И.В.Мананникова
( МАОУ «Гимназия №7
имени святителя Питирима,
епископа Тамбовского»)
«Духовно-нравственное воспитание как источник формирования устойчивой системы ценностей обучающихся (из опыта работы)»
Огромный интерес педагогов к вопросам духовно-нравственного, религиоведческого и философского содержания обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания детям и подросткам помощи в социальной и психологической адаптации в условиях кардинальных изменений в политической и социально-культурной жизни наших граждан, глубокого социокультурного кризиса, сопровождающегося пропагандой насилия и распространением информации, разрушающей психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является утрата лучших отечественных культурных традиций и разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта.
Третьей причиной следует назвать снижение качества базового образования, а также необходимость организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения образования в области культуры, истории, словесности, искусства.
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Эти проблемы заставляют нас, педагогов, посмотреть на цели образования с другой стороны: мы должны не только обучать, но и духовно развивать, воспитывать своих учеников. Школьники, подростки, молодые люди постоянно оказываются перед выбором: какие ценности, какие идеалы принять. И долг педагогов и родителей помочь им сделать правильный выбор.
Цель образования в нашей гимназии имени святителя Питирима, епископа Тамбовского, в самом общем виде сформулирована следующим образом: формирование у учащихся цельного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, а также практических знаний, которые позволят будущим гражданам России реализовать свои возможности в новой социальной и экономической среде.
В соответствии с целью и задачами строится и содержание образования и воспитания. Содержание образования в гимназии определяется статусом общеобразовательной школы и единым государственным стандартом для всех школ России и дополняется гимназическим компонентом: предметом «Основы православной культуры» и блоком дополнительного образования, содержание которого обращено к традициям православной культуры.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал.
Изучение предмета «Основы православной культуры» способствует православному просвещению детей, знакомит их с родной верой, культурой, с христианскими святынями, нравственными ценностями, историческими и культурными памятниками. «Основы православной культуры» - это путешествие в духовный мир более чем тысячелетней культуры Руси. Знакомство с этим курсом способствует формированию у учащихся социальной и гражданской зрелости и подлинного патриотизма. На уроках используются эвристические и проблемные методы обучения, современные педагогические технологии, которые позволяют ученикам пропустить материал через себя, воспринять его живо и осознанно. Содержание курса отобрано в соответствии с учетом возможностей обучения младших школьников. Мы понимаем, что нельзя торопить ребенка с осознанием понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть постепенно подготовлено к общению с ее глубоким содержанием. На уроках дети много рисуют, играют, читают стихи. Главной задачей является научить детей видеть прекрасное в окружающем мире, различать добро и зло, а так же красоту нашей православной веры. Изучение основ православной культуры содействует не только общекультурному развитию обучающихся, но и формирует их социальную зрелость, воспитывает в них гражданскую ответственность, почтительное отношение к духовному наследию России, родителям, старшему поколению, нетерпимость к сквернословию, курению, наркомании, безразличию к страданиям людей.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок на уроках литературного чтения помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. Особая роль отводится этической беседе.
Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.
На уроках математики формирование у ребенка нравственных представлений осуществляется посредством разнообразных форм и методов работы, разъяснения понятий «хорошо» – «плохо», доступных для понимания, восприятия и осознания младшим школьником, а также использованием задач и разнообразных заданий нравственного содержания.
«Изобразительное искусство» и «Технология» в начальной школе включает великие и вечные темы, такие как «Материнство», «Мудрость старости», которые играют важную роль в воспитании учащихся. Также важна и тема «Сопереживание», которая помогает понять друг друга, почувствовать чужие радости и горести. Выполнение таких заданий формирует важные духовные качества: доброта, великодушие, сострадание.
Изучение окружающего мира позволяет решать задачу эмоционального развития у младших школьников, воспитания позитивного мышления, толерантного отношения к природе. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций, обучающиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также то, что предстает перед ними опосредованно.
Таким образом, формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Блок дополнительного образования представлен программами по духовному краеведению, духовному пению, ручному творчеству и музыке.
«Духовное краеведение» формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.
На первом и втором году обучения в основном используются:
игровые формы обучения: игра, спектакль, сказка;
творческие работы: рисунки, поделки, аппликации и т.п.;
просмотр мультфильмов или прослушивание музыкальных отрывков и целых постановок, рассматривание и обсуждение художественных полотен в альбомах и пособиях;
экскурсии в музеи города, к памятникам истории и культуры, посещение православного храма.
На третьем году обучения ведущую роль играют практические занятия:
экскурсии;
творческие работы (участие в школьных концертах и спектаклях, творческие проекты учащихся, работа со справочной и информационной литературой;
проблемно-поисковые методы организации учебно-воспитательной деятельности, например, решение проблемных ситуаций и вопросов.
На четвертом году обучения ребята способны уже подготовить проект (групповой и индивидуальный) по краеведению и на духовно-нравственные темы.
Программа «Монастырское шитье» предназначена для организации художественно-творческого процесса. Знакомство учащихся с удивительным миром древнего рукоделия – монастырским шитьем - необходимо для общего творческого развития, воспитания любви и уважения к труду, приобщения к культурным ценностям русского народа. В содержании программы учтены традиции Тамбовского края, особое внимание уделено эстетическому развитию, изучению культурного и духовного наследия данного вида рукоделия, изучению как древней, так и современной технологии монастырского шитья.
«Музыка внутри и вокруг нас». Программа предполагает охват широкого культурологического пространства, то есть выхода за рамки музыкального искусства (сведения из истории, произведений литературы, изобразительного искусства). Она направлена на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусства, общечеловеческим ценностям, через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыке, произведений композиторов – классиков, сочинений современных композиторов. Особый интерес представляют произведения композиторов черноземного края, среди которых и тамбовские.
«Духовное пение». Основная цель занятий по духовному пению – приобщить детей к культуре православия и церковного хорового пения, обогатить духовный мир ученика, развить вокально-хоровые навыки, культуру слушания духовной музыки. Значение предмета «Духовное пение» заключается в овладении элементарными навыками хорового церковного пения с учетом возможностей и способностей детей, что способствует не только музыкально-эстетическому образованию, но и духовно-нравственному развитию подрастающего поколения.
Система работы по духовно-нравственному воспитанию дает свои положительные результаты. Это видно из анализа проведенной диагностики нравственного и эмоционального состояния школьников, диагностики сформированности нравственных качеств (милосердия, послушания и трудолюбия), в которых показатели высокого уровня растут, а среднего и низкого уменьшаются. Это видно также из наблюдения за воспитанниками во внеурочное время, в межличностных отношениях, в умении разрешать конфликтные ситуации. Однако диагностика духовно-нравственного состояния учащихся показала, что необходимо вести более целенаправленную и систематическую работу по приобщению их к православной культуре, по развитию их нравственных качеств, применяя дифференциацию в работе с разными группами детей по формируемым качествам.
Таким образом, мы видим, что школа для ребёнка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет духовно-нравственное воспитание, органически вплетённое в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
В заключение хотелось бы сравнить наших воспитанников с цветком. Смотреть, как растёт маленький человек, - всё равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветёт, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда мы видим, каким замечательным человеком становится ребёнок.