СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное развитие студентов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное развитие студентов»

Духовно – нравственное развитие студентов


В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений среднего профессионального образования, как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности.

В вышедших в последние годы нормативно-правовых и научно-методических документах отмечается необходимость усиления функций воспитания в работе образовательных учреждений. С принятием в России Закона «Об образовании» в его новой редакции начался новый этап государственной образовательной политики. Одним из ключевых нововведений стало признание приоритетной роли воспитания, главной задачей основных общеобразовательных программ признается обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и качества подготовки обучающихся.

В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в системе образования.

Отечественное образование в последние десятилетия занимается построением системы духовно-нравственного воспитания, направленного на духовное оздоровление общества, укрепление нравственности вступающего в жизнь поколения молодежи, формирование важнейших нравственных категорий, укорененных в отечественных традициях; приобщении учащихся к духовным истокам своей традиционной культуры.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания, по нашему мнению, очевидна, ведь именно от воспитательной работы в учреждениях СПО зависит уровень развития личности молодого рабочего, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.

Проблема духовно-нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах Н.А. Бердяева, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам духовно-нравственного воспитания (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, В. Франкл и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, Е.Н. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и др.

В результате изучения проблемы выявлены противоречия между:

  • требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к выпускнику учреждения среднего профессионального образования и недостаточным уровнем духовно-нравственного развития многих студентов;

  • необходимостью повышения эффективности духовно-нравственного воспитания студентов и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов и средств его осуществления в учреждениях среднего профессионального образования.

Выше сказанное определило тему исследования: «Особенности организации духовно-нравственного воспитания в учреждениях профессионального образования».

Цель нашей работы – на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности организации духовно-нравственного воспитания в учреждениях среднего профессионального образования.

Объектом исследования является духовно-нравственное воспитание учащихся в УСПО.

Предмет исследования – педагогические условия духовно-нравственного воспитания студентов в учреждениях среднего профессионального образования.

В качестве гипотезы мы выдвигаем следующее предположение: духовно-нравственное воспитание в учебном заведении будет наиболее успешным, если:

  • оно осуществляется в структуре целостного воспитательного процесса

  • процесс духовно-нравственного воспитания студентов будет осуществлен на основе использования личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов;

  • разработаны критерии и показатели духовно-нравственного воспитания студентов;

Для достижения цели с учетом выявленных противоречий и сформулированной гипотезы можно выделить следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность и содержание духовно-нравственного воспитания студентов в учреждениях среднего профессионального образования.

  2. Определить критерии и уровни развития духовно-нравственной воспитанности студентов учреждений среднего профессионального образования.

  1. Разработать модель духовно-нравственного воспитания

  2. Экспериментальное исследование по организации духовно-нравственного воспитания студентов индустриального колледжа.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; анкетирование, наблюдение, беседы, тестирование; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ собственного опыта работы со студентами учреждения среднего профессионального образования; математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке модели духовно-нравственного воспитания студентов в учреждениях среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны критерии и показатели духовно-нравственной воспитанности учащихся, а также система мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.

Психолого–педагогические основы духовно-нравственного воспитания учащихся

Практика воспитания личности своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. В воспитании и развитии личности особое место занимают внутренние духовно-нравственные ценности. Ценности и идеалы тесно связаны с историческими факторами. В связи со сменой классов менялись представления о ценностях и идеалах. Но и религия, и философия утверждают, что у людей при смене формаций, осталось много общего, что сохраняется тысячелетиями и передается из поколения в поколение. Это проверенные временем моральные нормы, ставшие общечеловеческими духовными и нравственными ценностями.

В народной педагогике важное место отводилось духовно-нравственному воспитанию детей. Она посредством устного народного творчества передавала нравственные идеалы, игравшие огромную роль в воспитании ребенка. «Древнерусская начальная образовательная школа – это дом, семья. Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько тою нравственною атмосферою, которою он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки» [9, с. 29].

В народной педагогике велико было воздействие среды, обычая, живого примера. Школой душевного спасения была церковь, где преподавались с помощью богослужения, исповедей, поучений духовно-нравственные аспекты развития детей

Оформление педагогики в науку связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Многие из идей, связанные с воспитанием нравственности, высказанные в труде «Великая дидактика», не утратили своего значения и актуальности и сегодня. Следуя Платону и Аристотелю, Я.А. Коменский основами «кардинального» добродетеля считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Кроме этих главных добродетелей, Я. Коменский советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, аккуратность, вежливость, почтительность, трудолюбие. Средствами нравственного воспитания он считал: пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы, упражнения детей в нравственном поведении; борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек

Английский философ и педагог Джон Локк в своем основном труде «Мысли о воспитании» большое значение в духовно-нравственном воспитании придает чувству, воображению, воле как побудительным мотивам воспитания духовности и нравственности. Основными моральными ценностями он признавал благожелательность, гуманное отношение к людям, правдивость, милосердие.

Г. Песталоцци настаивал на том, что духовно-нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.

