Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области
Статья на тему:
Духовно-нравственное традиции современного воспитания детей и молодежи: преемственность и новые ориентиры.
Подготовила учитель по изобразительному искусству и ОДНКНР
Батяй Оксана Михайловна
д.Богородицкое.
2023г.
Духовно - нравственного воспитания детей и молодежи актуальна и в современном обществе. Будущее нашей страны зависит от того, чем будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения.
Давайте попробуем разобраться, что же такое духовность, а что нравственность…
ДУХОВНОСТЬ
«Объем сознания», внутренний мир
Проявления духа, уподобление образу
- готовность поступать так, чтобы количества добра в мире увеличивалось;
- свободный ум и способность воспринимать трудности;
- тонкое умение сострадать;
- образованность;
- нравственная чистота
НРАВСТВЕННОСТЬ
Нравственность призывает человека сдерживать агрессию к другим, развивает умение преодолевать свои желания, настраивает на любовь и добродушие
- принятие на себя ответственности за свои
поступки;
- внутренние духовные качества, правила
поведения;
- внутренняя установка поступать по совести;
Нравственность | Духовность |
Связана с действиями | Связана с мыслями, волей |
Понятие в большей степени светское | Понятие в большей степени религиозное |
Распространяется на повседневную жизнь. | Распространяется на жизнь в ее высшем качестве. |
Ограничивается нормами поведения. | Не имеет границ. |
Вектор горизонтального устремления. | Вектор вертикального устремления |
Нравственные ценности регулируют отношения с точки зрения должного и сущего. | Духовные ценности создают смысловые ориентиры. |
Духовно – нравственное воспитание
Как самовоспитание, выбор позиции.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности
Целенаправленный процесс, неотделимо от жизни человека во ориентированный на всей ее полноте и противоречивости,
внутренне понятный смысл, от семьи, общества, культуры,
внутренние побудительные человечества в целом, от страны
силы, регулирующие поведение, проживания и культурно –исторической
ведущий к нравственным эпохи.
изменениям в самом человеке.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО_НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Единство гражданско -патриотического и духовно-нравственного
Приоритет групповых форм
• нравственный пример: • интегративный;
• партнерство; • социальная востребованность;
• личностное развитие; • урочная и внеурочная деятельность
ТРАДИЦИЯ
Традиции в воспитании
целенаправленное воспитательное средство, несущее глубокий педагогический смысл не только во внешних проявлениях, но и ценностных смыслах
ИННОВАЦИЯ (рационализация, новое, изменение, процесс освоения новшества, результат, новый продукт деятельности)
Инновационная модель
воспитания основана на стабильности и изменчивости.
Инновации в воспитании – это нововведения, способствующие формированию позитивных личностных качеств.
УРОВНИ ИННОВАЦИИ (А,В, ГАВРИЛИН)
Уровень мастерства (использование новых приемов, форм и методов воспитания.
Уровень технологии (внедрение новых воспитательных технологий)
Уровень целеполагания (постановка новых задач)
Уровень методологии (переосмысление сущности и роли воспитания в социуме, подходов к человеку)
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВН в соответствии с историческими этапами: уровень
мастерство
ДВН в дореволюционной России | Догматический метод |
Нравственное воспитание с 1917 по нач. 80-х гг. | Методы и способы воздействия: убеждение, разъяснение, упражнение, поощрение, пример, наказание, поручение, приучение, соревнование, стимулирование. |
Нравственное воспитание с сер. 80-х до принятия ФГОС | Методы и способы воздействия: убеждение, разъяснение, упражнение, поощрение, пример, наказание или поругание, поручение, приучение, соревнование, стимулирование, торможение. |
ДВН в современный период | Методы и способы воздействия: убеждение, разъяснение, упражнение, поощрение, пример, наказание или поругание, поручение, приучение, соревнование, стимулирование, торможение. |
Технолигии
ДВН в дореволюционной России | Классно-урочная система |
Нравственное воспитание с 1917 по нач. 80-х гг. | Технология гуманного коллективного воспитания (А. Сухомлинский); технология саморазвития. |
Нравственное воспитание с сер. 80-х до принятия ФГОС | Игровые, технология организации и проведения группового воспитательного дела (Н. Щуркова); коллективного творческого воспитания (И. П. Иванов); гуманно –личностная (Ш.А. Амоношвили); технология педагогической поддержки (О. Газман); кейс, РКМЧП, групповая проблемная работа, диалоговые (дилемные), технология воспитательных систем. |
ДВН в современный период | Тренинги, коммуникативные, медитация, шоу-технологии (акции с использованием арт-моб, флеш-моб), создание ситуации успеха, квест,форсайт. |
Целеполагание
ДВН в дореволюционной России | Просветить и укрепить в вере христианских отроков и юношей, создав их веру сознательной и плодотворной. |
Нравственное воспитание с 1917 по нач. 80-х гг. | Помочь детям и молодежи стать субъектом коммунистических отношений; формирования личности, преданной идеалам коммунизма |
Нравственное воспитание с сер. 80-х до принятия ФГОС | Формирование личности, преданной идеалам коммунизма; уважительное отношение к семейным ценностям советских граждан |
ДВН в современный период | Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. |
Методология
ДВН в дореволюционной России | Догматическое, основное или апологетическое богословие, христианско-философская методология. |
Нравственное воспитание с 1917 по нач. 80-х гг. | Декларация «Основные принципы единой трудовой школы»; моральный кодекс строителей коммунизма (принципы коммунизма) |
Нравственное воспитание с сер. 80-х до принятия ФГОС | Методология и философия науки; принципы : единство патриотического, интернационального и нравственного воспитания. |
ДВН в современный период | Концепция ДН развития и воспитания личности гражданина России. Принципы: - единство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, приобщение к родной культуре; - единство внеклассных форм с классно-урочной формой; - учет индивидуальных и возрастных особенностей; интеграция компонентов ДВН; поликультурности, толерантности. |
Выводы
Уровень мастерства: консерватизм
Уровень технологии: сохранение опыта (традиции), а также становление новых отношений и связей
Уровень целеполагания: постановка новых задач влечет за собой изменение подходов к методологии воспитания
Уровень методологии: переосмысление подходов, концепций, принципов к проблеме формирования и развития положительных личностных качеств
Усложненность методологии.
ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ, ВСТАЮЩИЕ НА ПУТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ:
• между традицией и инновацией;
• между целевыми установками на духовно-нравственное воспитание и отсутствием дидактического инструментария воспитания учителей;
• заключенные в самой природе человека;
• между условиями воспитания в школе и реальной социальной средой.
ВОЗМОЖНЫМИ СПОСОБАМИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ СТАТЬ:
- новые походы к содержанию подготовки учителей;
- самообразование и непрерывное обучение;
- полисубъектный подход к образованию и воспитанию;
- интегрированное обучение и междисциплинарный поход;
- адаптивность теории и практики;
- повышение роли культуры.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Нравственное воспитание имеет отсроченный результат.
.
Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи
Одной из определяющих областей взаимоотношения государства и религиозных организаций является сфера духовного, нравственного, патриотического образования и воспитания. Нравственная сила религиозной этики сегодня все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего поколения.
В условиях смены ценностных установок молодежи необходимо указать новые ориентиры в гуманитарном поиске. В связи с этим актуализируется изучение религии как социокультурного феномена, являющегося неотъемлемым компонентом гуманистического образования. Религия в этих рамках рассматривается в качестве составной части культуры в ее взаимодействии с другими областями человеческой жизни.
Перед государственными органами, учреждениями образования, педагогическими коллективами стоит вопрос об эффективности использования потенциала традиционных для российского общества конфессий в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.
Я уверена, что основная роль в духовно-нравственном сплочении российского общества принадлежит образованию, оно укрепляет социальную солидарность, повышает уровень доверия человека к жизни в стране, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему нашей страны. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.[4,23с.]
Министерством образования Российской Федерации организована разработка Федеральных стандартов, учебных планов, программ всевозможных дисциплин и курсов, связанных с вопросами истории и учения Православной церкви. В соответствии с этим на базе средних школ может быть организовано проведение совместных конференций, семинаров, выставок, посвященных проблемам формирования у молодежи системы нравственных ценностей. Активно развивается совместная благотворительная и гуманитарная деятельность, направленная на оказание помощи гражданам с ограниченными возможностями, в том числе и детям.
В нашем городе регулярно осуществляется взаимодействие со священнослужителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной и внеучебной, общественно значимой деятельности обучающихся. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Родители так же, как и педагог, подают первый пример нравственности, а пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть, его нравственное самосознание.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.
Так же важным условием духовно-нравственного развития и полноценного созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний мир, а второе – внешний, реальный мир. Считаю, что соединение этих миров происходит через осознание и усвоение ребенком моральных норм, которые поддерживают с одной стороны нравственное здоровье личности, а с другой бесконфликтное взаимодействие человека с другими людьми.
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания решаются уже сегодня. Одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин, в рамках реализации ФГОС, является введение в школьный образовательный процесс предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Убеждена, что общая стратегия этого курса заключается не только в расширении образовательного кругозора обучающихся, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу, поскольку данная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» внесена в учебную программу для обучающихся пятых классов.
Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах. Данный курс дает возможность становления внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Библиогрфия
1. Основной закон «Конституция Российской Федерации». 1993.- гл. II, ст.2.
2. Закон « Об образовании РФ». 2012. – ст.9, п.1.
3. Богославцева Л.В. Программа духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования.- Завуч начальной школы.- 2013.-№8.- 94-95с.
4. Данилов А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2010.- 23с.
5. Концепция федеральных государственно-образовательных стандартов общего образования: проект/ под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение,2008. – 39с.
6. Смирнова А.А., Макова Т.Т. Нормативно- правовое обеспечение деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на муниципальном уровне.- Практика административной работы в школе.- 2012.-№4- 62-66с.