СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре ЗУВР.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание»

Духовное и нравственное воспитание

Устименко Татьяна Николаевна,

классный руководитель 7 класса

МБОУ “Исадская СОШ”


1 На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе образования и воспитания.

Печально осознавать, что сегодня мир резко перевернулся лицом к материальным ценностям, такие понятия, как «вера», «мораль», «нравственность», увы, утратили свой глубинный смысл. Трагедия XX века расколола государство, семью, церковное общество, на многие годы, прервав преемственность традиций, исказив ценности веры, воспитания, патриотизма, семьи. Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, эротики, жестокости, алчности, отрицание семейных ценностей, предлагаемые нашим детям в СМИ, нелегким бременем ложатся на неокрепшую душу ребенка. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи - когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

2 Духовный человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.

Духовный человек – это, прежде всего гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации.

3 Однако именно в разговоре о духовности мы оказываемся перед жёсткой необходимостью определения того идеала, на который мы должны равняться в формировании нравственных качеств личности, то есть мы должны определиться, на каких мировоззренческих основах мы эту личность собираемся воспитывать. И здесь нас настигает первая трудность нашей деятельности, так как Федеральный Закон об образовании напрямую запрещает нам отдавать предпочтение какой бы то ни было идеологии, а значит и философии.

Но формировать нравственные качества безотносительно того, что есть добро и зло – просто невозможно. Нельзя говорить о «духовности вообще», не определив своего понимания ДУХА. Современная ситуация красноречиво говорит о том, что именно мировоззренческие вопросы являются сейчас той линией фронта, на которой разворачивается борьба, исход которой предопределит не просто облик будущего мира, но и сам факт его существования. Чтобы обосновать свою позицию, приведу пример того, какие отношенческие позиции формируются к одному и тому же явлению в рамках двух, на мой взгляд – антагонистических, мировоззренческих концептов.

4 Отношение к наркоману

Вопросы для сравнения

Либерально-гуманистическая идеология

Православная идеология

Мировоззренческий аспект отношения к человеку

Человек – высшая ценность мироздания, мерило всех вещей.

Человек – образ и подобие Бога. Но грех в большей или меньшей степени искажает этот образ и нарушает подобие.

Главная цель/ценность

Главное в жизни каждого человека – это свобода самовыражения.

Главное в жизни каждого человека – это преодоление отчуждения от Бога, восстановление в себе нарушенного образа Божия.

Взгляд на конкретную проблему

Наркомания – это выбор конкретного человека. Общество одинаково должно уважать право человека как на его стремление через употребление наркотиков удовлетворять свои потребности, так и на желание покончить с таким образом жизни, если он перестал удовлетворять его.

Наркомания – это тяжкое проявление греха (и к нему не может быть лояльного отношения); наркоман – несчастный человек, нуждающийся в помощи (медицинской, психологической, духовной).

Отношение к конкретному человеку

Безразличие = толерантность

Сострадание (в высшем проявлении – любовь)


Соответственно, поступки, выражающие нравственное отношение к данному явлению у людей, воспитанных в этих мировоззренческих парадигмах, будут различными. Если базовые философские основы воспитания и образования не определены, то какое отношение к данной проблеме мы будем воспитывать в наших детях?

5 «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» дает следующий ориентир: «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Мною выделен фрагмент, позволяющий мне действовать в рамках, более близких нравственным идеалам Православия. Это, кстати, не означает простую трансляцию христианских ценностей обучающимся. Скорее это определяет МОИ базовые принципы, проявляющиеся в выборе форм, методов воспитательной работы, тематики и направленности осуществляемых мною проектов.

6 Для оценки уровня сформированности нравственных качеств обучающихся я провожу диагностику по следующим методикам:

  • Диагностика принятия  других (по шкале  Фейя)

  • Диагностика доброжелательности (по  шкале Кэмпбелла)

  • Экспресс-диагностика  доверия (по шкале  Розенберга)

  • Методика «Шкала  совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский)

  • Диагностика этики поведения «Незаконченные предложения»

Практика показывает, что результаты исследований очень индивидуализированы и мало зависят от количества и содержания массовых мероприятий соответствующей направленности. Именно в духовно-нравственном направлении формирования личности, как ни в каком другом, на мой взгляд, сильна роль семьи. Представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо» закладываются в раннем возрасте. В школе мы можем развивать положительные тенденции и корректировать негативные. А это можно делать преимущественно в индивидуальной работе с ребёнком.