Заметный след в российской педагогике оставили М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович, Н.И. Новиков. В частности Н.И. Новиков, издавал первый в России журнал, ориентированный на воспитание нравственных добродетелей (ценностей) «Детское чтение для сердца и разума». Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям.

По мнению К.Д. Ушинского духовно-нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью [13, с. 45].

Вопросам духовно-нравственного воспитания уделяла много внимания Н.К. Крупская. В ее трудах проблема духовности и нравственности рассматриваются с позиций диалектического материализма, в единстве общих коллективных целей и задач. Она подчеркивала неоднократно, что содержание общественной работы должно быть не только социально значимым, но и способным глубоко затронуть эмоциональную сферу воспитанников, с тем, чтобы «сплотить ребят в одном переживании, в одном чувстве». По ее мнению, воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.

А.С. Макаренко глубоко раскрыл в своей научно-педагогической и практической работе с подростками возможности коллектива в формировании нравственного сознания учащихся. Он считал, что «оптимистическая гипотеза» отношения к человеку, считалась немыслимой без такого условия, как развитие личности в коллективе, внутри которого функционируют самые разнообразные отношения: деловые, дружественные, товарищеские, основанные на доверии и уважении к детям

Большое значение в формировании нравственных ценностей учащихся имеют труды В.А. Сухомлинского. Он показал возможности практического приложения и развития нравственных ценностей учащихся, раскрыл содержание нравственной деятельности учащихся старшего подросткового возраста, исследовал противоречия в нравственном развитии и показал пути их преодоления в воспитательном процессе. Нравственные ценности, по его мнению, «живут, крепнут, оттачиваются только при активной деятельности… Трудом, взаимоотношениями в коллективе каждый подросток должен что-то доказывать, отстаивать, чтобы вместе с истиной оттачивалось собственное достоинство, честь. Это и есть духовная борьба…». Важнейшее значение для нашего исследования: во взглядах В.А. Сухомлинского имеет вывод о том, что нравственные ценности личности в юношеские годы структурируются вокруг его идейного компонента .

И.С. Марьенко рассматривает проблемы духовно-нравственного воспитания через категорию «отношение личности» .Как указывает ученый, в развитии и становлении личности учащегося важное значение имеет накопление нравственного опыта поведения, включающего в себя интеллект, чувственную и волевую сферы.

В исследованиях К.Д. Радиной впервые выявлены взаимосвязи, возникающие между нравственными чувствами и отношениями учащихся. Она вводит в теорию воспитания понятие «эмоционально-нравственная установка».

В концепции Т.Е. Конниковой и ее учеников, духовно-нравственное воспитание личности осуществляется как последовательное усвоение учащимися общественных норм и нравственных принципов, принятых в обществе и объективно представляющих для учащихся соответствующий нравственный образец для становления нравственных ценностей

З.И. Васильева развивая идеи Т.Е. Конниковой о нравственной направленности личности, выделяет следующие практические аспекты проявления нравственной направленности: деловой (ответственное отношение учащихся к учению), гуманистический (отзывчивость, доброжелательность, готовность к помощи, эмпатия, радость за успехи товарищей); коллективистический (коллективная ответственность в учении в сочетании с общественной активностью, положительное отношение к сотрудничеству, поиск совместных решений).

Раскрывая проблему о воспитании нравственных ценностей, следует подчеркнуть, что в большинстве исследований воспитание нравственных ценностей рассматривается в качестве важнейшей цели воспитания личности (Б.Г. Битинас, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Л.И. Новикова, И.М. Таланчук).

Е.В. Бондаревская считает, что духовно-нравственное воспитание личности носит базовый характер в современном воспитании. Духовно-нравственное воспитание развертывается как творение человеком себя, создание мира человека, как культурное творчество, как улучшение, культурное преобразование социума. Она пределяет духовно-нравственное воспитание как становление нравственных ценностей на основе образования, развития и саморазвития жизненного опыта и его осмысление усилиями самого воспитанника.

В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

Под понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [23, с. 389].

В. И. Даль толковал слово мораль как «духовно-нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к духовно-нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. "Говоря о духовности, – пишут исследователи, – мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека" [13, с. 93].

Понятия духовность и нравственность являются основополагающими для понятия духовно-нравственного воспитания.

Д.Г. Левчек дает такое определение духовно-духовно-нравственному воспитанию. Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия духовно-духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

  • нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости)

  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

  • нравственного поведения (готовности служению людям и отечеству, проявления духовной рассудительности). [18, с. 74]

Духовно-нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью духовно-нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.

С точки зрения педагогической теории процесс духовно-нравственного воспитания представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов. Под понятием “педагогические действия” подразумеваются влияния, организуемые и получаемые учеником и коллективом в процессе учебно-воспитательной работы. Все эти влияния, а также их результаты, отражающиеся во взглядах и поведении, взаимосвязаны и выступают в совокупности, обеспечивающей, как и непосредственное, так и опосредованное воздействие на личность учащегося.

Образовательные учреждения являются основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.

В качестве критериев духовно-нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях.

Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры российского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность», «патриотизм» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние учащихся. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.

На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек оказывают существенное влияние четыре группы факторов: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения.

Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания, целью и объектом которого является мышление, от эстетического — целью и объектом которого являются чувства и т. д.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания и пришли к выводу о том, что во все времена проблеме духовно-нравственного воспитания уделялось огромное внимание. В связи с изменениями, происходящими в обществе, с течением времени, менялись не только методы, формы, принципы, но так же и содержание духовно-нравственного воспитания.

В психолого-педагогической литературе раскрывается множество понятий духовно-нравственного воспитания. В своей работе мы будем придерживаться определения духовно-нравственного воспитания как целенаправленного, организованного, педагогически управляемого процесса нравственного и духовного развития личности в коллективе, выполняющего ведущую роль в формировании ее нравственного сознания и обеспечивающий его единство с поведением.

Мы рассмотрели основополагающие понятия духовно-нравственного воспитания, его цели, задачи, объект, а так же выявили, что на духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек влияют такие факторы как: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные.

Проведенный анализ позволит нам в дальнейшем выявить основные особенности организации, а так же спроектировать модель духовно-нравственного воспитания.

Возрастные особенности учащихся учреждения среднего профессионального образования


Молодежь из-за несформированности мировоззренческих позиций особенно восприимчива к негативным воздействиям, детерминированным кризисом духовных ценностей российского общества. В рамках нашего исследования мы считаем уместным рассмотреть возрастные особенности студенческой молодежи.

Студенческий возраст относится по критериям многих возрастных периодизаций к старшему подростковому или юношескому возрасту. Благодаря ведущей деятельности - профессиональной учебе, - усваиваются нормы отношений между людьми, а также нормы профессионально-трудовых умений. Этот возраст характеризуется как «устойчиво-концептуальная социализация», когда вырабатываются устойчивые черты личности, стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер. В этом возрасте человек наиболее способен к творчеству, к научной деятельности, максимально работоспособен. Усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование .

Принципиальные положения комплексного изучения юности были разработаны Л.С. Выготским. Становление человека как индивида и личности, по Л.С. Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - натурального биологического и социального. Однако, в отличие от концепций зарубежных исследователей, рассматривающих развитие ребенка как результат воздействия «внешней», социальной среды, Л.С. Выготский подчеркивает, что среду надо рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка; воздействия среды сами меняются количественно и качественно в зависимости от того, через какие возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются.

Данное положение имеет важное значение для практической воспитательной работы с подростками и юношами. Оно показывает, как сильно может быть внешнее, социальное влияние на формирование их личности, и в то же время, как много зависит и от собственно психологических свойств личности.

В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которое определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы:

  1. Социальные отношения, определяющие мировоззрение личности и общественную направленность ее поведения.

  2. Нравственные отношения:


  • отношение к родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений);

  • отношение к труду (трудолюбие);

  • отношение к общественному достоянию, охрана природы и материальных ценностей общества (бережливость и т.д.);

  • отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность);

  • отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства).

3. Эстетические отношения (понимание различных видов искусства,
стремление к творчеству в области искусства и т.д.).

4. Отношения, связанные с физической культурой личности.

Общепризнано, что воспитание в широком смысле этого слова — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное духовное наследие человечеств. И.П. Подласый считает, что воспитание - процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Целью воспитания является то, что это духовное наследие человечества должно не только избирательно усваиваться человеком, но и подвергаться им переосмыслению, переживанию, «пропускаться через себя», становиться внутренней ценностью индивида, способствующей его личностному росту, приобретенным им опытом жизнедеятельности.

В связи с этим теория личностно-ориентированного образования представляет, что суть механизма воспитания состоит в том, что воспитательное влияние на студентов не может быть редуцировано к информационно-просветительским технологиям или формальной организации деятельности студентов, а предполагает включение студентов в последовательность развивающих ситуаций их жизнетворчества, коллективного порождения, переживания и оценки событий, возникающих в ходе их социальной и профессиональной деятельности .

Деятельность человека всегда общественна, поскольку он выступает как представитель человеческого рода, учитывающий результаты деятельности других людей, их позиции в совместной деятельности.

В психологии понятие «деятельность» рассматривается в двух функциях: в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследования. В аспекте объяснительного принципа издавна изучалась связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной практикой людей. В результате в систему психологических знаний были введены такие понятия, как «совместная (коллективная) деятельность и «индивидуальная деятельность». Согласно А.Н. Леонтьеву, существует внешняя и внутренняя деятельность. Внешняя деятельность - это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя деятельность вторична, так как она формируется на основе внешней предметной деятельности и оперирует образами, представлениями о предметах .

Стиль деятельности является одной из характеристик индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, принимаемых для осуществления цели. Индивидуальный стиль деятельности зависит от свойств типа нервной системы, от биохимических свойств, от направленности личности, а также возрастных мотивов деятельности и общих объективных требований деятельности.

В психолого-педагогической литературе акцент делается на смене ведущих форм деятельности. Ведущей деятельностью 15-17-летних подростков является учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старших подростков элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Указания на развитие эмоций, психосексуальное развитие и задачи, связанные с подготовкой к вступлению в брак, в этой периодизации отсутствуют.

