СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное традиции современного воспитания детей и молодежи: преемственность и новые ориентиры.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное традиции современного воспитания детей и молодежи: преемственность и новые ориентиры.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области








Статья на тему:

Духовно-нравственное традиции современного воспитания детей и молодежи: преемственность и новые ориентиры.

 







Подготовила учитель по изобразительному искусству и ОДНКНР

Батяй Оксана Михайловна

 


















д.Богородицкое.

2023г.

Духовно - нравственного воспитания детей и молодежи актуальна и в современном обществе. Будущее нашей страны зависит от того, чем будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения.

Давайте попробуем разобраться, что же такое духовность, а что нравственность…

ДУХОВНОСТЬ


 

«Объем сознания», внутренний мир

Проявления духа, уподобление образу




- готовность поступать так, чтобы количества добра в мире увеличивалось;

- свободный ум и способность воспринимать трудности;

- тонкое умение сострадать;

- образованность;

- нравственная чистота


НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность призывает человека сдерживать агрессию к другим, развивает умение преодолевать свои желания, настраивает на любовь и добродушие


- принятие на себя ответственности за свои

поступки;

- внутренние духовные качества, правила

поведения;

- внутренняя установка поступать по совести;




Нравственность

Духовность

Связана с действиями

Связана с мыслями, волей

Понятие в большей степени светское

Понятие в большей степени религиозное

Распространяется на повседневную жизнь.

Распространяется на жизнь в ее высшем качестве.

Ограничивается нормами поведения.

Не имеет границ.

Вектор горизонтального устремления.

Вектор вертикального устремления

Нравственные ценности регулируют отношения с точки зрения должного и сущего.

Духовные ценности создают смысловые ориентиры.




Духовно – нравственное воспитание


Как самовоспитание, выбор позиции.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности




Целенаправленный процесс, неотделимо от жизни человека во ориентированный на всей ее полноте и противоречивости,

внутренне понятный смысл, от семьи, общества, культуры,

внутренние побудительные человечества в целом, от страны

силы, регулирующие поведение, проживания и культурно –исторической

ведущий к нравственным эпохи.

изменениям в самом человеке.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО_НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ


Единство гражданско -патриотического и духовно-нравственного

Приоритет групповых форм





• нравственный пример: • интегративный;

• партнерство; • социальная востребованность;

• личностное развитие; • урочная и внеурочная деятельность


ТРАДИЦИЯ

Традиции в воспитании

целенаправленное воспитательное средство, несущее глубокий педагогический смысл не только во внешних проявлениях, но и ценностных смыслах


ИННОВАЦИЯ (рационализация, новое, изменение, процесс освоения новшества, результат, новый продукт деятельности)


Инновационная модель

воспитания основана на стабильности и изменчивости.


Инновации в воспитании – это нововведения, способствующие формированию позитивных личностных качеств.

УРОВНИ ИННОВАЦИИ (А,В, ГАВРИЛИН)


Уровень мастерства (использование новых приемов, форм и методов воспитания.

Уровень технологии (внедрение новых воспитательных технологий)






Уровень целеполагания (постановка новых задач)

Уровень методологии (переосмысление сущности и роли воспитания в социуме, подходов к человеку)










ОРГАНИЗАЦИЯ ДВН в соответствии с историческими этапами: уровень

мастерство

ДВН в дореволюционной России

Догматический метод

Нравственное воспитание с 1917 по нач. 80-х гг.

Методы и способы воздействия: убеждение, разъяснение, упражнение, поощрение, пример, наказание, поручение, приучение, соревнование, стимулирование.

Нравственное воспитание с сер. 80-х до принятия ФГОС

Методы и способы воздействия: убеждение, разъяснение, упражнение, поощрение, пример, наказание или поругание, поручение, приучение, соревнование, стимулирование, торможение.

ДВН в современный период

Методы и способы воздействия: убеждение, разъяснение, упражнение, поощрение, пример, наказание или поругание, поручение, приучение, соревнование, стимулирование, торможение.

Технолигии

ДВН в дореволюционной России

Классно-урочная система

Нравственное воспитание с 1917 по нач. 80-х гг.

Технология гуманного коллективного воспитания (А. Сухомлинский); технология саморазвития.

Нравственное воспитание с сер. 80-х до принятия ФГОС

Игровые, технология организации и проведения группового воспитательного дела (Н. Щуркова); коллективного творческого воспитания (И. П. Иванов); гуманно –личностная (Ш.А. Амоношвили); технология педагогической поддержки (О. Газман); кейс, РКМЧП, групповая проблемная работа, диалоговые (дилемные), технология воспитательных систем.

ДВН в современный период

Тренинги, коммуникативные, медитация, шоу-технологии (акции с использованием арт-моб, флеш-моб), создание ситуации успеха, квест,форсайт.


Целеполагание

ДВН в дореволюционной России

Просветить и укрепить в вере христианских отроков и юношей, создав их веру сознательной и плодотворной.

Нравственное воспитание с 1917 по нач. 80-х гг.

