СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно- нравственное воспитание детей с ОВЗ через кружковую работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование нравственных ориентаций личности происходит не только в процессе обучения, но и в ходе творческой, активной деятельности. Занятия кружка «Юный художник» – одна из форм обучения и духовно-нравственного воспитания ребенка через творчество. 

Просмотр содержимого документа
«Духовно- нравственное воспитание детей с ОВЗ через кружковую работу.»

Наиболее благоприятной средой для духовно – нравственного развития личности в современном образовательном пространстве является школа.

Формирование нравственных ориентаций личности происходит не только в процессе обучения, но и в ходе творческой, активной деятельности. Занятия кружка «Юный художник» – одна из форм обучения и духовно-нравственного воспитания ребенка через творчество. 

Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности детей школьного возраста. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности этой деятельности. Детский рисунок – это отражение внутреннего мира, переживаний маленького человека, отношения его к окружающему. В. А. Сухомлинский говорил: «…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.»  

С другой стороны, изобразительная деятельность может воздействовать на чувства и настроение ребенка, а значит, способна преобразовывать и духовный мир. Как руководитель кружка понимаю, что не каждый ученик станет великим художником, но через творчество создаю условия для того, чтобы каждый ребенок стал хорошим человеком.

С сентября 2024 г. в школе – интернате «Гармония» функционирует кружок «Юный художник». Изобразительная деятельность – язык внутреннего мира ребенка с ОВЗ, который играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка с ОВЗ - это радость познания и творчества.

Творческая деятельность играет важную роль в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а так же знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развить фантазию, творческое мышление, воображение и чувство прекрасного в созданном рисунке, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка с выходом на деятельность. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребенку преодолеть страх перед чистым листом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить яркие положительные эмоции, так как напоминают игру.

Зачастую у детей с ОВЗ отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. А работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

Одним из главных достоинств применения нетрадиционных техник считаю то, что результат изобразительной деятельности ребенка не может быть плохим, вне зависимости от его творческих способностей. Ведь работа каждого ребенка получается яркой, индивидуальной и неповторимой, что вызывает у детей чувство радости, гордости, уверенности в своих силах и дальнейшего желания творить.

Работа кружка направлена на развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами различных техник рисования. Для рисования мы уже использовали пальчики, ладошки, коктейльные трубочки, листочки деревьев, упаковочный материал «пупырка».

Формирование потребности и мотивации нравственного поведения осуществляется на занятии кружка по теме «Что могут краски».  Дети с помощью цвета передают свое отношение к хорошим и плохим поступкам, добрым и злым людям. 

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-школьника – это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери, отцу, бабушкам и дедушкам. Все дети любят своих родных людей. Они с любовью дарят им свои рисунки.

На занятиях кружка дети учатся удивляться многоцветию природы вокруг нас. Они восторженно смотрят на яркие краски осеннего клена под окном, на тревожное небо, сказочный иней, волшебный зимний лес и многое другое, чему не устаешь удивляться и восхищаться.

Духовно-нравственное воспитание – это глубокий, многолетний, целенаправленный педагогический процесс, одним из средств которого является творчество.

В перспективе считаю важным продолжать работу над повышением интереса у детей с ОВЗ к изобразительной деятельности.

В результате занятий кружковой деятельностью можно отметить, что дети становятся более доброжелательными, проявляют доброжелательность и заботливость, учатся отличать плохие поступки от хороших, проявлять прилежание в учебе, трудолюбие, бережливость, самостоятельность в выполнении обязанностей. Дети учатся верить в себя, добиваться успеха! У детей появляется чувство гордости за свою семью, свою малую родину, за свое Отечество.

Я думаю что, духовно-нравственное воспитание, как нельзя лучше подходит для социализации детей с ОВЗ. Ведь именно воспитание высоко- нравственных, высоко- духовных качеств личности помогает таким детям чувствовать себя полноценными членами общества, быть полноправными гражданами своей страны!