СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное развитие учащихся средствами живописи. виртуальный квест

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале предлагается работа по подбору изображений, которую предложено выстроить в форме виртуального квеста «Реализация концепции ДНР и воспитания. Открытие нового зала картинной галереи». Квест («бродилка» по ссылкам) строится по традиционному сценарию (сценарий выложен на Google-диске [9]): легенда, место проведения, время и задания с ссылками и подсказками. Участники договариваются о средствах связи и способе получения следующего задания (например, социальные сети). Результаты работы фиксируются в таблицу (таблица продвижения), которая называется так же, как книга отзывов в музеях и картинных галереях:  «Книга отзывов». Участники описывают впечатления, вызванные картиной в системе открытых вопросов с использованием приёмов ТРКМ.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное развитие учащихся средствами живописи. виртуальный квест»

Катаева Ольга Юрьевна

МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7»

ГО Заречный Свердловской области

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ. ВИРТУАЛЬНЫЙ КВЕСТ

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.» [2]

Парадигма современного образования – воспитание. Рассмотрим, как определяется воспитание в психологии:

«Воспитание (психологический аспект) — 1) в широком смысле — процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 2) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.» [8]

Итак, мы видим, что в Концепции ДНР и в определении понятия «воспитание» говорится о становлении и развитии, т.е. понимание процесса воспитания невозможно без понятий «становление» и «развитие» личности учащегося.

В разных источниках даётся определение понятия «развитие». Общим в них является то, что развитие понимается как процесс, переход на качественно новый уровень. Отличаются определения тем, в какой области происходят эти качественные изменения (физиология, психика, поведение). Мы предлагаем несколько определений, которые позволят конкретизировать наше понимание в рамках предложенной темы:

«Развитие – направленное, закономерное, количественно-качественное, конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных обьектов, связанное с преобразованием их структуры, идеально предрасположенным результатом которого является совершенствование.» [7]

«Развитие - направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества.» [6]

«Развитие – ... 2. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. 3. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего-либо.» [5]

«Развитие – процесс формирования личности в ходе взаимодействия между факторами взросления и окружающей среды с одной стороны и личным опытом – с другой.» [4]

Предлагаемая нами программа, является логическим продолжением программы «Образ и мысль», целью которой становится духовно-нравственное развитие, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России. Ставя такую цель, мы понимаем воспитательное и развивающее значение живописного искусства и опираемся на возможности программы «Образ и мысль»:

«Очевиден педагогический потенциал искусства, его возможность влияния на мировоззрение школьника, создание посредством искусства условий присвоения и индивидуализации ценностей различных культур… Процесс общения с произведениями изобразительного искусства – сложное переплетение зрительной информации с воображением, логического и рационального – с эмоциями, фантазии – со здравым смыслом… Педагогический потенциал искусства определяется многими его особенностями. Присущая искусству многогранность предполагает множественность интерпретаций одного и того же произведения; поликультурность искусства обеспечивает реальную возможность заглянуть в иные времена, иные культурные миры; открытость искусства подразумевает творческий характер не только процесса создания, но и восприятия произведений искусства. » [1]

Мы видим, что предлагаемые средства реализации программы «Образ и мысль» совпадают со средствами организации социально-открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания, о котором говорится в Концепции ДНР и с содержанием базовых национальных ценностей.

«Цель программы «Образ и мысль» – создание условий для развития личности ребенка в процессе формирования индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства. Предметом курса учебных занятий по программе «Образ и мысль» является не искусство само по себе, а личность ребенка, развивающаяся в процессе общения с искусством. В фокусе внимания программы – глубинные личностные изменения, которые происходят в детях под воздействием общения с искусством». [1]

Определяя таким образом цель программы, мы можем говорить о планируемых результатах, которые достигаются за три года обучения:

1) развитие чувственной сферы (потребность всматриваться, осознавать предлагаемые к рассматриванию зрительные образы; навык визуальной грамотности);

2) развитие речемыслительной сферы (потребность вдумываться, осознавать и раскрывать смысл зрительных образов; самостоятельность, независимость мышления; креативность мышления);

3) развитие воображения и фантазии (творческие ответы на восприятие произведений искусства; поощрение спонтанного художественного воплощения впечатления от восприятия произведения искусства);

4) развитие компетентности в диалоге с произведениями изобразительного искусства (поддержание интереса начинающего зрителя к произведениям изобразительного искусства; обнаружение детьми грандиозной разницы между репродукцией и оригиналом; организация диалога с художником; развитие способности к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством);

5) развитие коммуникативной компетентности (требование точности речевых высказываний; формирование уважения собственного и чужого мнения).» [1]

Поскольку «программа «Образ и мысль» адекватна идеологии и целевой установке – становлению социальной компетентности ребенка, которая достигается посредством педагогически направляемого коллективного обмена формирующимися индивидуально-личностными смыслами рассматриваемых произведений изобразительного искусства» [1], а так же способна решать задачи духовно-нравственного развития и воспитания, мы считаем возможным продолжить работу с произведениями искусства в рамках заданной темы.

Теперь целью программы становится духовно-нравственное развитие учащихся средствами живописи, следовательно, меняется планируемый предметный результат, именно в этом мы видим духовно-нравственное развитие учащихся – «доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности» [5]; «конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры.» [7]

Планируемым предметным результатом становится:

1) чувство гражданственности, патриотизма;

2) нравственные чувства и эстетическое сознание;

3) творческое отношение к труду, образованию;

4) ценностное отношение к природе, осознание красоты мира;

5) ценностное отношение к прекрасному, представление об эстетических идеалах и ценностях.

Преобразование и изменение структуры курса проявляется в критериях и темах подбора произведений живописи и в форме проведения уроков (занятий).

Критерии.