Помочь детям и молодежи стать субъектом коммунистических отношений; формирования личности, преданной идеалам коммунизма

Нравственное воспитание с сер. 80-х до принятия ФГОС

Формирование личности, преданной идеалам коммунизма; уважительное отношение к семейным ценностям советских граждан

ДВН в современный период

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Методология

ДВН в дореволюционной России

Догматическое, основное или апологетическое богословие, христианско-философская методология.

Нравственное воспитание с 1917 по нач. 80-х гг.

Декларация «Основные принципы единой трудовой школы»; моральный кодекс строителей коммунизма (принципы коммунизма)

Нравственное воспитание с сер. 80-х до принятия ФГОС

Методология и философия науки; принципы : единство патриотического, интернационального и нравственного воспитания.

ДВН в современный период

Концепция ДН развития и воспитания личности гражданина России.

Принципы:

- единство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, приобщение к родной культуре;

- единство внеклассных форм с классно-урочной формой;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей; интеграция компонентов ДВН; поликультурности, толерантности.

Выводы

  1. Уровень мастерства: консерватизм

  2. Уровень технологии: сохранение опыта (традиции), а также становление новых отношений и связей

  3. Уровень целеполагания: постановка новых задач влечет за собой изменение подходов к методологии воспитания

  4. Уровень методологии: переосмысление подходов, концепций, принципов к проблеме формирования и развития положительных личностных качеств

  5. Усложненность методологии.


ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ, ВСТАЮЩИЕ НА ПУТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ:

• между традицией и инновацией;

• между целевыми установками на духовно-нравственное воспитание и отсутствием дидактического инструментария воспитания учителей;

• заключенные в самой природе человека;

• между условиями воспитания в школе и реальной социальной средой.


ВОЗМОЖНЫМИ СПОСОБАМИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ СТАТЬ:

- новые походы к содержанию подготовки учителей;

- самообразование и непрерывное обучение;

- полисубъектный подход к образованию и воспитанию;

- интегрированное обучение и междисциплинарный поход;

- адаптивность теории и практики;

- повышение роли культуры.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Нравственное воспитание имеет отсроченный результат.

.

 

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи

 

 

Одной из определяющих областей взаимоотношения государства и религиозных организаций является сфера духовного, нравственного, патриотического образования и воспитания. Нравственная сила религиозной этики сегодня все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего поколения.

В условиях смены ценностных установок молодежи необходимо указать новые ориентиры в гуманитарном поиске. В связи с этим актуализируется изучение религии как социокультурного феномена, являющегося неотъемлемым компонентом гуманистического образования. Религия в этих рамках рассматривается в качестве составной части культуры в ее взаимодействии с другими областями человеческой жизни.

Перед государственными органами, учреждениями образования, педагогическими коллективами стоит вопрос об эффективности использования потенциала традиционных для российского общества конфессий в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

Я уверена, что основная роль в духовно-нравственном сплочении российского общества принадлежит образованию, оно укрепляет социальную солидарность, повышает уровень доверия человека к жизни в стране, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему нашей страны. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.[4,23с.]

Министерством образования Российской Федерации организована разработка Федеральных стандартов, учебных планов, программ всевозможных дисциплин и курсов, связанных с вопросами истории и учения Православной церкви. В соответствии с этим на базе средних школ может быть организовано проведение совместных конференций, семинаров, выставок, посвященных проблемам формирования у молодежи системы нравственных ценностей. Активно развивается совместная благотворительная и гуманитарная деятельность, направленная на оказание помощи гражданам с ограниченными возможностями, в том числе и детям.

 В нашем городе регулярно осуществляется взаимодействие со священнослужителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной и внеучебной, общественно значимой деятельности обучающихся. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Родители так же, как и педагог, подают первый пример нравственности, а пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть, его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.

Так же важным условием духовно-нравственного развития и полноценного созревания является соблюдение равновесия между самоценностью  детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний мир, а второе – внешний, реальный мир. Считаю, что соединение этих миров происходит через осознание и усвоение ребенком моральных норм, которые поддерживают с одной стороны нравственное здоровье личности, а с другой бесконфликтное взаимодействие человека с другими людьми.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания решаются уже сегодня. Одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин, в рамках реализации ФГОС, является введение в школьный образовательный процесс предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Убеждена, что общая стратегия этого курса заключается не только в расширении образовательного кругозора обучающихся, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу, поскольку данная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» внесена в учебную программу для обучающихся пятых классов.

Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах. Данный курс дает возможность становления внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законом  Российской Федерации «Об образовании» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

 

 

 

 

 

 


 

Библиогрфия

 

 

1.     Основной закон «Конституция Российской Федерации». 1993.- гл. II, ст.2.

2.     Закон « Об образовании РФ». 2012. – ст.9, п.1.

3.     Богославцева Л.В. Программа духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования.- Завуч начальной школы.- 2013.-№8.- 94-95с.

4.     Данилов А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2010.- 23с.

5.     Концепция федеральных государственно-образовательных стандартов общего образования: проект/ под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение,2008. – 39с.

6.     Смирнова А.А., Макова Т.Т. Нормативно- правовое  обеспечение деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на муниципальном уровне.- Практика административной работы в школе.- 2012.-№4- 62-66с.