СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В исследовании выявляются основные особенности формирования духовно-нравственных понятий, определены теоретические основы для решения проблемы формирования духовно-нравственных понятий у школьников в процессе обучения технологии, выявлены психолого-педагогические характеристики школьного возраста, проведен анализ современной ситуации по вопросам духовно- нравственного воспитания школьников.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание»

Сущность понятия «духовно-нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе, его цели и задачи.

Современный период в истории России и образовании является временем смены многих ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого века в России произошли как очень весомые положительные перемены, так и негативные явления, которые всегда неизбежны во время крупных социальных и политических изменений. Многие из этих явлений, конечно, оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское сознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку. Во время изменения ценностных ориентиров происходит нарушение и духовного единства народа и общества в целом, размываются жизненные ориентиры молодых людей, происходит нуллификация ценностей старшего поколения, а также деформируются многие традиционные для страны моральные нормы и привычные нравственные установки. В обществе стал чувствоваться недостаток осознанно принимаемых многими гражданами принципов, норм и правил жизни, согласия по вопросам корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

Образованию в России отводится главенствующая роль в духовно- нравственном укреплении российского общества, его интеграции перед различными внутренними и внешними вызовами, в повышении доверия человека к жизни в России, к жителям страны, государству и обществу в целом, а также настоящему и будущему своей страны. Стоит отметить, что ценности личности развиваются не только в семье, а так же еще и в некоторых неформальных сообществах и группах, в сфере отдыха, массовой информации и искусства. Но, конечно, наиболее системно, комплексно и последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребенка происходит в сфере школьного образования, где развитие и воспитание детей обеспечено всем укладом жизни.

В литературе вопрос духовно-нравственного воспитания школьников разобран довольно подробно. Изучением данного вопроса занимаются такие ученые, как: А. Я. Данилюк, Захарченко М. В., Миронова И. Ю. и другие.

Рассмотрим более подробно, как авторы определяют понятие духовно- нравственное воспитание, и выведем свое.

Следуя логике концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования понятие духовно-нравственное развитие личности интерпретируется как:

«…осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

А. Д. Солдатенков трактует духовно-нравственное воспитание как: педагогическую деятельность, целенаправленную на формирование духовного мира подрастающего человека, которая, в свою очередь, включает в себя все компоненты личности, в том числе и ценности религиозной культуры».

Т. П. Грибоедова интерпретирует духовно-нравственное воспитание как деятельность педагога, целью которой является направленность на становление духовности и нравственности через стремление всей человеческой личности к Идеальной Духовной Сущности, в основе которой заложено осмысление собственных мотивов, ценностей и самоопределения личности в духовной сфере.

Т. И. Петракова определяет духовно-нравственное воспитание как:

«…собственный процесс системного, организованного и комплексного, целенаправленного внешнего и внутреннего воздействия на духовно- нравственную сферу личности человека, которая является системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний и мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, которая заложена в содержание образования и актуализированные определенной позицией учителя». Его показателями, по мнению автора, могут быть: реакция на педагогическое воздействие и уровень развития самосознания учащихся, богатство духовных запросов, сформированность духовно-нравственных ценностей.

З. И. Саласкина видит духовно нравственное воспитание как: «…педагогический процесс, который направлен на привитие и усвоение учащимися многих нравственных норм и правил, формирование их духовных, нравственных и эстетических чувств, а так же систематическое формирование высоконравственного сознания, чувства нравственного и умственного превосходства, выработку навыков, привычек и умений нравственного поведения». Его основной целью автор считает переход личности ребенка с низшего уровня на уровень нравственного саморазвития и самосовершенствования.

О. М. Потаповская и Д. А. Левчук духовно-нравственным воспитанием называют: «…процесс помощи духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

    • нравственных чувств: веры, ответственности, патриотизма, совести, гражданственности;

    • нравственной позиции (умение различать зло и добро, иметь готовность к преодолению жизненных испытаний);

    • нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости);

    • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли».

Конечным результатом духовно-нравственного воспитания называется определенный сложившийся образ жизни человека. В таком смысле духовно-нравственное воспитание детей в муниципальной, государственной школе может быть исключительно только вариативным и добровольным.