Л.И. Божович определяет старший школьный возраст как юношеский, сосредоточив все свое внимание на развитии мотивационной сферы личности: определении своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

Юношеский возраст — этап формирования собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений. Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности. Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

  • открытие своего внутреннего мира;

  • появление осознания необратимого мира;

  • формирование целостного представления о самом себе.

По В.А. Сухомлинскому, возраст с 16 до 18 лет, соответствующий возрасту студентов средних профессиональных учебных заведений, является периодом ранней юности. Физическое развитие еще не завершено, и это требует большого внимания к дальнейшей физической и духовной жизни. В процессе самоутверждения осознание моральных норм поведения сочетается с личным, нравственным опытом, приобретенным в активной деятельности. Воспитательная задача учебного заведения должна заключаться в вовлечении юношей и девушек в процесс самовоспитания. «В юношеском возрасте учащийся уже может сознательно взвешивать личные и общественные мотивы поведения и ему доставляет большое моральное удовлетворение одержанная победа более высоких общественных мотивов над менее значительными, личными».

Развитие личностных качеств подростка традиционно рассматривается как одно из ведущих структурных новообразований, присущих именно этому возрасту. Подросток, его психика развиваются в деятельности, и все ее основные виды переплетаются в процессе его жизни. Хотя учебная деятельность для подростка, по утверждению Л.И. Божович, остается главной, однако в ней остаются элементы игры, а также все больше проявляется трудовая деятельность. Многие современные психологи считают, что на первое место для старшего подростка выходит деятельность общения, учебный процесс уходит на задний план .

Личностный опыт подростка формируется за счет приобретения знаний, умений и навыков. Обучаясь в учебном заведении, он усваивает необходимые знания об окружающем мире. Полученные знания закрепляются в ходе их применения на практике, формируя умения подростка. Умения, доведенные до автоматизма, образуют навыки. Уровень знаний, умений, навыков обществом оценивается на основе формальных и неформальных средовых оценок и создается представление о способностях подростка.

Политические и социально-экономические изменения в нашей стране породили кризис, оказавший серьезное влияние на психологию современного подростка. В настоящее время наиболее актуальна именно проблематика психологических особенностей подростков периода кризиса. Подросток, проходя этап развития эмоционально-волевой сферы, испытывает состояние личной тревожности, которое вызвано целым рядом объективных и субъективных причин. Подростки эмоциональны. Девочки более подвержены эмоциональным проявлениям, что вызывает проявления нестабильности их поведения.

Именно в этом возрасте наблюдается такое стойкое состояние личности, как юношеский максимализм — следствие стремления самоутвердиться, порождающее черно-белую логику. Некоторые исследователи полагают, что поступление в учебное заведение приводит старших подростков к стрессу: во-первых, оторванность от дома, родителей, друзей, привычной среды, вызывающее серьезные переживания. В-вторых, необходимость быстро воспринять и переработать большое количество социальной и интеллектуальной информации (перестройка на новую систему обучения, усвоение новых правил, норм поведения, приспособление к новым порядкам, связанным с проживанием в общежитии). В такой стрессовой ситуации психика юношей и девушек закономерно реагирует последовательностью эмоциональных реакций:

  • растерянность;

  • агрессия, проявляющаяся в конфликтах с сокурсниками, соседями по комнате в общежитии, преподавателями;

  • чувство вины, сопровождающееся постоянным чувством тревоги;

  • депрессия, которая выражается в пониженном настроении, апатии, снижении интереса к учебе и жизни вообще.

С расширением диапазона переживаемых эмоций у подростка возникает чувство принадлежности к группе. Однако А.Н. Быстрое, ссылаясь на исследования Е.П. Ильина, констатирует, что чувство, присущее сегодня растущей части подростков, - это чувство отчуждения. И это чувство тем сильнее, чем в большей мере социально-культурный кризис в обществе усугубляется экономическим расслоением и ростом этнической напряженности. В сознательной реализации подростком своих потребностей, управлении им своими эмоционально-чувственными переживаниями большую роль играет воля. С появлением своих собственных, автономных от ближайшего окружения желаний и стремлений у подростка формируется личная жизненная цель. Психологическую структуру личности завершает развитие идентичности подростка. Подростки как бы примеряют на себя роли, которые присущи взрослым .

Юность и переход к юности — решающий этап становления мировоззрения, поэтому в общении для старших подростков характерен процесс «философствования». Проходит это при реализации потребности в осознании себя частицей социальной общности, в выборе своего будущего и способов его достижения. Критическая переоценка ценностей связана с отношениями с людьми. Поэтому очень важна интересная, отвечающая потребностям старшего школьного возраста совместная деятельность. Исходя из этого, так необходимы условия для реализации интересов, одним из которых может быть широкое поле жизнедеятельности.

На основе представленного анализа и наших наблюдений можно предположить, что становление личности старшего подростка на этапе перехода к юношескому возрасту осуществляется не в условиях приспособления к требованиям окружающей среды, но в условиях его постоянной активности, направленной на преобразование и среды, и отношений с ней, с другими людьми и самого себя. Поэтому становление взаимоотношений - процесс, в котором возрастные особенности и непосредственно проявляются, и формируются.

