соответствии с его возможностями.

  • процесс нравственного воспитания должен осуществляться комплексно в учебной и разнообразной внеклассной деятельности.

  • в процессе формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому необходимо дать знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

  • школьники должны не только изучать необходимые теоретические основы моральных норм поведения, но и получать возможность закрепления полученных знаний и умений в практических упражнениях и нравственных поступках.

  • Учитель должен обучать приемам позитивного взаимодействия с окружающими это будет способствовать повышению уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников в учебном процессе.