Картины, фото, скульптуры русских художников, отражающие традиционную православную культуру, т.к. именно «православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа». [2]

Произведения, несущие духовный смысл, выход на духовные характеристики героев (добродетели, нравственный выбор), обращение к опыту православной педагогики как к источнику духовного знания.

Личность художника (христианское понимание ценностей).

Исключение языческих обрядов, но сохранение русского фольклора.

Темы (подбор тем обеспечивается базовыми национальными ценностями).

Патриотизм (любовь к отечеству, служение, профессии).

Милосердие, честь, достоинство.

Семья, забота, любовь, верность, здоровье, уважение к старшим.

Труд и творчество, наука, люди.

Религия (православие).

Нравственный выбор, смысл жизни.

Природа, красота мира.

Человечество, мир, народы, культура.

Работу по подбору изображений мы предлагаем выстроить в форме виртуального квеста «Реализация концепции ДНР и воспитания. Открытие нового зала картинной галереи». Квест («бродилка» по ссылкам) строится по традиционному сценарию (сценарий выложен на Google-диске [9]): легенда, место проведения, время и задания с ссылками и подсказками. Участники договариваются о средствах связи и способе получения следующего задания (например, социальные сети). Результаты работы фиксируются в таблицу (таблица продвижения), которая называется так же, как книга отзывов в музеях и картинных галереях: «Книга отзывов». Участники описывают впечатления, вызванные картиной в системе открытых вопросов с использованием приёмов ТРКМ.

Например:

№ задания

ответ (первый уровень выполнения)/бб

дополнительный ответ (второй уровень выполнения)/бб

оценка сложности выполнения задания (от * до *****)

«Книга отзывов» (вопросы курса)

1.

Каким изображён человек? Что в картине подтверждает Вашу мысль? Опишите впечатление, пользуясь приёмом хокку.

Если не знаете, что такое хокку, смотрите здесь

http://www.yaponika.com/hokku

2.

Кто эти дети? Что в картине подтверждает Вашу мысль? Опишите впечатление, пользуясь приёмом синквейн. Если не знаете, что такое синквейн, смотрите здесь

http://cinquain.ru/vidy-sinkvejnov-s-primerami/

3.

Где это происходит? Что в картине подтверждает Вашу мысль? Опишите впечатление, пользуясь приёмом эссе.

Если не знаете, что такое эссе смотрите здесь

http://www.psyhologia.net/esse.htm

4.

Что заинтересовало художника в этом сюжете? Что в картине подтверждает Вашу мысль? Опишите впечатление, пользуясь приёмом ПОПС. Если не знаешь, что это такое,

смотри здесь

http://school97history.narod.ru/pops.html

5.

Кто герой произведения? Что в картине подтверждает Вашу мысль? Опишите впечатление, пользуясь приёмом диаманта.

Если не знаете, что это такое, смотрите здесь

http://lib2.podelise.ru/docs/9171/index-16508.html

6.

На что хотел обратить наше внимание художник? Что в картине подтверждает Вашу мысль? Опишите впечатление, пользуясь приёмом «пирамида приоритетов», если не знаете, что это, смотрите здесь

http://summercamp.ru/index.php?title=%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2

7.

Где находился художник, когда писал эту картину? Что в картине подтверждает Вашу мысль? Опишите впечатление, пользуясь приёмом свободное письмо

8.

Когда это происходит? Что в картине подтверждает Вашу мысль? Опишите впечатление, пользуясь приёмом шесть шляп мышления «Красная шляпа»

9.

Что видно на картине, а о чем можно только догадываться? Что в картине подтверждает Вашу мысль? Опишите впечатление, пользуясь приёмом фрирайтинг.

Если не знаете, что это такое, смотрите здесь

http://kolesnik.ru/2009/freewriting/

10.

Когда это происходит? Что в картине подтверждает Вашу мысль? Опишите впечатление, пользуясь приёмом «Очерк на основе интервью», если не знаете, что это, смотрите здесь

http://628.shkola.spb.ru/predmet/TPKM_inform_bank/pismo.htm

11.

Кто изображен на иконе? Что подтверждает Вашу мысль? Опишите впечатление, пользуясь приёмом синквейн

12.

Какое настроение хотел выразить художник? Что в картине подтверждает Вашу мысль? Опишите впечатление, пользуясь приёмом «Корзина»

13.

Опишите впечатление, пользуясь любым приёмом ТРКМ.

14.

Кто этот человек? Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил этого человека? Что в картине подтверждает Вашу мысль? Опишите впечатление, пользуясь приёмом двойной дневник

Кроме этого, участникам квеста будет предложено подобрать пары к картинам, которые они нашли, выполняя задания. На следующем уровне – самостоятельно подобрать картины и сформулировать задание к ним. Далее ведётся работа в рамках технологии программы «Образ и мысль».

Литература

1. Л.М. Ванюшкина и др. «Образ и мысль»: учебная программа для начальных классов общеобразовательных учреждений. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Институт развития регионального образования Свердловской области

2. А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, «Просвещение», 2009

3. А.Я. Логинова, А.А. Данилюк. Программа ДНР и воспитания обучающихся на ступени НОО

4. Ф. Тайсон, Р. Тайсон. Психоаналитические теории развития. Глоссарий.

5. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.

6. Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

7. Прикладные аспекты современной психологии. Справочное издание, автор-составитель Н.И. Конюхов, 1992 г.

8. Определение. Электронный ресурс//

http://vocabulary.ru/dictionary/892/word/vospitanie

9. Проект сценария квеста выложен в совместном доступе на Google-диске. Электронный ресурс //

https://docs.google.com/document/d/1kdMCUl_AAi1orHnOCUi-QzQR0KNkXvUW2PCa1aDiqOQ/edit?usp=sharing