В юношеском возрасте намечается жизненно важное трудовое самоопределение человека, приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает его в известной мере способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации. Личность юноши и девушки складывается под влиянием положения, которое они начинают занимать в обществе, в коллективе, в системе общественных отношений. Основными видами деятельности становятся в равной мере труд и учение..

Современный студент — это молодой человек, который имеет все возможности дальнейшего развития и является важнейшим интеллектуальным потенциалом нашего общества. Студента как человека определенного возраста характеризуют по следующим особенностям:

  • биологическая (тип высшей нервной деятельности, безусловные рефлексы, инстинкты, физическая сила, телосложение, рост, цвет кожи, глаз и проч.);

  • психологическая (единство психологических процессов, состояний и свойств личности);

  • социальная (общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной группе, национальности и др.).

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личные особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков.

Сравнительно с другими периодами жизни, в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Возраст студенчества — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплектом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и т.д. С эти периодом связано начальное включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией, с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта.

Время учебы совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт — процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой .

Итак, мы рассмотрели особенности, характеризующие юношеский возраст (биологические, психологические, социальные), группы отношений (социальные, нравственные, эстетические, физические), особенности психики, памяти, внимания учащихся подросткового возраста, выявили, что ведущей деятельностью студента юношеского возраста является учебно-профессиональная, а так же изучили возрастные особенности студента среднего профессионального образования и можем сделать вывод о том, что важнейшим психологическим процессом юношеского возраста является становление самосознания и устойчивого образа своей личности. Особенности организации духовно-нравственного воспитания студентов в учреждениях среднего профессионального образования

Воспитательная работа – это комплекс духовно-нравственных ценностей и философско-методологических установок всех субъектов воспитательного процесса, целостно влияющих на выбор ими методов и форм деятельности, порядка жизнедеятельности и способов взаимодействия, характера оформления окружающей среды. Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности. Воспитательный процесс имеет свои особенности. Это целенаправленность, многофакторность, динамичность, длительность, непрерывность, комплексный характер, вариативность и двусторонность (взаимодействие между участниками процесса осуществляется в двух направлениях).

Любая педагогическая деятельность начинается с целеполагания. Общая структура целей подготовки специалиста в системе среднего профессионального образования представляет собой иерархию целей: общегосударственная цель – цель учреждения образования — цели обучения по конкретной дисциплине (внеучебной деятельности). Состав целеполагания определяют три структурных компонента:

  1. выдвижение воспитательной цели и сопряжение ее с целями другой деятельности - учебной, профессиональной, общественной;

  2. определение путей достижения выдвинутых целей с учетом особенностей нравственного воспитания и специфики той деятельности, в которой оно осуществляется;

  3. определение ожидаемого результата и в воспитании учащихся, и в продуктивности предстоящей деятельности.

Осознанное целеполагание определяет отбор содержания профессионального обучения и воспитания, форм, методов и технологий реализации поставленных целей, создание соответствующих педагогических условий, в число которых входят организационные, направленные на создание активной развивающей среды и образовательного пространства, организацию деятельности студентов; материальные — техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса; психологические — построение межличностных и деловых отношений, адекватных заданным педагогическим целям.

Результативно-рефлексивный компонент педагогической деятельности включает анализ и оценку ее результатов. Одной из главных проблем системы современного профессионального образования является расхождение между декларируемыми им гуманистическими целями и нормативными требованиями, содержащимися в квалификационных характеристиках и сводящимися в основном к двум параметрам — что специалист должен знать и что уметь, а также отсутствие системы мониторинга результативности образовательного процесса.

В психолого-педагогической литературе описывается структура формирования нравственного облика студенческой молодежи, которая включает следующие элементы: учебно-воспитательный процесс (чтение спецкурсов, использование преподавателям и воспитательных возможностей своих дисциплин, лекции и семинары, творческие встречи) и внеучебная работа (проведение методологических семинаров преподавателей по вопросам нравственности, работа клубов по интересам, общественных организаций, работа библиотеки организация кружков). Мы определим систему внеучебной работы учебного заведения, опираясь на исследования М.П. Кибардиной, как способ организации жизнедеятельности коллектива, представляющий упорядоченную целостную совокупность взаимосвязанных мероприятий и воспитательных дел, способствующих развитию личности и коллектива .

Составляют систему внеучебной работы целевой, индивидуально-групповой, пространственно-временной и деятельностный компоненты. Целевой компонент включает в себя цель внеучебной работы, реализующуюся в блоках воспитательных дел, цель и задачи каждого мероприятия, имеющего определенное место в системе внеучебной работы и находящего продолжение в следующих воспитательных мероприятиях. Индивидуально-групповой компонент представляет собой сообщество педагогов и студентов, а также других участников воспитательного процесса. Пространственно-временной компонент включает в себя предметно-материальную среду, воспитательную среду, связи и отношения коллектива учебного заведения с учреждениями культуры и творческими коллективами города и района. Деятельностный компонент включает в себя системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения, указанные в программе воспитательных дел.