Мне не хотелось бы сейчас говорить общие фразы о пользе таких курсов как ОРКСЕ, который в нашей школе преподаю я, и который как раз направлен на знакомство учащихся с традиционными для народов нашей страны нравственными и культурными ценностями. Думаю, что в этом направлении мне ещё есть чему поучиться у моих коллег. Поделюсь примерами своего, как мне кажется, успешного опыта именно индивидуальной работы.

7 Четыре года подряд мы с ребятами из нашей школы принимали участие в Ильинских образовательных чтениях. Эту работу я поначалу рассматривала как развитие интеллектуальной сферы обучающихся, формирование компетенций, необходимых для осуществления учебно-исследовательской деятельности. Но более детальное рассмотрение и процесса подготовки доклада, и воздействия трудов Ивана Александровича Ильина на взгляды ребят, показало, что главное во всём этом не занятое на конкурсе место, а то, что участники по-новому начинают смотреть на многие явления. Им открывается важность тех сторон жизни, которым прежде они не придавали значения. Как сказала одна из участниц чтений, «ты вдруг начинаешь видеть правильное устройство многих вещей и понимаешь, к чему надо стремиться». Для меня показательно, что, хотя организаторы конкурса предлагают широкий спектр возможных тем, наши участники формулируют тему самостоятельно. Это свидетельствует о личной заинтересованности обучающегося рассматриваемой проблемой. И ещё: большинство этих тем касается именно духовно-нравственной проблематики:

8 Анастасия Ким – «Философия любви Ивана Ильина» - 2017 год – 1м.

Анжелика Белова – «Лаборатория человеческих судеб. Мысли Ивана Ильина о семье» - 2018 год.

Анастасия Ким – «Духовный кризис и пути выхода из него» - 2018 г. – 2 м.

9 Анжелика Белова – «Какой правитель нужен России?» - 2919 г. -1 м.

Анжелика Белова – «Нужна ли России демократия?» - 2020 г.

10 Юлия Волкова – «Русский и советский патриотизм. Опыт переосмысления прочитанного» - 2020г. - 1м

Даже к раскрытию политической тематики «Какой правитель нужен России?», «Нужна ли России демократия?» Анжелика Белова подходила с позиций традиционных для России нравственных ценностей, таких как патриотизм, ответственность перед своим народом, почтительное отношение к опыту предков, самоотверженность.

Опыт подготовки к чтениям ценен для меня именно тем, что в ходе этой работы появлялась возможность поговорить не спеша и с глазу на глаз о тех нравственных сомнениях, которые возникают у ребят при столкновении формируемых семьёй и школой представлений о добре и зле и теми установками, которые насаждаются медиапространством. Удивительно, но Иван Александрович Ильин всякий раз оказывался для наших девчонок достаточно авторитетным и актуальным, чтобы заставить их понять, сколь опасными могут быть мысли и поступки, если они неоДУХотворены, если исходят от инстинкта или эмоции.

11 Индивидуальная работа, безусловно, не гарантирует 100% результат, желаемый педагогом, но позволяет воздействовать именно на те болевые точки, которые выявляются при диагностике сформированности нравственных качеств. Так, дважды, в 5 и 7 классе, экспресс-диагностика  доверия (по шкале  Розенберга) показывала, что для одной из учениц моего класса характерно скептическое отношение к морали окружающих. Она была уверена, что вокруг много мошенников, которые только и ждут, как бы воспользоваться лучшими побуждениями честных людей, к которым она, конечно, относила себя и свою семью. Опираясь на эти взгляды, девочка считала, что занятия благотворительностью не только не разумны, но и потворствуют развитию мошенничества.

Надо сказать, что такие взгляды были вынесены подростком из семьи, что делало их наиболее стойкими. Кроме того, именно в таких случаях мы, педагоги, становимся заложниками этики. Ведь нельзя же просто сказать ребёнку, что мама не права.

Повод поближе познакомить девочку с тем, каковы современные проблемы и способы благотворительности, предоставил конкурс эссе «День рубля». Оксана сама выбрала номинацию «Деньги как инструмент благотворительности». Она постаралась изучить историю рязанских благотворителей, мы много беседовали о том, кто в нашей современной жизни больше других нуждается в помощи.

12 Оказалось, что девочку очень волнуют социальные ролики о больных детях, но она к ним относится настороженно из-за своего недоверия к людям. Общаясь в социальной сети в ВК, я показала Оксане сайты благотворительных фондов, проверенных временем. Она познакомилась с судьбами их подопечных, уже получивших помощь. Побывала на страницах волонтёров, организующих сбор средств для конкретных детей. Главное, что Оксана поняла, это, на мой взгляд, то, что для помощи другим важно тратить частичку своей души. А в каких материальных единицах – рублях, часах и так далее – это будет выражено – не так важно. Девочка попробовала себя в роли распространителя SOS-информации по группам в ВК, поучаствовав в судьбе нескольких малышей, срочно нуждающихся в помощи. Пережила свою сопричастность к тому, что кому-то из них удалось помочь.