Таким образом, обобщая все вышеприведенные положения, с позиции их соответствия сущности нравственности и духовности, мы смогли сделать вывод, что у понятия «духовно-нравственное воспитание» нет точного определения, так как существуют разнообразные подходы к видимости природы самой духовности. Ее определяют и как конечный результат приобщения личности к общечеловеческим, этническим, религиозным ценностям, духовной культуре; а также как психологическое состояние человека, отношения к нравственно трудным конфликтам, очень опасным для жизни ситуациям; и, конечно, как способность к самовосприятию и саморазвитию, созиданию собственного внутреннего состояния, мира; и как попытку человека найти высший смысл своего предназначения и существования, правильно соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с Богом.

Подводя итог всего вышесказанного, необходимо отметить, что в определении сути и смысла духовно-нравственного воспитания, обязаны найти свое место такие проявления духовности, как способность личности к саморазвитию, ориентированность на высшие духовные ценности (общечеловеческие, этнические и религиозные), и состояние непринадлежности к материальной природе человека. Стоит отметить, что необходимо принять во внимание еще одну важную часть термина «духовно- нравственное воспитание» – это готовность самой личности следовать принятым ценностям и нормам в своем поведении и в своей повседневной жизни.



Особенности развития духовно-нравственных ориентиров у школьников в процессе обучения.



Рассмотрев сущность понятий «духовно-нравственное воспитание» перейдем к особенностям формирования духовно-нравственных понятий у младших школьников.

В настоящее время в педагогической и методической литературе младшим школьным возрастом принято считать период развития ребенка с шести – семи лет, до девяти – десяти лет.

Ученые в сфере педагогики выявили, что в соответствующие возрастные периоды существуют разные возможности для духовно-нравственного воспитания. Каждый возраст, будь это ребенок или подросток или юноша, все они по-разному воспринимают одинаковые средства воспитания. Знания и учет достигнутых положений человеком в тот или иной период жизни помогает прогнозировать в воспитании его дальнейший рост. Духовно-нравственное воспитание ребенка, на сегодняшний момент, занимает одно из главных и ведущих мест в формировании всесторонне развитой личности. Работая над вопросом духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста, обязательно нужно учитывать их возрастные и психологические особенности, в частности такие как:

    • Склонность к игре. Ребенок в условиях игры добровольно упражняется, он осваивает нормативное поведение. В играх, как ни где-либо, требуется от ребенка соблюдать правила. Нарушение этих правил, дети особенно остро замечают и выражают свое осуждение тому, кто эти правила нарушил. Если ребенок не подчинится, не прислушается к мнению большинства, то ему нужно будет выслушать много неприятного, а может быть даже и выйти из игры. С помощью этого ребенок учится считаться с мнением других, ребенок получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра всегда требует от ее участников действовать по заданным правилам.

    • Трудность долго заниматься однообразной и монотонной деятельностью. Как говорят психологи, в основном школьники не имеют возможности удерживать свое внимание более 7-10 минут на одном каком- либо предмете. Дальше этого времени учащиеся начинают переключать свое внимание на какие-либо другие предметы, возможно, отвлекаться, поэтому нужна как можно более частая смена видов деятельности во время занятий.

Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

Иногда у учащихся на уроках существует противоречие между знанием, как нужно поступать, и практическим применением этого (например, применение этикета, правил хорошего тона, общения).

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям учащихся. Особенно это происходит в ситуациях, где не совпадают этических нормы и личные желаний ребенка.

Существует неравномерность применения вежливого общения и правильного поведения с взрослыми и сверстниками, это касается ситуаций, когда ребенок по-разному ведет себя в одной и той же ситуации со своими сверстниками и с взрослыми. В школьном возрасте, когда душа открыта к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их нормам и морали .

Среди множества задач, поставленных перед образованием, особенно выделяется достаточно актуальная задача воспитания сознательной, самостоятельной и активной личности. Школьники, при включении в учебную деятельность обязательно учатся целенаправленно действовать и при выполнении учебных заданий, и при принятии решения о способах своего поведения. Зачастую действия учащихся имеют осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем школьники используют ранее приобретенный ими опыт.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие школьников отличается весьма заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают повелительные элементы, которые подкреплены указаниями, советами и требованиями учителя. Сознание детей фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения учащиеся исходят, в основном, из того, что не надо делать. Именно благодаря этому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся рассказать о них учителю. С этим же связана и другая их черта – особенно остро реагируя на недочеты в поведении своих сверстников, школьники часто не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе.



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!