Система внеучебной работы будет эффективна, утверждает М.П. Кибардина, если:

  • цели и задачи процесса воспитания, блока воспитательных дел, конкретного воспитательного дела определены в русле коллективного планирования;

  • единой цели подчинены усилия администрации, кураторов, студентов, руководителей предметных кружков и объединений по интересам, руководителей практики и других лиц, принимающих участие во внеучебной деятельности;

  • созданы условия для совместного творчества студентов и педагогов, проявления высоких моральных качеств субъектов педагогического процесса;

• система внеучебной работы включает эмоциональное
стимулирование, использующее воспитательные возможности искусства, дискуссии, рефлексивных ситуаций.

Д.В. Воронков, Н.В. Дулина, P.M. Петрунеева, Е.П. Скориков считают, что принципы духовно-нравственного воспитания должны включать следующие аспекты:

  • гуманистические основы (учет прав и свободы личности, свободы совести, опора на непреходящие ценности;

  • светскость;

  • научность (опора на психологические основы развития личности);

  • философский позитивизм;

  • непрерывность;

  • компетентность;


  • конфессиональную открытость.

Для формирования у молодежи профессионального опыта, реализации духовного, нравственного, творческого потенциала, развитие деловой активности возможно уделить внимание следующим направлениям работы с молодежью:

  • изучение, формирование, коррекция мотивационно-ценностных ориентиров;

  • развитие студенческого самоуправления;

  • изучение профессиональной направленности и профессиональной пригодности студентов.

Для средних профессиональных учебных заведений воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования социально ценных свойств личности, а цель воспитания - как формирование социально ценных свойств личности, необходимых для жизни в обществе.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе под педагогически организованным процессом духовно-нравственного воспитания понимается создание культуросообразных условий. Важно, чтобы эти условия были ориентированы на потребностно-мотивационную сферу личности и стимулировали ее самовоспитание и саморазвитие. Духовно-нравственное воспитание в условиях средних профессиональных образовательных учреждений предполагает работу в направлениях:

  • создание воспитывающей среды;

  • организация воспитывающей деятельности.

Значение среды как фактора формирования личности подчеркивали многие ученые прошлого и современности (Л.С. Выготский, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Содержанием воспитывающей среды выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение.

В воспитании личности в широком смысле участвует весь окружающий воспитуемого мир – государство, общество, семья, друзья, коллеги, предметная среда — музеи, памятники архитектуры, интерьеры домов, классов и господствующие в обществе идеи.

Под воспитывающей средой понимается комплекс окружающих воспитанника субъектов и объектов, позитивно влияющих на его духовно-нравственное развитие и воспитание. Создание воспитывающей среды определяется всем строем взаимоотношений в учебном заведении (педагог - педагог, педагог - студент, студент - студент).

Создание культурного пространства — одна из важнейших задач, стоящих перед образовательным учреждением, ибо только в атмосфере культуры можно воспитать человека, обладающего чувством социальной ответственности, умеющего ценить духовные и материальные ценности, специалиста, умеющего не только усваивать, но и создавать ценности.

От климата в коллективе зависит не только самочувствие студента и педагога, но и обоюдный успех или неуспех их деятельности. На психологический климат в коллективе оказывают влияние не только воспитательные методы, но и личные качества педагогов. Под этим влиянием подразумеваются не только индивидуально-личностные особенности учителя, но и социально обусловленное поведение, деятельность педагога. Учащиеся должны быть уверены в нравственных позициях своего учителя, его умении принимать решения в этических ситуациях, поскольку они хотят видеть в учителе свою моральную опору, духовный ориентир, к которому можно стремиться и которому нужно следовать. Только учитель с определившимися духовными ценностями и нравственными установками способен эффективно управлять педагогическим процессом, определять отношения учителя в ученическом коллективе на основе субъект-субъектных отношений и межличностных отношений учащихся, направленных на взаимопонимание, взаимную симпатию, толерантность и доброжелательность.

Растущие требования к обучению и воспитанию, а также сам характер педагогического процесса, его динамизм, изменчивость условий обусловливают творческое отношение к профессионально-педагогической деятельности. В соответствии с этим возникает необходимость постоянного поиска оптимальных в данной конкретной ситуации решений. Основным условием развивающего взаимодействия преподавателя и студента является наличие доверия и положительного отношения между ними. В этом случае студент настойчиво преодолевает трудности, перенимает лучшее в поведении, образе мыслей преподавателя, не боится самостоятельного поиска решения и выполнения выдвинутых задач и заданий. Важным здесь является и то, что одновременно развиваются различные сферы личности студента: нравственная, волевая и эмоциональная. Педагог профессиональной школы изначально должен быть высоконравственным человеком: гуманным, воспитанным, эмоционально отзывчивым, тактичным, не способным в нужный момент изменять свое решение.

Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А. Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель.