13 Её эссе завершается словами «Милостыня – это не про нищету. Это про милость, милосердие, про сердце, наполненное жалостью и любовью. Живое человеческое сердце. А деньги – это только способ, инструмент». Надеюсь освоенная Оксаной технология оказания помощи тем, кто вызывает у неё наибольшее сочувствие, не будет ею забыта.

Работая с классом, я стремлюсь в любом нашем деле, будь то Урок Мужества, беседа об успеваемости и дисциплине или просто генеральная уборка класса, найти повод для разговора о том, что всё что человек делает в своей жизни – это отражение его внутренней организации, его воли, степени его достоинства и самоуважения. Потому что плохо сделанное дело, не выученный урок, небрежное отношение к своим повседневным обязанностям – это не просто сиюминутная лень или неумение организовать себя. Это выбор, свидетельствующий о нежелании или неготовности брать на себя ответственность за себя и своих близких.

Вообще, тема выбора, на мой взгляд, является ключевой в воспитании именно духовности. Собственно предпочтение того или иного пути красноречивее всех тестов и диагностик свидетельствует о нравственном идеале человека. Но в ситуации с подростком нужно помнить, что они еще не могут всесторонне оценивать как свои, так и чужие действия. Поэтому то, что для взрослого может выглядеть как легкомыслие, нарушение дисциплины, ребёнок объясняет совсем по-иному. Долг педагога в любой нештатной ситуации выяснить мотивы тех или иных действий воспитанников. А эти мотивы могут быть вполне благородными с точки зрения ребенка. Например, мальчик вместе с другими сбежал с урока, хотя и считал такой поступок неправильным. Но не присоединиться к остальным счёл предательством. Вместе с папой мальчика мы проанализировали ситуацию, и именно отец, являющийся для парнишки непререкаемым авторитетом, предложил сыну спроектировать несколько вариантов другого развития событий, дать каждому варианту собственную оценку и решить, как было бы правильнее поступить в схожих обстоятельствах.

В основе нравственного поведения лежит не только знание моральных норм, но и собственное эмоциональное отношение к этим нормам, и особое, непосредственное отношение к другому человеку (знаем, сочувствуем, делаем). Формированию эмоционального отношения к различным ситуациям выбора помогает использование произведений искусства соответствующей направленности.

Недавно на уроке столкнулась с ситуацией: девушка-десятиклассница на уроке, посвященном Великой Отечественной войне высказала мысль о том, что ей очень жаль людей, оказавшихся в блокадном Ленинграде, но она считает их жертвами войны и не понимает, в чём их подвиг. На доводы о том, что люди в сложнейших условиях блокады продолжали бороться и трудиться, она отвечала, что у них просто не было выбора.

14 В годовщину Снятия блокады мы проводили Урок Мужества, который завершался песней А. Городницкого «Блокада». На следующий день девушка подошла на перемене и рассказала, что вечером, найдя песню в Интернете, несколько раз её прослушала. «И знаете, теперь я понимаю: они действительно были героями. Жертвами, конечно, тоже были, но героями – прежде всего!» В искренности этих слов, сказанных с глазу на глаз, я не сомневаюсь. И такое самоопределение с нравственной оценкой подвига ленинградцев считаю главным итогом и проведённого мероприятия, и предшествовавших ему уроков истории.

15 Итак, я считаю, что формирование духовности и нравственных качеств обучающихся – процесс, с одной стороны, глубоко индивидуализированный, с другой – не возможный без опоры на определённую философскую систему. Отказ от самой идеи создания государственной идеологии, отвечающей национальным интересам, создаёт одну из ключевых проблем в духовном развитии как всего общества, так и отдельных его членов. Нет, не было и не может быть мировоззренческого нейтралитета. Иллюзия его существования ведёт к размыванию нравственных понятий, их деградации и вырождению.

Вторая проблема, с которой, думаю, приходится сталкиваться не только мне – это отсутствие родительской поддержки. Это касается не всех родителей. Но практика показывает, что в семьях, где на первое место выдвигается материальный достаток, как и в семьях, где взрослые заняты удовлетворением лишь базовых потребностей, детям очень сложно сформировать систему нравственных ценностей.

Ну, и, конечно, школе просто невыносимо конкурировать с медиапространством, предлагающим образцы, легко копируемые, не требующие работы над собой, и этим притягательные. И здесь также необходимы как более чёткая позиция государства по вопросам информационной безопасности, так и более активная позиция родителей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!