Важнейшей задачей воспитательной работы является создание коллектива каждой группы и коллектива среднего специального учебного заведения. Это, как показывает практика, помогает молодому человеку выдерживать довольно большие нагрузки — физические, умственные, нравственные, волевые. Далеко не все молодые люди на первых порах умеют рассчитывать свои собственные силы, рационально организовывать свою работу. Сказывается влияние всей перестройки жизни, быта, деятельности студентов. Поэтому очень важна, особенно на младших курсах наряду с проведением индивидуальных консультаций, работа мастеров и классных руководителей в группах, коллективах разного характера.

Роль классного руководителя академической группы неоценима в процессе аудиторного и внеаудиторного воспитания. Он способствует адаптации студента, сплачивает группу, изучает каждую личность как составляющую общества и различных социальных групп, координирует воспитательные влияния на студента. Индивидуальная работа классного руководителя группы эффективна, когда он творчески подходит к ней, учитывает индивидуальные и возрастные особенности студентов, имеет тесную связь с преподавателями, работающими в группе, родителями, общественными организациями и неформальными студенческими объединениями, учреждениями культуры и спорта.

Студенческая группа является важнейшей формой социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения. С одной стороны, личность формируется прежде всего потому, что на протяжении всей своей жизни она включается в деятельность самых различных групп. С другой стороны, любая группа не является лишь суммой входящих в нее людей, т.е. группа — это самостоятельный объект деятельности, который требует тщательного изучения. Студенческая группа - это особый тип социальной общности. Образуется она чаще всего без учета мнения и желания самих студентов. И только в дальнейшем выясняется, насколько люди, входящие в данную группу, приняли друг друга.

Отсюда мы приходим к заключению, что работа по планированию и внедрению программы воспитания духовно-нравственной культуры студентов должна проводиться и с педагогами. Это обусловлено тем, что воспитание духовной личности требует педагогического стимулирования, создания особых условий, в которых у студентов могли бы культивироваться все высшие нравственные качества, в том числе чувство справедливости, совести, внутренней свободы, моральной стойкости. Из анализа практики видно, что процесс духовного развития студента по содержанию и по направленности бывает продуктивным только тогда, когда он подготовлен, поддерживается и направляется педагогическим влиянием, адекватным его природе и внутренней сущности.

Группа, первичный коллектив чаще всего становится в учебном заведении центром общения. От курса к курсу группа сплачивается, растет уровень коллективных отношений, обогащается и общение. Постепенно сближаются интересы и направленности «малых групп» с учебной группой как коллективом. Основой и движущей силой этого процесса становится продуктивное взаимодействие педагогов, воспитателей и коллектива группы. Важным условием хорошего нравственного уровня такого взаимодействия может стать единство требований педагогического коллектива в сочетании с уважением к коллективу учащихся.

Создание благоприятной психологической атмосферы, качества педагогических условий — необходимое условие успешности любого вида деятельности в группе студентов. Организация коллектива не может рассматриваться как цель, но прежде всего как средство для достижения результатов в учебной и воспитательной работе.

По мнению В.Н. Субботина, система среднего профессионального образования более чутко реагирует на изменение воспитательных идеалов и социального образовательного заказа общества и государства, чем система общего образования.

Развитие свободы, расширение прав личности, переход от «бессловесного» исполнения к собственному мнению, которое нужно доказать и публично отстоять, приводят к осознанию необходимости овладения коммуникативными навыками.

Важнейшим вопросом при организации духовно-нравственного воспитания является выбор методов и форм.

Методы воспитания – это способы взаимного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками для достижения наиболее эффективных результатов воспитания и развития, пути воздействия, посредством которых достигаются воспитательные цели, реализуется содержание деятельности, обеспечивается условие мировоззренческих и этических знаний, привлечение каждого воспитанника к активной работе, определяется организация поведения, соответствующего требованиям общества.

Выбор методов воспитания предполагает:

      1. применение в единстве методов формирования сознания (понятий, суждений, убеждений, оценок), организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, поручение и пр.), стимулирование деятельности и поведения учащихся (соревнование, поощрение, наказание);

      2. их координацию ввиду воспитания — классным руководителем,
        активом группы, коллективом учащихся;

      3. переход методов воспитания в методы самовоспитания (убеждения - в самоубеждения, упражнения — в самоупражнения и др.).

Как показывают исследования, для старшего подросткового и юношеского возраста характерно сочетание методов, применяемых, с одной стороны, преподавателем, классным руководителем, а с другой - коллективом учащихся, отдельными личностями.

Выбор методов воспитания зависит от многих факторов - цели,
содержания воспитания, от степени воспитанности обучающихся, уровня
межличностных отношений, авторитета и опыта педагога, возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся. Для повышения результативности воспитательного процесса, как показывает изучение опыта, целесообразно применять комплекс методов, усиливая их воспитательный потенциал.

Деятельность воспитуемых в процессе опытной работы организуется в двух направлениях: коллективном и личностном. В соответствии с этим методы воспитания нами, как показано в исследовании Л.И. Аманбаевой, подразделены на две основные функциональные группы:

• группа методов воспитания, направленная на воспитание
совместной (коллективной) жизни детей:

  1. единые педагогические требования;

  2. методы и формы самоуправления;

  3. традиции;

  4. игра;

  5. перспектива;

• группа методов индивидуального воздействия:

1) разъяснение;

  1. требование;

  2. пример;

  3. наказание, поощрение.

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

Форма воспитательного процесса – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

В процессе духовно-нравственного воспитания студентов в процессе внеучебной деятельности наибольшее распространение получили следующие организационные формы:

  • массовые (праздники, собрания, субботники, олимпиады, выставки, демонстрации и т.д.);

  • групповые ( классные часы, экскурсии, беседы, тренинги и др.);

  • индивидуальные (общественные поручения, индивидуальные
    задания).

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить такие особенности организации духовно-нравственного воспитания как:

  • работа со студентами по духовно-нравственному воспитанию в учреждениях среднего профессионального образования носит системный и комплексный характер;

  • развитие нравственных взаимоотношений - процесс длительный, требующий постоянного внимания педагогов;

  • формирование духовности надо связывать с самосознанием, самосовершенствованием, которое достигается только через внутреннюю активность студента;

  • духовно-нравственное развитие выражается в существенных изменениях внутреннего мира современной личности;

  • осуществляя духовно-нравственное воспитание, учебное заведение должно учитывать влияние окружающей среды;

  • процесс духовно-нравственного воспитания не должен ограничиваться работой со студентами, необходимо привлечь весь коллектив учебного заведения.

Особое внимание следует уделить тому, что в учреждении среднего профессионального образования необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, духовно-нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта. При этом необходимо учитывать в воспитательном процессе индивидуальные и возрастные особенности студентов, своевременно развивать их мотивационную сферу, выражающуюся в определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на самосознание и духовно-нравственное становление.

К особенностям духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях относят так же: существование нескольких, в том числе альтернативных, направлений в деятельности педагога по духовно-духовно-нравственному воспитанию; разнообразие программ духовно-нравственного воспитания; взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций; учет региональных особенностей в содержании духовно-нравственного воспитания; наличие интеграционных процессов в содержании как специальных программ, так и в программах гуманитарных дисциплин; создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели соответствующее воспитание детей; особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности .

Процесс духовно-нравственного воспитания динамичный и творческий: преподаватели постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Итак, в нашей работе мы будем придерживаться такого понятия воспитательной работы как комплекса духовно-нравственных ценностей и философско-методологических установок всех субъектов воспитательного процесса, целостно влияющих на выбор ими методов и форм деятельности, порядка жизнедеятельности и способов взаимодействия, характера оформления окружающей среды.

В результате анализа психолого-педагогической литературы нами было выявлены особенности воспитательного процесса. Это целенаправленность, многофакторность, динамичность, длительность, непрерывность, комплексный характер, вариативность и двусторонность; рассмотрена общая структура целей, роль педагога, принципы духовно-нравственного воспитания, направления работы, оптимальные условия для развития личности обучающихся.

Также нами были рассмотрены понятия метода и формы воспитания и выявлено, что их выбор зависит прежде всего от таких факторов, как цели, содержания воспитания, от степени воспитанности обучающихся, уровня межличностных отношений, авторитета и опыта педагога, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Таким образом, мы пришли к выводу, что работа со студентами по духовно-нравственному воспитанию носит системный и комплексный характер; развитие нравственных взаимоотношений – процесс длительный, требующий постоянного внимания педагогов; осуществляя духовно-нравственное воспитание, образовательное учреждение должно учитывать влияние окружающей среды.



Выводы

Проведенный анализ философских, психолого-педагогических аспектов проблемы духовно-нравственного воспитания позволяет дать определение понятиям «духовность», «нравственность», которые являются основополагающими компонентами понятия «духовно-нравственное воспитание».

Духовность — это специфическое человеческое качество, отличающее человека, присущее только ему; это связь и единое целое таких понятий как «дух», «душа», «душевность»; это приобщение человека к высоким духовным ценностям общества; это гармонизация взаимоотношений в семье, в учебном заведении с друзьями, с педагогами, с любым человеком; это внутренний мир человека, его самосознание.

Нравственность – это способ регуляции действий человека в обществе с помощью норм; это совокупность морального сознания, навыков и привычек человека, связанных с соблюдением норм, правил и требований; это одно из проявлений духовности.

Эти нравственные свойства личности формируются в процессе воспитания.

В педагогической литературе воспитание духовное – это воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека; воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Воспитание нравственное – целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание – процесс формирования и развития личности, направленный на принятие ею высших ценностей и внутреннее их переживание как своих собственных. Задача духовно-нравственного воспитания — правильно сориентировать формирование личности.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы, нами были выявлены возрастные и психологические особенности студентов среднего профессионального учреждения, рассмотрены основные особенности организации духовно нравственного воспитания: роль педагога, структура, направления, принципы, педагогические условия духовно-нравственного воспитания, факторы выбора методов и форм воспитания.

Теоретический анализ научно-педагогической литературы по теме духовно-нравственного воспитания личности показал, что данная проблема актуальна и в настоящее время разработана недостаточно; позволил определить так же основные подходы, концептуальные положения, идеи, составляющие научно-методологические основы духовно-нравственного воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования.